Из практики прокурорского надзора по арбитражным делам
(Редакционный материал)
(«Законность», 2010, N 1)
ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПО АРБИТРАЖНЫМ ДЕЛАМ
Договор о передаче в пользование и на хранение объекта гражданской обороны частной коммерческой организации с предоставлением ей права на извлечение доходов от использования этого объекта признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, поскольку был заключен не на конкурсной основе и без согласования с МЧС России.
Заместитель прокурора Амурской области обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Амурской области (далее — управление) и ООО «Интекс» о признании недействительным (ничтожным) заключенного ответчиками 21 сентября 2007 г. договора о передаче в пользование и хранение федерального имущества и применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО «Интекс» возвратить управлению убежище гражданской обороны, расположенное в г. Благовещенске.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 7 мая 2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2008 г. решение от 7 мая 2008 г. отменено. Заявленные требования прокурора удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. Постановление апелляционного суда отменено, решение от 7 мая 2008 г. оставлено в силе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции исходил из того, что договор от 21 сентября 2007 г. фактически является возмездным договором хранения, заключенным в целях обеспечения сохранности и эффективности использования федерального имущества.
В представлении заместителя Генерального прокурора РФ о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции предлагалось отменить указанные судебные акты, поскольку суды, разрешая вопрос, связанный с использованием в мирное время имущества, относящегося к объектам гражданской обороны, и оценивая спорный договор, нарушили нормы материального права. Согласно договору объект гражданской обороны был передан управлением в безвозмездное пользование частной коммерческой организации, которая не относится к кругу лиц, имеющих право на безвозмездное пользование таким имуществом. Заместитель Генерального прокурора РФ предлагал оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции, как соответствующее закону.
Между территориальным управлением Росимущества и обществом «Интекс» заключен договор от 21 сентября 2007 г. (далее — договор) о передаче в пользование и на хранение этому обществу федерального имущества — защитного убежища гражданской обороны общей площадью 2134,9 кв. метра, в том числе для использования части этого объекта площадью 1438,3 кв. метра под стоянку автомобилей. В день подписания договора указанное недвижимое имущество было передано обществу. Согласно п. п. 2.2.3, 2.2.6, 2.2.7 договора общество «Интекс» несет расходы на содержание переданного объекта, обеспечивает его охрану и сохранность, имеет право на доходы от использования этого имущества. Договор не содержит иных условий, касающихся его возмездности.
Как установлено судами в процессе рассмотрения дела, упомянутое защитное убежище — объект гражданской обороны.
На основании приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее — Постановление Верховного Совета РФ) объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, являются имуществом учреждения, финансирование которого осуществляется из республиканского бюджета, и такие объекты относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство РФ согласно п. 15 Постановления Верховного Совета РФ.
Функции по надзору и контролю в области гражданской обороны и по управлению государственным имуществом в этой сфере осуществляет федеральный орган исполнительной власти — МЧС России (Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г.).
Суды первой и кассационной инстанций, оценив упомянутый договор, признали его возмездным, соответствующим законодательству.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 мая 2009 г. признал решение суда первой инстанции и Постановление суда кассационной инстанции нарушающими единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и подлежащими отмене в соответствии с п. 1 ст. 304 АПК. Постановление суда апелляционной инстанции по делу Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ оставлено без изменения по следующим основаниям.
Право Росимущества в лице его территориальных управлений на распоряжение объектами гражданской обороны путем совершения без проведения конкурса сделок о передаче таких объектов на хранение и в пользование частным коммерческим организациям с предоставлением им права извлечения доходов от использования этого имущества не предусмотрено законодательством.
На основании общих положений, содержащихся в п. 13 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 г., и п. 11 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21 июля 2005 г., в установленном порядке возможно использование в мирное время объектов гражданской обороны в интересах экономики и обслуживания населения.
При наличии разрешения правомочных государственных органов о возможности передачи объекта гражданской обороны для использования в мирное время по предусмотренному правовыми актами назначению этот объект мог быть передан Росимуществом в лице его территориального управления только в аренду на конкурсной основе в порядке, установленном п. 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества».
В нарушение установленного законодательством порядка территориальным управлением Росимущества без согласования с МЧС России и не на конкурсной основе названный объект гражданской обороны неправомерно был передан частной коммерческой организации на хранение и в пользование с предоставлением ей права на извлечение доходов от использования этого объекта.
——————————————————————