Развитие института прав и свобод военнослужащих в Российском государстве: конституционно-правовой аспект

(Стерликова О. Б.) («Военно-юридический журнал», 2010, N 1)

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

О. Б. СТЕРЛИКОВА

Стерликова О. Б., доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжской академии государственной службы имени П. А. Столыпина (г. Саратов).

Одно из основных положений Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы признаются в России высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод — обязанность государства. Положение с правами человека является объективным барометром благополучия и цивилизованности любого общества. Отношение к естественным и неотъемлемым ценностям человека, в том числе и к правам военнослужащих, степени их защищенности, — безусловно, показатель зрелости и развития государства, стремящегося к тому, чтобы именоваться и реально являться правовым. Развитие конституционных прав и свобод в России имеет свою историю. На протяжении многих веков в России господствовала деспотическая система власти, положение большинства населения было бесправным, отсутствовали гарантии прав и свобод личности, основные ориентиры внутренней и внешней политики характеризовались принудительными методами, что и предопределило застойный характер экономической, политической и правовой жизни нашей страны. В целом правовое положение личности в самодержавной России находилось в теснейшей зависимости от социально-экономических, политических, государственно-правовых структур. Абсолютистская форма правления, длительная эволюция самодержавия в направлении конституционной монархии предопределяли неравенство прав и обязанностей различных категорий населения. Бесправие населения сочеталось с традиционным в России нигилистическим отношением к свободе личности, к правовым ценностям и правам вообще. К. Д. Кавелин в 40-х годах XIX в. заметил, что в российской истории личность постоянно заслонялась государством, и Б. А. Кистяковский отмечал, что «притупленность правосознания российской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом застарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа» <1>. ——————————— <1> См.: Кавелин К. Д., Кистяковский Б. А. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. С. 106.

Правовой нигилизм имел весьма широкое распространение в России. Даже такой критик царизма, как А. И. Герцен, трактовал отсутствие начал права в русской общественной жизни как нечто положительное, как некое преимущество России перед Западом в движении к будущему. Течение славянофилов, оформившееся после определенных Петром I европейских ориентиров преобразования России, продолжило его попытки преобразования и европеизации России, но встретило большое сопротивление со стороны различных слоев общества, отстаивающих самобытность страны. Противостояние этих двух начал оформилось в виде борьбы славянофилов и западников, которые отрицали даже постановку вопроса о правовых гарантиях и свободах личности против произвола властей. «Гарантия не нужна. Гарантия есть зло», — утверждал К. С. Аксаков <2>. ——————————— <2> См.: Кистяковский Б. А. Курс русской истории: В 8 т. М., 1909. С. 107.

Своеобразное сочетание этих двух противоборствующих начал, по существу, характерно и для проводившихся в России на протяжении XVIII — XX вв. реформ. В российской и зарубежной юриспруденции нормы военного законодательства были отделены от норм общего законодательства. Демократические правовые институты и законность, как общий принцип государственности, считались не нужными армии, так как армия имеет особую природу, отличную от природы государства, поскольку в ее основе — безусловная дисциплина и повиновение приказам, а в основе действий — военная необходимость, несовместимая с общепринятыми правовыми началами и принципами законности. Российские юристы XVIII столетия, ссылаясь на специфику военной организации, на особое положение армии в механизме государства и исключительность ее функций, единодушно утверждали, что общепризнанные правовые начала и принципы конституционного статуса гражданина не могут найти применение в армии или должны быть ограничены <3>. ——————————— <3> См.: Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Военное право: Учебник. М., 1998. С. 110.

Российский ученый А. М. Добровольский отмечал: «Особенности положения военнослужащих в области публичного права могут заключаться в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получат применения, или же для них, в силу особенностей их служебного положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут подвергаться малым ограничениям или военнослужащие могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими гражданами. В этих именно границах вопросы, касающиеся юридического положения в государстве военнослужащих, являются предметом исследования военного права. Военное право должно выяснить логическую необходимость установления для военнослужащих тех или иных специальных норм, указать пределы и область их применения» <4>. ——————————— <4> Добровольский А. М. Особенности положения военнослужащих в области публичных прав. СПб., 1913. С. 3 — 4.

В середине XIX в. в России происходит изменение взглядов на границы государственного вмешательства в жизнь общества. Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства не сводится только к охранительным функциям. Оно приобретает определенные, хотя весьма ограниченные социальные функции. По этому поводу С. Новгородцев отмечал, что это «целый переворот понятий» <5>. ——————————— <5> Новгородцев С. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 340.

Б. А. Кистяковский <6>, обобщая практику современных ему правовых государств, писал: «Осуществление неотъемлемых прав человека является непременным условием всякого правового прогресса, а потому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти». Далее он отмечал, что основной принцип конституционного государства состоит в том, что его власть ограничена… ограничение ненарушаемых, неприкосновенных, неотчуждаемых прав. В социалистическом обществе личность в значительной мере будет лишена той сферы безграничной личной свободы, которая в современном обществе создается правом». ——————————— <6> Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1961. С. 26, 490.

Для второй половины XIX в. характерен расцвет государственно-правовой мысли в России. Так, например, Б. Чичерин, исследуя природу, сущность прав человека и взаимоотношений индивида и государства, отмечал: «Учение о неотчуждаемых и ненарушаемых правах человека, которые государство должно только охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое. В здравой теории, так же как и практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежат государству» <7>. ——————————— <7> Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. С. 301 — 302.

Н. М. Коркунов <8>, напротив, критиковал позитивистский подход исследования природы прав человека, отмечая, что для этого учения личность сама по себе ничто и что, согласно этой теории, прочный и твердый общественный строй установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы. ——————————— <8> Коркунов Н. М. Общественное значение права. СПб., 1989. С. 69.

Б. А. Кистяковский <9> писал: «В социалистическом государстве будет расширена и пополнена система субъективных публичных прав, а права человека и гражданина получат полное признание и окончательную формулировку». ——————————— <9> Кистяковский Б. А. Государство правовое и социальное // Вопросы философии. 1990. С. 156.

Права и свободы военнослужащих занимают свое, особое место в системе прав и свобод. Это обусловлено тем, что эти права регулируют жизненно важные связи военнослужащих с государством. Поэтому их правовое положение отличается рядом особенностей. А. М. Добровольский отмечал <10>: «Правовое положение военнослужащих в государстве в некоторых отношениях является иным, чем у других граждан. На это положение оказывает воздействие особая природа военной службы. Определенными моментами в этом отношении являются особый публично-правовой характер армии как организации, предназначенной для вооруженной борьбы, особенность взаимных отношений и составляющих ее элементов (дисциплина, воинский правопорядок), обусловленных в своем существовании необходимостью сплоченности армии, проникновения ее духом единым, существо военной службы, как службы государственной. Необходимость ограничения армии в политических правах проистекает из принципов охраны общественных интересов… и устранения армии от политической роли в государстве из принципа охраны специальных интересов армии, охраны в ней дисциплины и воинского правопорядка. ——————————— <10> Добровольский А. М. Особенности положения военнослужащих в области публичных прав. СПб., 1913. С. 8.

В целом передовая общественная мысль России второй половины XIX в. была озабочена тем, как ограничить абсолютизм, добиться самых элементарных гражданских и политических прав и свобод. Значительная часть русских интеллигентов, в первую очередь революционеры-народники, высказываясь за ликвидацию абсолютной монархии в России, отрицательно относились к установлению конституционного строя, парламентаризма и т. д., упуская из виду, что буржуазная демократия с ее гражданскими и политически правами и свободами означает огромный шаг вперед. Группой «Освобождение народа» под руководством Г. В. Плеханова были сформулированы программные требования — демократическая конституция, всеобщее избирательное право, обеспечение неприкосновенности личности и жилища граждан, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний и ассоциаций, свобода передвижения, полное равноправие всех граждан независимо от религии <11>. Первая программа партии большевиков также требовала всеобщего избирательного права, местного самоуправления, неограниченной свободы совести, печати, союзов, уничтожение сословий, установление полного равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности и т. д. ——————————— <11> Плеханов Г. В. Сочинения. Т. 1. Второй проект программы русских социал-демократов. М., 1922. С. 403.

Проблема прав личности занимала главное место в трудах таких ученых правоведов второй половины XIX — начала XX в., как С. М. Муромцев, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Б. Н. Чичерин, Н. М. Коркунов. Придерживаясь различных взглядов, ученые были едины в том, что целью русского общества должно быть создание правового государства, которое одно только способно обеспечить права личности. Русские либеральные юристы, разрабатывавшие накануне, в ходе первой революции, и позднее теорию правового государства, считали, что одним из признаков правового государства является признание за гражданином определенной суммы прав, ограничение которых допустимо лишь по суду. Чаще всего свободы граждан подразделялись ими на три группы: личная свобода (личная и жилищная, тайна переписки, свобода профессий, свобода передвижения), общественная свобода (свобода совести, веры, мысли, слова, печати, собраний, союзов), свобода экономическая (право собственности, труда, промышленности, торговли) <12>. ——————————— <12> См.: Дживелегов А. К. Права и обязанности граждан в правовом государстве. М., 1906. С. 5.

Революция 1905 г. ознаменовалась оформлением многих политических партий, каждая из которых в своих программных документах формировала свое понимание прав и свобод личности. Результатом революции явились реформы, в том числе и в области прав и свобод. Особое значение имело учреждение Государственной Думы, призванной ограничить власть царя в сфере законодательства. В Манифесте от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной Думы» отмечалась готовность «призвать выборных людей от земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов» <13>. ——————————— <13> См.: СУ. 1905. Отд. 1. Ст. 1325. ПСЗ-3. Т. XXV. Отд. 1. N 26656.

Ряд важных буржуазно-демократических принципов были признаны в Манифесте от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» <14>. В нем прописаны «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов». Также признавалась необходимость привлечь к участию в Думе те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав» <15>. Обещанные Манифестом 17 октября 1905 г. права и свободы получили свое нормативное закрепление в ряде актов, в том числе Основных государственных законах Российской империи, «представлявших собой первую Конституцию России» <16>. Следующим этапом в развитии прав и свобод личности в России явилась Февральская буржуазно-демократическая революция. В Декларации <17> от 3 марта 1917 г. Временное правительство объявило, что будет руководствоваться следующим: «…полная амнистия по всем делам — политическим, религиозным, свобода слова, печати, собраний, союзов, стачек с распространением политических свобод на военнослужащих, в пределах, допускаемых военно-техническими условиями, отмена всех сословных, вероисповедных, национальных ограничений» <18>. ——————————— <14> См.: СУ. 1905. Отд. 1. Ст. 1658. <15> Там же. <16> См.: Дзидзоев Р. М. Первый конституционный документ России // Государство и право. 1997. N 6. С. 113 — 114. <17> Вестник Временного правительства. N 1 (46). 1917. 5 марта. <18> Там же.

В октябре 1917 г. приступила к работе Особая комиссия, созданная при Временном правительстве, которая разработала 19 титулов конституционного проекта России, пять из которых прямо относились к правам и свободам граждан — Декларация прав гражданской свободы, гарантии прав гражданской свободы. При обсуждении вопросов о Декларации прав гражданской свободы Особой комиссией было принято решение о включении в российскую Конституцию не только принципов права и свободы, но и права позитивного статуса, т. е. права граждан на определенные услуги со стороны государства. Была сделана оговорка, что «помещение всех прав этого рода может оказаться не имеющим практического значения». Вопрос о перечислении основных обязанностей граждан споров не вызвал <19>. Русские революционеры и либералы одинаково стремились покончить с общим бесправием, добиться элементарных гражданских политических прав и свобод. Безусловно, у всех у них были разные методы достижения этих целей, а также разный подход и представления об объеме прав и свобод. Революционеры, либералы требовали перемены образа правления, создания органа национального представительства, перед которым была бы ответственной исполнительная власть. Либералы отстаивали ограничение самодержавной монархии, замену ее конституционной монархией. Революционеры настаивали на уничтожении абсолютизма и установлении республики в целях обеспечения прав личности. ——————————— <19> Временное правительство и Учредительное собрание. Красный архив. Л., 1928. N 3. С. 107.

Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 г. права и свободы личности были восстановлены и расширены. Революционные организации трудящихся, солдатские комитеты, Советы и т. д. явочным порядком восстанавливали права и свободы. Временное правительство своими законодательными актами оформило фактически добытые свободы. Запоздалость буржуазных преобразований в стране и другие причины обусловили быстрое падение буржуазно-демократического режима, возникшего после Февральской революции 1917 г. В начале XX в. осуществление военнослужащими принадлежащих им гражданских прав было затруднительно или фактически невозможно. Для того чтобы военные могли их реализовывать, государство должно законодательно закрепить правовое положение военнослужащих. Первые законодательные акты Советского государства послужили основой подготовительной работы по разработке и принятию первой российской Конституции. Для этого была создана конституционная комиссия ВЦИК, которой было поручено осуществить подготовку проекта Конституции. Одновременно проект Конституции РСФСР разрабатывался коллегией Народного комиссариата юстиции. Поскольку в их проекте отсутствовал раздел о правах и свободах граждан, комиссией ЦК РКП(б) был принят за основу проект Конституции, разработанной ВЦИК. В Конституцию 1918 г. был включен текст «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», где отражались предоставляемые гражданам права и свободы. Сформулирован новый конституционный принцип военного строительства — политическое и гражданское полноправие граждан. Конституция 1918 г. закрепила, что военнослужащие Красной Армии являются полноправными гражданами Советского государства во всех отраслях политической, экономической, культурной жизни страны. Одной из причин появления Конституции в обществе явилась необходимость ограничения гражданского общества от вмешательства государства <20>, чтобы можно было гарантировать человеку защиту от произвола государственной власти <21>. «Здание прав и свобод в Советской России возродилось на пустом месте» <22>, поскольку у России не было опыта конституционного развития, отсутствовал принцип его преемственности, а государственное устройство России на конституционном уровне было сформировано впервые. ——————————— <20> См.: Топорнин Б. Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления // Конституционная реформа в СССР. М., 1990. С. 9. <21> См.: Кабышев В. Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений. Личность и власть (конституционные вопросы) // Межвуз. сб. науч. работ. Ростов-на-Дону — Саратов, 1995. С. 67. <22> См.: Топорнин Б. Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления // Конституционная реформа в СССР. М., 1990. С. 9.

Причиной замены Конституции РСФСР 1918 г. Конституцией РСФСР 1925 г. явилось объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз Советских Социалистических Республик и принятие первой Конституции СССР в 1924 г. Конституция СССР 1924 г. и Конституция РСФСР 1925 г. устранили неравенство граждан в политических правах, расширили избирательные права граждан, но не закрепляли их личных прав. Закрепленный в Конституции РСФСР 1918 г. принцип, что военнослужащие Красной Армии являются полноправными гражданами Советского государства, последовательно проводился и в Конституции СССР 1924 г., и в первом Законе «Об обязательной военной службе» <23> 1925 г. Однако, понимая, что провозглашенный принцип не может действовать в полном объеме, для военнослужащих в 1926 г. была сделана попытка принять закон «О служебно-правовом положении военнослужащих» <24>. В Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1930-х гг. <25> принципы политического и гражданского полноправия были конкретизированы с учетом особенностей воинского правопорядка. В нем было указано, что военнослужащие и военнообязанные пользуются всей полнотой прав, предоставленных трудящимся согласно конституциям союзных республик и другим законодательством СССР, за исключением предусмотренных законом изъятий, вытекающих из условий военной службы. ——————————— <23> Закон СССР от 18.09.1925 «Об обязательной военной службе» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. Сентябрь. <24> ЦГАСАФ. Ф. 4. Оп. 3. Ед. хр. 2599. <25> См.: Закон СССР от 08.08.1928 «Об обязательной военной службе» // Известия ЦИК и ВЦИК. 1928. Август; Закон СССР от 13.08.1930 N 42/253б «Об обязательной военной службе» // СЗ СССР. 1930. N 40. Ст. 424.

Конституция 1936 г. продолжила линию к расширению прав и свобод граждан и законодательно закрепила полноправие военнослужащих как граждан СССР. Статья 138 Конституции 1936 г. закрепляла за военнослужащими право избирать и быть избранными наравне с другими гражданами страны, и сама Конституция не содержала какого-либо указания о неприменимости или ограниченном распространении соответствующих статей Основного Закона на военнослужащих. Права военнослужащих, прописанные в Конституции СССР 1936 г., в 1939 г. были внесены в текст ст. 45 Закона «О всеобщей воинской обязанности» <26>, где указывалось, что военнослужащие и призванные на военные сборы военнослужащие пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности советских людей. ——————————— <26> Закон СССР от 01.09.1939 «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32.

В Конституцию 1977 г. были включены новые положения, касающиеся прав человека. Ранее действовавшая Конституция 1936 г. содержала 16 статей, посвященных правам и обязанностям граждан. В Конституции 1977 г. таких статей было уже 37, их перечень был существенно расширен, права и свободы трактовались более подробно. Конституция 1977 г. теоретически открывала широкие возможности к реальному наполнению и развитию прав и свобод человека. Но в рамках действующей политической системы в целом исключала свободное и всестороннее развитие личности, стремилась управлять поведением человека, жестко определяя его политические интересы, идейно-политические взгляды. Положения Конституции СССР 1977 г. были перенесены в Конституцию РСФСР 1978 г., которая действовала до 1993 г. С позиций равенства прав военнослужащих с другими гражданами выступали П. Н. Роминов, В. П. Серегин, Г. Н. Колибаба. Однако Конституция 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями не содержала статей о полноправии военнослужащих, а, наоборот, имела статьи в разделе «Права и свободы человека и гражданина», которые могли быть ограничены законом (ст. 50 — право на объединение, ст. 42 — право на свободу передвижения). Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 1 Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. <27>, внесла свой вклад в развитие конституционных прав и свобод. В ней подчеркивалась решимость создать в России демократическое правовое государство, с обеспечением прав и свобод человека и гражданина, а также подчеркивалась необходимость принятия новой Конституции России. Важным шагом в данном направлении было принятие Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина <28>, соответствующей современным международным стандартам и тому уровню требований, который диктуется идеями и принципами правового государства. ——————————— <27> Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая I Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. // ВВС. 1990. N 2. С. 22. <28> Декларация прав и свобод человека и гражданина принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // ВВС. 1991. N 52. Ст. 1865.

В этой связи Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 <29> «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» были предусмотрены правовой путь и способ принятия новой Конституции России. Реализацией этих положений явилось принятие всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. В новой Конституции нашли свое признание и нормативное закрепление положения о высшей ценности человека, его прав и свобод (ст. 2). В ней определены основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности. ——————————— <29> Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39. Ст. 3597.

Опыт нашей страны свидетельствует, что отсутствие идеи свободы личности, попытки поставит выше всего интересы класса, партии, стремление к показному единомыслию служит теоретическим прикрытием диктаторских методов управления страной. И хотя в России ранее действовали конституции, провозглашавшие права и свободы советских граждан, произвол и беззаконие не сочетались с этими нормами. Проведенный в исследовании анализ показывает, что принципы, определяющие в Конституции 1993 г. конституционный статус личности, отражают общемировой опыт, закрепленный в важнейших международно-правовых документах — Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека <30>, в Международном пакте о гражданских и политических правах <31> и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Россия сегодня часть мирового сообщества. Поэтому закрепленные в Конституции России основные права и свободы человека и гражданина ею же гарантируются и обеспечиваются механизмами, созданными для осуществления этих прав. Военнослужащие в Российской Федерации пользуются правами и свободами человека и гражданина, в соответствии с нормами, установленными Конституцией РФ независимо от их конституционно-правового статуса. Ограничение прав и свобод военнослужащих возможно только в случаях, установленных законом, имеет временный характер и компенсируется государством. ——————————— <30> Всеобщая Декларация прав человека. Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета. 1995. Апрель. <31> Международный пакт о гражданских, политических правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

——————————————————————