О некоторых проблемах применения Вооруженных Сил РФ во внутренних вооруженных конфликтах

(Загидулин Р. А.) («Юридический мир», 2008, N 10)

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРИМЕНЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ ВО ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

Р. А. ЗАГИДУЛИН

Загидулин Р. А., заместитель директора Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник запаса.

Практика деятельности многих государств (Великобритания, Испания, Турция, Индия, Пакистан и др.) показала, что вооруженные силы активно используются ими при защите национальной безопасности от внутренних угроз. Россия тоже имеет исторический опыт защиты государства от бунтов и восстаний силами армии. Вопросы применения армии внутри государства исследовались в России еще в 1908 г. А. Грековым, капитаном Генерального штаба, который указывал: «Содержание самоохраняющей функции государства не исчерпывается актами одной внешней, межгосударственной борьбы. Фактическое вмешательство армии в события внутренней жизни государства должно и может быть лишь временным, эпизодическим, лишь крайней мерой борьбы с самой крайней опасностью, с угрозой самой жизни государства и его правопорядка. Раз сохранение есть жизненная функция, неизбежная цель государственной организации, эта последняя должна бороться против всяких посягательств на ее существование, откуда бы такие посягательства ни исходили» <1>. ——————————— <1> Греков А. Правовое положение армии в государстве. СПб., 1908. С. 29.

События 90-х годов в Российской Федерации подтвердили эту истину: армия — опора государственного строя, общества, защищающая их от любых военных угроз, откуда бы они ни исходили. О возрождении внутренней функции армии говорят практически все ученые <2>. Однако вопросы применения вооруженных сил внутри государства исследованы недостаточно. Деятельность армии на своей территории требует совершенно иного правового регулирования, которое только формируется. Примером такой неурегулированности служит деятельность Вооруженных Сил РФ по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике в 1994 — 1996 гг. Привлечение ВС РФ для борьбы с террористическими вооруженными формированиями тогда казалось отдельным государственным, политическим, военным деятелям в мире и даже в России незаконным. Отсутствие соответствующего законодательства использовали в своей пропагандистской деятельности и незаконные вооруженные формирования. Сложилась парадоксальная ситуация, когда одни структуры военной организации государства, в частности подразделения МВД РФ, имели право на проведение действий по нейтрализации и ликвидации незаконных вооруженных формирований, но не имели необходимых сил, средств и возможностей, так как эти формирования уже были настоящей военной силой и представляли военную опасность как вид национальной безопасности <3>. ——————————— <2> См.: подробнее: Макаров В. Реанимация внутренней функции // НВО. 1999. N 35. С. 4; Воробьев И. Н., Киселев В. А. Нужны выверенные сценарии антитеррористического противодействия // НВО. 1999. N 48. С. 4. <3> См.: Возженников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000. С. 212 — 221.

Вооруженные Силы могли противостоять этой незаконной армии, представляющей угрозу безопасности государства и общества, но не имели правовых основ для исполнения функций по их защите. Однако ситуация требовала немедленного реагирования. Органы государственной власти приняли решение об использовании армии для устранения военной угрозы государству. Но правовая неурегулированность привела к значительному снижению потенциальных возможностей Вооруженных Сил. Как указывает А. И. Николаев, это «приводило подчас к несогласованности применения войск и иных сил и, как следствие, к его недостаточной эффективности, что в результате привело к неоправданным потерям личного состава. За 10 месяцев в Чечне погибли более 2500 и ранены более 7000 человек личного состава, участвовавшего в антитеррористической операции» <4>. ——————————— <4> Николаев А. И. Военная реформа буксует // НВО. 2000. N 23. С. 4.

Несомненно, что в настоящее время отдельные группы населения, используя современное вооружение, могут создавать явную военную угрозу государству и обществу, которую само население или даже сотрудники правоохранительных структур — МВД, ФСБ не смогут устранить. Эти угрозы могут ликвидировать только Вооруженные Силы. Устанавливая их правосубъектность для действий на территории России, необходимо руководствоваться основами конституционного права. При введении чрезвычайного положения права мирного населения могут быть ограничены лишь в пределах, установленных конституционным законом. Когда такой правовой режим не установлен, войска должны действовать в полном соответствии с Конституцией РФ и положениями иных законов, в частности Уголовно-процессуального кодекса РФ. Эти условия создают определенные проблемы для деятельности войск. Хотим мы этого или не хотим, но деятельность военных комендатур, проведение задержаний, обысков, допросов, проверка паспортного режима в поселениях, то есть оперативно-розыскная работа — это непременная составляющая деятельности войск в районах ведения боевых действий. Армия такими полномочиями не наделена и подобной деятельности не обучена. Она не имеет необходимой информационно-аналитической базы, конфедерантов и других элементов системы, необходимых для успешной работы подобного рода. Закон определяет: «Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом…» <5>, и установил перечень органов, имеющих право осуществлять ее. Это МВД РФ, ФСБ РФ и другие правоохранительные органы. Расширительное толкование перечня не допускается. Законодатель не включил Вооруженные Силы в этот перечень. В структуре Вооруженных Сил РФ в настоящее время нет подразделений, способных выполнять эти задачи, поэтому войскам придется действовать, не имея прав и специалистов. ——————————— <5> Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. // КонсультантПлюс: ВерсияПроф [Электрон. ресурс]. М., 2002.

Эти причины затрудняют деятельность ВС РФ по обеспечению военной безопасности на территории России, которая осложняется и морально-психологическими факторами. Ведение боевых действий на территории собственного государства, против собственных граждан требует определенной психологической подготовки, которой военнослужащие не имеют. Опыт чеченской кампании наглядно доказал, что они затрудняются исполнять те обязанности, те действия, которые профессионально исполняют сотрудники милиции. В то же время сотрудники милиции не обучены и не подготовлены вести масштабные боевые действия. Таким образом, при установлении внутренних функций армии целесообразно сформировать структуры, наделенные необходимыми полномочиями и имеющие специальную подготовку. Учитывая, что создание новых военных структур нецелесообразно, можно решить эту противоречивую задачу путем переподчинения Внутренних войск МВД РФ Министерству обороны РФ. Это позволит сократить вспомогательные, обеспечивающие, управленческие подразделения, уменьшить финансирование военной организации государства, унифицировать производство техники и вооружения, централизовать подготовку специалистов, обеспечить единство управления при ведении боевых действий против крупных вооруженных формирований, обеспечить конституционно-правовое обеспечение деятельности войск внутри государства без значительного реформирования законодательства, так как внутренние войска уже наделены соответствующими полномочиями. Многие исполняемые ранее функции ВВ МВД РФ сейчас сокращены, поэтому они будут использоваться только для обеспечения военной безопасности государства и граждан от внутренних угроз. При необходимости в их интересах будут использованы артиллерия, авиация и другие необходимые виды вооружений. Для борьбы с мелкими вооруженными формированиями, беспорядками должны привлекаться только подразделения МВД, ФСБ или других правоохранительных органов. Необходимо отметить, что внутренние войска смогли бы исполнять и функции военной милиции, обеспечивать работу военных комендатур <6>. ——————————— <6> См.: Загидулин Р. А. Какая военная милиция нужна армии и обществу // Закон и право. 2007. N 2. С. 16 — 18.

Если внутренние войска не переподчинить ВС РФ, то необходимо функцию по обеспечению внутренней военной безопасности полностью возложить на них, создав, как предлагают отдельные представители российской военной науки, национальную (федеральную) гвардию <7>, аналогичную имеющейся в США. Однако с этим нельзя согласиться, так как у России имеются национальные особенности, не позволяющие слепо копировать чужой опыт <8>. ——————————— <7> Аначук В. Я., Путилин Б. Г. Система обеспечения национальной безопасности (на примере Соединенных Штатов Америки). М., 1998. <8> См.: Загидулин Р. А. Правовое положение ВС государств. Анализ применения военной силы в межгосударственных конфликтах и войнах. Сборник научных трудов. Одесский национальный морской университет, 2007. С. 17 — 29.

События, происходящие в мире, деятельность отдельных иностранных государств на территории ряда субъектов России настоятельно требуют определения правового положения Вооруженных Сил РФ с учетом этих условий. В перспективе к России могут присоединиться и другие государства, в частности Таджикистан, Узбекистан, некоторые не признанные ныне государства, народы которых выражают твердую решимость войти в состав Российской Федерации, что значительно увеличит задачи Вооруженных Сил. Это еще одно свидетельство необходимости установления такого правового положения, такой структуры Вооруженных Сил РФ, которые позволят успешно защищать безопасность нашего общества и государства в любых условиях.

——————————————————————