Правовые аспекты организации и проведения правового воспитания военнослужащих

(Савин И. Г.) («Военно-юридический журнал», 2011, N 8)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И. Г. САВИН

Савин И. Г., профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РВВДКУ, кандидат юридических наук.

Решение задач формирования правового государства и создания отвечающих требованиям такого государства Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ВС РФ), других войск и воинских формирований предполагает кардинальное изменение отношения к праву, закону, существенное повышение правовой культуры военнослужащих, что, в свою очередь, требует принятия мер по перестройке правовоспитательной работы в войсках (силах флота). Конкретные причины возрастания роли правовоспитательной работы и необходимости ее развития — это: а) активный процесс совершенствования законодательства, в т. ч. военного; б) неблагополучное состояние воинской дисциплины; негативные тенденции в динамике преступности и судимости военнослужащих; в) ухудшение качественного состава призывного контингента за счет расширения доли лиц, ранее судимых либо подвергавшихся приводам в милицию, имевших пристрастие к алкоголю, наркотикам и т. п.; г) обострение проблемы социально-правовой защищенности военнослужащих; д) неудовлетворенность личного состава постановкой правовоспитательной работы, ее формализмом, отрывом от жизни и др. <1>. ——————————— <1> Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М.: За права военнослужащих, 2004. С. 411.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, учебные заведения всех уровней и направлений, печать, радио, телевидение и др. Уважение к закону, правопорядку, дисциплинированность, ответственное отношение к исполнению норм права и общественного долга нужны на всех участках государственного строительства. Особенно это важно в условиях военной службы. Поэтому правовое воспитание определяется Концепцией воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации <2> в числе основных направлений воспитания личного состава армии и флота. ——————————— <2> Утв. Приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. N 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры <3>. ——————————— <3> Общая теория государства и права. Академический курс: В 2-х т. / Под ред. проф. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 2: Теория права. С. 395.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. <4>. ——————————— <4> Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб.-метод. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997. С. 100.

Правовая культура — это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение <5>. ——————————— <5> Там же. С. 101.

Таким образом, необходимым (но недостаточным) основанием для признания человека обладающим правовой культурой является наличие у него определенных юридических знаний. Достаточным же основанием будет являться (наряду с вышеуказанным) строгое соблюдение установленных в государстве юридических правил и предписаний. Особенности воздействия права на общественные отношения, возникающие в ВС РФ, обусловлены спецификой их устройства, своеобразием целей и задач, стоящих перед ними. Во-первых, правовые нормы предъявляют повышенные требования к поведению военнослужащих в процессе выполнения ими обязанностей военной службы. Такое положение определяется характером деятельности Вооруженных Сил, сложностью и динамичностью вооруженной борьбы, что требует от личного состава в высшей степени организованности и дисциплины. Во-вторых, нормы права более детально и подробно регламентируют различные стороны жизни и деятельности военнослужащих. Ни в какой другой области общественной жизни правовые нормы не регулируют взаимодействие между людьми таким подробнейшим образом, как в военной организации. В-третьих, право устанавливает повышенную ответственность военнослужащих за нарушение порядка выполнения обязанностей военной службы <6> (более строгая дисциплинарная ответственность, наличие в Уголовном кодексе РФ составов преступлений против военной службы, субъектами которых могут быть только военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы). ——————————— <6> Теория государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. С. 218 — 219.

Исходя из вышеизложенного особые требования предъявляются и к проведению в ВС РФ мероприятий по правовому воспитанию личного состава, т. е. проведению правовоспитательной работы. Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Концепция) <7> содержит следующее определение правового воспитания: это целеустремленное и систематическое влияние на сознание, чувства и психологию военнослужащих в целях формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения. ——————————— <7> Утверждена Приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. N 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Основными направлениями правового воспитания в соответствии с Концепцией являются: — организация правовой пропаганды; — повышение теоретической и методической подготовки военнослужащих по правовым вопросам; — мобилизация воинских коллективов и войсковой общественности на активное участие в правовоспитательном процессе; — обобщение и распространение передового опыта правового воспитания; — контроль за соблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики; — организация правовой защиты интересов военнослужащих и членов их семей. Более подробно вопросы правового воспитания рассматриваются в Наставлении по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Наставление) <8>, раздел XVI которого целиком посвящен правовой работе при проведении мероприятий по правовой подготовке и воспитанию личного состава ВС РФ. ——————————— <8> Утверждено Приказом Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Главной задачей правового воспитания личного состава ВС РФ Наставление определяет достижение того, чтобы военнослужащие знали, строго и точно соблюдали Конституцию РФ и федеральные законы, Военную присягу, общевоинские уставы, требования других нормативных правовых актов и активно участвовали в их реализации. Основными задачами правового воспитания Наставление называет: — обучение военнослужащих правовым знаниям; — превращение полученных правовых знаний в личные убеждения, в практические навыки и привычки правомерного поведения; — привитие военнослужащим чувства нетерпимости к любым отступлениям от требований правовых норм; — формирование готовности и умения военнослужащих активно отстаивать и защищать свои права; — укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах. Правовое воспитание осуществляется по двум направлениям: — путем разъяснения и изучения действующего законодательства; — путем воздействия на сознание и чувства людей практикой применения правовых норм. Основными средствами правового воспитания путем разъяснения и изучения права являются: — правовая пропаганда; — правовое обучение; — правовое самообразование. Таким образом, в соответствии с Наставлением средствами правового воспитания являются правовая практика, правовое обучение, правовая пропаганда и правовое самообразование. Данное утверждение не идет вразрез с юридической наукой, относящей к средствам правового воспитания правовую пропаганду, правовое обучение, юридическую практику и самовоспитание <9>. ——————————— <9> См., н-р: Общая теория государства и права… С. 397; Теория государства и права в вопросах и ответах… С. 103.

Средствами правовой практики, осуществляющими воздействие на сознание и чувства военнослужащих, Наставление определяет: — поддержание твердого уставного порядка; — личный пример командиров (начальников); — правильную дисциплинарную практику; — своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; — создание действенной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; — деятельность органов военной юстиции (военной прокуратуры, военно-следственных отделов, военных судов, органов юридической службы Вооруженных Сил РФ); — участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка. Важнейшее значение среди вышеперечисленных средств правового воспитания занимает правовое обучение. Министр обороны РФ своим Приказом <10> определил считать правовое обучение и обучение нормам международного гуманитарного права составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в ВС РФ, совершенствования правовых знаний военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ. При этом особое внимание требуется уделять правовому обучению командиров воинских частей (кораблей), их заместителей, начальников штабов и служб. ——————————— <10> Приказ Министра обороны РФ от 29 мая 1999 г. N 333 «О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации».

В соответствии с Инструкцией о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — Инструкция), утвержденной вышеуказанным Приказом Министра обороны, правовое обучение — это система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, которые направлены на усвоение всеми составами военнослужащих и гражданским персоналом ВС РФ установленного правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания. Основными задачами правового обучения Инструкция считает: — повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; — изучение нормативных правовых актов РФ и Министерства обороны РФ, норм международного гуманитарного права, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. В соответствии с Инструкцией общее руководство правовым обучением осуществляют органы воспитательной работы ВС РФ, а методическое руководство — органы юридической службы ВС РФ. Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в воинских частях осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы ВС РФ. В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ. Правовые минимумы устанавливаются: — для офицеров; — для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин; — для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; — для лиц гражданского персонала ВС РФ. Правовые минимумы содержат Конституцию РФ, законодательные акты РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и директивы Министра обороны РФ и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами ВС РФ, командующих родами войск, начальников центральных органов военного управления Вооруженных Сил РФ в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск). Конкретный перечень основных нормативных правовых актов, которые необходимо знать вышеперечисленным категориям в соответствии с правовым минимумом, устанавливает Директива Министра обороны РФ от 22 февраля 1999 г. N Д-6 «О правовых минимумах» (с изменениями и дополнениями). Инструкция содержит требование о необходимости офицерам, прапорщикам (мичманам) 1 раз в 2 года и перед назначением на вышестоящие должности сдать зачет по соответствующему правовому минимуму. В случае несдачи зачета по правовому минимуму они не могут быть представлены к назначению на вышестоящие должности. Для организации правового обучения устанавливаются обязательная и факультативная формы обучения. В обязательной форме правовое обучение проводится: — с офицерами, прапорщиками (мичманами) — в системе командирской подготовки; — с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, — в системе общественно-государственной подготовки; — с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, — в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы. В военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ правовое обучение проводится: — с курсантами и слушателями военно-учебных заведений при изучении правовых дисциплин «Военное право», «Военная администрация», «Правоведение», с курсантами, обучающимися по программам среднего профессионального образования, — «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»; — с курсантами школ прапорщиков (мичманов), учебных соединений и воинских частей по подготовке младших специалистов в рамках изучения правовых дисциплин. Факультативно правовое обучение проводится: — с офицерами — на курсах подготовки и повышения квалификации при высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, плановых правовых информированиях, лекциях и в беседах по правовым вопросам с привлечением военных юристов; — с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ — в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров, клубах, единых дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов и других мероприятий правового характера. Оперативное информирование всего личного состава по правовым вопросам может проводиться по местному радиовещанию, средствами наглядной агитации, в форме вечеров вопросов и ответов, на страницах периодической печати, при проведении юридических консультаций и в иных формах правового и информационного обеспечения. Правовая пропаганда заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации <11>. Правовая пропаганда как средство правового воспитания в нормативных актах органов военного управления отдельно не выделяется. ——————————— <11> Теория государства и права в вопросах и ответах… С. 103.

Наиболее тесно правовая пропаганда как средство правового воспитания личного состава армии и флота смыкается с правовым обучением. Предусмотренные Инструкцией обязательные формы правового обучения и обязанность для установленных категорий военнослужащих сдавать правовой минимум (как условие продвижения по службе), проведение единых дней правовых знаний, встреч с представителями органов военной юстиции, доведение до личного состава фактов привлечения военнослужащих к уголовной ответственности являются направлениями правовой пропаганды в ВС РФ. Правовое самообразование (самовоспитание) заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики <12>. ——————————— <12> Общая теория государства и права… С. 398.

Образованный человек не может быть юридически безграмотным. Несомненно, правовое самообразование как средство правового воспитания в большей мере используется такими категориями военнослужащих, как офицеры, прапорщики и курсанты (одних стимулирует к этому необходимость соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к офицеру нормативными документами, опять же — необходимость сдачи правового минимума, других — сдача зачетов и экзаменов по правовым дисциплинам, предполагающим знание значительного перечня нормативных правовых актов, которые невозможно довести в процессе обязательных форм правового обучения). Однако вследствие проводимых реформ, сокративших количество отсрочек от призыва на военную службу, когда в армию приходят граждане, имеющие высшее образование, категория военнослужащих, имеющих склонность к правовому самообразованию, будет увеличиваться. И это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к офицерам (и в первую очередь командирам), осуществляющим правовое воспитание подчиненного личного состава.

——————————————————————