Пасынки и падчерицы военнослужащих: особенности предоставления социальных гарантий
(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 5)
ПАСЫНКИ И ПАДЧЕРИЦЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
В. М. КОРЯКИН
Корякин В. М., доктор юридических наук.
Весьма распространенным явлением в настоящее время являются ситуации, когда в семьях военнослужащих на правах членов семьи проживают и воспитываются «неродные» дети, т. е. дети супруги (супруга) военнослужащего от другого брака. В семейном праве такие дети именуются пасынками и падчерицами (ст. 97 Семейного кодекса Российской Федерации). На обыденном, семейном, уровне, как правило, не возникает особых проблем с воспитанием пасынков и падчериц и материальным обеспечением со стороны военнослужащего, однако с точки зрения законного права таких детей на социальные гарантии, предоставляемые членам семей военнослужащих, на практике нередко возникают проблемы и конфликтные ситуации. Рассмотрению указанных аспектов посвящена настоящая статья. Содержание понятий «пасынок» и «падчерица» в законодательстве не раскрывается. В Толковом словаре В. И. Даля пасынок определяется как «неродной, сводный сын»; «сын от первого брака, приведенный ко второму браку, будет второму супругу пасынок»; а падчерица — «дочь неродному отцу, матери; дочь одного из супругов, по предшедшему браку, будет падчерицей другого» <1>. ——————————— <1> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2005.
Аналогичным образом определяет указанных лиц Словарь русского языка С. И. Ожегова: пасынок (падчерица) — это неродной сын (неродная дочь) одного из родителей <2>. ——————————— <2> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
Таким образом, пасынок (падчерица) военнослужащего — это родной сын (родная дочь) его жены (мужа), для которого (которой) он не является родным отцом (матерью). Подтверждающими документами данных родственных отношений являются соответствующие свидетельства о рождении детей и свидетельства о браке. Анализ законодательства, содержащего правовые нормы о социальных гарантиях и компенсациях членов семей военнослужащих, позволяет прийти к выводу, что закон проводит достаточно четкое разграничение между родными детьми военнослужащего (т. е. детьми, для которых он является кровным отцом (матерью)) <3> и его пасынками (падчерицами). Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в законодательстве о социальной защите военнослужащих понятия «пасынок» и «падчерица» практически не употребляются (исключение составляет ст. 34 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», где сказано, что пасынок и падчерица умершего (погибшего) военнослужащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми). Однако это отнюдь не означает исключение пасынков и падчериц из числа лиц, имеющих право на определенные социальные гарантии, обусловленные особым правовым статусом главы семьи — военнослужащего. ——————————— <3> Поскольку усыновленные дети по объему их прав и обязанностей полностью приравниваются к родным (или кровным) детям, то в настоящей статье под понятием «родные (кровные) дети» мы подразумеваем и усыновленных детей военнослужащих.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: 1) супруга (супруг); 2) несовершеннолетние дети; 3) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; 4) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; 5) лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Исходя из правового смысла понятия «дети» (с точки зрения происхождения детей) в перечисленных выше случаях под детьми понимаются родные дети военнослужащего — это основанные на кровном родстве непременные участники семейных правоотношений, а также правоотношений, связанных с предоставлением социальных гарантий семьям военнослужащих. А где же среди перечисленных лиц пасынки и падчерицы военнослужащих? В данном случае они «скрываются» под обобщающим понятием «лица, находящиеся на иждивении военнослужащих». Таким образом, мы приходим к весьма важному выводу: пасынок и падчерица военнослужащего могут рассматриваться в качестве членов его семьи и, как следствие, рассчитывать на предоставление им установленных законом социальных гарантий только в том случае, если они будут официально признаны состоящими у него на иждивении. Документальным подтверждением данного юридического факта должна являться соответствующая запись в графе 21 послужного списка личного дела военнослужащего. Заметим, что к теме о порядке признания граждан состоящими на иждивении у военнослужащего и внесения записи об этом в его послужной список журнал «Право в Вооруженных Силах» обращается регулярно, в том числе в текущем году <4>, поэтому в настоящей статье данную проблему мы рассматривать не будем. ——————————— <4> См., напр.: Мовчан А. Н. О внесении в личное дело военнослужащего сведений об иждивенцах // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2; Шикалова О. В. Кто такие иждивенцы и как установить факт нахождения на иждивении для назначения пенсии по случаю потери кормильца // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 2.
Следует, однако, отметить, что даже официально признанный факт состояния пасынков и падчериц на иждивении военнослужащего с внесением соответствующей записи в его личное дело не влечет за собой автоматического распространения на них всего объема социальных гарантий, предусмотренных для его родных и усыновленных детей. Так, например, на пасынков и падчериц не распространяется право на предоставление им следующих социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих»: — на выплату денежной компенсации на санаторно-курортное лечение (п. 4 ст. 16); — на получение выплаты для оплаты стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей (п. 4 ст. 16); — на выплату единовременного пособия в случае гибели (смерти) военнослужащего (п. 2 ст. 18); — на зачисление в суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса вне конкурса и преимущественное право при поступлении в военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (п. 6 ст. 19). Во всех перечисленных выше случаях в соответствующих нормах Федерального закона «О статусе военнослужащих» прямо указано, что названные социальные гарантии предоставляются именно детям военнослужащих, а не каким-либо иным лицам, состоящим у них на иждивении. На пасынков и падчериц военнослужащих, признанных состоящими у них на иждивении, распространяются только те социальные гарантии, в отношении которых в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» либо сказано, что они предоставляются всем членам семей военнослужащих (без конкретизации — каким именно), либо имеется специальная оговорка о том, что они предоставляются лицам, состоящим у военнослужащих на иждивении. К числу таких социальных гарантий относятся: а) выплата подъемного пособия при переезде военнослужащего на новое место военной службы в другой населенный пункт (п. 3 ст. 13); б) предоставление жилого помещения (ст. 15); в) получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях (п. 3 ст. 16); г) санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Минобороны России (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с оплатой 50% стоимости путевки (п. 4 ст. 16); д) получение выплаты на содержание в детском дошкольном учреждении (п. 6 ст. 19); е) проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту проведения отпуска и обратно, а также от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с его переводом на новое место военной службы (п. 2 ст. 20). На практике такое разделение детей, проживающих в одной семье, но пользующихся различным объемом социальных гарантий, нередко вызывает вполне справедливое возмущение военнослужащих и их супругов. В некоторых случаях данные вопросы становятся предметом судебного разбирательства, о чем нам уже приходилось писать <5>. ——————————— <5> См., напр.: Корякин В. М., Сорокин В. П. Хотели как лучше. А что получилось? (о проблемах, возникших при оказании единовременной денежной помощи многодетным семьям военнослужащих) // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 4.
Действительно, очень трудно, например, уяснить логику законодателя, когда в отношении выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях сделана оговорка, что она выплачивается как на детей военнослужащих, так и на лиц, находящихся на их иждивении (п. 6 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), а в отношении выплаты, компенсирующей стоимость путевок в организации отдыха и оздоровления детей, указывается, что она выплачивается только на детей военнослужащих школьного возраста без указания на детей, состоящих на иждивении военнослужащих (п. 4 ст. 16 названного Закона). Получается, что пока и родные дети, и пасынки (падчерицы) военнослужащего посещают детский сад, то военнослужащему компенсируются все его расходы на эти цели, а когда дети достигают школьного возраста (6,5 лет), то расходы на проведение летнего оздоровительного отдыха компенсируются только в отношении его родных (кровных) детей; пасынкам и падчерицам военнослужащих государство в компенсации расходов на летний оздоровительный отдых отказывает. В связи с вышесказанным не следует удивляться многочисленным обращениям военнослужащих в различные инстанции, включая судебные, в поисках справедливости в решении данной проблемы. Выше мы рассмотрели, каким образом разрешает вопрос о социальной защите пасынков и падчериц Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Весьма полезным для поиска истины в рассматриваемом вопросе является обращение к нормам иных законов. Так, согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…» отчим и мачеха погибшего (умершего) военнослужащего имеют право на получение страховых выплат при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет (по отношению к отчиму и мачехе военнослужащий является в данном случае пасынком или падчерицей). Этот же срок фигурирует и в ст. 34 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»: отчим и мачеха погибшего военнослужащего имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при условии, если они содержали погибшего не менее пяти лет. Семейный кодекс Российской Федерации в ст. 97 также устанавливает пятилетний срок состояния пасынков и падчериц на содержании отчимов и мачех, дающий право последним требовать в судебном порядке предоставления содержания от трудоспособных совершеннолетних пасынков или падчериц, обладающих необходимыми для этого средствами. Как отметил по данному поводу Пленум Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении исков отчима (мачехи) о предоставлении содержания пасынками (падчерицами) необходимо иметь в виду, что в силу ст. 97 Семейного кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить заявленные требования при условии, что истцы являются нетрудоспособными, нуждаются в материальной помощи, которую они не могут получить от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов), надлежащим образом содержали и воспитывали ответчиков не менее пяти лет, а последние достигли совершеннолетия и являются трудоспособными <6>. ——————————— <6> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов».
По нашему мнению, указанный законодательно установленный срок вполне может быть использован военнослужащими при обращении в органы военного управления и в суды за защитой прав состоящих у них на воспитании и иждивении пасынков и падчериц. Как справедливо указывается по данному поводу в научной литературе, «…для целей единообразного правового регулирования необходимо считать семейные отношения сложившимися, если воспитание и содержание пасынка (падчерицы) осуществлялось надлежащим образом не менее пяти лет при условии совместного проживания. Установление указанных критериев позволит суду, в случае возникновения спора, апеллировать едиными правовыми категориями» <7>. ——————————— <7> Зубарева О. Г., Малыхина М. Н. Правовой статус пасынков (падчериц) и отчима (мачехи): условия реализации имущественных прав и обязанностей // Журнал российского права. 2006. N 3.
Таким образом, если с момента официального признания пасынка (падчерицы) военнослужащего состоящим у него на иждивении прошло более пяти лет, то военнослужащий имеет полное право требовать от соответствующих органов и должностных лиц, в том числе в судебном порядке, предоставления пасынкам и падчерицам всего объема предусмотренных законодательством социальных гарантий наравне с его родными детьми.
——————————————————————