К диагностике направления движения колеса автомобильного транспорта при переезде через тело потерпевшего
(Исаков В. Д., Сашко С. Ю., Лебедева Т. В.)
(«Эксперт-криминалист», 2009, N 1)
К ДИАГНОСТИКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ КОЛЕСА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕЕЗДЕ
ЧЕРЕЗ ТЕЛО ПОТЕРПЕВШЕГО
В. Д. ИСАКОВ, С. Ю. САШКО, Т. В. ЛЕБЕДЕВА
Исаков В. Д., доктор медицинских наук, профессор, заместитель начальника Санкт-Петербургского бюро судебно-медицинской экспертизы.
Сашко С. Ю., кандидат медицинских наук, заместитель начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ «КБ N 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России», Санкт-Петербург.
Лебедева Т. В., эксперт Бюро судебно-медицинской экспертизы ФГУЗ «КБ N 122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России», Санкт-Петербург.
Автомобильная травма до сих пор остается одним из самых частых видов травмы тупыми предметами, а показатель смертности граждан России при ДТП — одним из самых высоких среди стран Европы [6]. По данным А. А. Матышева [3], основными видами автомобильной травмы, наиболее часто встречающимися в России, являются удар частями движущегося автомобиля и переезд тела пострадавшего колесом. Судебно-следственные органы при расследовании ДТП интересуют многие вопросы, в том числе направление движения колеса автомобиля при переезде тела пострадавшего, так как в ряде случаев решение этого вопроса помогает объективно установить обстоятельства травмы.
Вместе с тем диагностические возможности установления направления движения колеса при судебно-медицинской экспертизе трупа достаточно ограниченны. Характер повреждений на стороне накатывания часто сходен с таковым при ударе частями автомобиля, что еще больше затрудняет диагностику.
В качестве специфического признака переезда А. А. Матышев [3] указывает на отслойку кожи с кровоизлиянием в подкожной жировой клетчатке иногда с размозжением мышц на стороне накатывания колеса через нижние конечности (встречается в 50% случаев). При переезде через другие части тела (голова, грудная клетка, живот, тазовая область) этот признак отмечается в 4 — 6% случаев.
Переломы костей скелета и повреждения внутренних органов также не всегда могут указывать на место накатывания колеса, поскольку образование этих повреждений зависит от массы автомобиля, возраста пострадавшего, характера грунта, механизма переезда и других факторов. В доступной литературе [2] мы нашли лишь указание на возможность образования на одежде при переезде через нее колеса автомобиля повреждений на стороне накатывания в виде разрывов и разряжений ткани от ее перерастяжения. Длинные оси указанных повреждений чаще располагаются перпендикулярно по отношению к направлению движения колеса. Данный признак встречается непостоянно и также незначительно расширяет диагностические возможности установления направления движения автомобиля.
В результате проведенных ранее экспериментальных исследований [1] нами установлено, что при перекатывании колес легкового и грузового автомобилей с шинами отечественного и импортного производства в следах протекторов на различных тканях одежды отмечается достоверно повышенное, по отношению к контролю, содержание основных химических элементов резины колес: цинка, железа, магния, кальция, марганца, алюминия и меди — от 20 до 100% случаев в зависимости от вида ткани.
Целью настоящей работы явилась количественная оценка привнесенных химических элементов состава резины автошин в начало следа протектора (область накатывания) и конец следа (область скатывания колеса), а также оценка возможных различий в качестве диагностического признака установления направления движения колеса автотранспортного средства.
Следы протекторов получали путем перекатывания колесом легкового и грузового автомобиля через муляжи нижней конечности человека с прикреплением к ним различных тканей одежды. Условия эксперимента были однотипными: муляж находился на твердой поверхности (асфальт). Скорость движения автомобильных средств составляла 40 км/час. Перекатывание производили легковым автомобилем «ВАЗ-2105» с шиной отечественного производства, легковым автомобилем «Нисан-Примера» с шиной импортного производства и грузовым автомобилем «ГАЗ-3307» с шинами отечественного и импортного производства. Масса легковых автомобилей составила соответственно 890 кг и 1100 кг, грузового — 3750 кг.
Следы протекторов исследовали на длине до 10 см от области накатывания и скатывания спектральными методами: рентгенофлуоресцентным спектральным анализом (РФА) с использованием спектрометра «Спектроскан-LF» в диапазоне волн 900 — 2000 мА с регистрацией обнаруженных спектров (N импульсов/сек) и вычислением ошибки измерений 2N 05 [5], а также методом эмиссионного спектрального анализа (ЭСА) с применением кварцевого спектрографа «ИСП-30» с полуколичественной оценкой содержания в образцах химических элементов и количественной оценкой содержания в пробах элементов по методике доверительных интервалов [4].
Указанными спектральными методами изучались также и контрольные образцы тканей. Для сравнения количественного содержания химических элементов в пробах со следами протекторов в областях накатывания и скатывания колес к содержанию таковых в контрольных образцах производилась математико-статистическая обработка результатов фотометрирования методом сравнительного анализа и вычислением коэффициента статистической достоверности — t.
Для дифференциальной диагностики областей накатывания и скатывания колес вычислялись коэффициенты — KI и КП для грузовых и легковых автомобилей, которые представляли собой отношение усредненного количества каждого химического элемента, привнесенного в область накатывания и скатывания колеса отечественного и импортного производства легковой и грузовой автомашины к таковому в контрольных образцах тканей. Проведено свыше 400 объект-исследований.
В результате проведенных исследований было установлено, что на белой хлопчатобумажной и светлых синтетических тканях в большинстве случаев были получены следы серого цвета различной интенсивности, иногда в виде рисунка, отображавшего элементы протектора шины колеса, а в части случаев в виде полос шириной от 13 до 18 см или отдельных штрихов, расположенных в различных плоскостях. Границы следов в большинстве случаев были нечеткими.
На тканях черного цвета следы были практически неразличимы, а отмечались лишь участки вдавления ткани, частично отображавшие рисунок протектора. В области накатывания колеса в редких случаях отмечались линейные или приближающиеся к ним по форме повреждения длиной до 1,7 см с неровными краями и разволокненными, выступающими краевыми нитями системы ткани. Длинные оси этих повреждений располагались перпендикулярно направлению движения колеса. След в области скатывания колеса каких-либо характерных особенностей не имел. Иногда в этих областях отмечался резкий обрыв следа с достаточно ровной границей (в случаях соскока колеса).
Методами РФА и ЭСА при исследовании следов протектора легкового автомобиля с шиной отечественного производства на белой хлопчатобумажной ткани в области накатывания обнаружено повышенное по отношению к контролю содержание цинка в 70% случаев, железа — в 100%, меди, алюминия, магния, кремния, марганца — в 70% и кальция — в 33% случаев. В области скатывания колеса повышенного содержания химических элементов не выявлено.
Аналогичные результаты получены при исследовании следов протектора от шины легкового автомобиля импортного производства. При исследовании этих следов лишь в одном образце было установлено повышенное содержание железа в области скатывания колеса.
В области накатывания колеса отечественного производства грузового автомобиля повышенное содержание цинка и железа отмечалось в 70% случаев, кальция, магния, марганца — в 33% и алюминия — в 100% случаев. В областях скатывания колеса повышенное содержание цинка выявлено только в одном следе, а алюминия — в двух следах.
В областях накатывания колеса грузового автомобиля импортного производства повышенное содержание цинка и железа отмечалось в одном следе. В области скатывания повышенное содержание цинка определено в трех следах и подтверждено методом ЭСА в одном следе, а также повышенное содержание железа в одном следе. Результаты исследований представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты исследований следов протекторов
различных шин на белой х/б ткани методом РФА
Объект исследования Химические элементы
(относительное количество)
Zn 1436 мА Fe 1938 мА
Следы протекторов Область накатывания 102 +/- 20 133 +/- 24
грузовых колес
Область скатывания 233 +/- 30 107 +/- 20
Следы протекторов Область накатывания 136 +/- 24 124 +/- 22
легковых колес
Область скатывания 87 +/- 18 99 +/- 20
Контроль ткани 80 +/- 18 87 +/- 18
Для дифференциальной диагностики областей накатывания и скатывания произведена количественная оценка (табл. 2) содержания химических элементов в образцах методом вычисления коэффициентов.
Таблица 2
Результаты вычислений усредненных коэффициентов
KI и КП для различных химических элементов
Объект исследования Коэффициенты для различных
химических элементов
Zn Fe Ca Al Mg Mn Si
Следы протекторов Область 1,1 1,4 0,9 1,1 1,0 1,1 0,9
шин грузовых накатывания (KI гр)
автомашин
Область 0,9 1,0 0,8 1,0 0,9 0,9 0,8
скатывания (КП гр)
Следы протекторов Область 1,1 1,4 1,3 1,5 1,3 1,4 1,1
шин легковых накатывания (KI л)
автомашин
Область 0,8 0,9 0,8 1,1 0,9 1,0 0,8
скатывания (КП л)
При изучении следов протекторов грузовых и легковых шин на синтетической ткани методом РФА в области накатывания грузовой шины отечественного производства повышенное содержание цинка по отношению к контрольным образцам отмечалось в 70% случаев, железа — в 30% случаев. В областях скатывания повышенное содержание цинка отмечалось в 30% случаев.
В следах протектора от перекатывания грузовой шиной импортного производства повышенное содержание цинка определялось в области скатывания в 30% случаев. В следах от перекатывания легковой шиной отечественного производства в областях накатывания в 30% случаев отмечалось повышенное содержание цинка и в 100% случаев — железа, тогда как в областях скатывания повышенное содержание указанных элементов отмечалось соответственно в 60% и 30% случаев. В областях накатывания легковой шиной импортного производства в 60% случаев обнаружено повышенное содержание цинка. Результаты исследований представлены в табл. 3.
Таблица 3
Усредненные результаты исследований следов
протекторов грузовых и легковых шин на
синтетической ткани методом РФА
Объект исследования Химические элементы
(относительное количество)
Zn 1436 мА Fe 1938 мА
Следы протекторов Область накатывания 140 +/- 23 128 +/- 22
грузовых колес
Область скатывания 229 +/- 30 99 +/- 19
Следы протекторов Область накатывания 257 +/- 32 132 +/- 22
легковых колес
Область скатывания 264 +/- 32 122 +/- 21
Контроль ткани 113 +/- 21 84 +/- 18
Методом ЭСА установлено повышенное по отношению к контрольным образцам содержание железа, цинка, кальция, кремния, магния, марганца и алюминия как в областях накатывания, так и в областях скатывания колес.
Для дифференциальной диагностики начала и конца следа от перекатывания колес через синтетическую ткань произведена количественная оценка содержания химических элементов в образцах методом вычисления коэффициентов (табл. 4).
Таблица 4
Результаты вычисления усредненных коэффициентов
KI и КП для различных химических элементов
Объект исследования Коэффициенты для различных
химических элементов
Fe Al Ca Si Mg Mn
Следы протекторов Область 2,4 5,0 2,6 4,5 4,6 2,2
шин грузовых накатывания (KI гр)
автомашин
Область 1,3 2,6 1,7 2,6 2,1 1,2
скатывания (КП гр)
Следы протекторов Область 2,1 4,1 2,4 4,1 5,6 2,3
шин легковых накатывания (KI л)
автомашин
Область 1,3 2,8 1,4 2,7 2,8 1,5
скатывания (КП л)
Результаты исследований следов протекторов грузовых и легковых шин на черной хлопчатобумажной ткани показали статистически достоверно повышенное содержание цинка в областях накатывания грузовых шин отечественного и импортного производства в 70% случаев и в 100% случаев — в областях скатывания грузовой шины отечественного производства. Методом ЭСА установлено повышенное содержание в областях накатывания грузовых шин железа, алюминия, кальция, магния, марганца и кремния в 100% случаев, а в областях скатывания этих шин — в 30% случаев. В областях накатывания легковых шин отечественного и импортного производства повышенное содержание марганца отмечалось в 100% случаев, кремния, алюминия, железа — до 70% случаев. В областях скатывания этих шин установлено повышенное по отношению к контролю содержание магния и марганца в 70% случаев, кремния и железа — в 30% случаев (табл. 5).
Таблица 5
Усредненные результаты исследования следов
протекторов грузовых и легковых шин
на черной х/б ткани методом РФА
Объект исследования Химические элементы
(относительное количество)
Zn 1436 мА Fe 1938 мА
Следы протекторов Область накатывания 326 +/- 35 109 +/- 21
грузовых колес
Область скатывания 282 +/- 34 102 +/- 20
Следы протекторов Область накатывания 135 +/- 23 140 +/- 24
легковых колес
Область скатывания 197 +/- 27 88 +/- 18
Контроль ткани 214 +/- 29 95 +/- 19
Проведена количественная оценка содержания химических элементов в образцах из областей накатывания и скатывания шин путем вычисления указанных выше коэффициентов. Результаты вычислений представлены в табл. 6.
Таблица 6
Результаты вычислений усредненных коэффициентов
KI и КП для различных химических элементов
Объект исследования Коэффициенты для различных
химических элементов
Fe Al Ca Si Mg Mn
Следы протекторов Область 1,7 1,7 1Д 1,6 1,3 1,4
шин грузовых накатывания (KI гр)
автомашин
Область 1,3 1,0 1,0 1Д 1,1 1,3
скатывания (КП гр)
Следы протекторов Область 1,3 1,6 1,0 1,3 1,0 0,9
шин легковых накатывания (KI л)
автомашин
Область 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,9
скатывания (КП л)
Таким образом, результаты выполненных исследований свидетельствуют о достоверном (P > 95%) превышении коэффициента KI над КП для элементов железа, алюминия, кальция, кремния, марганца и магния в следах протекторов грузовых и легковых автомобилей на синтетических тканях, следах протекторов легковых автомобилей на белых хлопчатобумажных тканях, в которых KI больше КП также и для цинка. Кроме того, превышение коэффициента KI над КП для элементов цинка и железа отмечается в следах протекторов грузовых колес на белой хлопчатобумажной ткани и в следах протекторов грузовых и легковых колес на черной хлопчатобумажной ткани для элементов железа, алюминия и кремния.
Количественная сравнительная оценка вычисленных коэффициентов в большинстве случаев позволяет определить область накатывания и скатывания колеса автотранспортного средства в следах протекторов, даже визуально неразличимых на черных тканях, а следовательно, установить направление движения автомобиля. Полученные результаты могут быть использованы для дифференциальной диагностики механизма автомобильной травмы, поскольку не только подтверждают факт перекатывания колесом через тело пострадавшего, но и позволяют установить направление движения автомобиля.
Литература
1. Исаков В. Д., Сашко С. Ю., Лебедева Т. В. Судебно-медицинская дифференциальная диагностика следов протекторов шин легкового и грузового автомобилей на тканях одежды и кожных покровах человека // Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы трупа. Часть 1. СПб., 2008.
2. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине / Под ред. В. И. Пашковой, В. В. Томилина. М.: Медицина, 1975. 455 с.
3. Матышев А. А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. М., 1969. 127 с.
4. Назаров Г. Н., Макаренко Т. Ф. Методы спектрального анализа в судебной медицине. М.: МНПП ЭСИ, 1994. 359 с.
5. Олейник В. Н., Попов В. Л. Использование метода рентгеноспектрального флуоресцентного анализа (РСФА) при проведении медико-криминалистических и судебно-химических экспертиз // Перспективы развития и совершенствования судебно-медицинской службы РФ (Материалы V Всероссийского съезда судебных медиков). М.-Астрахань, 2000.
6. Якунин С. А. Эпидемиологические особенности автомобильного травматизма в России и за рубежом // Судебно-медицинская экспертиза. 2007. Т. 50. N 4.
——————————————————————