Военная реформа: проблема определения правового статуса профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России
(Марков А. В.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 6)
ВОЕННАЯ РЕФОРМА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
А. В. МАРКОВ
Марков А. В., адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.
В соответствии с военной реформой предусматривается замена военнослужащих на многих должностях на гражданский персонал. Солдаты и офицеры будут совершенствовать свое боевое мастерство, а не заниматься хозяйственными делами, а роль гражданских рабочих и служащих для обеспечения жизнедеятельности армии, особенно в частях постоянной боевой готовности, возрастет. Но это лишь один из возможных результатов, к которому может привести реформирование, по нашему мнению, все обстоит несколько иначе. Финансирование содержания гражданского персонала по плану военной реформы будет в 2,5 раза ниже суммы содержания военнослужащих и на 10 — 30% ниже среднего по стране в 2012 г. в зависимости от вида деятельности <1>. Нечто подобное происходит и в структуре Министерства внутренних дел в рамках проводимой реформы по реорганизации милиции в полицию и сокращения численности сотрудников правоохранительных служб. Не стали исключением и внутренние войска МВД России, где также, в свою очередь, предполагается замещение ряда офицерских должностей гражданским персоналом, в частности в финансовых, тыловых, медицинских службах и на кафедрах общепрофессиональных и гуманитарных дисциплин в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. ——————————— <1> Хорунжий Н. Н. О бедных гражданских замолвите слово // Время новостей. 2009. N 226.
В рамках данной статьи, на наш взгляд, интересным представляется аспект, касающийся определения правового статуса военнослужащих внутренних войск, входящих в профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений МВД России. На основании п. 1 ст. 132 Приказа МВД N 22 от 14.01.2005 к профессорско-преподавательскому составу относятся: офицеры, занимающие воинские должности начальников кафедр, их заместителей, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей; лица гражданского персонала, занимающие должности заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей. Все вышеперечисленные категории относятся к постоянному составу высшего военно-учебного заведения. Одним из ключевых положений «придания нового облика» Вооруженным Силам является «распогонивание» большинства представителей воинских специальностей, якобы не связанных непосредственно с боевой подготовкой. Многие считают, что их обязанности успешно могут выполнять лица гражданского персонала. Гражданские в армии всегда были, и незачем носить погоны тем, у кого специальности вроде и не совсем военные <2>. ——————————— <2> Ламцов В. В. Гражданский персонал в Вооруженных Силах: мифы и факты // Союз офицеров. 2011. 15 марта.
Существующая тенденция «распогонивания» офицеров и замещение их должностей гражданским персоналом в войсках объясняется сугубо экономическими причинами. Многие правоведы, в частности А. А. Гришковец, оценивают эту тенденцию как положительную и предполагают, что демилитаризация государственных служащих военизированных видов государственной службы должна проводиться шире, в т. ч. затронуть профессорско-преподавательский состав ведомственных учебных заведений, которые существуют в силовых органах <3>. Основываются эти предположения прежде всего на том, что преподавательская деятельность не может относиться к военной и правоохранительной, поскольку эта деятельность — не по обеспечению обороны, безопасности, законности и правопорядка, не по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека. Думается, что предложение А. А. Гришковца привлекательно лишь в теоретическом смысле. Но существует и практический аспект этой проблемы. Лишив преподавателей образовательных учреждений внутренних войск МВД России статуса военнослужащих, государство должно предложить им равноценное материальное обеспечение. Иначе эти лица будут поставлены в неравное материальное положение по сравнению с преподавателями правовых дисциплин гражданских учебных заведений. Не секрет, что юридическое образование финансируется не только из средств бюджета, но и в большинстве случаев самими студентами, обучающимися по договору на коммерческой основе, что влечет за собой повышенную оплату преподавательского труда гражданских образовательных учреждений. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования внутренних войск МВД России имеют лишь бюджетное финансирование, что влияет на разницу в оплате труда профессорско-преподавательского состава гражданских учебных учреждений и ведомственных образовательных учреждений МВД России. Затруднено и совмещение должностей, что в гражданских ведомствах позволяет увеличить заработок. Можно предположить, что в случае лишения профессорско-преподавательского состава военных образовательных учреждений МВД России статуса военнослужащих преподавать в этих учреждениях будет некому. ——————————— <3> Гришковец А. А. Новый этап реформы государственной службы в Российской Федерации: первые результаты, проблемы и перспективы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 155.
Кроме того, профессорско-преподавательский состав военных образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, имея статус военнослужащих, не только пользуется правами и гарантиями, предоставляемыми военнослужащим, но и несет обязанности, соблюдает ограничения и запреты, связанные с поступлением на военную службу и ее прохождением. Это проведение специальных обязательных занятий по программе командирской подготовки с офицерами (огневая, строевая, физическая подготовка и т. д.); участие в сборах, учениях, соревнованиях и иных плановых мероприятиях; более строгая дисциплина и единоначалие; повышенные требования по медицинским показателям. Преподаватели-офицеры при проведении ими занятий являются прямыми начальниками по отношению к курсантам <4>, а значит, обладают правами командиров, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Указания преподавателей из числа гражданского персонала и лиц инструкторского состава во время проведения ими учебных занятий являются для курсантов обязательными для исполнения <5>, и только. Более того, профессорско-преподавательский состав военных образовательных учреждений МВД России, наряду с курсантами этих заведений, является оперативным резервом министра внутренних дел на случай чрезвычайных ситуаций, а значит, привлечь к выполнению задач по обеспечению безопасности, охране правопорядка и т. п. возможно лишь в случае нахождения этих лиц на военной службе. Еще одним аргументом в пользу сохранения статуса военнослужащих за профессорско-преподавательским составом военных образовательных учебных заведений внутренних войск МВД России является то, что на службу в эти учреждения, для преподавания, во многих случаях приглашаются офицеры, имеющие большой практический опыт работы в войсках, участвовавшие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, и лишение их статуса военнослужащего представляется неверным. ——————————— <4> Приказ МВД РФ от 14.01.2005. N 22. Ст. 138. <5> Там же. Ст. 139.
Сегодня статус военнослужащего гарантирует доплаты за выслугу лет, звание, за секретность, классную квалификацию, бесплатный проезд на поезде или самолете раз в год всей семье, предоставление жилья, ранний выход на пенсию. Обеспечение статуса гражданского персонала предусматривает доплату за стаж, категорию, ученую степень <6>. Тем самым для успешного перехода Вооруженных Сил на «новый облик» необходимо решить множество вопросов, одним из которых является повышение зарплаты гражданскому персоналу <7> и законодательное закрепление его правового положения. ——————————— <6> URL: http:// www. izvestia. ru/ armia2/ article3114486/?print. <7> Алтунин П. А. Гражданскому персоналу — достойные условия // Красная Звезда. 2008. 15 дек.
Реализация идеи «распогонивания» военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу на должностях профессорско-преподавательского состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, по мнению автора, преждевременна, что подтверждается позицией разработчиков проекта «придания нового облика» Вооруженным Силам, которые первостепенными задачами проводимой реформы считают развитие сил ядерного сдерживания, т. к. они являются основным сдерживающим фактором против крупномасштабной внешней агрессии. России нужны современные ВВС, ПВО и флот, способные предотвратить обезоруживающий удар. Нужны спецподразделения для борьбы с терроризмом и неядерные средства поражения целей, расположенных вдали от границ России. И нужны классические сухопутные войска и фронтовая авиация, способные не допустить присутствия на нашей территории аналогичных сил противника, причем более многочисленных, чем наши. Кроме того, требуются внутренние войска для защиты населения и стратегических объектов от действий террористов и бандформирований, причем, учитывая размеры территории России, эти войска должны быть весьма многочисленными. Скорее всего, их целесообразно вывести из подчинения МВД и сделать самостоятельной структурой, «аффилированной» с Вооруженными Силами (подобно Национальной гвардии США) <8>. ——————————— <8> Военное нестроительство в России // Военное политическое обозрение. 2009. 22 марта.
Так что несправедливо заставлять офицеров снимать погоны и переходить в другое состояние. Превращение в гражданских служащих большинства военных-ученых ударит по военной науке. Прервется преемственность в науке. Одни гражданские специалисты вместе с ушедшими в запас и в отставку офицерами не смогут вытянуть нелегкую ношу. Да и кем их придется заменять в будущем? Обращаясь к истории строительства армии в советский период, можно констатировать, что в Вооруженных Силах к восьмидесятым годам прошлого века сложилась практически идеальная система использования гражданского персонала. Это помогало в обеспечении высокой боеготовности. Нынешние же «реформаторы» выбрали тупиковый путь, который к хорошему результату не приведет, а только ослабит армию, флот и другие предусмотренные законом воинские формирования.
——————————————————————