Методика работы командиров (начальников) по профилактике суицидальных происшествий среди личного состава

(Невара А. А.) («Юридическая психология», 2008, N 1)

МЕТОДИКА РАБОТЫ КОМАНДИРОВ (НАЧАЛЬНИКОВ) ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА

А. А. НЕВАРА

Невара А. А., доктор педагогических наук, полковник.

Проблема самоубийств привлекает внимание ученых многих стран мира. В большинстве развитых государств отмечается их значительное увеличение. От самоубийств погибают люди разного возраста, пола, профессий, образовательного и культурного уровня. Тенденция роста суицидальных явлений наблюдается и в России. В настоящее время в стране на 100 тысяч человек населения приходится в среднем 35 — 40 самоубийств. Своего рода пик добровольно ушедших из жизни приходился на 1995 г., когда в России покончили с собой 61 тысяча человек (из них 80% — мужчины). Аналитики в качестве основных причин называют резко возросшие морально-психологические перегрузки, вызванные кризисом экономики, межнациональными конфликтами, потерей нравственных ориентиров. Следует отметить, что вопреки распространенному мнению исследования показывают — большинство фактов лишения себя жизни совершают психически здоровые люди. В войсках ситуация также далека от благополучия, так как в числе безвозвратных потерь каждая четвертая гибель военнослужащего происходит именно в результате самоубийства. Значительная часть военнослужащих совершают самоубийства или покушения на свою жизнь под воздействием жизненных и служебных ситуаций, своевременное знание которых и соответствующее реагирование со стороны командиров могли бы уберечь людей от этого рокового шага. Только у 10% военнослужащих, покушавшихся на свою жизнь, имелось твердое желание умереть, в 90% случаев суицидальное поведение — это «крик о помощи», который не услышали находящиеся рядом люди. В последнее время все больше о себе заявляет еще одно обстоятельство — использовать попытку суицида с целью шантажа. Исследования в войсках показывают, что 70% всех суицидальных попыток носят демонстративно-шантажный характер. С целью выявления и предупреждения подобного поведения пограничников офицерам необходима соответствующая психолого-педагогическая подготовка, усиление внимания к изучению личностных качеств подчиненных и умение организовать с ними действенную индивидуальную воспитательную и профилактическую работу.

Основные причины и мотивы самоубийств, характерные признаки поведения военнослужащих, склонных к суициду

Термин «суицидальное поведение» относительно недавнего происхождения. Он введен в научный оборот в 1947 г. Дэзэ. Суицид — намеренное лишение себя жизни (в переводе с латинского — самоубивать). Как индивидуальный поведенческий акт и как относительно устойчивое социальное явление самоубийство — сложная, многогранная проблема, требующая соответствующих подходов. По мнению ученых, самоубийство является результатом взаимодействия различного рода психофизических, психологических, социальных, экономических и социокультурных факторов, следствием физических и эмоциональных перегрузок, социально-психологической дезадаптации, дефектов нравственного воспитания личности. Предупреждение этого социально вредного явления невозможно без знания причин, мотивов и поводов, побуждающих людей совершать суицидальные действия. В числе причин, ведущих к социально-психологической дезадаптации личности, можно назвать недостаточную правовую и социальную защищенность военнослужащих, тяжелое социально-экономическое положение в стране, разрушение традиционной системы ценностей общества, что неизбежно порождает разобщение людей и сопровождается ростом психологической напряженности. Возрастают физические и психологические нагрузки и в повседневной жизни войск. Бывает, что это связано и с некомплектом личного состава, и с атмосферой «дедовщины». Следует также отметить, что в последнее время в среде допризывной молодежи возросло число лиц, склонных к употреблению наркотиков, наркосодержащих препаратов и стимуляторов центральной нервной системы (в том числе кофе, никотина <1>), что приводит этих людей к депрессивным состояниям с суицидальными тенденциями. ——————————— <1> Курение — это наркотизм. От кофе также быстро формируется зависимость со сложными, пока еще плохо изученными последствиями (вредными последствиями) для организма. В связи с этим решение о введении в ежедневный рацион солдат растворимого кофе оценивается явно неоднозначно.

Практика показывает, что часто из обстоятельств, предшествовавших самоубийству, известен лишь повод, по которому можно сделать вывод о мотиве, побудившем военнослужащего покончить с собой. В свою очередь, повод самоубийства может свидетельствовать об обстоятельствах, на почве которых возник мотив. Следовательно, выявление поводов и обстоятельств, а там, где это возможно, установление мотивов, является насущной задачей офицеров застав и подразделений. Мотивы, поводы и обстоятельства, сведенные в группы по определенной системе, а также характеристика суицидального поведения позволяют вести разработку мер профилактического характера по предупреждению самоубийств. Проведенные исследования дают возможность классифицировать мотивы и поводы самоубийств на несколько групп: 1. Конфликты, связанные со служебно-боевой деятельностью военнослужащих: — конфликты, связанные с трудностями службы, нежеланием служить, попытками уклониться от службы; — конфликты между военнослужащими различных периодов службы, «дедовщиной»; — конфликты между начальниками и подчиненными; — конфликты с военнослужащими других национальностей. 2. Лично-семейные конфликты, в том числе: — неразделенная любовь, измена любимой девушки (жены); — развод; — болезнь и смерть близких и др. 3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе: — опасения уголовной ответственности за совершенное преступление; — боязнь оглашения и позора за негативные проступки и действия. 4. Состояние здоровья, в том числе: — психические заболевания; — соматические (телесные) заболевания; — слабое физическое развитие и физические недостатки. 5. Материально-бытовые и другие мотивы. Какова же характерологическая и хронологическая статистика суицидальной обстановки в войсках? Вот некоторые показатели: — до 70% самоубийств совершается военнослужащими на первом году службы; — свыше 50% воинов, совершивших суициды, были призваны на службу абсолютно здоровыми людьми; — более 90% самоубийств — среди военнослужащих славянских национальностей; — около 70% солдат, покушавшихся на жизнь, воспитывались в неполных семьях; — 36% военнослужащих до призыва злоупотребляли алкоголем, 53% употребляли наркотики; — каждое третье суицидальное действие совершено при выполнении задач караульной и внутренней службы; — о половине готовящихся суицидальных действий знали или догадывались сослуживцы; — подавляющее большинство самоубийств совершается с помощью оружия или через повешение; — каждый шестой самоубийца оставляет посмертное письмо или записку; — самоубийство совершают люди различных психологических типов, все зависит от силы конфликтной ситуации и ее личностной оценки как непереносимой; — суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев, само решение может быть принято в течение нескольких минут; — риск совершения повторной попытки к самоубийству очень велик, с наибольшей вероятностью — в первые один-два месяца; — наследственная склонность к самоубийству не доказана, но вероятность его совершения другими членами семьи действительно возрастает; — максимальное число самоубийств совершается в сентябре, декабре, феврале и июле; — большая часть самоубийств происходит в вечернее, ночное или утреннее время; — наиболее суицидальными днями недели согласно статистике являются среда (24%) и четверг (18%). Для раннего выявления военнослужащих с признаками суицидального поведения командиры (прежде всего сержанты) должны быть ознакомлены с основными проявлениями нервно-психических состояний и предсуицидальными ситуационными реакциями людей. При первом знакомстве с прибывшим личным составом необходимо тщательно собрать сведения, касающиеся характеристики психологического состояния военнослужащих, особое внимание должно проявляться к лицам: — получившим травмы головного мозга; — имевшим плохую успеваемость в школе или низкий общеобразовательный уровень; — склонным к употреблению наркотиков, наркосодержащих средств и алкоголя; — находившимся на учете в психоневрологическом диспансере; — из неполных или неблагополучных семей и т. д. В ходе индивидуальной воспитательной работы необходимо замечать и оценивать те признаки в поведении военнослужащих, которые можно охарактеризовать как факторы риска: дефекты речи и моторики; слабое физическое развитие; плохое знание русского языка; длительный ночной энурез; перенесенные травмы, требовавшие при лечении применения наркосодержащих препаратов; различные инфекционные заболевания и т. д. В более слабых формах могут проявляться следующие признаки: повышенная раздражительность и легкость развития аффектов; легкомысленность суждений; повышенная впечатлительность, робость и застенчивость; выраженное чувство собственной неполноценности; преувеличение собственных недостатков; принижение успехов и достоинств; крайне болезненное реагирование на грубость и бестактность; неспособность защитить себя. Упомянутые признаки могут быть следствием особенностей характера, заболеваний, интоксикации (алкогольной, наркотической и др.), различных профессиональных вредностей, систематического нарушения режима труда, отдыха и питания, длительного эмоционального напряжения. Острые невротические реакции обычно возникают сразу после воздействия психотравмирующего фактора и продолжаются от нескольких часов до нескольких дней. Вид, тип, направленность, структура реакции определяют личность человека. Степень глубины переживаний не всегда легко установить, но существуют внешние проявления поведения военнослужащего, находящегося в состоянии «терпению приходит конец». При отсутствии соответствующей психологической и педагогической поддержки до момента принятия решения о самоубийстве у человека нередко наступает период самоизоляции, когда потребность в общении резко снижается. Характерными признаками поведения пограничников в это время являются: замкнутость; стремление к уединению вплоть до полной изоляции; утрата интереса к окружающему; эмоциональная заторможенность; неадекватные действия и высказывания. Военнослужащие, находящиеся в подобном психологическом состоянии, вялы в движениях, часто жалуются на усталость, нерешительны и беспомощны в поступках и поведении. Грубое обращение с такими военнослужащими, резкий упрек в присутствии сослуживцев могут спровоцировать акт самоубийства. Защитная реакция от стресса у некоторых военнослужащих выражается в активных попытках получить помощь от сослуживцев, в так называемой жажде внимания. При этом человек может выдвигать различного рода инициативы, стремясь быть в центре событий, совершает неожиданные для окружающих поступки. Когда же такому военнослужащему не удается привлечь к себе внимание, получить поддержку от командиров и коллектива, то он становится способным либо на инсценирование самоубийства, либо на действительный суицид. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, проявления жестокости по отношению к окружающим. Характерным внешним признаком поведения таких военнослужащих является злобность реакций. В таких случаях возникает ощущение, что человека как бы «подменили». Обычно сослуживцы указывают на неуживчивость подобных людей в коллективе, их неумение и нежелание подчиняться, взрывную реакцию даже на пустяковые затруднения, беспричинные приступы гнева, необузданную ярость и т. д. Закономерно, что постепенно к таким солдатам в коллективе возникает неприязнь, в конечном итоге ведущая к полной изоляции и, возможно, к шантажному или завершенному суициду. На основании выделенных выше характерных черт поведения офицеры могут своевременно выявлять в подразделении военнослужащих, которых следует отнести к группе суицидального риска для проведения с ними профилактической работы.

Профилактика суицидальных явлений среди личного состава

Профилактика суицидальных явлений среди военнослужащих обеспечивается системой организационных мероприятий, мер психолого-педагогического характера, направленных на выявление лиц с суицидальным поведением, предотвращение попыток самоубийств и ликвидацию причин, их порождающих. При профилактике суицидальных происшествий командирам (начальникам) подразделений необходимо не только знать мотивы, поводы и причины этих актов, но и условия, характеризующие социальную среду и особенности личности, так как суицидальное поведение есть результат неспособности человека адаптироваться к окружающей среде на фоне внутриличностного конфликта. Объектом изучения и профилактического воздействия служат, во-первых, сама личность военнослужащего, ее адаптационные возможности, во-вторых, комплекс условий, в которых она находится. Отсюда принимаемые по предупреждению суицидальных действий меры должны носить характер и нейтрализующий (устраняющий причины стресса), и мобилизующий (способствующий активизации антисуицидальных факторов личности). С учетом данных обстоятельств основными направлениями профилактической деятельности являются: — организация индивидуальной воспитательной работы; — формирование у военнослужащих правильных ценностных ориентаций, взглядов и привычек; — сплочение воинского коллектива; — надлежащая организация караульной и внутренней службы; — поддержание в подразделении уставного порядка; — надлежащая организация культурно-досуговой и спортивно-массовой работы. Основным направлением в профилактике суицидов является организация индивидуальной воспитательной работы. Без нее невозможно решить многие проблемы самоубийств. Знание индивидуальных особенностей достигается, как правило, двумя путями. Первый — специальное изучение личного состава, целенаправленный сбор и анализ различных данных о службе и поведении военнослужащих. Обычно это связано с прибытием в подразделение нового пополнения, приемом должности, а также в других случаях, когда офицер ставит перед собой задачу оценки морально-психологического состояния подчиненных. Особое внимание при изучении следует обращать на знание личностных особенностей подчиненных, их внутреннего мира, душевного состояния, отношения с сослуживцами, родителями. Материалы расследований по суицидальным действиям личного состава свидетельствуют о том, что лицам, совершившим эти поступки, присущи такие черты, как: — некоммуникабельность, замкнутость, скрытность; — тревожность, мнительность, высоко развитое чувство вины; — склонность к драматизации, негативной оценке событий и фактов и пессимизм; — неуравновешенность, раздражительность, впечатлительность; — завышенная самооценка и притязание на особое внимание. Второй путь — это повседневное общение с подчиненными, внимательное отношение ко всем сторонам их службы и жизни. Изучение пограничников в динамике повседневной жизни позволяет сделать выводы об их характерах, нравственных и деловых качествах, душевном состоянии и внутреннем настрое, реакции их на те или иные конфликтные ситуации. Известно немало методов и приемов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих. В зависимости от того, каким образом получена та или иная информация, различают методы непосредственного или опосредованного изучения личностных особенностей военнослужащих. Методы непосредственного изучения: диагностическая беседа; психолого-педагогическое наблюдение; анкетирование и тестирование и др. Методы опосредованного изучения: изучение документов; анализ независимых характеристик; анализ результатов деятельности (заданий, поручений). Важно, чтобы все эти методы применялись в комплексе, благодаря чему они дополняют друг друга и дают более всесторонние и точные знания о личности воина. Однако задача предупреждения суицида не может быть сведена только к выявлению лиц, находящихся на грани суицида. Суицидальное поведение — это последнее звено в цепи дезадаптации, блокирование которого возможно на разных этапах: от фазы возникновения конфликта до его кульминации и пресуицида. Поэтому профилактика самоубийств должна строиться как система, включающая в себя все три фазы, а также предупреждение повторных суицидов после неудавшегося покушения. Особое внимание при проведении профилактической работы необходимо обратить на самое трудное для военнослужащих время — период адаптации. Понятие «адаптация» можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это устойчивость личности к условиям среды, с другой — процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обстановке. Реальности военной службы, ведущие к изменениям привычной и хорошо знакомой деятельности, для молодых людей создают поистине экстремальные условия. Поэтому процесс адаптации, требующий огромного нервного труда, справедливо считают сложным периодом службы. Именно в период адаптации происходит наибольшее количество всех самоубийств и покушений на самоубийство. Характерно, что в последнее время увеличивается число призывников, не готовых к службе ни морально, ни физически, относящихся вообще отрицательно к выполнению воинского долга. С самого начала службы им приходится сталкиваться с напряженным ритмом, строго регламентированным распорядком дня, высокой требовательностью командиров. Существенно сказывается неизвестность обстановки. Влияют и возрастные особенности молодых солдат: неуравновешенность, возбудимость, максимализм, инфантилизм, острое восприятие несправедливости. Столкнувшись с трудностями военной службы, они остро переживают свои неудачи, болезненно реагируют на грубость и бестактность командиров и сослуживцев; в трудных и конфликтных ситуациях, даже по незначительным поводам, некоторые из них совершают суицидальные поступки. Во второй период возрастают как психологические, так и физические нагрузки, связанные с активизацией служебной деятельности, возросшей ответственностью. В это же время рвутся непрочные связи с друзьями, реже приходят письма. Новые же связи еще не окрепли. Все это влияет на настроение военнослужащих, вызывает у некоторых из них неверие в свои силы, отдельные срывы в поведении. В период становления и адаптации военнослужащих рекомендуется больше уделять внимания формированию у подчиненных волевых качеств, осуществлять меры по преодолению слабоволия, порожденного тепличными условиями жизни и воспитания до призыва в войска. Следует внимательно относиться к заявлениям и жалобам молодых военнослужащих, своевременно реагировать на них, больше внимания обращать на психологические особенности своих подчиненных, глубоко разбираться в мотивах, которыми они руководствуются в своем поведении, не допускать унижения их достоинства и чести. Решительно пресекать факты глумления и издевательств, нарушения уставной дисциплины. В постоянном внимании нуждаются военнослужащие, которые по роду службы часто находятся в отрыве от подразделения (водители, кочегары, повара, связисты и т. д.). Проводя работу с личным составом, необходимо добиваться формирования у военнослужащих высокой нравственности, чуткости, ценностных ориентаций, взглядов и привычек, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, должности, места призыва, личных достоинств, недостатков. Одна из главных задач офицеров — создание уверенности военнослужащих в своей социально-правовой защищенности, возможности преодолевать жизненные невзгоды. Эффективными формами такой работы являются: индивидуальные и групповые беседы, правовое информирование, встречи с юристами, доведение до сведения личного состава приговоров по делам над военнослужащими, осужденными за издевательства и глумление над сослуживцами, и др. Сплочение воинского коллектива, создание в нем здоровой морально-нравственной атмосферы, обстановки сотрудничества и взаимопомощи, товарищеских, дружеских отношений также являются важнейшими направлениями в работе офицера по профилактике самоубийств. При профилактике суицидальных происшествий следует учитывать, что около 30% самоубийств или покушений совершается при несении караульной и внутренней службы. Не единичны случаи, когда самоубийству предшествует расправа с обидчиками. Когда совершаются самоубийства по причине трудностей и лишений службы, необходимо глубоко анализировать — не создаются ли они искусственно. Устранение этих трудностей, несомненно, будет влиять на суицидальную обстановку в подразделении. В частности, необходимо: — знать и учитывать психические особенности военнослужащих при их обучении и воспитании, а также морально-психологическую готовность перед заступлением в наряд; — не допускать к несению службы, не разобравшись, военнослужащих, заявивших жалобы на состояние здоровья без видимых признаков болезни, а также переживающих болезнь или смерть близких родственников; — строго соблюдать равномерность распределения служебной нагрузки и нарядов между военнослужащими разного срока службы; — внимательно относиться к подбору состава нарядов, особенно несущих службу на отдаленных участках; — осуществлять строжайший контроль за сохранностью и порядком выдачи оружия и боеприпасов и др. В профилактике самоубийств необходимо опираться на анализ воинской дисциплины в подразделении. В те же часы, когда в подразделении совершается наибольшее количество нарушений воинской дисциплины, существует и наибольшая вероятность суицидальных происшествий. Поэтому наведение и поддержание уставного порядка во многом исключают предпосылки суицидов. При этом особое внимание следует обращать на следующие вопросы: — обеспечение правильных взаимоотношений между военнослужащими различных сроков службы, исключение грубости и пренебрежительного отношения к молодым воинам; — контроль за очередностью выполнения хозяйственных работ, недопущение подмены лиц при уборке помещений и территории; — исключение случаев выполнения различных работ за счет сна и личного времени военнослужащих; — контроль за правильностью применения мер воспитательного воздействия и дисциплинарной практики младшими командирами; — соблюдение уставных санитарно-гигиенических норм и требований к бытовым условиям военнослужащих и др. В профилактике суицидальных происшествий не менее важную роль играет организация досуга военнослужащих. Следует ориентироваться на такие формы работы, которые позволяли бы военнослужащим снять физическую усталость и психологическую нагрузку, восстановить силы в эмоциональной и физической сферах. В противном случае запредельные нагрузки и накапливаемая усталость могут послужить развитию у некоторых военнослужащих суицидальных тенденций. Когда у человека наметился душевный разлад, разочарование в чем-то, как правило, он ищет сочувствия окружающих. Если офицер по данным наблюдения замечает, что военнослужащий по некоторым объективным показателям находится в суицидально опасном состоянии, он обязан пригласить такого солдата на беседу, в ходе которой необходимо установить причину и последовательность развития психологического кризиса, убедить его, что подобная ситуация может возникнуть у каждого человека и положение дел можно исправить. После беседы необходимо тщательно осмыслить ее результаты и продумать направления дальнейшей работы. Они могут быть следующими: — отнестись к высказываниям солдата очень серьезно; — продумать план оказания военнослужащему реальной психолого-педагогической поддержки; — создать для него на какой-то период более спокойные условия службы, не назначать в наряд с оружием; — не оставлять человека без внимания и контроля; — продумать возможность госпитализации. Если все же произошла попытка самоубийства, принимаются действия по тщательному расследованию конфликтной ситуации. При этом следует: — изолировать военнослужащего в отдельное помещение, не имеющее травмирующих предметов, под наблюдение офицера или медицинского работника; — зафиксировать все свидетельства суицидальной попытки; — провести опрос сослуживцев и свидетелей; — проверить личные вещи и письма; — составить рапорт о происшедшем. По результатам законченного суицида: — установить наступление смерти; — немедленно доложить по команде; — до прибытия группы, назначенной для проведения расследования, принять меры к сохранению обстановки на месте происшествия; — провести опрос свидетелей и сослуживцев; — провести осмотр личных вещей и поиск посмертных записей; — составить рапорт и служебную характеристику на погибшего военнослужащего; — если в ходе первичного разбирательства будет установлена вина других лиц, то их следует изолировать, не назначать на службу, особенно связанную с оружием. Каждое самоубийство имеет сложную мотивацию, в основе которой лежит целое сплетение неблагоприятных обстоятельств. Воздействуя одно за другим или одновременно, они приводят человека к роковому шагу. Задача офицеров как можно полнее вскрывать все звенья причинных связей при возникновении у военнослужащих суицидальных тенденций, организовывать и проводить профилактическую работу по стабилизации психических состояний подчиненных.

——————————————————————