К вопросу о судебно-экспертных методах идентификации личности неопознанных трупов в Кыргызской Республике

(Аманов А. Т.) («Российский следователь», 2008, N 13)

К ВОПРОСУ О СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ МЕТОДАХ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

А. Т. АМАНОВ

Аманов А. Т., адъюнкт Академии управления МВД России, ст. лейтенант милиции.

Как правило, когда исчерпаны оперативно-розыскные, следственные и информационно-справочные средства и методы установления личности неопознанных трупов, приходится обращаться к специальным знаниям сведущих лиц. В комплекс судебно-экспертных исследований могут входить медико-криминалистическая экспертиза на предмет выявления характера телесных повреждений и различные криминалистические исследования, такие как судебно-баллистические, трасологические, дактилоскопические и другие. По данным ИЦ МВД Кыргызской Республики, всего состоит на учете: неопознанных трупов 1010 (2005 г.), 1108 (2006 г.), 1214 (2007 г.), из них установлены личности 648 (2005 г.), 704 (2006 г.), 775 (2007 г.). Без вести пропавших граждан состоит на учете 1725 (2005 г.), 1863 (2006 г.). Не установлены личности неизвестных граждан 362 (2005 г.), 404 (2006 г.), 439 (2007 г.). Итого в Кыргызской Республике за последние 3 года (2005 — 2007 гг.) поставлено на учет 3332 неопознанных трупа, из них не установлены личности 1205, а это составляет более 1/3 из общего числа состоящих на учете неопознанных трупов. Из анализа статистики (за 2005 — 2007 гг.) можно выделить, что большое количество приходится на Чуйскую область (1437), г. Бишкек (693) и Иссык-Кульскую область (375). Меньше всего на учете в Баткенской (57) и Таласской областях (55). Средний показатель в Ошской (142), Джалал-Абадской (268) и Нарынской (99) областях. Прежде всего это объясняется существующими недостатками в работе по установлению личности <1>. ——————————— <1> См.: Данные ИЦ МВД КР на 9 января 2008 г., 8 января 2007 г. и 2006 г.

Сложность объекта идентификации, с одной стороны, и несовершенство базы данных по без вести пропавшим — с другой, объективно предопределяют комплексный подход к экспертным исследованиям и выборке идентификационной информации по неопознанным трупам, ее хранению и оперативному использованию. Среди экспертных исследований неопознанных трупов ведущая роль отводится судебно-медицинскому исследованию. Одним из наиболее важных вопросов диагностического характера является возраст потерпевшего, позволяющий по этому основанию выбрать из числа без вести пропавших конкретного индивида. Определение возраста в судебно-медицинской практике проводится по различным методикам применительно к различным возрастным группам: новорожденные, малолетние, несовершеннолетние, средний возраст, пожилые и престарелые люди. В основном возраст определяется предположительно по внешнему виду, что приводит к ошибкам при гнилостных изменениях и невозможно при скелетированном трупе <2>. Более точно возраст вычисляется по степени стертости жевательной поверхности, состоянию корней и пульповых камер постоянных зубов <3>. Установление возраста в зависимости от сохраненности жевательной поверхности и состояния корней зубов все еще производится и положительно зарекомендовало себя в Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы (далее — РБСМЭ) г. Бишкек. ——————————— <2> Воропаев Г. С. Проблемы идентификации неопознанных трупов в криминалистике: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.09. Владивосток, 2001. С. 97. <3> Дмитриев И. Б. Отождествление личности по зубам // Судебно-медицинская экспертиза и криминалистика на службе следствия. Вып. N 5. Ставрополь, 1967.

Определение возраста по черепу, роста по бедренным костям судебно-медицинскими экспертами РБСМЭ Кыргызской Республики производится также по методике Пашкова и Звягина, как и в России. Определение возраста возможно по черепу путем изучения состояния черепных швов. Швы черепа с возрастом становятся менее выраженными в результате зарастания, которые развиваются изнутри кнаружи в определенной последовательности, как по времени наступления, так и по месту возникновения. Программы, используемые для фотосовмещения черепа устанавливаемого потерпевшего с фотографией предполагаемого без вести пропавшего, в Кыргызстане старые, еще с советских времен, и требуют трудоемкого предварительного чертежного процесса. Хотя в России уже используют такие программы, как «TADD» и другие современные компьютерные программы фотосовмещения. Следует согласиться с мнением В. Н. Исаенко, что судебно-медицинские эксперты, в свою очередь, определяют объем работы по так называемым криминальным и некриминальным трупам, обычно исследуя последние в минимальных объемах <4>. Хотя в них и есть доля нераскрытых убийств. ——————————— <4> Исаенко В. Н. Идентификация неопознанных трупов // Законность. 2001. N 6.

Остро стоит проблема по кадровому обеспечению медико-криминалистического отдела в РБСМЭ, по всей 5-миллионной стране всего лишь 4 медика-криминалиста. Предусмотрены штаты в Бишкеке, в Ошской, Иссык-Кульской и Нарынской областях. В случаях сильного естественного или механического изменения неопознанных трупов наиболее эффективной была бы генотипоскопическая экспертиза, но данный вид экспертизы не производится в Кыргызской Республике в силу отсутствия базы ДНК-образцов. При необходимости правоохранительные органы обращаются с соответствующим запросом в соседнюю Республику Казахстан, г. Алма-Аты, где производятся генетические исследования на установление родства. По делу об убийстве китайских челноков, с последующим их сожжением в Нарынской области, устанавливали личности генотипоскопическим методом специалисты из Китая. Планируется создание частной ДНК-лаборатории в г. Бишкеке при поддержке фонда «Манас», но это еще на стадии проекта. В настоящее время в России и во многих западных странах уже накоплен определенный опыт в этом направлении. При обнаружении трупа с признаками насильственной смерти первостепенное значение приобретает информация, свидетельствующая об орудии убийства. Изучение практики и научной литературы по вопросам судебно-медицинской экспертизы трупа показало, что сложность его состояния не является препятствием для обнаружения на стенках раневых каналов, проходящих через кожу и одежду, выявления микрочастиц и отдельных волокон. При рентгенографическом исследовании головы трупа удается обнаружить дробины, пули и другие предметы, зерна пороха. В тканях при микроскопическом исследовании в отраженном свете также возможно установление зерен пороха. Экспертная практика накопила достаточное количество методик по восстановлению папиллярного узора гнилостно измененных трупов. Опознавательные карты на неопознанные трупы и на лиц, пропавших без вести, направляемые в ИЦ МВД Кыргызской Республики, иногда заполняются небрежно, многие необходимые для идентификации личности признаки не вносятся <5>. Порой эти признаки необходимы для производства экспертиз. ——————————— <5> Аманов А. Т. Состояние и перспективы деятельности по установлению личности неопознанных трупов в Кыргызской Республике // Актуальные проблемы расследования преступлений: Сборник кафедры УОРП, Академия управления МВД России. М., 2005.

В настоящее время продолжает оставаться достаточно актуальной проблема получения идентификационной информации по скелетированному трупу.

——————————————————————