Актуальные вопросы изучения медицинского права в учебном курсе подготовки специалистов медицинской отрасли
(Москаленко В. Ф., Грузева Т. С., Гревцова Р. Ю.)
(«Медицинское право», 2008, N 4)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА
В УЧЕБНОМ КУРСЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОТРАСЛИ
В. Ф. МОСКАЛЕНКО, Т. С. ГРУЗЕВА, Р. Ю. ГРЕВЦОВА
Москаленко В. Ф., член-корреспондент АМН Украины, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Украины, ректор Национального медицинского университета им. А. А. Богомольца, заведующий кафедрой социальной медицины и здравоохранения (Украина, г. Киев).
Грузева Т. С., доктор медицинских наук, профессор кафедры.
Гревцова Р. Ю., кандидат юридических наук, президент Украинской медико-правовой ассоциации.
Сегодня, когда все больше внимания уделяется правам человека в области здравоохранения, повышается требовательность населения к качеству медицинской помощи, внедряются новые медицинские технологии, знание медицинского права является залогом успешной деятельности каждого врача. Это обусловливает обязательное включение медико-правовых вопросов в учебный курс подготовки специалистов медицинской отрасли.
В настоящий момент их преподавание в высших медицинских учебных заведениях Украины осуществляется в программах нескольких учебных дисциплин, включая основы права, судебную медицину, социальную медицину и организацию здравоохранения. В каждой из программ делается акцент на специфические, наиболее характерные для этой дисциплины правовые аспекты. Вместе с тем существует насущная необходимость в изучении правовых основ организации здравоохранения и осуществления медицинской деятельности в рамках интегрированной, комплексной дисциплины «Медицинское право».
В связи с внедрением в учебный процесс и преподаванием дисциплины «Медицинское право» возникает целый ряд вопросов, требующих должного внимания и правильного решения. В данной статье мы изложим некоторые соображения, возникшие у ее авторов относительно этих вопросов.
1. Вопрос о сущности и направленности курса «Медицинское право».
Медицинское право как учебная дисциплина призвана не только помочь будущему врачу изучить законодательство в области здравоохранения, но и дать ему знания о медицинском праве как о формирующейся отрасли права Украины, а также как о науке.
Как справедливо отмечают исследователи, говоря о тех или иных юридических дисциплинах (например, о гражданском праве, что, однако, справедливо и для медицинского права), «предметом обучения должно быть правоведение, а не законоведение» [1, С. 65]. Поэтому преподавание дисциплины «Медицинское право» должно быть нацелено не только на то, чтобы студенты получили представление о действующем законодательстве, регулирующем осуществление медицинской деятельности в Украине, но и узнали о взглядах на те или иные правовые проблемы организации здравоохранения и оказания медицинской помощи, об оценке различных явлений правовой действительности с точки зрения науки медицинского права, о задачах этой науки в современных условиях, в том числе в контексте взаимодействия с биоэтикой, и т. д.
Следует отметить, что вопросы, входящие в предметную область медицинского права Украины, урегулированы достаточно большим количеством законов и подзаконных актов. Естественно, в ходе изучения дисциплины «Медицинское право» ознакомить студентов со всеми актами действующего законодательства, регулирующими отношения, которые возникают в связи с организацией здравоохранения и осуществлением медицинской деятельности, не представляется возможным. Вместе с тем необходимо обеспечить ознакомление будущих медиков с соответствующими специальными законами (в первую очередь Законом Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении»), подзаконными актами, имеющими принципиальное значение для понимания основных институтов медицинского права (например, приказами МОЗ Украины, касающимися трансплантации органов и тканей, репродуктивного воспроизведения человека и т. д.), а также с принципами работы с нормативно-правовыми актами (прежде всего относительно их поиска).
Необходимо обратить внимание и на то, что систему здравоохранения Украины и соответственно законодательство Украины о здравоохранении, ожидают кардинальные изменения, прежде всего связанные с вероятным внедрением общеобязательного государственного социального медицинского страхования. Поэтому студента необходимо ознакомить с возможными направления его развития.
Что касается правовой природы медицинского права, то на сегодняшний день в Украине, как и во многих других европейских странах, наметилась тенденция к выделению медицинского права в самостоятельную отрасль права. По нашему мнению, будущее медицинского права Украины усматривается именно в его развитии как самостоятельной отрасли права. В настоящее время медицинское право как отрасль в системе права Украины находится в стадии формирования.
В стадии формирования находится и наука медицинского права.
К первоочередным задачам отечественной науки медицинского права следует отнести совершенствование понятийного аппарата, а также выработку концепции развития медицинского права и законодательства о здравоохранении Украины. Выполнение этих задач невозможно без анализа зарубежной доктрины медицинского права, законодательства о здравоохранении зарубежных стран, а также международно-правовых актов и других международных документов (документов ВОЗ и т. д.) [2]. Сегодня, в эпоху глобализации человеческой жизнедеятельности и одновременно возникновения «новых угроз, которые имеют глобальный характер и требуют объединения усилий на международном уровне для их преодоления» [3, С. 10], это становится особенно актуальным. Поэтому студенты-медики должны быть осведомлены о тех вызовах, которые стоят перед наукой медицинского права (и перед практической деятельностью), и о возможных ответах на них.
По нашему мнению, опираясь на прочные теоретические основы, курс медицинского права должен иметь четкую практическую направленность, давать возможность будущим медикам овладеть знаниями, позволяющими решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях с пациентами и другими субъектами медицинского права, исходя из норм действующего законодательства, медицинской этики и деонтологии.
2. Вопрос о месте медицинского права в системе профессиональных знаний и его связи с другими учебными дисциплинами.
Освоение дисциплины «Медицинское право» требует предварительного изучения и осмысления большинства клинических дисциплин, дисциплин социально-экономического и философского направления, формирования у студентов мировоззренческих основ современного врача и глубоких профессиональных знаний. Исходя из этого представляется целесообразным преподавать медицинское право на старших курсах медицинских вузов.
Принципиально, чтобы медицинское право преподавалось после изучения студентами дисциплины «Основы права», которая в настоящее время преподается на младших курсах медицинских вузов Украины. Вместе с тем желательно, чтобы между изучением этих дисциплин не было большого перерыва. В любом случае преподавателю, читающему курс медицинского права, необходимо напомнить студентам некоторые ключевые понятия теории права, а также уголовного, гражданского и административного и прочих отраслей права, общие сведения о которых студенты почерпнули в ходе изучения основ права.
Целесообразным представляется преподавание медицинского права по кафедре социальной медицины и организации здравоохранения. В перспективе возможно создание кафедр медицинского права либо медицинского права и биоэтики, как это сделано в ряде зарубежных стран, например в Российской Федерации, где еще в 1995 г. в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова была создана первая в стране самостоятельная кафедра медицинского права [4, С. 5].
Внедряя курс «Медицинское право» и определяя его содержание, необходимо иметь в виду и возможность введения в программу спецкурсов по отдельным медико-правовым вопросам (например, «Право интеллектуальной собственности в медицине», «Международно-правовая регламентация права на охрану здоровья», «Правовые и этические проблемы биомедицинской деятельности»). Курс «Медицинское право» должен заложить прочный фундамент для изучения этих дисциплин, а спецкурсы — углубить знание и понимание студентами актуальных медико-правовых проблем.
3. Вопрос о содержании курса «Медицинское право» и количестве часов, отводимых на его изучение.
Одним из ключевых вопросов, возникающих в связи с внедрением в учебные планы дисциплины «Медицинское право», является вопрос о содержании программы, по которой будет преподаваться эта дисциплина.
Представляется, что в программу новой дисциплины следует включить изучение: понятия и особенностей медицинского права, правовых основ организации здравоохранения, способов правового регулирования занятия медицинской деятельностью, правового и этического статуса пациентов и медицинских работников, правовых проблем медицинского вмешательства, правовых вопросов обеспечения населения лекарственными средствами, юридических аспектов оценки качества медицинской помощи, организации и проведения медицинских экспертиз, правового регулирования предоставления отдельных видов медицинской помощи, медико-правовой документации учреждений здравоохранения, ответственности за правонарушения в сфере здравоохранения, юридических механизмов защиты прав и законных интересов субъектов медицинского права. Некоторые из этих вопросов входят в предмет изучения других дисциплин, однако в курсе медицинского права предполагается их изучение в проблемном аспекте.
Особое внимание планируется уделить вопросам правового и этического статуса пациента и медицинского работника. Изучение вопросов прав пациента предполагается проводить как в широком контексте прав человека в области здравоохранения, так и в плоскости практических взаимоотношений между лечебно-профилактическим учреждением, медицинским работником и пациентом. В отношении курса по медицинскому праву вполне справедливо утверждение Дж. Р. Уильямса, касающееся курса по медицинской этике, основанного на концепциях, принятых странами — членами Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) [3, С. 10]. По его словам, «данный курс ВМА по медицинской этике можно считать успешным, только если он поможет подготовить студентов-медиков и врачей к решению многочисленных этических проблем, возникающих в каждодневной работе, и нахождению эффективных способов приоритетного учета интересов пациента» [3, С. 11].
Вместе с тем необходимо уделить достаточно внимания вопросам защиты прав и законных интересов врача и учреждения здравоохранения, которые нередко нарушаются другими субъектами медицинского права.
Ниже предлагаем примерный тематический план дисциплины «Медицинское право» для студентов высших медицинских учебных заведений:
N Тема Лекции Семинарские/
(к-во практические
учеб. занятия
часов) (к-во учеб.
часов)
1 Общие положения медицинского права 2 2
2 Регламентация права на жизнь и охрану 2 2
здоровья в законодательстве Украины и
международном праве
3 Правовые основы организации 2 2
здравоохранения. Правовое регулирование
занятия медицинской и фармацевтической
деятельностью
4 Правовой и этический статус пациента 4 2
5 Правовой и этический статус медицинского и 2 2
фармацевтического работника
6 Правовой статус учреждений здравоохранения 2 2
разных форм собственности
7 Правовые вопросы медицинского 2 4
вмешательства. Информированное согласие
на медицинское вмешательство
8 Информация и документация в 2 4
медицинской деятельности
9 Правовые вопросы обеспечения населения 2 2
лекарственными средствами и изделиями
медицинского назначения
10 Правовые вопросы обеспечения санитарно — 2 2
эпидемиологического благополучия
населения
11 Правовая охрана репродуктивного 2 2
здоровья населения
12 Правовые вопросы трансплантации и донорства 1 1
13 Правовые аспекты медико-биологических 1 1
экспериментов на людях
14 Правовые вопросы предоставления 2 2
психиатрической помощи
15 Правовые аспекты качества предоставления 2 2
медицинской помощи (медицинской услуги)
16 Юридическая ответственность за 4 4
правонарушения в области здравоохранения
17 Юридические средства защиты прав и 2 4
законных интересов субъектов медицинского
права
Всего 36 40
По нашему мнению, изучение курса «Медицинское право» должно осуществляться в течение двух семестров. Оптимальной формой контроля является зачет после первого семестра и экзамен по окончании изучения дисциплины.
4. Вопрос о требованиях к знаниям и умениям студентов.
Представляется, что, изучив курс медицинского права, студент должен знать: основные понятия и концептуальные положения медицинского права, основы взаимодействия медицинского права с другими отраслями человеческой жизнедеятельности и науки (биоэтикой и т. д.); законы и иные нормативно-правовые акты Украины, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере; права и обязанности пациента, медицинского работника и учреждения здравоохранения; ответственность субъектов медицинского права за правонарушения в сфере здравоохранения, в первую очередь ответственность медицинских работников за правонарушения, совершенные при осуществлении ими своей профессиональной деятельности; алгоритмы действий медицинского работника, направленных на обеспечение защиты прав и законных интересов пациента в учреждении здравоохранения, а также на профилактику и защиту прав и законных интересов медицинских работников и учреждений здравоохранения от возможных нарушений со стороны других субъектов медицинского права; основные правовые проблемы предоставления медицинской помощи и взгляды на пути их решения; основные сведения о медицинском праве зарубежных стран.
Что касается умений и навыков, то представляется, что по окончании изучения дисциплины «Медицинское право» студент должен уметь: анализировать законы и иные нормативно-правовые акты Украины, регулирующие организацию здравоохранения и осуществление медицинской деятельности, международно-правовые акты и международные документы в этой сфере; давать оценку локальным нормативным актам и документам правового характера, с помощью юриста составлять проекты таких актов и документов; применять нормы действующего законодательства Украины при осуществлении своей профессиональной деятельности; решать правовые ситуации на практике. Для достижения такого результата особое внимание следует уделить решению ситуационных задач и рассмотрению образцов документов правового характера на семинарских (практических) занятиях. Усвоению проблемных вопросов медицинского права будет способствовать отведение оптимального количества часов на самостоятельную работу студентов, написание рефератов по таким вопросам. Это идет в русле реализации основных положений Болонской системы.
Приверженность Украины евроинтеграционному вектору развития, растущая мобильность медицинских работников, тесные профессиональные и научные контакты требуют преподавания медицинского права на таком уровне, который бы позволил будущим специалистам четко усвоить концептуальные основы медицинского права в его мировом контексте, научиться анализировать действующее законодательство, в том числе с помощью сравнительно-правового метода, выработать навыки практического применения полученных знаний и привычку самостоятельной работы, постоянного повышения своей квалификации. Это является неотъемлемой составляющей высшего образования в развитых зарубежных странах и, безусловно, справедливо в отношении преподавания медицинского права.
5. Вопрос о кадровом обеспечении преподавания медицинского права в высших медицинских учебных заведениях Украины.
Учитывая достаточно высокие требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов, принципиально важным представляется вопрос о квалификации преподавателя дисциплины «Медицинское право».
В идеале медицинское право должен преподавать либо специалист, имеющий два высших образования (медицинское и юридическое) и к тому же юридическую практику, либо юрист, имеющий высокий уровень теоретической подготовки и в особенности значительный практический опыт в области предоставления правовой помощи субъектам медицинского права, что позволяет ему глубоко понимать специфику медицинской деятельности и проблемы ее правового обеспечения. На сегодня таких специалистов в нашей стране немного.
Большое значение имеет создание в стране школы медицинского права (например, в Российской Федерации такую школу создал президент Национальной ассоциации медицинского права, заведующий кафедрой медицинского права Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, чл.-кор. РАМН, профессор Ю. Д. Сергеев).
Сотрудничество между медицинскими и юридическими учебными заведениями, в том числе создание соответствующих межвузовских центров, взаимодействие с общественными организациями в области здравоохранения, образования и медицинского права.
Необходимо отметить, что в процессе преподавания интегрированной дисциплины «Медицинское право» кроме специалистов юридического профиля должны быть задействованы специалисты общегуманитарного и, конечно же, медицинского направлений. В ходе преподавания медицинского права необходимо активнее внедрять практику приглашения для чтения лекций по отдельным темам специалистов по конкретным вопросам (специалистов в области биоэтики, юристов-практиков, например судей) и т. д. Такая практика принята во многих зарубежных университетах. И безусловно, все вышеупомянутые специалисты должны быть задействованы в разработке программ по медицинскому праву, их оценке и усовершенствовании.
Учитывая значимость предмета и интегральный характер медицинского права, оно должно стать одной из важнейших дисциплин в курсе подготовки специалистов медицинской отрасли.
Литература
1. Цивiльне право Украiни: Академiчний курс: Пiдруч.: У 2 т. / За заг. ред. Я. М. Шевченко. 2-ге вид., доп. i перероб. К.: Видавничий Дiм «Iн Юре», 2006. Т. 1. Загальна частина.
2. Москаленко В. Ф., Грузева Т. С., Iншакова Г. В. Право на охорону здоров’я у нормативно-правових актах мiжнародного та европейського рiвня. К.: Книга-плюс, 2006.
3. Москаленко В. Ф., Грузева Т. С. Сучаснi глобальнi загрози громадському здоров’ю // Охорона здоров’я Украiни. 2007. N 2.
4. Сергеев Ю. Д. и др. Первой в России кафедре медицинского права — 10 лет / Научные труды II Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Москва, 13 — 15 апреля 2005 г. / Под ред. член-кор. РАМН, проф. Ю. Д. Сергеева. М.: НАМП, 2003.
——————————————————————