Предоставление жилых помещений в собственность военнослужащим Черноморского флота Российской Федерации и членам их семей
(Мананников Д. Ю.) («Право в Вооруженных Силах», 2010, N 6)
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СОБСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
Д. Ю. МАНАННИКОВ
Сотни тысяч людей, проживающих и работающих за пределами своей страны, должны быть уверены, что Россия не бросит их, если они оказались в трудной ситуации, защитит их личные права, их семьи от возможного произвола и незаконного давления, поможет отстоять человеческое и гражданское достоинство.
Председатель Правительства Российской Федерации В. В.Путин
Мананников Д. Ю., юрист.
Обеспечение военнослужащих жильем уже на протяжении многих лет является одной из острых проблем. Так, в течение 2009 г. в военные суды за правовой защитой обратились более 67 тыс. военнослужащих, при этом каждое четвертое заявление было связано с необеспечением жильем или другими жилищными спорами <1>. ——————————— <1> Матвеев А. Что мешает решению квартирного вопроса в Вооруженных Силах // Красная звезда. 2010. 14 апр.
Не менее актуальна жилищная проблема и для военнослужащих Черноморского флота, присутствие которых в Крыму по-прежнему является гарантом обеспечения защиты южных рубежей Российской Федерации от потенциальной угрозы с моря. В свою очередь, длительная необеспеченность военнослужащих ЧФ жильем по избранному месту жительства приводит к невыполнению плана увольнения военнослужащих с военной службы, перерасходу денежных средств, выплачиваемых военнослужащим в связи с вынужденным продлением сроков службы <2>, а в случае их увольнения до обеспечения жильем — к обращениям в суд. ——————————— <2> Информационное письмо Финансово-экономического управления Черноморского флота о недостатках и нарушениях в использовании фонда денежного довольствия военнослужащих, находящихся в распоряжении сверх установленных сроков в связи с необеспеченностью жильем по избранному месту жительства, от 12 августа 2009 г. N 66/3-1706.
Актуальность рассмотрения жилищного вопроса российских военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Украины, во многом обусловлена и международно-правовым регулированием жилищных правоотношений, связанных с местонахождением российских воинских формирований на территории иностранного государства. Необходимо отметить, что базовое Соглашение по Черноморскому флоту, подписанное Российской Федерацией и Украиной 28 мая 1997 г. <3>, допускает возможность сохранения за лицами, входящими в состав воинских формирований, и членами их семей права собственности на принадлежащее им недвижимое имущество. ——————————— <3> Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского Флота Российской Федерации на территории Украины (Киев, 28 мая 1997 г.).
Учитывая положения Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г. и сознавая необходимость создания норм, гарантирующих защиту прав собственности сторон, прав и интересов граждан Украины, военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации и членов их семей, Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины приняли Соглашение от 16 марта 2000 г. «О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины». В соответствии с п. 5 указанного документа лица, увольняемые с военной службы из состава Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства на территории Украины в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации, обеспечиваются жилой площадью за счет средств Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 643 «Об уполномоченном органе Правительства Российской Федерации по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота на территории Украины» уполномоченным органом по осуществлению имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда Российской Федерации, расположенного в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, является управление Черноморского флота (в частности, командующий Черноморским флотом Российской Федерации). До недавнего времени существовал следующий механизм передачи офицерам (мичманам) Черноморского флота Российской Федерации и членам их семей жилых помещений в собственность в г. Севастополе. Военнослужащий обращался по команде в установленном порядке с рапортом к командующему Черноморским флотом. Причем передаче в собственность военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежали только квартиры, оформленные в собственность Российской Федерации. Однако во исполнение Директивы командующего Черноморским флотом Российской Федерации от 25 февраля 2008 года N ДК-6 «О порядке передачи в собственность жилых помещений лицам, увольняемым с военной службы из состава Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, и членам их семей, избравших постоянное место жительства на территории Украины» положительное решение вопроса было возможно только при наличии решения Новороссийского гарнизонного военного суда, обязывающего командующего Черноморским флотом передавать занимаемые жилые помещения военнослужащим в их собственность. При этом долгожданное право собственности на занимаемую квартиру у военнослужащего возникало лишь при оформлении с командующим Черноморским флотом соответствующего договора дарения. При указанном варианте договор дарения недвижимого имущества заключался в письменной форме и подлежал нотариальному удостоверению (ч. 2 ст. 719 Гражданского кодекса Украины). Оформление договора дарения включало в себя оплату пошлины в размере 1% от балансовой стоимости квартиры. Поскольку бюджетом подобные расходы не предусмотрены, передача квартиры в собственность была возможна только в случае письменного согласия военнослужащего уплатить вышеуказанную пошлину (как правило, согласие указывалось в рапорте военнослужащего) либо в случае принятия решения об уплате из других источников. Помимо этого в данном случае на военнослужащего Черноморского флота Российской Федерации как на одариваемое лицо возлагалась обязанность уплатить налог на дарение по ставке, предусмотренной законодательством Украины <4>, на основании платежного извещения, вручаемого ему налоговым органом. Избежать уплаты налога на дарение практически невозможно, поскольку сведения о том, что одаряемый получил в дар недвижимое имущество, в тот же день подаются нотариусом в соответствующие налоговые органы. ——————————— <4> Декрет Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 г. N 13-92 «О подоходном налоге с граждан».
На взгляд автора, указанный механизм передачи жилых помещений в собственность военнослужащим Черноморского флота Российской Федерации находился в противоречии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащим — гражданам Российской Федерации предоставляются жилые помещения бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти. Одновременно с этим, согласно указанной норме Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона. Однако в отношении военнослужащих, увольняющихся с военной службы на территории Украины, и членов их семей действуют нормы украинского жилищного законодательства. В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса Украины установление норм обеспеченности в жилых помещениях относится к компетенции исполнительных комитетов районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов. Согласно Постановлению исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов от 24 декабря 1984 г. N 21/893 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в городе Севастополе» уровень обеспеченности жилой площадью в городе Севастополе составляет 5 квадратных метров. Отсутствие данного уровня обеспеченности жилой площадью на каждого члена семьи дает основание для постановки на квартирный учет. В отличие от общей нормы предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений на территории Российской Федерации, установленной для военнослужащих и членов их семей (18 квадратных метров) <5>, размер предоставляемой жилой площади на территории Украины составляет от 7,5 квадратных метра <6> до 13,65 квадратных метра на одного человека <7>. ——————————— <5> См. п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». <6> См. Постановление исполкома Севастопольского городского совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов от 24 декабря 1984 г. N 21/893 «О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилых помещений в городе Севастополе». <7> См. ст. 47 Жилищного кодекса Украинской ССР с изменениями от 12 января 2006 г.
Следует отметить, что передача жилых помещений в собственность военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации посредством исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, находящегося на территории Украины, производилась до издания указания Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 205/2/709. В данном указании Министр обороны Российской Федерации потребовал: 1) прекратить исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда; 2) при выявлении случаев исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда проводить служебные расследования с привлечением конкретных должностных лиц к ответственности. По всей видимости, целью данного указания Министра обороны Российской Федерации является обеспечение «устойчивости» специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания целого ряда семей военнослужащих, проходящих военную службу на территории Украины. В то же время запрет на исключение жилых помещений из специализированного жилищного фонда привел к прекращению практики передачи жилья военнослужащим в собственность на территории Украины. Таким образом, военнослужащие Черноморского флота Российской Федерации при увольнении с военной службы вынуждены изъявлять желание на получение жилья в собственность на территории Российской Федерации. В этой ситуации возникает проблема обеспечения военнослужащих и членов их семей, являющихся зачастую гражданами иностранного государства, жилыми помещениями. В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, относятся: — супруга (супруг); — несовершеннолетние дети; — дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; — дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; — лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Из ст. 40 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «О статусе военнослужащих» не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, включая случаи, когда эти граждане являются родственниками граждан Российской Федерации — военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, по нормативам, учитывающим членов их семей. Разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя, который в ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. С этим корреспондирует выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 4 марта 2004 г. N 146-О правовая позиция. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из ст. 62 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со ст. 17 (ч. 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т. е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами. Не содержат указаний на связь возникновения права на жилище иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на иждивении военнослужащих, с наличием или отсутствием их регистрационного учета по месту жительства также федеральные законы и международные договоры Российской Федерации, а поэтому отказы органов военного управления в постановке указанных граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве членов семей военнослужащих не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права. Факт постоянного проживания членов семей военнослужащих — иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на иждивении военнослужащих, на территории Российской Федерации также не является основанием для обеспечения указанных граждан бесплатным жильем, в том числе и за счет средств Министерства обороны Российской Федерации <8>. ——————————— <8> Гаврюшенко П. И., Пухнаревич С. И. Бесплатное предоставление жилья иностранным гражданам, находящимся на иждивении военнослужащих, не соответствует законодательству Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 9.
В итоге складывается ситуация, при которой военнослужащим Российской Федерации, отдавшим многие годы жизни служению Отечеству и имеющим родственников, являющихся иностранными гражданами, предоставляются жилые помещения лишь по норме, предусмотренной на одного человека (то есть на самого военнослужащего — гражданина Российской Федерации). При таком положении дел у увольняющегося военнослужащего возникает закономерный вопрос: как получить долгожданное жилье на всех членов семьи, если на территории Украины квартиру не предоставляют в соответствии с указанием Министра обороны Российской Федерации от 15 октября 2009 г. N 205/2/709, а в России военнослужащий может получить жилье только на себя как на гражданина Российской Федерации? На взгляд автора, в демократическом обществе подобное положение дел не может соответствовать базовому принципу построения действующего законодательства, а именно принципу социальной справедливости. Ведь совершенно очевидно, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не по своей воле выполняют задачи боевой службы за пределами Российской Федерации и обзаведение семьей посредством заключения брака с иностранным гражданином является осознанной жизненной необходимостью обустройства своего быта. Вариантом выхода из сложившейся ситуации может стать внесение изменений в ч. 5 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые предоставят право членам семей военнослужащих — гражданам иностранного государства получать жилые помещения по договорам социального найма. Альтернативным способом разрешения жилищной проблемы военнослужащих, членов их семей, а также лиц, находящихся на иждивении военнослужащих, как представляется, может явиться прием данных лиц в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Очевидно, что для достижения указанной цели необходимо внесение соответствующих изменений в ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Приобретение российского гражданства на льготных условиях и в короткие сроки, в свою очередь, предоставит возможность военнослужащим Черноморского флота Российской Федерации в перспективе получить в собственность жилые помещения с учетом членов своих семей.
——————————————————————