Правила и порядок оказания платных медицинских услуг
(Фардетдинова Л. А.)
(«Медицинское право», 2013, N 4)
ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Л. А. ФАРДЕТДИНОВА
Фардетдинова Луиза Артуровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса НЧФ ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права» (г. Казань).
Статья затрагивает основные правила и порядок оказания платных медицинских услуг по законодательству Российской Федерации.
Ключевые слова: платные медицинские услуги, пациент, медицинские учреждения, предпринимательская деятельность, здравоохранение.
Rules and procedure of rendering paid medical services
L. A. Fardetdinova
The article touches upon the basic rules and procedure of rendering paid medical services in accordance with the legislation of the Russian Federation.
Key words: paid medical services, patient, medical institutions, entrepreneurial activity, health care.
Деятельность медицинских учреждений по предоставлению населению платных медицинских услуг является предпринимательской [1]. Данная работа не может быть отнесена к коммерческой деятельности, поскольку последняя преследует извлечение прибыли в качестве основной цели ее осуществления и полученная в ее результате прибыль распределяется между участниками. Согласно ст. 50 ГК РФ коммерческой деятельностью занимаются коммерческие организации, к которым медицинские учреждения не относятся.
Дальнейшее упорядочение практики предоставления пациентам платной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения представляется реальным не только при принятии соответствующих законов, но и при выполнении органами государственной власти и управления мероприятий, включенных в программу развития российского здравоохранения.
По действующему законодательству медицинские учреждения являются некоммерческими организациями, т. е. не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не распределяют полученную прибыль между участниками (членами), а используют ее для выполнения социальных и иных общественно полезных целей.
Кроме того, попытки придать медицинскому учреждению статус коммерческой организации не только противоречат действующему законодательству, но и влекут правовые последствия, предусмотренные законодательством. Так, коммерческая организация обладает общей правоспособностью, что позволяет ей совершать любые сделки, в том числе затрагивающие интересы и нарушающие права собственника и учредителей. В то же время некоммерческая организация обладает исключительно специальной правоспособностью, объем которой определяется целями деятельности конкретной организации, указанными в ее учредительных документах, т. е. юридические права такой организации ограничены, в том числе волей учредителя.
Деятельность некоммерческих организаций, к которым относится и медицинское учреждение, регулируется Законом РФ «О некоммерческих организациях» [2]. Согласно этому Закону, а также ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и извлекать из нее прибыль. Но при этом извлечение прибыли для них не может быть основной целью, а предпринимательская деятельность может осуществляться лишь постольку, поскольку такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, которыми являются решение социальных задач, ради чего они созданы, а сама предпринимательская деятельность этой некоммерческой организации соответствует ее целям.
В соответствии со ст. 298 ГК РФ право медицинского учреждения на ведение предпринимательской деятельности должно быть закреплено в его учредительных документах.
Платные медицинские услуги могут оказываться в государственных медицинских организациях при наличии специального разрешения органа управления здравоохранением. В соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями [3], платные медицинские услуги предоставляются при наличии у медицинской организации сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. При этом важно не просто наличие лицензии на медицинскую деятельность, выданной уполномоченным лицензирующим органом. В протоколах к лицензии должно содержаться точное название самой медицинской услуги или работы, входящей в лицензированную медицинскую деятельность. Более того, медицинская услуга, тем более на платной основе, должна исполняться только в тех структурных подразделениях, кабинетах, на тех рабочих местах, которые подвергались аккредитации в процедуре лицензирования и тем самым подтвердили свое соответствие лицензионным требованиям и условиям.
Разрешение на предоставление пациентам платных медицинских услуг теряет юридическую силу с момента приостановления действия или аннулирования сертификата и лицензии на медицинскую деятельность.
Выполнение вышеназванных Правил является обязательным для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательских институтов, государственных медицинских образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Платные медицинские услуги могут предоставляться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи и осуществляются в рамках договоров с гражданами или организациями, предприятиями, учреждениями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.
Предоставление платных медицинских услуг оформляется двусторонним договором между медицинской организацией и пациентом, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Перечисленные требования к содержанию договора определены законодательством как существенные условия договора и имеют значение в регулировании правоотношений сторон договора.
По требованию пациента медицинское учреждение обязано представить ему расчет стоимости оказанной услуги.
Оплата за медицинские услуги производится в учреждении банка или в самом медицинском учреждении с применением контрольно-кассовой машины или с использованием специальных бланков квитанции, являющихся документами строгой отчетности. Медицинское учреждение при осуществлении наличных расчетов обязано выдать пациенту кассовый чек или копию бланка квитанции, подтверждающие прием наличных денег [4].
Медицинские учреждения обязаны вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, которые установлены законами и иными правовыми актами РФ. Государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.
При оказании разовых платных услуг по инициативе пациента лечебно-профилактическое учреждение обязано уведомить пациента о возможности получения данной медицинской услуги бесплатно, если такая услуга предусмотрена программой государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи или целевыми комплексными медицинскими программами [1].
Итак, для оказания платных медицинских услуг медицинская организация обязана строго соблюдать следующие условия.
Право на занятие предпринимательской деятельностью, к которой относится и оказание платных медицинских услуг, должно быть записано в уставе медицинского учреждения. Статьей 52 ГК РФ установлено, что в учредительных документах некоммерческих организаций (к числу которых относится устав) должны быть определены предмет и цели деятельности данного юридического лица. Поэтому предоставленное в соответствии с ГК РФ некоммерческим организациям право заниматься предпринимательской деятельностью не может быть реализовано автоматически, без соответствующего закрепления в уставе.
Платные услуги должны оказываться в порядке и с соблюдением условий, которые предусмотрены законодательными и правовыми нормативными актами органов государственной власти и управления.
При организации платных услуг должны быть обеспечены государственные гарантии прав отдельных категорий граждан, в том числе работников отдельных отраслей производства, на бесплатную медицинскую помощь.
Перечень платных услуг не может быть распространен на Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, т. е. платные медицинские услуги могут являться только исключительно дополнительными к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи [5].
Не могут быть включены в перечень платных и услуги, входящие в утвержденные в установленном порядке федеральные и территориальные целевые медицинские программы.
Основаниями для оказания платных медицинских услуг являются: наличие сертификата и лицензии на соответствующие медицинские услуги, а также разрешения на предоставление платных медицинских услуг; выполнение в полном объеме учреждением территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью; отсутствие состояний, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами, осложнениями беременности и родами; отсутствие у граждан заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и социально значимых заболеваний; отсутствие у граждан установленных законодательством прав и льгот по медицинскому обслуживанию [6].
За невыполнение или ненадлежащее выполнение требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих медицинскую деятельность и предпринимательскую деятельность, в том числе Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, медицинская организация несет всю полноту ответственности и может быть лишена права на оказание платных медицинских услуг, а в отдельных случаях в установленном порядке — лицензии на медицинскую деятельность.
В соответствии с законодательством РФ медицинские учреждения несут перед пациентом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики, лечения, реабилитации, разрешенным к применению на территории РФ, а также в случае причинения вреда здоровью, жизни и имуществу пациента.
Любые претензии и споры, возникшие между пациентом или его законным представителем и медицинским учреждением при предоставлении платных медицинских услуг, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Одним из требований, предъявляемых органами управления здравоохранением к лечебно-профилактическим учреждениям при решении вопроса о выдаче им разрешения на оказание пациентам платных услуг, является четкое определение формы структурного подразделения, на которое может быть возложена эта сложная задача, затрагивающая многосторонние интересы как самого учреждения, так и пациентов. Это связано с тем, что от организационно-правовой структуры этого подразделения, его формы собственности зависят многие стороны их правоотношений, связанных прежде всего с их правоспособностью [1].
Наиболее целесообразной представляется организация в составе государственного медицинского учреждения отдельного структурного подразделения, занимающегося исключительно предоставлением пациентам платных медицинских услуг [7]. При этом у данного структурного подразделения должны быть отдельные помещения, оборудование, персонал. Такой подход к организации оказания платных медицинских услуг позволяет государственной медицинской организации выполнить, даже оказывая платные медицинские услуги, которые недоступны многим пациентам, свои не только профессиональные, но и морально-этические, деонтологические, психологические обязательства перед гражданами и минимизирует «напрягающий» общество социальный фактор.
Список литературы
1. Ямалеев Р. Г., Губайдуллин З. З. Медицинская деятельность в сфере предпринимательской деятельности: Учебное пособие. Казань: Медицина, 2004. С. 145 — 149.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 16.11.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 145.
3. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 194.
4. Тихомиров А. В. Медицинская услуга. Правовые аспекты: Монография. М.: Филинъ, 1996. С. 65.
5. Быкова Ж. Е. Правовое регулирование договорных отношений субъектов и участников ОМС (обобщение и научный анализ ответа) // Экономика здравоохранения. 2002. N 8 — 9. С. 50 — 52.
6. Правовые основы здравоохранения в России: Учебное пособие / Под ред. Ю. Л. Шевченко. М.: ГеотарМедиа, 2000. С. 21 — 23.
7. Кузин В. Ф. Некоторые аспекты совершенствования организации платных медицинских услуг населению // Здравоохранение. 2004. N 4. С. 36 — 43.
——————————————————————