Формирование правовой базы, регламентирующей лечение осужденных-наркоманов

(Каширин Р. М.) («Российский следователь», 2007, N 7)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ-НАРКОМАНОВ

Р. М. КАШИРИН

Каширин Р. М., преподаватель кафедры ОРД Псковского юридического института ФСИН России.

Институт принудительного лечения преступников был введен Уголовным кодексом РСФСР в 1922 г. и относился к мерам социальной защиты (ст. 46), в дальнейшем принудительное лечение было отнесено к мерам социальной защиты медицинского характера (ст. 24 УК РСФСР 1926 г.) и к мерам медицинского характера (ст. 62 УК РСФСР 1960 г. и ст. 97 УК РФ 1996 г. до декабря 2003 г.), что подчеркивает его отличие от института уголовного наказания. Если институт принудительного лечения преступников в отечественном праве появился достаточно давно и применялся он в основном в отношении лиц, страдающих алкоголизмом, то в связи с осложнением наркоситуации в стране уже с начала 60 — 70-х годов XX в. данная норма стала активно применяться и к наркоманам. Первое правовое положение данной категории осужденных было введено ст. 62 «Применение принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам или установление над ними попечительства» Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. При всей своей прогрессивности, данная норма не регламентировала срок принудительного лечения, что вызывало немало споров среди ученых и практиков <1>. Профессор А. Я. Гришко указывает, что при вынесении заключения о необходимости принудительного лечения медицинская комиссия может рекомендовать его сроки, что позволило бы более точно спланировать исправительно-лечебный процесс в ИТУ <2>. ——————————— <1> См.: Алферов Ю. А., Хмель А. П. Наркотизм осужденных: воспитательно-профилактическая функция ИТУ: Пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993. С. 7 — 8. <2> См.: Гришко А. Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов: Учебное пособие для учебных заведений МВД России. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. С. 51.

На практике срок принудительного лечения, сопряженного с исполнением наказания в виде лишения свободы, не ограничивался сроком назначенного судом наказания, т. е. принудительное лечение осуществлялось до полного выздоровления осужденного наркомана и прекращалось только по решению суда на основании комиссионного медицинского заключения. Согласно ч. 3 ст. 58 ИТК РСФСР администрация ИТУ обязана была принимать меры к продлению принудительного лечения осужденных-наркоманов, не излечившихся ко времени окончания срока наказания и освобождения из ИТУ. В таких случаях администрация на основании медицинского заключения входила в суд с представлением о продлении принудительного лечения данного лица в медицинском учреждении со специальным лечебным и трудовым режимом <3>. ——————————— <3> См.: Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1993 г.). М.: Юрид. лит., 1993. С. 46 — 47.

Однако законодательного перечня таких специальных учреждений не было, следовательно, это вызывало определенные сложности. Так, Н. П. Мальшаков указывал, что медицинскими учреждениями со специальным лечебным и трудовым режимом являются ЛТП или психоневрологические диспансеры по месту избранного им (осужденным) места жительства. Контроль за лечением и поведением данных лиц по месту жительства осуществляют наблюдательные комиссии и органы внутренних дел <4>. ——————————— <4> См.: Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу РСФСР / Под ред. и с предисл. Н. П. Мальшакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1979. С. 125 — 126.

В дальнейшем Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. в ст. 97 «Основания применения принудительных мер медицинского характера» раскрыл перечень лиц, которым судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, куда входили и осужденные, признанные нуждающимися в лечении от наркомании; указывал основания и случаи назначения принудительных мер медицинского характера; указал, что порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами. Законодатель указал цели применения принудительных мер медицинского характера (ст. 98 УК): — излечение больного; — улучшение его психического состояния; — предупреждение совершения новых преступлений. Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении от наркомании, был определен вид принудительного лечения — амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра (ст. 99 УК). Отметим, что закон говорил о «принудительном наблюдении и лечении у психиатра» лиц, страдающих наркоманией. Это не совсем точно: согласно официальной номенклатуре Министерства здравоохранения РФ принудительным лечением от наркомании занимается психиатр-нарколог, а не психиатр. Следует добавить, что принудительное наблюдение и лечение психиатр-нарколог осуществляет в наркологическом, а не в психоневрологическом диспансере. Законодателем был также четко указан порядок продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных-наркоманов (ст. 102 УК) и место исполнения принудительных мер медицинского характера — по месту отбывания лишения свободы (ст. 104 УК). Общий порядок исполнения наказания в отношении осужденных-наркоманов, связанный с применением мер медицинского характера, был определен в ст. 18 УИК России. В соответствии с данной правовой нормой учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, к осужденным наркоманам по решению суда применяют принудительные меры медицинского характера, и если во время отбытия наказания будет установлено, что осужденный является наркоманом, администрация ИУ направляла в суд представление о применении к осужденному принудительного лечения. Сам процесс лечения осуществлялся в специализированных лечебно-исправительных учреждениях, а также в медицинских частях исправительного учреждения по месту отбывания наказания на основании Инструкции по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма и наркомании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 3 августа 2001 г. N 229 <5>. ——————————— <5> См.: Инструкция по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма и наркомании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы Минюста Российской Федерации. Утверждена Приказом Минюста РФ от 3 августа 2001 г. N 229, с изм. от 31 октября 2001 г. // Российская газета. 2001. 5 сент.; 2002. 11 дек.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в действующий Уголовный кодекс внес существенное изменение, касающееся применения принудительных мер медицинского характера в отношении осужденных-наркоманов. В соответствии с внесенными в УК поправками данный правовой институт в отношении преступников-наркоманов был полностью упразднен. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ в действующий Уголовно-исполнительный кодекс было внесено изменение, в соответствии с которым к осужденным, больным наркоманией, учреждением, исполняющим наказание, в том числе в виде лишения свободы, по решению медицинской комиссии должно применяться обязательное лечение. Некоторые исследователи отмечают ряд негативных последствий такого законодательного решения. Во-первых, подобное серьезное решение, меняющее более чем 40-летнюю практику принудительного лечения наркоманов, принималось без серьезных научных исследований и изучения практики. Аргументы против такого лечения сводились фактически только к утверждениям о неэффективности самого лечения. Но, по сути, лечение как было, так и осталось недобровольным, выпав при этом из сферы судебной власти и оказавшись полностью в ведении учреждений УИС. Во-вторых, снизился уровень процессуальных гарантий прав лиц, к которым применяется обязательное лечение. Ранее решение о назначении принудительного лечения принималось судом, а теперь медицинскими комиссиями учреждений УИС. В-третьих, оказался сокращенным круг лиц, совершивших преступление и страдающих наркоманией, подлежащих соответствующему лечению, поскольку ст. 18 УИК России допускает применение обязательного лечения к осужденным к трем видам наказаний — ограничению свободы, аресту и лишению свободы, исполнение которых возложено на учреждения УИС. При этом два вида наказаний из трех перечисленных реально не применяются, так как не созданы условия для их исполнения и, соответственно, отсутствует практика применения обязательного лечения с учетом специфики исполнения этих наказаний <6>. ——————————— <6> См.: Полубинская С. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора, академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка А. Н. Сергеева. М.: Щит-М, 2005. С. 567 — 568.

Кроме того, внесенные законодателем в УК и УИК изменения входят в противоречие с положениями, предусмотренными Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Данный Закон в ч. 3 ст. 54 «Наркологическая помощь больным наркоманией» указывает: «Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению суда назначаются принудительные меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации» <7>. ——————————— <7> Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 янв.

Очевидно, что данные противоречия нуждаются в скорейшем устранении и приведении законов в соответствие друг другу. На наш взгляд, с учетом вышеизложенного необходимо внести изменения в ч. 3 ст. 54 и изложить ее в следующей редакции: «Больным наркоманией, находящимся под медицинским наблюдением и продолжающим потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющимся от лечения, а также лицам, осужденным за совершение преступлений и нуждающимся в лечении от наркомании, по решению медицинской комиссии назначаются меры медицинского характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации». Ретроспективный анализ законодательных актов, регламентирующих институт принудительного и обязательного лечения наркоманов, позволяет отметить важность попытки урегулирования применения данного института в рамках уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Несмотря на то что законодатель уже в первом УК меры социальной защиты медицинского характера отделил от иных мер принуждения, в первую очередь это касается наказания, он тем самым подчеркнул их специфику.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 янв. 2. Инструкция по организации принудительного амбулаторного лечения от алкоголизма и наркомании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исправительной системы Минюста Российской Федерации. Утверждена Приказом Минюста РФ от 3 августа 2001 г. N 229, с изм. от 31 октября 2001 г. // Российская газета. 2001. 5 сент.; 2002. 11 дек. 3. Алферов Ю. А., Хмель А. П. Наркотизм осужденных: воспитательно-профилактическая функция ИТУ: Пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1993. 4. Гришко А. Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов. Учебное пособие для учебных заведений МВД России. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 5. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1993 г.). М.: Юрид. лит., 1993. 6. Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу РСФСР / Под ред. и с предисл. Н. П. Мальшакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1979. 7. Полубинская С. В. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора, академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка А. Н. Сергеева. М.: Щит-М, 2005.

——————————————————————