Организационно-имущественные предпосылки туризма и отдыха

(Долинская Л. М.) («Цивилист», 2007, N 2)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Л. М. ДОЛИНСКАЯ

В 2007 г. принят ряд новых актов в сфере обеспечения отдыха и туризма и внесены изменения в уже действующие. Это: — Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 47 «О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка» <1> (начало действия документа — 05 или 07.02.2007); ——————————— <1> СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 758.

— Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» <2> (начало действия документа за исключением отдельных положений — 01.06.2007); ——————————— <2> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 833.

— Постановление Правительства РФ от 09.02.2007 N 90 «Об утверждении Типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» <3> (начало действия документа — 27.02.2007). ——————————— <3> СЗ РФ. 2007. N 8. Ст. 1009.

Эти акты приняты в целях обеспечения организационно-имущественных предпосылок конституционного права на отдых, в русле международной политики в области укрепления здоровья (Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Европейская концепция планирования здравоохранения в интересах населения, Оттавская хартия укрепления здоровья, Европейская политика достижения здоровья для всех), в целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, Основных направлений государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000 — 2010 гг. и задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г., а также выполнения Сводного плана по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.06.2006 N 838-р. Проблемы представляют нескоординированность принципов правового регулирования в актах различного уровня и различной отраслевой принадлежности, отсутствие четких и однозначных определений. Статья 37 Конституции РФ закрепляет за гражданами право на отдых. Оно раскрывается через гарантии работающим по трудовому договору установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. То есть дается явная отсылка к трудовому законодательству. В ст. 106 Трудового кодекса РФ предпринята попытка дать определение: «Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению». Далее в ст. 107 перечислены виды времени отдыха. В том же духе выдержаны остальные многочисленные статьи Кодекса, где присутствует упоминание понятия «отдых»: 2, 21, 41, 45, 57, 95, 100, 108 — 111, 152, 153, 186, 189, 212, 223, 224, 227, 258, 297, 299 — 301, 305, 329, 377. Получается, что отдых предоставляется только работающим и связывается в основном с перерывами различной длительности в процессе труда. Такой подход очень удобен, потому что снимает вопрос об организации отдыха детей, инвалидов и пенсионеров — слабо защищенных категорий населения, которые не могут сами финансировать свой отдых, а у государства на них обычно не хватает средств. Гораздо продуктивнее подход Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1 в ред. от 30.06.2003. Статья 17 Основ включает в меры обеспечения права на охрану здоровья, которым обладают все граждане России, наряду с другими охрану окружающей природной среды, создание благоприятных условий отдыха, воспитания и обучения граждан. Это соответствует ст. 41 и 42 Конституции, которые закрепляют права на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также поощряют деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Итак, при отсутствии четкого определения отдыха можно все же сделать выводы, что право на него принадлежит всем гражданам, декларируется и защищается на уровне законов, что он связан со здоровьем и экологией. Примечательно, что еще в 1969 г. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении санаторно-курортное лечение, организация отдыха, туризма и физической культуры были объединены в один раздел (VI). Согласно Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (ст. 25), а также на благоприятные условия труда (ст. 23). По части I Европейской социальной хартии, все работники имеют право на здоровые и безопасные условия труда (3); каждый имеет право на пользование благами, позволяющее обеспечивать хорошее состояние здоровья (11). На Европейской конференции по вопросам планирования и управления в Гааге (1984 г.) была разработана новая Концепция планирования здравоохранения в интересах населения. В Оттавской хартии укрепления здоровья (1988 г.) комплексная стратегия укрепления здоровья среди прочих включает аспект, связанный с переориентацией служб здравоохранения; предложено расширить рамки традиционных служб здравоохранения, предоставив им более широкие полномочия, уделять больше внимания вопросам здоровья населения, а не болезням. В мае 1998 г. на 51-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ провозглашен лозунг глобальной политики «Здоровье для всех в двадцать первом веке». В уставе ВОЗ здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В 2003 г. Приказом Минздрава РФ от 21.03.2003 N 113 утверждена Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Согласно Концепции, «охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых людей (5 — 7%), так и имеющих 1 — 2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55 — 70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих… концепция концентрирует и развивает указанные направления деятельности по охране и укреплению здоровья здорового населения, определяет основные направления развития экспресс-диагностики уровней здоровья, пути сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальных и популяционных систем оздоровительных технологий». В качестве основных принципов реализации Концепции среди прочих провозглашены: «- приоритет оздоровительных и профилактических мер в области общественного здравоохранения; — непрерывность оздоровительных мероприятий в течение всей жизни человека; — многоуровневый подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий с учетом как общих потребностей населения страны в целом, так и специфических особенностей населения различных регионов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп; — единство всей системы охраны здоровья независимо от территориальных и ведомственных разграничений; — единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы охраны и укрепления здоровья здоровых». В целях реализации Концепции охраны здоровья здоровых в РФ Приказом Минздрава РФ от 21.03.2003 N 114 утверждена отраслевая программа «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003 — 2010 годы». Для реализации цели «Здоровье для всех» Минздравсоцразвития России ставит задачи по всем элементам здоровья нации и направлениям его обеспечения. Разработана Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (решение коллегии Минздрава РФ от 24.06.2003 N 11). Минздравсоцразвития РФ планирует доработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект концепции Федеральной целевой программы «Развитие курортного дела в Российской Федерации на период 2008 — 2012 гг.». При всей значимости поставленных задач правовые акты им неадекватны. Постановление Правительства РФ от 09.02.2007 N 90 уже в названии делает упор на отдых граждан, а Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 47, теоретически заменившее Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 926 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха» <4>, отказалось от указания цели (обеспечение туризма и отдыха) как в названии, так и в основной части текста. ——————————— <4> О нем см. подробнее: Долинская Л. М. Аренда и национальные парки // Закон. 2005. N 3. С. 30 — 33.

Определение туризма содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ в ред. от 05.02.2007 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «…туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». В литературе предпринимаются попытки провести разграничения между отдыхом, путешествиями и туризмом по временному критерию. Для нас же ключевыми словами выступают «лечебно-оздоровительные», «рекреационные», «физкультурно-спортивные», так как охрана здоровья поднята Конституцией на высший уровень и оно является связующим звеном с понятием отдыха; лечебная физическая культура выступает как самостоятельная клиническая дисциплина и система методов лечения; наряду со спортивной медициной, реабилитацией (рекреацией, восстановительной медициной) и др. она входит во врачебно-физкультурную службу в широком смысле слова. В целях организации рекреационной деятельности, в т. ч. физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам могут предоставляться в аренду земельные участки в соответствующих функциональных зонах на территориях национальных парков (ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ в ред. от 04.12.2006 «Об особо охраняемых природных территориях»). Специальное правовое регулирование аренды таких участков наряду с указанными выше актами включает в себя земельное законодательство (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ), гражданское законодательство — в отсутствии специальных правил (ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ), акты Министерства природных ресурсов РФ — в части установления дифференцированного режима особой охраны (функционального зонирования) национальных парков (п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 47). В Постановлении Правительства РФ от 26.01.2007 N 47 не так четко как раньше определены объект договора аренды. Сейчас это «земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка: зона познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; рекреационная зона, в том числе предназначенная для отдыха, развития физической культуры и спорта; зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей» (п. 2 Правил подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 N 47). По Положению 1996 г. это были земельные участки, природные объекты, здания и сооружения (п. 2) на территориях национальных парков. По п. п. 2, 3, 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ — это земля, воды, недра, растительный и животный мир, историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке. То есть с позиций Гражданского кодекса — это имущество с особым правовым режимом (ст. 137 «Животные»), недвижимые вещи (ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи»), а по новым Правилам — только земельные участки. Что это означает: остальные объекты рассматриваются как принадлежность земельного участка (ст. 135, п. 2 ст. 611 ГК)? Или следует заключать отдельные договоры по правилам гражданского законодательства (§ 1 и 5 гл. 34 ГК «Аренда») или иным правилам? Исчезло существовавшее ранее ограничительное условие, касающееся оборотоспособности этих объектов (п. 4 старого Положения). Несколько улучшилась ситуация с характеристикой арендодателя: договор заключается территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (п. 7 Правил). Зато пропали требования к арендатору наличия лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка и представления проектной документации на все виды работ, осуществление которых предусматривается этой лицензией (ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ, п. п. 2 и 6 старого Положения) <5>. ——————————— <5> См. дополнительно: Приказ Росприроднадзора от 31.07.2006 N 265 «Об утверждении формы лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 46; Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 916 (в ред. от 03.10.2002) «Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков» // СЗ РФ. 1996. N 33. Ст. 3992.

Исчезло указание на особый порядок заключения договоров аренды: по результатам конкурса или аукциона, а если по истечении установленного срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе в дирекцию национального парка поступило только одно заявление, — заключение обычным путем (п. 6 старого Положения). В п. 4 Правил приведен перечень существенных условий договора. Это: предполагаемый размер и местоположение земельного участка (идентификация объекта договора, п. 3 ст. 607 ГК); разрешенный вид использования земельного участка и (или) разрешенные в соответствующей функциональной зоне национального парка виды деятельности (ст. 615 ГК); срок аренды (исчез верхний предел, установление которого в подзаконном акте противоречило ст. 610 ГК); требования к состоянию земельного участка по истечении срока аренды (ст. 622 ГК); основания расторжения договора аренды земельного участка в случае неисполнения установленных законодательством РФ требований (ответственность, санкции); размер арендной платы и срок ее внесения (ст. 614 ГК; раньше существовало указание на нижний предел — не ниже базовых размеров арендной платы, устанавливаемых соответствующими органами исполнительной власти при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности); осуществление строительства на земельном участке (для случаев, когда такое строительство допускается в соответствии с решением Правительства РФ); определение прав арендатора на имущество, создаваемое на земельном участке (раньше речь шла о праве собственности арендатора на воздвигнутые им в соответствии с проектной документацией объекты); запрет на субаренду (поднаем) земельного участка и передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу (перенаем), предоставление арендованного имущества в безвозмездное пользование, а также запрет на передачу арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив (в отличие от урегулированной ГК аренды в связи с особым режимом объектов и в интересах общества сужены правомочия распоряжения арендатора); ответственность сторон договора аренды земельного участка; иные условия, не противоречащие законодательству РФ. В основном они совпадают с прежней редакцией, некоторые из существовавших ранее трансформировались и (или) поглощены другими, но исчезли норма пользования (рекреационная нагрузка); права и обязанности сторон по обеспечению сохранности экологических систем, охране и защите арендуемых земельных участков, природных объектов; условия и порядок финансирования выполняемых арендатором лесохозяйственных, природоохранных и ресурсовосстановительных мероприятий на земельных участках, природных объектах; взаимоотношения арендаторов, осуществляющих разные виды пользования на одном земельном участке (п. 8 старого Положения). Это связано с изменением объектов договора, уходом от социального элемента в правовом регулировании (отказ от установления обязанностей арендатора перед третьими лицами, например, туристами, перед государством и обществом в целом, например, сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов). Объяснить изменение (часто в худшую сторону) правового регулирования аренды в национальных парках, резкое сокращение объема акта можно было бы тем, что это только Правила подготовки и заключения договора, а не указания или рекомендации по его содержанию, но в связи с тем, что Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 47 теоретически заменило Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 N 926, надо честно признать факт ухудшения правового регулирования, спровоцированное появление новой зоны правового вакуума. Прямо противоположной — положительной — оценки заслуживает Постановление Правительства РФ от 09.02.2007 N 90. Утвержденное им типовое концессионное соглашение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» <6> как акт в отношении недвижимого имущества, входящего в состав объектов социально-культурного и социально-бытового назначения, в том числе объектов, используемых для осуществления лечебно-профилактической, медицинской деятельности, организации отдыха граждан и туризма; объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ). ——————————— <6> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами, и по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ). Цели такого договора — привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, установление гарантий прав и законных интересов сторон концессионного соглашения (ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ). Четко очерчен субъектный состав концессионного соглашения: концедент — Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, от имени которого выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо орган местного самоуправления; концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два или более юридических лица. Порядок заключения соглашения — по результатам проведения конкурса или по решению концедента без проведения конкурса. В предмет соглашения входит обязательство концессионера за свой счет создать, создать и реконструировать, реконструировать определенное недвижимое имущество и осуществлять с его использованием деятельность в области спорта, организацию комплексного туристического обслуживания; деятельность молодежных туристских лагерей и туристских баз, прочую деятельность по организации отдыха (раздел I Типового концессионного соглашения). Концедент гарантирует, что объект соглашения передается концессионеру свободным от прав третьих лиц и иных ограничений прав собственности концедента на указанный объект (п. 3 Типового концессионного соглашения). В рамках соглашения концедент обязуется заключить с концессионером договор аренды или субаренды земельного участка, на котором располагается, будет расположен объект соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности по концессионному соглашению (п. 28 Типового концессионного соглашения). Получаемые права концессионера владеть и пользоваться имуществом, а также договор аренды или субаренды земельного участка подлежат государственной регистрации (п. п. 4, 31 Типового концессионного соглашения). Содержание договора усложняют различные правила в отношении отчуждения объектов и прав на них. Концессионер имеет право с согласия концедента передавать объект соглашения в пользование третьим лицам на срок, не превышающий срока действия соглашения, при условии соблюдения концессионером обязательств, предусмотренных соглашением (п. 40 Типового концессионного соглашения), но передача его в залог или полное отчуждение не допускается (п. 41 Типового концессионного соглашения). В то же время концессионер не вправе передавать свои права по договору аренды, субаренды земельного участка другим лицам и сдавать земельный участок в субаренду, если иное не предусмотрено договором аренды, субаренды земельного участка (п. 32 Типового концессионного соглашения). По соглашению сторон возможно предоставление концессионеру права застройки (п. 35 Типового концессионного соглашения). Концессионер обязан приступить к использованию (эксплуатации) объекта соглашения в срок, указанный в соглашении (п. п. 24, 66 Типового концессионного соглашения). Это условие сближает соглашение с другим инвестиционным договором — договором лизинга. Концессионер обязан осуществлять бесперебойную деятельность (п. 54 Типового концессионного соглашения), что сближает концессионное соглашение с использованием предприятия (см. нормы ГК о бесперебойной деятельности при продаже и аренде предприятия). Стороны устанавливают, что из полученных в результате осуществления деятельности по соглашению доходов и продукции, а также из созданного или приобретенного концессионером при исполнении соглашения является собственностью концессионера, а что переходит в собственность концедента (п. п. 42, 43 Типового концессионного соглашения). В качестве гарантий прав потребителей зафиксировано, что концессионер обязан предоставлять потребителям установленные нормативными правовыми актами льготы, в том числе по оплате товаров, работ и услуг, а также осуществлять реализацию производимых товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ним (п. п. 59, 60 Типового концессионного соглашения). Концессионная плата вносится концессионером в денежной форме — в твердой сумме, перечисляемой периодически или единовременно в соответствующий бюджет; в натуральной форме — путем передачи установленной доли продукции, доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности по соглашению; путем передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера; или в смешанной форме (п. 70 Типового концессионного соглашения). Соглашение прекращается: по истечении срока действия; по соглашению сторон; на основании судебного решения о его досрочном расторжении, в том числе по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой стороной условий соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами. К существенным нарушениям концессионером условий соглашения относятся: а) нарушение сроков создания, создания и реконструкции, реконструкции объекта соглашения; б) нарушение сроков исполнения обязательств по соглашению; в) использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, не установленных соглашением; г) нарушение установленных соглашением порядка распоряжения, использования (эксплуатации) объекта соглашения; д) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером своих обязательств по осуществлению деятельности в рамках соглашения, в том числе прекращение или приостановление концессионером соответствующей деятельности без согласия концедента; е) неисполнение или ненадлежащее исполнение Концессионером обязательств по предоставлению потребителям товаров, работ, услуг, в том числе несоответствие их качества требованиям закона и соглашения; и другие по усмотрению сторон (п. п. 106 — 108 Типового концессионного соглашения). О повышении публичности информации, в том числе в интересах потребителей, свидетельствует п. 113 Типового концессионного соглашения: соглашение, за исключением сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, подлежит размещению на официальном сайте концедента в сети Интернет или опубликованию в печатном средстве массовой информации. Концессионные соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения, в состав имущества которых входят объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, заключаются с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Сочетание актов гражданского законодательства, законодательства о здравоохранении, об основах туристской деятельности, об особо охраняемых природных территориях, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о концессионных соглашениях и др. весьма актуально в условиях массового создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа (см. например, Постановления Правительства РФ от 03.02.2007 N 67 — 72). С начала 90-х гг. XX в. в санаторно-курортном комплексе наметились неблагоприятные тенденции: снижение числа организаций (за 10 последних лет на 30%), числа мест в них (на 20%), численности оздоравливающихся в организациях санаторно-курортного комплекса (почти в 2,7 раза), перепрофилирование ряда из них в объекты бизнеса и развлечений, нерациональное использование, а подчас и ликвидация лечебной базы, сопровождаемая исходом высококвалифицированных специалистов в другие сферы, и т. д. И это в то время, когда показатели эффективности санаторно-курортного лечения при правильном выборе курорта и соблюдении показаний к направлению в конкретные здравницы очень высокие. Больные после долечивания в санатории в 3 — 4 раза чаще и в 1,5 — 2,5 раза быстрее возвращаются к труду. После курса санаторного лечения и оздоровления в 2 — 4 раза снижается уровень трудопотерь по болезни. Государство вновь обратило внимание на эту важную для здоровья нации сферу.

——————————————————————