Перспективы совершенствования гражданского законодательства РФ, регламентирующего участие органов и тканей живого человека в обязательственных отношениях
(Донцов Д. С.) («Медицинское право», 2010, N 2)
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО УЧАСТИЕ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Д. С. ДОНЦОВ
Донцов Д. С., аспирант кафедры гражданского права юридического факультета Кубанского государственного университета.
В статье предложены конкретные изменения и дополнения в действующее отечественное законодательство, регламентирующее трансплантацию органов и (или) тканей человека, внесение которых позволит вовлечь органы и ткани человека в гражданский оборот Российской Федерации.
Ключевые слова: органы и ткани живого человека, трансплантация, гражданский оборот, донорство.
Prospects of Improvement of Civil Legislation of the RF Regulating Participation of Organs and Tissues of Alive Man in Obligation Legal Relationships D. S. Dontsov
The article proposes concrete changes and additions into the current Russian legislation regulating transplantation of organs and (or) tissues of a man, the introduction of which will allow to bring organs and tissues of a man into civil turnover of the Russian Federation.
Key words: organs and tissues of alive man, transplantation, civil turnover, donorship.
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации о трансплантации и ином использовании органов и тканей человека выделяет следующие две группы частей тела живого человека в зависимости от возможности их участия в гражданском обороте. К первой группе относятся органы и ткани, запрет на осуществление любых сделок в отношении которых прямо закреплен в Законе от 22 декабря 1992 г. N 4180-1 «О трансплантации органов и тканей человека» <1> (далее — Закон о трансплантации) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <2> (например, сердце, легкое и т. д.). ——————————— <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 62. <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.
Во вторую группу входят органы и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани, а также кровь и ее компоненты. Участие этих объектов в гражданском обороте действующим законодательством практически не урегулировано. Представляется, что предпочтительнее признать возмездное донорство допустимым, но при этом следует говорить не о вознаграждении за предоставленные органы и ткани, а о компенсации донору за причиненные неудобства, физические и моральные страдания, риск возможного ухудшения здоровья. Следовательно, нужно считать возмездное донорство не разновидностью договора купли-продажи, а договором sui generis (от лат. — в своем роде, своеобразный) <3>. ——————————— <3> См.: Малеина М. Н. Статус органов, тканей, тела человека как объектов права собственности и права на физическую неприкосновенность // Законодательство. 2003. N 11. С. 22.
Прежде чем представить возможную юридическую модель подобного договора, необходимо выделить ряд его элементов. Сторонами такого договора будут, во-первых, донор, обладающий необходимым органом и (или) тканью и изъявивший согласие на их изъятие; во-вторых, государственное медицинское учреждение или непосредственно реципиент. Таким образом, возможны два вида такого договора: заключаемый между донором и медицинским учреждением и заключаемый донором с реципиентом непосредственно. Предметом рассматриваемых договоров будут выступать орган и (или) ткань человека, в отношении которых заключен договор. Цена может быть отнесена к существенным условиям подобного договора. Исходя из существа рассматриваемого договора, цена может складываться из денежной компенсации, которую имеет право получить донор, а также из денежных сумм, необходимых для оплаты полученных донором медицинских и санаторно-курортных услуг. Думается, что объем и сроки предоставления донору медицинских и санаторно-курортных услуг должны определяться на государственном уровне, а размер денежной компенсации — по усмотрению сторон договора. При этом возможность изъятия органа и (или) ткани без выплаты денежной компенсации должна существовать только для реципиента. Если же стороной договора является медицинское учреждение, подобная денежная компенсация должна быть обязательной. Срок также является существенным при возникновении гражданско-правовых отношений подобного рода. Так как каждая хирургическая операция является в своем роде уникальной, то представляется возможным определение только начального срока договора. Основываясь на ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и ст. 11 Закона о трансплантации, можно заключить, что для рассматриваемых договоров будет необходима письменная форма. Для большей защиты прав донора возможно введение обязательного нотариального удостоверения договора. Договоры, содержащие вышеуказанные элементы, по своему существу не противоречат ст. 1 Закона о трансплантации, запрещающей куплю-продажу органов и (или) тканей человека, так как в данном случае предполагается оплата не самого товара (т. е. органа и (или) ткани), а определенных действий, связанных с его получением. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что подобные договоры не относятся ни к одному из предусмотренных действующим законодательством. Однако в соответствии со ст. 421 Кодекса само существование таких договоров возможно, так как стороны могут заключить и предусмотренный, и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор, равно как и договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Ввиду изложенного и несмотря на то, что предложенные договоры прямо не предусмотрены действующим законодательством, представляется возможным для правильного понимания правовой природы подобных договоров провести аналогию с договорами на оказание медицинских услуг и договорами подряда. Важным нормативным правовым актом в этой области является гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила которой в соответствии со ст. 779 Кодекса применяются к договорам оказания медицинских услуг. Однако договоры, связанные с возмездным отчуждением органов и (или) тканей, по своей правовой природе не могут быть отнесены исключительно лишь к договорам возмездного оказания услуг. Так, с одной стороны, как и в договоре возмездного оказания услуг, для донора имеет значение сам процесс осуществления действий медицинского и рекреационного характера, но, с другой стороны, заключение договора, связанного с отчуждением органов и (или) тканей, равно как и договора подряда, в первую очередь направлено на достижение определенного самим договором конечного результата. Порядок определения цены договора в рассматриваемом случае будет также иметь свою специфику. Кодексом в данном случае закреплено лишь общее правило, согласно которому оплата соответствующих услуг производится в порядке, установленном договором. При этом нормами гл. 39 Кодекса предусмотрена возможность применения общих положений о подряде, если это не противоречит существу договора. Учитывая, что при хирургическом вмешательстве в тело человека последствия такого вмешательства и перечень иных мероприятий, необходимых для устранения негативных последствий подобного воздействия, невозможно полностью определить на момент заключения договора, к подобным договорам могут быть применены положения Кодекса в части, устанавливающей возможность приблизительного определения цены и изменения ее при возникновении на то обоснованной необходимости. Следует отметить, что если при определении цены выполнения непосредственно медицинских мероприятий возможно руководствоваться специальным нормативным актом — Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 <4>, то в отношении порядка оплаты действий, направленных на послеоперационное восстановление организма донора, не могут быть применены какие-либо действующие нормативно-правовые акты, в связи с чем в данном случае представляется возможным руководствоваться ст. 711 Кодекса, допускающей оплату выполненных работ после окончательной сдачи результатов работы. ——————————— <4> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 194.
К договорам по отчуждению органов и (или) тканей возможно применение по аналогии и ст. 716 Кодекса, обязывающей подрядчика предупредить заказчика о возможных негативных последствиях выполнения соответствующих работ: на реципиента либо медицинское учреждение может быть возложена обязанность информировать донора обо всех возможных негативных последствиях отчуждения органа и (или) ткани. Немаловажным также является вопрос, связанный с определением непосредственного исполнителя в рассматриваемых договорах. Согласно ст. 780 Кодекса, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично. Однако реципиент (физическое лицо), естественно, не обладает знаниями и навыками, необходимыми для трансплантации органа и (или) ткани и последующего послеоперационного восстановления организма донора, и будет вынужден использовать услуги способных выполнить соответствующие работы лиц, в связи с чем к данным договорам возможно применение положений ст. 706 Кодекса, допускающей наличие в подрядных отношениях генерального подрядчика и привлеченных им субподрядчиков. В данном случае в роли генерального субподрядчика будет выступать непосредственно реципиент, а субподрядчиками будут медицинские и курортно-оздоровительные учреждения, привлеченные реципиентом для осуществления соответствующих мероприятий. Таким образом, договоры, связанные с отчуждением органов и тканей человека, по своей правовой природе сходны как с договорами подряда, так и с договорами оказания медицинских услуг; следовательно, нормы законодательства, регламентирующие соответствующие правоотношения, могут быть применены к рассматриваемым договорам в части, не противоречащей действующим нормативным актам и отвечающей существу подобных договоров. Органы и ткани человека могут изыматься как непосредственно в интересах конкретного реципиента, нуждающегося в конкретном органе и (или) ткани, так и в интересах государства, имеющего в соответствии с Конституцией Российской Федерации цель охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам. В данном случае орган и (или) ткань будут отчуждаться не в пользу конкретного физического лица, но в пользу государства, осуществляющего «заготовку» соответствующих биологических объектов для последующей трансплантации нуждающимся в них лицам. Учитывая изложенное, заключение указанных договоров возможно по аналогии с нормами Кодекса, регламентирующими отношения, связанные с выполнением подрядных работ для государственных нужд. Таким образом, можно выделить два вида договоров, связанных с отчуждением органов и (или) тканей человека: 1) договор трансплантации органов и (или) тканей; 2) договор изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд. Необходимо отметить, что заключение таких договоров возможно только после внесения изменений в Закон о трансплантации. В первую очередь следует исключить абз. 6 ст. 11 Закона о трансплантации, допускающей изъятие органа и (или) ткани у донора, только если он находится в генетической связи с реципиентом. Исключение вышеуказанного запрета позволит ввести ст. ст. 11.1 и 11.2 Закона о трансплантации примерно следующего содержания: «Статья 11.1. Договор трансплантации органов и (или) тканей 1. По договору трансплантации органов и (или) тканей одна сторона (донор) обязуется передать определенный договором орган и (или) ткань другой стороне (реципиенту), а другая сторона обязуется оплатить медицинские работы по изъятию соответствующего органа и (или) ткани в медицинском учреждении, выбранном совместно донором и реципиентом, и медицинские и санаторно-курортные услуги, необходимые для поддержания и восстановления здоровья донора, а также выплатить денежную компенсацию, если таковая предусмотрена договором. 2. Договором трансплантации органов и (или) тканей должен быть установлен начальный срок выполнения хирургических работ по изъятию органа и (или) ткани. 3. В договоре трансплантации органов и (или) тканей указываются цена подлежащих выполнению работ и подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Цена работ и услуг может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре трансплантации органов и (или) тканей цена работы считается твердой. 4. Если договором трансплантации органов и (или) тканей не предусмотрена предварительная оплата выполненных работ, оказанных услуг, реципиент обязан уплатить донору обусловленную цену после осуществления всех мероприятий по отчуждению органов и (или) тканей, а также послеоперационному восстановлению организма донора при условии, что соответствующие мероприятия выполнены надлежащим образом. 5. Реципиент обязан предоставить донору исчерпывающую информацию о возможных негативных последствиях отчуждения органа и (или) ткани донора. 6. Договор трансплантации органов и (или) тканей подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Статья 11.2. Договор изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд 1. По договору изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд одна сторона (донор) обязуется передать определенный договором орган и (или) ткань другой стороне (государственному медицинскому учреждению), а другая сторона обязуется провести хирургическую операцию по изъятию соответствующего органа и (или) ткани и оплатить медицинские и санаторно-курортные услуги, необходимые для поддержания и восстановления здоровья донора, а также выплатить денежную компенсацию. 2. Договором изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд должен быть установлен начальный срок выполнения хирургических работ по изъятию органа и (или) ткани. 3. В договоре изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд указывается цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Цена работ и услуг может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд цена работы считается твердой. 4. Если договором изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд не предусмотрена предварительная оплата оказанных услуг, государственное медицинское учреждение обязано уплатить донору обусловленную цену после осуществления всех мероприятий по изъятию органов и (или) тканей, а также послеоперационному восстановлению организма донора при условии, что соответствующие мероприятия выполнены надлежащим образом. 5. Государственное медицинское учреждение обязано предоставить донору исчерпывающую информацию о возможных негативных последствиях отчуждения органа и (или) ткани донора. 6. Договор изъятия органов и (или) тканей для государственных нужд подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
——————————————————————