Качество стоматологической услуги как правовая категория
(Бобровская Л. Н.)
(«Медицинское право», 2007, N 3)
КАЧЕСТВО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ УСЛУГИ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Л. Н. БОБРОВСКАЯ
Бобровская Л. Н., старший преподаватель кафедры права Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова.
Сложившаяся практика в области защиты прав пациентов в хирургической стоматологии и стоматологии ортопедической свидетельствует о том, что главное содержание претензий — качество оказываемой стоматологической услуги.
Сегодня все большее количество пациентов желают получить высококачественные услуги стоматологов, охотно идут на дорогостоящие операции, связанные с имплантологией — вживлением искусственного зубного корня. Ни протезирование, ни тем более имплантация не входят в гарантированный объем бесплатных медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096), а осуществляются на возмездной основе и зачастую по весьма высоким ценам.
Заметим, что первоначально пациент, моделируя в сознании предполагаемый результат оказываемой услуги, рассматривает в значительной степени ее как категорию экономическую, но как только происходит сбой и что-то начинает не соответствовать результативной составляющей, проблема сразу переходит в правовую область со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Причем заметим, что в понятие «сбой» можно включить широкий спектр негативных оценок — от неудобства пользования протезом, несоответствие цвета изготовленных металлокерамических протезов цвету расположенных рядом зубов до нежелания пациента по каким-либо только ему одному ведомым причинам продолжать далее следовать определенным этапам лечения, самостоятельно прервать это лечение, не достигнув наступления желаемого результата, а впоследствии предъявлять претензии качеству оказанной услуги.
Правовым критериям качества стоматологической услуги и посвящена данная статья: с одной стороны, чтобы защитить врача-стоматолога от несправедливых притязаний пациента, а с другой — защитить пациента от некачественных результатов недобросовестной работы при оказании медицинской помощи стоматологом.
Слабая законодательная разработка этого вопроса очевидна хотя бы на том основании, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит легального определения качества и потому Федеральный закон «О защите прав потребителей» является базовым правовым документом, в котором законодатель устанавливает, что следует понимать под интересующей нас правовой категорией. Между тем ст. 4 указанного Закона не разграничивает качество товара, работы, услуги, хотя как объекты рыночных правоотношений они обладают различными признаками и по-разному удовлетворяют потребности субъектов гражданских прав.
Если обратиться к международным стандартам ИСО 8402 и национальным стандартам ГОСТ 15467, то «качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые определяют их способность удовлетворять установленные или предполагаемые требования».
А в соответствии с глоссарием «Качество медицинской помощи. Словарь терминов и понятий», качество медицинской помощи — совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям (состоянию) пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии.
Исходя из этих положений, мы видим, что стоматологическая клиника практически не ограничена в выборе методов и используемых технологий; важен потребительский результат как цель, к которой стремится пациент, заметим, не имеющий специальных познаний о свойствах и характеристиках оказываемой ему услуги.
Безусловно, это накладывает на стоматологическую клинику дополнительную обязанность определить стандарт услуги своего медицинского учреждения, исходя из возможностей и, по сути, являющегося индивидуальным для каждого субъекта коммерческой деятельности с присущими лишь ему характеристиками качества.
Если учесть, что реализацией правоотношений по поводу качества стоматологической медицинской услуги будет являться договор, то не следует забывать, что договор возмездного оказания услуг является публичным и, по сути, заключается путем присоединения заказчика к тем стандартным условиям, которые разработаны в заданном для всех формуляре, когда вторая сторона не способна влиять на содержание договора и просто присоединяется к ним. Тем самым если качество работы не может быть определено в самом договоре по причине того, что различные виды стоматологических услуг предполагают свои нюансы качества, то договор обязательно должен содержать отсылку к иному документу, доступному для ознакомления пациенту, в котором имеются требования к стандарту услуги данной клиники. Заметим, что эти требования должны быть сформулированы предельно четко и конкретно и являть собой по сути некий предполагаемый план лечения, выполнение которого сторонами и приведет к наступлению желаемого результата. В этом отношении определенный интерес представляет «Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в условных единицах трудоемкости (УЕТ)», который должен быть использован в практике стоматологических клиник в рамках некой программы обязательных действий врача-стоматолога.
Следует напомнить и тот факт, что согласно ст. 128 ГК РФ сферой воздействия категории качества медицинской услуги в рамках договорных правоотношений будут выступать два объекта гражданских прав: первый — это сама услуга, как предполагающая наличие материального результата (например, имплантология), так и не имеющая его; и второй — это нематериальное благо — здоровье. Заметим, что каждый из этих объектов имеет индивидуально-определенные признаки, и в договоре необходимо согласовать воли и интересы сторон, памятуя, что требования о качестве оказанной услуги правомерны только и исключительно, если объектом правоотношения выбрано здоровье пациента.
И последнее. Стоматологическая помощь обладает определенной спецификой с точки зрения правового регулирования в тех случаях, когда ее оказание предполагает наличие определенного результата. Следовательно, правовое регулирование возмездного оказания услуг помимо главы 39 ГК РФ осуществляется нормами этого Кодекса, устанавливающими общие положения о подряде, бытовом подряде, если это не противоречит нормам главы 39 ГК РФ или особенностям предмета договора, а также Федеральным законом «О защите прав потребителей» и специальным законодательством. Безусловно, комплексный характер законодательства должен быть учтен при составлении договора в регламентации взаимоотношений «врач-стоматолог — пациент». При этом ГК РФ особо регулирует только следующие вопросы возмездного оказания услуг: их оплату и условия одностороннего отказа от исполнения договора (ст. ст. 781, 782 ГК РФ).
Таким образом, при разрешении спора о качестве стоматологической услуги в условиях отсутствия четких государственных стандартов, государственных сроков гарантии обязанность каждой коммерческой организации независимо от ее организационно-правовой формы иметь и согласовать с волей пациента:
1) Составленный в письменной форме и подписанный обеими сторонами договор;
2) Медицинскую карту стоматологического больного;
3) Заявление о согласии пациента на хирургическую стоматологию и протезирование; подписанную пациентом информацию об услуге, цель которой — разъяснить технику и методику, предупредить о возможных рисках и осложнениях;
4) В деталях согласованный план лечения, он также должен быть подписан пациентом; к существенным условиям плана следует отнести этапы обследования полости рта, обоснованность, сроки и алгоритм (стандарт) лечения;
5) Выданный пациенту гарантийный сертификат с уточненными правами и обязанностями сторон.
——————————————————————