Надзор за исполнением законодательства об охране здоровья граждан
(Инджиев В.)
(«Законность», 2006, N 10)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
В. ИНДЖИЕВ
В. Инджиев, прокурор управления прокуратуры Астраханской области.
Статья 41 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Однако на практике зачастую конституционное право граждан на охрану здоровья не соблюдается, пациенты для получения надлежащей медицинской помощи вынуждены самостоятельно приобретать лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в связи с тем, что их нет в лечебно-профилактических учреждениях, а качество оказанной медицинской помощи нередко оставляет желать лучшего.
Необходимо отметить, что вопросы исполнения законодательства об охране здоровья граждан находятся в поле зрения прокуратуры области уже длительное время. Но особую значимость надзор за исполнением названного законодательства начал приобретать в 2003 — 2004 гг., когда на территории области в результате незаконного заключения договоров обязательного медицинского страхования неработающего населения были факты «наложения» сфер деятельности страховых медицинских организаций, функционировавших в системе обязательного медицинского страхования (когда один и тот же человек оказывался застрахованным двумя страховыми компаниями). В целях исправления ситуации прокуратура области обратилась в арбитражный суд с исковыми заявлениями о признании сделок недействительными. В результате в судебном порядке были признаны недействительными 11 сделок, заключенных между страховыми компаниями и органами местного самоуправления в нарушение требований федерального законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Прокуратура области в указанный период выявляла факты нарушений федерального законодательства в деятельности органов государственной власти Астраханской области при разработке и принятии Территориальной программы обязательного медицинского страхования, тарифов на медицинские услуги и т. д. По всем выявленным фактам губернатору области были внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране здоровья граждан, законодательства об обязательном медицинском страховании, бюджетного законодательства. По результатам их рассмотрения выявленные нарушения устранены. В связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, повлекшим многочисленные нарушения в сфере обязательного медицинского страхования, председателю правления Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования (АОТФОМС) — заместителю главы администрации области, исполнительному директору АОТФОМС объявлены выговоры.
Тем не менее анализ состояния законности в сфере охраны здоровья граждан показал: несмотря на принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры, состояние здравоохранения остается сложным. В области из года в год отмечается рост числа заболеваний социального характера (туберкулез, сахарный диабет, онкологические, инфекционные, венерические заболевания, гемофилия), что ведет к росту уровня госпитализации. Есть проблемы в сфере обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами.
При этом сложившаяся ситуация не в последнюю очередь обусловлена субъективным фактором, когда негативные тенденции в сфере здравоохранения — следствие ненадлежащего исполнения соответствующими должностными лицами требований законодательства об охране здоровья граждан.
В этой связи прокуратура области в первом полугодии текущего года запланировала и провела проверку исполнения законодательства об охране здоровья граждан в части оказания бесплатной медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях г. Астрахани и области, органах государственной власти и местного самоуправления, контролирующих органах.
Прокуратура области разработала и направила горрайспецпрокурорам для использования в работе методические рекомендации «Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране здоровья граждан в части оказания бесплатной медицинской помощи», а также методические рекомендации по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего деятельность организаций, оказывающих платные услуги населению в сфере здравоохранения.
С районными прокурорами и их помощниками проведен семинар, в котором приняли участие специалисты Министерства здравоохранения области, управления Росздравнадзора по Астраханской области, Астраханского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что в проверке были задействованы лишь 9 из 18 районных прокуратур Астраханской области.
Результаты проверки оказались неутешительными.
На финансирование целевых программ в сфере здравоохранения фактически выделялся значительно меньший объем денежных средств, чем был предусмотрен их паспортами.
В частности, по областной целевой программе «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Астраханской области на 2003 — 2006 годы» в 2005 г. вместо запланированных 6860 тыс. руб. выделено лишь 650 тыс. Областная целевая программа на 2002 — 2005 г. «Онкология» в 2005 г. вообще не финансировалась. При этом причинами смерти основной части умерших как в 2004 г., так и в 2005 г. были болезни системы кровообращения (52% и 53% от общего числа умерших соответственно), новообразования (13% и 12,5%).
Из утвержденных бюджетной росписью 4150 тыс. руб., предназначенных для финансирования целевых программ в сфере здравоохранения, в 2005 г. было освоено 2557 тыс. руб. В январе-марте 2006 г. средства на финансирование целевых программ в сфере здравоохранения из областного бюджета не выделялись.
Выявлены факты недофинансирования лечебно-профилактических учреждений областного уровня.
Должностные лица Министерства здравоохранения области выявляли недостатки в деятельности аптечных учреждений области, по фактам выявленных нарушений руководителям аптечных учреждений были выданы предписания об их устранении. Однако какие-либо мероприятия по контролю за исполнением выданных предписаний не проводились.
Не в полном объеме используют предоставленные полномочия должностные лица управления Росздравнадзора по Астраханской области, осуществляющего функции государственного контроля в этой сфере.
Сотрудники управления при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий выявляют правонарушения, ответственность за которые предусмотрена КоАП. При проверке 26 февраля 2006 г. ООО «Биожени-клиник» установлено, что медицинская деятельность по специальностям «медицинский массаж», «иглорефлексотерапия», «физиотерапия», «мануальная терапия» осуществляется без лицензии на этот вид деятельности. Выявлялись нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности юридическими лицами и муниципальными учреждениями здравоохранения, в связи с чем деятельность лицензии приостанавливалась.
По выявленным нарушениям лицензионных требований и условий только в 2006 г. вынесено 15 предупреждений о возможном приостановлении действия лицензий. Однако к административной ответственности виновные не привлекались, информация об осуществлении предпринимательской деятельности в области здравоохранения без лицензии в правоохранительные органы не направлялась.
Население области недостаточно обеспечено лекарственными средствами в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения льготной категории граждан.
В 2005 г. уполномоченная организация по поставке лекарственных средств по Южному федеральному округу (ЗАО «СИА-Интернейшнл Лтд») поставила в область 60% необходимых лекарственных средств. Аналогичная ситуация сложилась в январе-феврале этого года, когда ЗАО поставило 46% необходимых лекарственных средств.
Количество и дислокация аптечных пунктов, работающих в системе дополнительного лекарственного обеспечения, не отвечают в полной мере потребностям населения области, что вызывает обоснованные жалобы.
Многочисленные нарушения законодательства об охране здоровья граждан, о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, о пожарной безопасности были выявлены в ходе проверок лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций, действующих на территории области.
Прокурор Черноярского района Астраханской области в ходе проверки установил, что пищеблок Черноярской центральной районной больницы находится в неудовлетворительном состоянии, в помещениях для хранения продуктов грязно, нет необходимого количества разделочного инвентаря, на момент проверки не было суточных проб, посуда в изношенном состоянии, для мойки посуды используется вода из системы теплоснабжения, ни один из 10 работников пищеблока не прошел аттестацию по профессиональной гигиенической подготовке, только 5 прошли медицинский осмотр. По этому факту прокурор района в отношении должностных лиц этого лечебно-профилактического учреждения возбудил два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.3 КоАП (виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа), внесено представление главному врачу.
Прокурор по надзору за исполнением федерального законодательства на Аксарайском газоконденсатном комплексе в ходе проверки установил, что аптека N 102 Государственного предприятия Астраханской области «Фармация-Астрахань» осуществляла свою деятельность с нарушением лицензионных требований (гигрометры в неработающем состоянии, не было дезинфекционных средств, работники не имели допуска врача к работе). По этому факту прокурор направил в арбитражный суд заявление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП (юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа), а также внес представление директору предприятия.
Выявлялись вопиющие факты неоказания либо ненадлежащего оказания помощи больным медицинскими работниками, повлекшие за собой гибель людей, иные тяжкие последствия.
Так, 14 октября 2005 г. в городскую клиническую больницу г. Астрахани был доставлен Д., который лишь после вмешательства родственников был помещен в больничную палату для оказания необходимой помощи. Бабушка Д., пришедшая на следующий день, обнаружила его мертвым. При этом никто из медицинского персонала о факте смерти Д. не был осведомлен, диагноз, ставший причиной летального исхода, — отек и набухание головного мозга — своевременно не поставлен, реанимационные мероприятия не проводились. По этому факту 27 февраля 2006 г. прокурор Трусовского района г. Астрахани возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 124 УК. В этой же больнице выявлено еще два подобных факта. Аналогичные случаи выявлены прокурорами Володарского и Ахтубинского районов Астраханской области, по всем фактам возбуждены уголовные дела.
В целом по результатам проверки райпрокуроры и аппарат прокуратуры области внесли 61 представление об устранении нарушений (в том числе министру здравоохранения Астраханской области, руководителю управления Росздравнадзора по Астраханской области, руководителям органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений), возбудили 23 дела об административных правонарушениях, 7 уголовных дел.
О состоянии законности в этой сфере проинформированы губернатор и председатель Государственной думы Астраханской области, мэр г. Астрахани. Состояние прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране здоровья граждан обсуждено 30 марта 2006 г. на расширенном заседании коллегии прокуратуры области.
Учитывая значимость и актуальность затронутых вопросов, а также то, что здравоохранение отнесено Президентом РФ к одному из приоритетных национальных проектов, прокуратура области уделяет особое внимание надзору за своевременным и эффективным исполнением на территории области законодательства об охране здоровья граждан, мероприятиям, направленным на реализацию национального проекта в сфере здравоохранения. Районные прокуроры ориентированы на необходимость системного надзора за ходом реализации национального проекта, в том числе за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на его финансирование. На контроле органов прокуратуры находится поставка в рамках национального проекта на территорию области санитарного автотранспорта и медицинского оборудования, а также готовность помещений лечебно-профилактических учреждений для его установки.
——————————————————————