Российское правосудие — для военнослужащих Черноморского флота РФ

(Муранов А.)

(«Российская юстиция», N 7, 2001)

РОССИЙСКОЕ ПРАВОСУДИЕ — ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА РФ

А. МУРАНОВ

А. Муранов, заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ — начальник Главного управления обеспечения деятельности военных судов, заслуженный юрист РФ.

Я регулярно читаю «Российскую юстицию». Вы много пишете о доступности правосудия. А как быть в этом плане с ситуацией, сложившейся на Черноморском флоте? Есть российские граждане — военнослужащие и члены их семей, а суда в месте дислокации флота — в Севастополе — нет! Как тут дело с доступностью правосудия для российских граждан? Что делается для разрешения этой парадоксальной ситуации?

Студент

А. Сибиренко

(г. Барнаул)

На вопрос нашего читателя отвечает А. Муранов, заместитель Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ — начальник Главного управления обеспечения деятельности военных судов, заслуженный юрист РФ.

28 мая 1997 г. между Россией и Украиной подписано межправительственное Соглашение «О статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». В соответствии с этим соглашением разграничена юрисдикция двух стран.

«1. По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей на территории Украины, применяется законодательство Украины и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Украины.

2. Пункт 1 настоящей статьи не применяется:

а) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей — гражданами Российской Федерации преступлений против Российской Федерации, а также против лиц, входящих в состав воинских формирований, или членов их семей — граждан Российской Федерации;

б) в случае совершения лицами, входящими в состав воинских формирований, преступлений при исполнении служебных обязанностей, в местах дислокации воинских формирований.

В случаях, предусмотренных п. 2, применяется законодательство Российской Федерации и действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Российской Федерации».

Соглашение ратифицировано обоими государствами.

После подписания Соглашения следственными органами Украины России передано несколько сотен возбужденных уголовных дел в отношении военнослужащих и других граждан Российской Федерации из состава Черноморского флота. В связи с этим на флот была направлена бригада прокурорско — следственных работников, а впоследствии приказом Генерального прокурора России создана военная прокуратура Черноморского флота Российской Федерации.

В то же время началась проработка вопроса о создании в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации военных судов РФ. Наши предложения по этому вопросу неоднократно доводились Украинской Стороне на переговорах и в нотах МИД РФ.

В ст. 19 Соглашения между Россией и Украиной, о котором сказано выше, под словами «действуют суды, прокуратура и другие компетентные органы Российской Федерации» мы понимаем, что суды России выполняют в полном объеме свои функции, т. е. размещаются в местах дислокации воинских формирований Черноморского флота Российской Федерации с определенной штатной численностью, имеют необходимые помещения, оборудование, технику, исполнительное производство, почтовые и финансовые реквизиты и т. п. Украина с этим не соглашается и утверждает, что присутствие органа судебной власти России на ее территории противоречит Конституции Украины.

Мы полагаем, что ст. 19 названного Соглашения позволяет России размещать свои суды в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации. По этому поводу идут переговоры. По мнению украинской стороны, формулировка Соглашения «действуют суды» не означает, что они размещаются на территории Украины. В то же время Конституция Украины не содержит на этот счет прямого запрета.

Переговоры с Украиной ведутся более трех лет. Подготовлен и прорабатывается проект соглашения о юрисдикции и взаимной правовой помощи в связи с пребыванием Черноморского флота России на территории Украины. Мы неоднократно предлагали решить вопрос о размещении нашего военного суда в месте дислокации сил флота. Но наши условия пока не находят поддержки Украинской Стороны.

В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 19 Соглашения от 28 мая 1997 г. рассмотрение уголовных и гражданских дел на Черноморском флоте Российской Федерации осуществляется Новороссийским гарнизонным военным судом. Дела рассматриваются в Новороссийске или выездной сессией суда непосредственно в местах дислокации Черноморского флота на территории Украины.

За 1997 — 2000 гг. рассмотрено 164 уголовных дела в отношении 232 человек, а также 40 гражданских исков и 492 жалобы военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления. За это время судебные составы около 50 раз выезжали для рассмотрения дел в Севастополь, Феодосию и другие города.

Отсутствие в местах дислокации Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины органа судебной власти нашего государства не дает реальной возможности свободного обращения в суд военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей, что противоречит ст. 46 Конституции РФ. Это также нарушает их право на беспрепятственный доступ к правосудию, закрепленное в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. При сложившейся ситуации обращение в суд для российских граждан из состава воинских формирований Черноморского флота на территории Украины существенно затруднено, поскольку предполагает не только необходимость выезда в Новороссийск (около 500 км), но и пересечение государственной границы, затрату значительных денежных средств. Имеются определенные трудности с финансированием командировок судей Новороссийского гарнизонного военного суда.

По законодательству России и Украины каждый задержанный или арестованный имеет право обжаловать в суд свое задержание (арест) и пользоваться услугами защитника с момента задержания. С принятием нового УПК РФ на суды будет возложено также принятие решения о применении ареста. Это еще более усугубит положение с обеспечением права на судебную защиту российских граждан из состава Черноморского флота на территории Украины.

Наше предложение о размещении в местах дислокации флота российских адвокатов и создании российской юридической консультации также не находит поддержки у Украинской Стороны.

Нельзя не учитывать и то, что, поскольку Россия и Украина являются участниками названной Конвенции, дела о нарушении прав граждан могут стать предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека со всеми вытекающими негативными последствиями как для России, так и для Украины.

На последней встрече в Киеве нашей делегации было прямо заявлено, что вопрос о создании российского военного суда в местах дислокации Черноморского флота на территории Украины требует прежде всего политического решения. Об этом говорилось также на встрече с представителями Верховного Суда Украины. В частности, было высказано предложение об обращении к Президенту Украины по данному вопросу, принимая во внимание, что согласно законодательству Украины только он обладает правом рассмотрения вопросов создания и ликвидации судов.

В ноябре 2000 г. состоялся V Всероссийский съезд судей, который обратился к Президенту РФ с просьбой принять участие в разрешении этого вопроса. В феврале 2001 г. президиум Совета судей РФ обратился по тому же поводу в Правительство России. Есть надежда, что мы найдем взаимопонимание, общими усилиями решим эту проблему, и права российских граждан будут защищены. Практика заключения аналогичных договоренностей между Россией и рядом других государств СНГ имеется, например, с Казахстаном, Таджикистаном, Молдовой, где российские суды действуют на постоянной основе, при уважении суверенитета этих государств.

——————————————————————