Проблемы правового регулирования труда спортивных тренеров
(Шевченко О. А.) («Спорт: экономика, право, управление», 2008, N 3)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА СПОРТИВНЫХ ТРЕНЕРОВ
О. А. ШЕВЧЕНКО
Шевченко О. А., преподаватель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА, кандидат юридических наук.
Легальное определение тренера содержится в ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Спортивный тренер — это физическое лицо, имеющее соответствующее среднее профессиональное образование или высшее профессиональное образование и осуществляющее проведение со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий, а также осуществляющее руководство их состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов. Статьей 348.1 ТК РФ предусмотрено, что трудовая функция тренеров состоит в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов. Возникает вопрос: о каком специальном образовании в Законе идет речь, является ли тренер педагогическим работником? Минздравсоцразвития России Приказом от 12 мая 2008 г. N 225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта» утвердило профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, сформированные в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Так, предусмотрены профессиональные квалификационные группы должностей первого, второго, третьего и четвертого уровней (в частности, тренер-администратор, тренер-инженер, государственный тренер). По данным группам Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы. В Постановлении Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации» <1>, продолжающем действовать наряду с Приказом от 12 мая 2008 г. N 225н, должность спортивного тренера обозначена как тренер-преподаватель по спорту и инструктор-методист физкультурно-спортивных организаций. ——————————— <1> Постановление Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 (в ред. от 18 февраля 2000 г.) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации» // Межведомственный информационный бюллетень. 2005. N 27.
В соответствии с названным Постановлением Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 <2> тренер-преподаватель по спорту проводит групповые и индивидуальные занятия, проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения руководству учреждения по ее совершенствованию. ——————————— <2> Постановление Минтруда РФ от 22 января 1993 г. N 8 (в ред. от 18 февраля 2000 г.) «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников физической культуры и спорта Российской Федерации» // Межведомственный информационный бюллетень. 2005. N 27.
Государственный тренер сборных команд в соответствии с Приказом Комитета РФ по физической культуре и спорту от 21 августа 2002 г. N 243 <3> назначается на должность коллегией Росспорта. С ним заключается трудовой договор сроком на 4 года с Центром спортивной подготовки сборных команд Росспорта. ——————————— <3> Приказ Госкомспорта РФ от 21 августа 2002 г. N 243 «О должности «Государственный тренер сборных команд» // См. официальный сайт Росспорта: www. rossport. ru.
Главный тренер несет всю полноту ответственности за уровень подготовки и результаты выступления на соревнованиях спортсменов — членов команды, реализацию комплексных целевых программ подготовки, планов подготовки, организацию учебно-тренировочных сборов и участие в международных соревнованиях, за воспитательную работу и психологический климат в сборной команде. Тренер сборной команды России разрабатывает и реализует индивидуальный план подготовки, принимает непосредственное участие в тренировочном процессе, осуществляет методическую помощь тренерам на местах, работающим с резервом сборной команды России, несет ответственность за развитие вида спорта в стране и подготовку резерва. Анализируя вышеизложенное, можно выделить следующие специфические особенности деятельности тренеров в спорте: 1) педагогический характер труда. Результаты работы тренера должны отвечать государственным образовательным стандартам, процесс осуществления — общественным моральным нормам <4>; ——————————— <4> Николаев А. Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ // Физическая культура. 2003. N 4. С. 24.
2) психологическая особенность профессиональной деятельности тренера состоит также в том, что тренеру отводится ведущая роль в воздействии на личность спортсмена. Тренеру важно внушить доверие к своему профессионализму и вызывать у своих учеников симпатию <5>; ——————————— <5> Решетень И. Н., Прохорова М. В. Основы педагогического мастерства тренера: Учеб. пособие. Малаховка: МОГИФК, 1986. С. 55.
3) успешность деятельности тренеров находится в зависимости не только от них самих, но и от спортивных достижений их учеников, от личности руководителей и даже от материальной базы; 4) тренерская деятельность всегда допускает возможность получения травм при показе, страховке и в других случаях, когда тренер сам выполняет спортивные элементы; 5) тренер должен уметь и реально осуществлять прогнозирование роста спортивных достижений, то есть осуществлять не только набор, но и отбор учеников; 6) тренер отвечает за здоровье спортсменов, несет ответственность за допинг; 7) тренер в течение всей профессиональной карьеры сам должен находиться в определенной спортивной форме. Итак, приходим к выводу, что профессиональная деятельность тренера не только обладает чертами, присущими любой другой педагогической деятельности, но и обладает специфическими особенностями, свойственными спортсменам. Однако этот вопрос остается дискуссионным. По мнению ряда ученых <6>, тренер, в чьи функции входит работа с детьми, является педагогом, а работающий со взрослыми спортсменами — нет. ——————————— <6> Рогачев Д. И. Курс лекций по спортивному праву в МГЮА. 2008.
Эту точку зрению я не разделяю. Признание тренера педагогическим работником не только во многом улучшит положение как спортсменов, так и самих тренеров, предоставит последним дополнительные правовые гарантии, но и наделит их специальной юридической ответственностью. Трудовое законодательство не предусматривает наличия специального педагогического образования для педагогических работников. Поэтому занятие тренерской деятельностью могут осуществлять любые бывшие профессиональные спортсмены. ТК РФ устанавливает определенные ограничения в ст. 331 к допуску лиц к педагогической деятельности, которые, на мой взгляд, должны быть применены к тренерам в полной мере. Пока остается не урегулированным вопрос, является ли тренер педагогом, следует регламентировать такой перечень обстоятельств, наличие которых препятствует занятиям тренерской деятельностью, в положении об аттестации тренеров: — наличие приговора суда о лишении права заниматься тренерской деятельностью; — судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; — недееспособность, ограничение в дееспособности; — а также наличие заболеваний, утвержденных федеральным органом власти. В ст. 16 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» о правах и обязанностях общероссийских спортивных федераций предусмотрена аттестация тренеров. Такая аттестация осуществляется в порядке, установленном самой общероссийской спортивной федерацией. Полагаю, что основная цель аттестации — подтвердить соответствие работника занимаемой должности. Ранее в Москве деятельность тренеров подлежала лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 «О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» <7>. В настоящий момент это Постановление утратило силу. ——————————— <7> Постановление Правительства Москвы от 12 октября 1993 г. N 913 «О лицензировании физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности» // Вестник мэрии Москвы. Ноябрь 1993 г. N 22.
В некоторых видах спорта существует система аккредитации и лицензирования тренеров (например, в футболе, теннисе, легкой атлетике и др.). Так, согласно Положению о сертификации тренеров по теннису РФ, утвержденному ФТР от 14 сентября 2006 г., предусмотрено, что сертификация имеет информационно-рекомендательный статус и не носит государственно-правовых функций. Учитывая выявленные выше специфические особенности деятельности спортивного тренера, считаю, что аттестация должна носить централизованный характер. Следующая проблема в регулировании труда тренеров — это разработка и утверждение обязательных образовательных стандартов, по которым должны вестись тренировки. Согласно ст. 28 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» государственные образовательные стандарты и нормативы физической подготовленности должны в обязательном порядке действовать в образовательных учреждениях. Полагаю, что тренеры, работающие как в образовательных учреждениях, так и в спортивных клубах, должны руководствоваться этими стандартами. В настоящий момент система многолетней спортивной подготовки закреплена в Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ <8>. Рекомендации утверждены письмом Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г., и уже по их названию видно, что они носят чисто рекомендательный характер. ——————————— <8> Письмо Федерального агентства по физической культуре и спорту от 12 декабря 2006 г. N СК-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации» // См. официальный сайт Федерального агентства по физической культуре и спорту: http://www. rossport. ru.
Перейдем к особенностям регулирования трудового договора с тренерами. На тренеров распространяется общая ст. 63 ТК РФ о минимальном возрасте для приема на работу (по общему правилу с 16 лет, в исключительных случаях с 15 и с 14 лет). Согласно ст. 348.2 ТК РФ с тренерами, принимаемыми на работу в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд могут по соглашению сторон заключаться срочные трудовые договоры. Поэтому со всеми остальными работниками-тренерами договоры должны быть заключены на неопределенный срок. В указанной статье ТК РФ предусмотрено, что помимо общих условий (ст. 57 ТК РФ) обязательным является условие об обязанности тренера принимать меры по предупреждению использования спортсменом (спортсменами) допинговых средств и (или) методов. ТК РФ не предусматривает обязательный медицинский осмотр для тренеров. Однако полагаю, что, раз тренеры должны поддерживать свою хорошую физическую форму для осуществления трудовой деятельности, а также учитывая работу с большим кругом лиц (работу с детьми), тренеры наравне со спортсменами должны проходить обязательные медицинские осмотры (обследования). Статья 348.4 ТК РФ «Временный перевод спортсмена к другому работодателю» также могла быть применима к тренеру. Целесообразно внести изменения в указанную норму и распространить ее на спортивных тренеров. Статья 348.7 ТК РФ ограничивает работу тренера по совместительству. Такая работа допускается только с разрешения работодателя по основному месту работы. Статья 348.10 ТК РФ устанавливает дополнительные гарантии и компенсации тренерам в части: — обеспечения работодателем за счет собственных средств спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности; — предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не менее четырех календарных дней. Другие гарантии могут предусматриваться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. Статья 348.12 ТК РФ регламентирует больший срок предупреждения по сравнению с иными работниками о расторжении трудового договора по своей инициативе (по собственному желанию) — один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев. Необходимо отметить, что если деятельность тренера признавать педагогической, то к работнику-тренеру применимы нормы о сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 333 ТК РФ), удлиненном и длительном отпуске (ст. 334, 335 ТК РФ), дополнительных основаниях прекращения трудового договора (ст. 336 ТК РФ). Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в связи с введением новой главы 54.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров» правовое регулирование трудовой деятельности этих участников спортивных отношений стало более детальным. Вместе с тем остаются некоторые нерешенные вопросы и сложности в правоприменении, которые и явились предметом рассмотрения в настоящей статье.
——————————————————————