Военная полиция в Вооруженных Силах РФ: к вопросу о постановке проблем функционального предназначения
(Мясников И. А.)
(«Военно-юридический журнал», 2010, N 2)
ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ: К ВОПРОСУ
О ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
И. А. МЯСНИКОВ
Мясников И. А., государственный советник юстиции 2-го класса, начальник Управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры РФ, заслуженный юрист РФ.
Уголовно-процессуальная доктрина рассматривает различные варианты определения места органов дознания, предназначенных для производства предварительного расследования в форме дознания в условиях Вооруженных Сил Российской Федерации:
— во-первых, это формирование органов дознания (дознавателей) для производства дознания в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях РФ в штате воинских частей, соединений, объединений, военных учреждений;
— во-вторых, формирование штатных органов дознания (дознавателей) в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ путем создания специализированных подразделений дознания в структуре военных гарнизонов;
— в-третьих, создание военной полиции, которая и осуществляла бы производство предварительного расследования в форме дознания в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Возможность создания независимого органа дознания в Вооруженных Силах РФ обусловила широкую научную дискуссию (военнослужащих, военных юристов, ученых-процессуалистов и т. д.) как среди законодателей, так и среди правоприменителей, что, в свою очередь, детерминировано рядом проблем правового и организационного порядка.
Во-первых, известная «двойственность» статуса командиров воинских частей, которые являются начальниками органов дознания в Вооруженных Силах РФ, осуществляя функции органа дознания в своих воинских частях, подпадают под категорию лиц, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе любого уголовного дела, совершенного подчиненным военнослужащим. Решение вопроса возможно при условии разделения военно-административных и уголовно-процессуальных функций, что может быть достигнуто в освобождении командования от проведения дознания, созданием независимого от военного командования и его ведомственных интересов органа дознания. В этой связи создание военной полиции как специализированного органа дознания в Вооруженных Силах РФ освободит командира от несвойственной ему функции уголовного преследования и позволит сосредоточить усилия на выполнении задач по поддержанию боеготовности и боеспособности воинской части. С большой вероятностью будут устранены существующие коллизии между интересами военного командования и задачами уголовного судопроизводства, что послужит гарантией реализации принципа объективности расследования.
Проведенный нами анализ опыта зарубежных государств (в том числе участников СНГ) свидетельствует, что в реализации мер, направленных на поддержание правопорядка в войсках, действенную роль играют органы военной полиции — составная часть правоохранительных органов этих государств. В условиях профессиональной армии для расследования преступлений, посягающих на военную безопасность и порядок прохождения воинской службы, может быть создана военная полиция — элемент системы правоохранительных органов, которая была бы сформирована на профессиональной основе и наделена всем комплексом полномочий по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений (в том числе — правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность). Кроме того, военная полиция могла бы осуществлять производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении частей, соединений, учреждений, гарнизона.
Развивая вышеизложенный тезис, следует отметить, что для производства дознания в Вооруженных Силах РФ необходимо предусмотреть и специфическую подследственность уголовных дел органам военной полиции. Необходимые положения для определения подследственности следовало бы сформулировать в уголовно-процессуальном законе, раскрыв их более конкретно, универсально, исключив существующую ныне громоздкую законодательную конструкцию (перечисление министерств и ведомств и т. д.).
Тезис о «специфичной подследственности» детерминирует ряд обстоятельств. В первую очередь это специальный субъект преступления против военной службы, который наряду с общими признаками — вменяемостью и возрастом — обладает и специальными (к их числу следует прежде всего отнести пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе, военных сборах, при исполнении служебных обязанностей и т. д.), в связи с чем он и относится к специальным субъектам. Во-вторых, военнослужащие ВС РФ, в отличие от остальных граждан, имеют специфическое правовое положение. Их особый статус представляет собой совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ, Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ. Военнослужащий обладает правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными законами. В зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения они несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Но в отличие от гражданских лиц военнослужащие несут уголовную ответственность как за общеуголовные преступления, так и за преступления против военной службы. Таким образом, для правильного определения подследственности военных органов дознания и органов военной прокуратуры по персональному признаку необходимо руководствоваться не только уголовно-процессуальным законом, но и другими законами и подзаконными актами, определяющими статус военнослужащего и приравненных к ним лиц.
Как известно, предметный признак подследственности определяется видом совершенного преступления. В зависимости от характера уголовного дела, его сложности и значимости, УПК РФ наделяет конкретный орган предварительного расследования правом осуществлять производство по уголовному делу. В свою очередь, действующее уголовное право Российской Федерации также содержит специальные нормы, охраняющие общественные отношения в области военной безопасности государства от посягательств со стороны военнослужащих. Эти нормы обусловлены особенностями строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов по обеспечению военной безопасности государства.
Объектом охраны военно-уголовного законодательства является установленный порядок прохождения воинской службы. Этот порядок как совокупность общественных отношений в области военной безопасности государства, регулируемых Конституцией РФ, другими законами и воинскими уставами, представляет собой составную часть объектов охраны уголовного права, которые перечислены в ст. 2 УК РФ. Вместе с тем в порядке прохождения военной службы закреплены специфические особенности военной службы. В соответствии со ст. 331 УК РФ преступлениями против военной службы признаются предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Уголовную ответственность за воинские преступления несут также военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени. Специфика объекта позволяет объединять их в отдельную группу — преступления против военной службы. Объединяющим критерием здесь выступает особый признак — охраняемая законом сфера деятельности — установленный порядок прохождения военной службы. Военные органы дознания относятся к органам дознания специальной (отраслевой) компетенции, их подследственность определяется совокупностью предметного, персонального и территориальных признаков.
Следует подчеркнуть, что рост преступности, дальнейшее усложнение криминогенной обстановки в стране детерминируют также и признание объективной необходимости использования оперативной информации при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе в условиях Вооруженных Сил. Практика расследования уголовных дел в ВС РФ свидетельствует о том, что в связи с усилением профессионализма преступной среды, ее технического оснащения, повышением организованности, усилением коррумпированности и противодействия правоохранительным органам одними только процессуальными средствами раскрыть отдельные преступления бывает крайне сложно, а порой и невозможно.
Анализ практики расследования следователями военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях свидетельствует, что абсолютное большинство опасных преступлений совершаются втайне и заранее тщательно подготавливаются. Участники преступных групп четко распределяют роли и действия каждого из них. Заранее разрабатывается линия поведения всех участников на случай попадания кого-либо в поле зрения правоохранительных органов. Имеют место многочисленные факты, когда подозреваемые, обвиняемые и связанные с ними лица в период расследования возбужденных против них уголовных дел используют шантаж и угрозы, не только по отношению к потерпевшим, свидетелям, раскаявшимся соучастникам, но и к следователям, прокурорам и судьям. Идет активное, нередко в криминальной форме, противодействие расследованию отдельных уголовных дел и рассмотрению их в судах — вплоть до уничтожения (хищений) материалов уголовных дел, убийств свидетелей, соучастников, применения насилия к потерпевшим и т. п. Для того чтобы исключить (или хотя бы затруднить, сдержать, нейтрализовать) такое противодействие, выявить все преступные связи подозреваемых и обвиняемых, установить всех причастных к тому или иному событию лиц, установить личности виновных и их местонахождение, необходимо проведение оперативно-розыскной деятельности и укрепление взаимодействия следственных и оперативных органов. Действуя на основе ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативные работники имеют возможность использовать в борьбе с преступностью широкий круг оперативно-розыскных мероприятий и находящиеся в их распоряжении силы, средства и методы. Пункт 1 ст. 3 Инструкции органам дознания ВС РФ предусматривает, что на органы дознания возлагается принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступления и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений.
Вышеуказанные положения Инструкции не в полной мере корреспондируют с требованиями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12 августа 1995 г.). Закон определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как «вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий» (ст. 1). То есть правом осуществления оперативно-розыскной деятельности наделяются отнюдь не все органы расследования, а лишь оперативные подразделения. В Законе дан их исчерпывающий перечень. Командиры воинских частей, как органы дознания, в перечень субъектов, осуществляющих ОРД, не входят. Более того, значительная часть оперативно-розыскных мероприятий проводится негласно, с применением специальных методов и средств, которыми не располагают командиры воинской части. Таким образом, возложение на командиров воинских частей обязанности проведения оперативно-розыскных мероприятий не в полной мере является обоснованным, поскольку они не располагают для этого необходимыми возможностями и не отнесены Законом к оперативным подразделениям.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, следует подчеркнуть, что эффективная модель организации дознания в Вооруженных Силах может сводиться к созданию специализированного органа дознания — военной полиции, наделенной полномочиями на производство дознания и осуществление оперативно-розыскной деятельности. Создание военной полиции позволит:
— во-первых, повысить эффективность производства самого дознания;
— во-вторых, улучшить негативную ситуацию, связанную с тем, что сегодня собранные военными дознавателями доказательства на первоначальных этапах расследования, как правило, признаются недопустимыми;
— в-третьих, сосредотачивать усилия военному командованию на выполнении ими основных функций, в том числе и боевых задач;
— в-четвертых, устранить имеющие место сегодня противоречия между интересами военного командования и назначением уголовного судопроизводства.
——————————————————————