Суицидальные тенденции в поведении несовершеннолетних
(Зарипова Г., Кадеров А.) («Законность», 2007, N 10)
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОВЕДЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Г. ЗАРИПОВА, А. КАДЕРОВ
Г. Зарипова, старший следователь прокуратуры Республики Татарстан.
А. Кадеров, заместитель начальника отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Республики Татарстан.
Работники прокуратуры Республики Татарстан обратили внимание на негативную тенденцию роста суицидов среди несовершеннолетних (по данным оперативных сводок за январь-февраль 2007 г.). В связи с этим отдел криминалистики и отдел по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Республики Татарстан обобщили материалы проверок по фактам суицидов и суицидальных попыток несовершеннолетних и проанализировали причины таких фактов за последние три года.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), самоубийство — 13-я по счету причина смерти во всем мире. Исследователи разделяют понятия «истинный суицид», «суицидальная попытка», «парасуицид». Суицид — это умышленное лишение себя жизни. Суицидальная попытка может представлять собой незавершенный суицид или парасуицид. Парасуицид — это акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти, вариант демонстративно-шантажного поведения, цель которого — привлечение к себе или возвращение утраченного внимания, жалости и сочувствия окружающих, избавление от угрозы наказания и т. п. В настоящее время единой теории, объясняющей природу суицида, не существует. Можно говорить только об отдельных концепциях, среди которых условно выделяют три основные: психопатологическую, психологическую и социологическую. Следует подчеркнуть, что давно ушла в прошлое точка зрения, что суицид напрямую отождествляется с душевной болезнью. По данным экспертов ВОЗ, от 3,5 до 52,1% подростков имеют суицидальные мысли, и они, к сожалению, порой приводят к самоубийству. Анализ суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних в Республике Татарстан за 2004 — 2007 гг. проводился по двум направлениям. Во-первых, оценивалось социальное, моральное, психологическое и физическое здоровье несовершеннолетних. С этой целью были изучены и систематизированы причины, способы совершения суицидов и суицидальных попыток. Учитывались различные факторы — семейное положение, пол и др. Во-вторых, оценивалось качество проверок сообщений по фактам суицида и суицидальных попыток. Даже любящие родители не всегда могут понять мотивы, побудившие ребенка совершить суицид или суицидальную попытку, а оставленные записки мало что объясняют близким. Ведущий американский суицидолог Э. Шнейдман убежден, что «самоубийство никогда не случается от переполненности счастьем. Напротив, оно совершается в условиях его полного отсутствия» <1>. Последней каплей может быть и неразделенная любовь, к которой взрослые, как правило, относятся несерьезно, и предательство друзей, и конфликты в школе. ——————————— <1> Эдвин С. Шнейдман. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001. С. 303.
По результатам наших исследований, основные причины суицидального поведения — внутрисемейные конфликты (70%) и проблемы с лицами противоположного пола (15%). А возникают они, судя по объяснениям самих несовершеннолетних, их друзей, одноклассников, родителей, из-за неумения строить межличностные отношения и таких индивидуально-психологических особенностей, как импульсивность, повышенная ранимость, обидчивость и т. п. Для многих несовершеннолетних, совершивших суицид или суицидальную попытку, характерны: узкий круг интересов, неумение переключаться на полезную деятельность, низкая психологическая культура (примитивность большинства поводов для обид и ссор с близкими). Большое значение имеет педагогическая несостоятельность родителей. Из объяснительной несовершеннолетней Н. (17 лет): «Я подумала, что от меня мама устала, что я ей не нужна, обуза ей. Вот и решила ее напугать, и решила выпить чуть-чуть лекарств. Я нашла дома лекарства, которые лежали в вазе. Через час меня стало тошнить, я испугалась за себя, стало маму жалко, и я сказала ей, что без разрешения взяла лекарства, и, не подумав о последствии, выпила их». Объяснение отца несовершеннолетней С.: «Что случилось с моей дочерью, я не знаю, я в этот день был выпивший. В какой больнице она находится, я не знаю». Проведенный нами анализ подтверждает тезис психологов, что источники конфликтного формирования личности и причины ее последующей социальной дезадаптации, как правило, коренятся в родительских семьях, где складываются многие «ключевые черты» личности суицидента, его система ценностей. Неудивительно, что абсолютное большинство суицидов и суицидальных попыток происходит именно по месту жительства или рядом с ним. Способы суицидов и суицидальных попыток выбираются несовершеннолетними в зависимости от цели — лишение себя жизни или демонстрация этого намерения. Самоповешение составляет 78% от числа завершенных суицидов, падение с высоты — 12%, отравление — 8%. При суицидальных попытках чаще применяются: отравления — 53%; самопорезы и самоповреждения — 38%; падение с высоты — 4,8%; самоповешение — 4,2%. Количество суицидов у юношей составляет 74% от общего количества суицидов несовершеннолетних, количество суицидальных попыток — 29% от общего количества суицидальных попыток, т. е. к демонстративно-шантажному поведению более склонны девушки, чем юноши. По данным проверочных материалов по фактам суицидов и суицидальных попыток, несовершеннолетние при отравлении часто используют нейролептики, транквилизаторы, антипсихотические средства, снотворные, антидепрессанты и т. п., которые не входят в перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача. Однако это обстоятельство зачастую игнорируют как родители несовершеннолетних, так и работники аптек. Статанализ позволил подсчитать суицидальный показатель (СП) в Республике — количество завершенных суицидов в год на 100 тыс. населения. Всемирная организация здравоохранения рассматривает СП до 10 человек на 100 тыс. населения как терпимый, удовлетворительный, но уровень выше 20 на 100 тыс. населения — как тревожный. В Республике Татарстан в 2004 г. этот показатель был в пределах 8 человек, в 2005 г. — 4, в 2006 г. — 4. Попыток же суицида ежегодно фиксируется в 5 — 6 раз больше, чем завершенных суицидов. Это заставляет внимательно прослеживать суицидальные тенденции в поведении несовершеннолетних с целью профилактики и предупреждения этого явления. Суицид и суицидальная попытка не являются преступлением, поэтому по большинству таких случаев следственные органы не возбуждают уголовные дела, ограничиваясь сбором минимального объема материалов, по которым выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Но такое положение может серьезно затруднить, например, установление факта убийства, инсценированного как суицид, либо препятствовать выявлению случаев доведения лица до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего (ст. 110 УК). Работники прокуратуры не всегда выясняют мотивы суицидального поведения несовершеннолетних, что изначально сводит на нет профилактическую работу по предупреждению этого явления, не уделяют должного внимания принятию своевременных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними суицида или суицидальных попыток. Что можно сделать для предупреждения самоубийств? По данным Всемирной организации здравоохранения, к защитным факторам относятся: брак, религия, социальная поддержка и семейная спаянность, самоуважение и подавление «эго». Мы бы добавили к этому списку ответственность за свои поступки, осмысленность своей жизни, занятость каким-то делом. В школах, на рабочих местах и в других учреждениях следует уделить внимание созданию образовательных программ по предупреждению суицидальных наклонностей в поведении несовершеннолетних. В планы культурных и санитарно-гигиенических мероприятий должны включаться циклы лекций, беседы, диспуты, ролевые игры на темы: «Этика и психология семейной жизни», «Способы саморегуляции», «Первая помощь при стрессах», «Как разрешать конфликты», «Смысл моей жизни» и т. п. Родители несовершеннолетних также нуждаются в просвещении. Для них показаны такие темы для обсуждения, как «Кризисные явления в организме, психике, взаимоотношениях подростка», «Визуальная психодиагностика — умение видеть изменения в состоянии ребенка», «Родителям о психологическом климате в семье» и т. д. Родители, учителя, воспитатели — все, кто ответствен за подрастающее поколение, должны уметь распознавать симптомы и признаки суицидального поведения, знать, где можно получить помощь, если она потребуется, — в семье, у друзей, врачей, социальных работников, работодателей, учителей. К мерам предупреждения самоубийства отнесем и те, которые ограничивают доступ к орудиям причинения смерти (контроль за продажей токсических веществ несовершеннолетним в аптеках, торговых точках; ограничение доступа к некоторым лекарственным препаратам, ядовитым веществам в домашних условиях). Хотя перечисленные мероприятия не относятся к сфере деятельности прокурорских работников, об их реализации целесообразно говорить в представлениях, выступлениях перед общественностью, в средствах массовой информации. Актуальность предупреждения подростковых суицидов требует от городских и районных прокуроров усиления надзора за соблюдением законности при разрешении материалов по фактам самоубийств несовершеннолетних, активизации комплекса профилактической работы по предупреждению суицидов органами и учреждениями системы профилактики. Согласно указанию прокурора Республики Татарстан от 1 марта 2007 г. «Об усилении прокурорского надзора по фактам суицида несовершеннолетних» городские и районные прокуроры должны: — при проведении проверок в порядке ст. ст. 144 — 145 УПК РФ по фактам суицидов несовершеннолетних и суицидальных попыток проводить исчерпывающие мероприятия по установлению причин такого поведения, условий жизни и воспитания несовершеннолетних, их связей и отношений с друзьями, одноклассниками, педагогическим составом учебных заведений. Выяснять эффективность проводимой учебными заведениями работы по выявлению несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, оказывалась ли таким подросткам психолого-медико-педагогическая помощь. Для установления особенностей психики несовершеннолетних и причин, побудивших к суициду, привлекать психологов, психиатров и педагогов. В случае необходимости назначать судебные психологические и психиатрические исследования. В обязательном порядке по результатам проверок принимать решение по признакам ст. 110 УК РФ — доведение до самоубийства. Принимать меры прокурорского реагирования по устранению выявленных нарушений, причин и условий, способствующих суицидальному поведению. В случае отказа в возбуждении уголовного дела предоставлять в прокуратуру РТ материалы проверки с актами прокурорского реагирования; — инициировать перед органами местного самоуправления создание служб помощи несовершеннолетним, оказавшимся в критической жизненной ситуации; — провести проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы социально-психологической и педагогической реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; — организовать проведение межведомственных совещаний с участием руководителей органов управления образования, директоров образовательных учреждений и руководителей других заинтересованных органов системы профилактики и обсудить проблемы суицида несовершеннолетних и выявленные нарушения в ходе проверок. Наметить комплекс профилактических мер, направленных на предотвращение суицидов, на усиление в общеобразовательных учреждениях индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями, на совершенствование форм просветительской работы среди несовершеннолетних и их родителей. Суицид и попытка суицида — сложные явления, которые возникают индивидуально под воздействием психологических, психиатрических и социальных факторов. Только общими усилиями специалистов системы здравоохранения, образования, социальных работников, работников правоохранительных органов можно сдерживать те негативные тенденции, о которых говорилось выше.
——————————————————————