Справедливость в законе или узаконенная несправедливость? (Комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 21 марта 2011 года N 337)

(Глухов Е. А., Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 10)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ В ЗАКОНЕ ИЛИ УЗАКОНЕННАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ? (КОММЕНТАРИЙ К УКАЗУ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21 МАРТА 2011 ГОДА N 337)

Е. А. ГЛУХОВ, В. М. КОРЯКИН

Глухов Е. А., кандидат юридических наук.

Корякин В. М., доктор юридических наук.

В статье дается оценка и прогноз правовых последствий принятия Указа Президента Российской Федерации, которым внесены изменения в Положение о порядке прохождения военной службы в части, касающейся права выбора военнослужащим основания увольнения с военной службы.

Ключевые слова: военная служба; увольнение с военной службы; выбор основания увольнения с военной службы; усмотрение командира.

Justice in the law or the legalized injustice? E. A. Glukhov, V. M. Koryakin

Article assesses and forecasts the legal consequences of adoption of the Decree of the President of the Russian Federation, which introduced amendments to the Regulations on the order of performing military service in the part, concerning the right choice of servicemen of the grounds for dismissal from the military service.

Key words: military service; dismissal from the military service; the choice of grounds for dismissal from the military service; the discretion of the commander.

1. Общая характеристика права выбора военнослужащим основания для увольнения с военной службы

Все возможные основания увольнения с военной службы военнослужащего, установленные ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», условно можно разделить на четыре категории: 1) основания, реализация которых не зависит от волеизъявления как самого военнослужащего, так и командования; 2) основания, реализуемые исключительно по инициативе военнослужащего и не зависящие от пожеланий командования; 3) основания, реализуемые по инициативе командования и не зависящие от волеизъявления военнослужащего; 4) основания, реализуемые в результате взаимного согласия с увольнением как самого военнослужащего, так и его командования. По общему правилу при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится по инициативе командования по «дискредитирующим» основаниям. Исчерпывающий перечень таких случаев предусмотрен п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237. 21 марта 2011 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации <1> указанный перечень был существенно расширен, что, по нашему мнению, грозит рядом негативных последствий для многих тысяч военнослужащих. ——————————— <1> Указ Президента Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 337 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237».

О чем идет речь и что изменилось? Довольно часто на практике встречаются случаи, когда у военнослужащего имеются одновременно два и более оснований для увольнения с военной службы. Это, например, может быть достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе и одновременно наличие заключения ВВК об ограниченной годности его к военной службе; еще одним основанием могут быть организационно-штатные мероприятия (сокращение занимаемой данным военнослужащим воинской должности). Рассуждая таким образом, можно смоделировать ситуацию, когда у военнослужащего может быть одновременно не два, а шесть или семь оснований для увольнения с военной службы. Однако увольнение, как известно, должно производиться только по одному основанию, предусмотренному Федеральным законом «О воинской обязанности и о военной службе». Согласно действовавшей до 21 марта 2011 г. редакции п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы право выбора одного из нескольких имеющихся оснований увольнения с военной службы принадлежало самому военнослужащему, за исключением всего двух случаев из тридцати, предусмотренных законом. К ним относились: — во-первых, лишение военнослужащего воинского звания; — во-вторых, вступление в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы. Указанные меры воздействия могут применяться к военнослужащему только судом за совершенные им преступления. Следует отметить, что преступления по определению обладают большей общественной опасностью, нежели иные виды правонарушений. Процедура привлечения к уголовной ответственности также отличается более сложным и строго регламентированным порядком изобличения военнослужащего в совершении преступного деяния. Учитывая изложенное, можно говорить о том, что увольнение военнослужащих с военной службы по указанным негативным основаниям без предоставления им права выбора основания увольнения, во-первых, производится лишь за наиболее общественно опасные правонарушения, а во-вторых, подкреплено гарантией правосудия (производится не ранее вступления обвинительного приговора в законную силу). После принятия Указа Президента Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 337 степень свободы выбора основания увольнения у военнослужащих существенно уменьшилась. В настоящее время военнослужащий не вправе выбирать основание своего увольнения при наступлении любого из семи перечисленных ниже случаев: — в связи с лишением его воинского звания (подп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп. «е» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно (подп. «е.1» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока (подп. «з» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с невыполнением им условий контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности (подп. «д» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); — в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (подп. «е» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Из семи перечисленных выше «дискредитирующих» оснований увольнения военнослужащих с военной службы применение пяти возможно лишь вследствие осуждения военнослужащего за совершение им преступления. Поскольку в данном случае вина таких военнослужащих в совершении преступлений доказана судом, лишение их права выбора основания увольнения с военной службы как дополнительная мера воздействия в общем-то особых возражений не вызывает. Гораздо больше вопросов возникает относительно увольнения в связи с нарушением военнослужащим условий контракта и вследствие несоблюдения запретов и ограничений, связанных с прохождением военной службы, и лишения в связи с этим военнослужащего права выбора иного основания для увольнения. Рассмотрим указанные основания увольнения более подробно.

2. Увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта

Увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта о прохождении военной службы происходит по инициативе командования; волеизъявление военнослужащего здесь не имеет принципиального значения. Вместе с тем для представления военнослужащего к увольнению по данному основанию необходимо, кроме желания командования, наличие и фактических обстоятельств, подтверждающих действительное невыполнение военнослужащим условий контракта о прохождении военной службы. Для ответа на вопрос о том, что относится к невыполнению военнослужащим условий контракта, необходимо предварительно выяснить эти самые условия. В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность военнослужащего проходить военную службу в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи. Соответственно, под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащим следует понимать невыполнение им общих, должностных и специальных обязанностей. Указанные условия выступают мерой должного поведения военнослужащего, предписанной законом, а в случае необходимости обеспеченной государственным принуждением. И в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», и в типовой форме контракта перечень обязанностей военнослужащего является исчерпывающим: они подразделяются на общие, должностные и специальные. Причем они устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следует согласиться с мнением профессора К. В. Фатеева о том, что формулировка «невыполнение» свидетельствует о том, что это основание увольнения может быть применено лишь в случае, если военнослужащим допущено существенное нарушение (невыполнение вовсе) условий контракта. Допущенные военнослужащим несущественные нарушения условий контракта нельзя признать достаточным основанием для увольнения военнослужащего с военной службы в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» <2>. ——————————— <2> Фатеев К. В. Об особенностях юридического поведения должностных лиц органов военного управления, связанного с пребыванием на военной службе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых возбуждены уголовные дела // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12. С. 20 — 25.

Естественно, недочеты в служебной деятельности бывают у всех военнослужащих, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нами уже высказывалось мнение о том, что в полном объеме все предусмотренные штатные и нештатные обязанности не в силах выполнить ни один командир <3>, поэтому нередко на многие их оплошности вышестоящие начальники закрывают глаза. И все же для увольнения по комментируемому основанию необходимо наличие именно грубых, существенных нарушений в исполнении военнослужащим своих обязанностей. Критерий существенности нарушений является весьма субъективным и практически целиком зависит от усмотрения старшего командования. Речь идет о том, что одни и те же правонарушения для одного военнослужащего могут повлечь его увольнение в связи с невыполнением им условий контракта, для другого — станут причиной его привлечения к иным мерам дисциплинарной ответственности, а для третьего — вообще останутся без юридических последствий (ДУ ВС РФ в ст. 56 предоставляет командирам право не привлекать военнослужащего к дисциплинарной ответственности, а ограничиваться напоминанием ему о его обязанностях и воинском долге). ——————————— <3> Глухов Е. А. Право на труд или обязанность трудиться? // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 5.

Недостаточно полно в законодательстве раскрыт вопрос о том, является ли увольнение в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта дисциплинарным взысканием или не является таковым. Авторы учебника «Военная администрация» по данному вопросу указывают: «По действующему законодательству досрочное увольнение в запас с военной службы за невыполнение военнослужащим условий контракта является дисциплинарным взысканием (ст. 54 ДУ ВС РФ)» <4>. Такой же правовой позиции придерживаются многие военные суды (см., например, решение Читинского гарнизонного военного суда от 25 марта 2011 г. по делу Еременко И. А. <5>, решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 29 апреля 2010 г. по делу N 2-223-2010 <6> и др.). ——————————— <4> Корякин В. М., Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Военно-административное право (военная администрация): Учеб. М., 2008. <5> Текст решения суда см.: http:// gcourts. ru/ cases/ 418/ 996/ 1171/ 2011/ 3/ 565468.asp. <6> Текст решения получен с использованием СПС «КонсультантПлюс».

Действительно, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» (п. 2 ст. 28.4) и в ДУ ВС РФ (ст. 54) содержится такое дисциплинарное взыскание, как досрочное увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта. Совпадение формулировок дисциплинарного взыскания и основания увольнения военнослужащего, предусмотренного подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», дает основание полагать, что в указанных Законах и в ДУ ВС РФ идет речь об одном и том же явлении. Статьей 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, т. е. противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его личная вина. Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда. Исходя из положений ст. 99 ДУ ВС РФ, дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта применяется в отношении военнослужащего за невыполнение им условий контракта и исполняется без его согласия. Как и иные дисциплинарные взыскания, дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта должно применяться в строго определенном ДУ ВС РФ порядке. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство (ст. 81 ДУ ВС РФ) в письменной или устной форме. Поскольку дисциплинарное взыскание в виде увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта является одной из самых строгих мер дисциплинарной ответственности военнослужащих, по нашему мнению, его применение должно осуществляться не за любой дисциплинарный проступок, а лишь за грубый дисциплинарный проступок. Более того, в соответствии с п. 1 ст. 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ст. 82 ДУ ВС РФ при назначении дисциплинарного взыскания должны учитываться характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность. Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности является мерой укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих. При этом командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно быть соразмерно тяжести совершенного проступка и степени вины, установленным командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. Таким образом, наложение на военнослужащего дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы за совершение единичного дисциплинарного проступка при отсутствии у него дисциплинарных взысканий ранее и при положительных характеристиках допустимо лишь при совершении им грубого дисциплинарного проступка, исключающего его дальнейшее нахождение на военной службе. Немаловажным аспектом рассматриваемого вопроса является своевременность привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 83 ДУ ВС РФ применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности (1 года). В свою очередь, процесс увольнения военнослужащего с военной службы регламентирован ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, Инструкцией о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, другими нормативными правовыми актами Минобороны России. Порядок представления военнослужащих к увольнению с военной службы в связи с невыполнением условий контракта предусматривает, в частности, следующие мероприятия: проведение беседы с ним, аттестование, направление личного дела военнослужащего в соответствующий финансово-экономический орган для исчисления выслуги лет на пенсию, направление военнослужащего (по его желанию) на медицинское освидетельствование, подготовка и направление соответствующему должностному лицу необходимых документов. Причем согласно п. 25 Инструкции о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации увольнение военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта не освобождает командира воинской части от проведения вышеуказанных мероприятий. Правомочия воинских должностных лиц по применению дисциплинарной власти и увольнению подчиненных им военнослужащих существенно различаются. Согласно положениям Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ДУ ВС РФ дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта применяется ко всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений. Право применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта имеют: — в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту, — должностные лица от командира отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга), а также от командира отдельной воинской части и выше (ст. ст. 57 — 60 ДУ ВС РФ); — в отношении прапорщиков и мичманов — должностные лица от командующего армией (флотилией) и выше (ст. ст. 65 — 66 ДУ ВС РФ); — в отношении офицеров, занимающих должности от командиров рот, командиров боевых катеров и кораблей 4 ранга, им равных и ниже, — должностные лица от командующего войсками военного округа (флота) и выше (ст. 72 ДУ ВС РФ); — в отношении офицеров, занимающих должности от командиров батальонов, им равных и ниже, — заместители Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации и им равные должностные лица (ст. 73 ДУ ВС РФ); — в отношении офицеров, занимающих должности выше командиров батальонов, а также всех иных военнослужащих (за исключением высших офицеров) — Министр обороны Российской Федерации, который в соответствии со ст. 15 ДУ ВС РФ пользуется дисциплинарной властью в полном объеме прав, определенных ДУ ВС РФ. К процессу увольнения военнослужащего в связи с невыполнением им условий контракта применима ст. 87 ДУ ВС РФ о сроках принятия решения командиром (начальником) относительно ходатайства о наказании правонарушителя властью старшего начальника. Данной статьей установлено, что, если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника). Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке. Таким образом, в этом случае документы на увольнение такого правонарушителя не должны задерживаться в любом органе военного управления свыше 10 суток, что на практике редко выполняется. Существует и иная точка зрения относительно сущности увольнения военнослужащих по данному основанию. Эта точка зрения состоит в том, что такое увольнение не обязательно является дисциплинарным взысканием и может применяться за совокупность правонарушений, имевших место в непосредственно предшествующий увольнению период времени. В качестве примера можно привести дело по заявлению капитана А., оспаривавшего в гарнизонном военном суде действия воинских должностных лиц, связанные с привлечением его к дисциплинарной ответственности (наложением четырех дисциплинарных взысканий за два календарных месяца) и увольнением его с военной службы в связи с невыполнением им условий заключенного контракта. В суде было установлено, что порядок привлечения капитана А. за совершение им грубых дисциплинарных проступков (неявка на службу и употребление алкогольных напитков) был нарушен, так как разбирательства фактически не проводились, протоколы о грубых дисциплинарных проступках не составлялись. Однако гарнизонный военный суд отказал заявителю в удовлетворении его заявления в полном объеме, мотивируя свою позицию тем, что совершение капитаном А. инкриминируемых ему проступков нашло свое подтверждение в суде, а порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности нарушен несущественно. Окружной военный суд частично изменил решение суда первой инстанции, признав незаконными приказы командира воинской части о привлечении заявителя к дисциплинарной ответственности, но оставил в силе решение суда в части отказа А. в признании незаконным приказа главнокомандующего ВВС о его увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта. В обоснование такого вывода судебная коллегия окружного военного суда указала следующее: «По делу достоверно установлено, что в период прохождения военной службы по контракту капитан А. неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, характеризуется по службе отрицательно, над повышением профессионального уровня не работает, к несению службы в составе суточного наряда относится недобросовестно, неоднократно отсутствовал на службе. Несмотря на наличие объявленных ранее дисциплинарных взысканий, заявитель свое отношение к службе не изменил, систематически нарушал воинскую дисциплину, а поэтому заявитель не отвечает требованиям, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» <7>. ——————————— <7> URL: http:// voensud. ru/ judgments-f14/ disciplinarnaya — otvetstvennost — t959- 20.html

Подобная позиция содержится и в указаниях Главного управления кадров и военного образования Минобороны России от 16 апреля 1998 г. N 173/2/599 (с изменениями от 10 июля 1998 г. N 173/2/1102): «в связи с невыполнением условий контракта могут быть досрочно уволены военнослужащие, систематически совершавшие деяния, несовместимые со взятыми на себя обязательствами по контракту о прохождении военной службы, при условии применения к ним дисциплинарной практики». Таким образом, в соответствии с новым правовым регулированием, действующим с 21 марта 2011 г., при наличии достаточных оснований командир вправе представить военнослужащего к увольнению с военной службы за невыполнение им условий контракта даже в том случае, если такой военнослужащий имеет право на увольнение по иным основаниям (например, по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и др.).

3. Увольнение военнослужащего в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, связанных с прохождением военной службы

В соответствии с подп. «е» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением обязанностей и нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы. Системный анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в случае совершения им следующих коррупционных дисциплинарных проступков <8>: ——————————— <8> Более подробно см.: Корякин В. М. Коррупционные дисциплинарные проступки: проблемы квалификации // Право в Вооруженных Силах. 2010. N 7.

1) непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей <9> (п. 4 ст. 6, п. 8 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»); ——————————— <9> Субъектом данного коррупционного дисциплинарного проступка может быть не любой военнослужащий, а только замещающий воинскую должность, включенную в п. 2 разд. II Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и в Перечень должностей военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых военнослужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2009 г. N 920дсп.

2) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»); 3) невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (п. 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»); 4) невыполнение военнослужащим, являющимся владельцем ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), обязанности в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»); 5) нарушение военнослужащим запретов, предусмотренных п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»; 6) нарушение военнослужащим запретов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с новой редакцией п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, действующей с 21 марта 2011 г., командир вправе представить военнослужащего к увольнению с военной службы за совершение любого из перечисленных выше дисциплинарных проступков даже в том случае, если такой военнослужащий имеет право на увольнение по иным основаниям и заявил об этом. Возможность увольнения с военной службы в связи с нарушением военнослужащими антикоррупционных запретов можно считать частным случаем нарушения условий контракта. Однако законодатель счел необходимым с 9 января 2009 г. <10> придать данному основанию увольнения самостоятельный характер, подчеркнув тем самым государственную важность борьбы с коррупцией в военной организации страны. ——————————— <10> Дата вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ, которым внесено соответствующее дополнение в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и о военной службе».

4. Правовые последствия ограничения права военнослужащих на выбор основания увольнения с военной службы

Проанализированные выше нормы военного законодательства, регулирующие условия и порядок увольнения военнослужащих с военной службы в связи с невыполнением условий контракта и в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов, позволяют сделать вывод об огромном «увольнительном» потенциале данных правовых норм. Механизм увольнения военнослужащих по указанным основаниям приводится в движение исключительно по личному усмотрению соответствующего командира (начальника). Вопрос о применении или неприменении такого рода оснований увольнения в каждом конкретном случае сводится к субъективной оценке командиром возможности подвести обстоятельства дела под общий признак невыполнения военнослужащим условий контракта. Такое положение неизбежно способствует усилению коррупционных отношений в военной среде и заставляет военнослужащего заискивать перед начальством, быть лояльным, чтобы избежать увольнения по данным основаниям. Интересно заметить, что в Российской империи был период, когда законодательство позволяло увольнять чиновника гражданского ведомства без объяснения причин по усмотрению начальства (п. 3 Положения о порядке увольнения от службы и определения вновь в оную неблагонадежных чиновников от 7 ноября 1850 г.), что нередко заставляло их выслуживаться перед начальством и приводило к потере самостоятельности. Формулировка п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» «военнослужащий может быть уволен с военной службы» сконструирована та ким образом, что позволяет командиру как совершать указанное юридическое действие, так и воздерживаться от его осуществления. И в том и в другом случае действия командира будут находиться в рамках закона. Следовательно, само законодательство как бы «поощряет» командира (начальника) к усмотрению, предоставляя ему право не всегда мотивированного выбора варианта поведения, не требуя от него обоснования таких произвольных действий. Многое в данном случае зависит и от моральных принципов воинских должностных лиц, принимающих решение инициировать увольнение военнослужащего. Обладая таким мощным средством воздействия на военнослужащего, как выбор основания его увольнения с военной службы, некоторые недобросовестные командиры имеют возможность фактически шантажировать подчиненных материалами об их правонарушениях и вымогать у них различного рода подношения и услуги в обмен на свое бездействие и непринятие мер по увольнению их с военной службы. Так, в качестве примера рассмотрим ситуацию, когда руководитель военной организации принял решение «избавиться» (уволить с военной службы) от одного или нескольких неугодных ему военнослужащих <11>. Для этого ему достаточно всего-навсего некоторое время быть весьма требовательным и принципиальным к избранным жертвам. Можно с точностью до секунд проверять время их прибытия на службу и убытия с нее, принять у них зачеты по физической подготовке и РХБЗ, придирчиво проверять правильность несения ими службы в наряде, отдавать приказы о выполнении каких-либо задач в выходные и праздничные дни и т. п. Словом, как писал А. Покровский, «можно контролировать каждый его шаг: и на корабле, и в быту; можно устраивать ему внезапные проверки какого-нибудь «наличия» <12>. ——————————— <11> А в условиях формирования нового облика Вооруженных Сил и грядущего увеличения денежного довольствия военнослужащих увольнение многих тысяч военнослужащих, находящихся в распоряжении командования в связи с невозможностью своевременного обеспечения их жильем, экономически выгодно государству. <12> Покровский А. «…Расстрелять!» М., 2001.

Полагаем, что большинство военнослужащих, проходящих военную службу в распоряжении командования, при объективной оценке их физической подготовленности или, к примеру, разведывательной подготовки получат неудовлетворительные оценки, поскольку не занимаются данными военными дисциплинами, вполне обоснованно полагая, что в гражданской деятельности они им уже не пригодятся. Поэтому указанную категорию военнослужащих также легко можно «подловить» на несоблюдении условий контракта. Приблизительно через 2 — 3 месяца такой военнослужащий будет иметь несколько вполне законно наложенных на него дисциплинарных взысканий. Если же он возмутится таким несправедливым к себе индивидуальным подходом, можно зафиксировать и данный факт критики командования. После чего назначенная командиром и зависимая от него аттестационная комиссия воинской части, рассмотрев вопрос резкого ухудшения служебной деятельности неугодного военнослужащего, признает его не соответствующим занимаемой воинской должности и подлежащим увольнению с военной службы. В дальнейшем увольнение такого военнослужащего по «дискредитирующему основанию» практически предрешено. Права выбора основания увольнения в данном случае этот военнослужащий иметь не будет. Отдельно следует остановиться на военнослужащих, которые уже приобрели право на увольнение с военной службы по «льготным основаниям» и подали соответствующие рапорты об увольнении по избранным ими основаниям. Как показывает практика, реализация волеизъявления таких военнослужащих нередко затягивается на месяцы, а то и на годы. Это военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе; военнослужащие, признанные не годными либо ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; военнослужащие, зачисленные в распоряжение командиров (начальников) в связи с организационно-штатными мероприятиями. Большинство указанных военнослужащих, ожидающих получения жилых помещений и последующего увольнения с военной службы, проходят военную службу не на воинских должностях и находятся в распоряжении соответствующих командиров (начальников). Число таких военнослужащих довольно значительно: как заявил в одном из интервью Министр обороны Российской Федерации А. Э. Сердюков, «…у нас сейчас около 39 тысяч офицеров находятся в распоряжении» <13>. ——————————— <13> Фаличев О. Разногласия с «оборонкой» // Военно-промышленный курьер. 2011. 6 июля.

Подлежащие увольнению военнослужащие до внесения рассматриваемых в настоящей статье изменений в Положение о порядке прохождения военной службы были уверены в своем увольнении именно по избранным ими основаниям. Поскольку интерес к дальнейшему прохождению военной службы ими утрачен, нередки случаи недобросовестного отношения данных военнослужащих к исполнению общих и специальных обязанностей. Многие из них начинают заниматься трудовой деятельностью еще до увольнения. «Заштатники» практически повсеместно представляют неизбывную «головную боль» для соответствующих командиров. Одни командиры всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытаются поставить этих военнослужащих в строй и заставить их служить, другие попросту махнули на них рукой. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 21 марта 2011 г. N 337 в руках командиров (начальников) появился весьма действенный рычаг правового воздействия на подчиненных, находящихся в распоряжении. Несмотря на прошлые заслуги и заявленное право на увольнение по «льготному основанию», сегодня данных военнослужащих можно уволить с военной службы, например, в связи с невыполнением ими условий контракта или за нарушение антикоррупционных запретов. С учетом того что от основания увольнения зависит объем прав и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, уволенным с военной службы, военнослужащему крайне выгодно быть уволенным именно по «льготному основанию»: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта. При увольнении по указанным основаниям военнослужащим выплачиваются максимально возможные при их выслуге лет суммы выходных пособий, реализуется право на получение жилых помещений (в случае нуждаемости в них), предоставляются социальные гарантии в области здравоохранения и т. п. И наоборот, увольнение по «дискредитирующим основаниям» (к числу которых относятся увольнение в связи с невыполнением условий контракта и в связи с несоблюдением антикоррупционных запретов) в ряде случаев влечет для военнослужащего утрату права на получение жилья от военного ведомства (если его выслуга на момент увольнения составляет менее 20 лет), права на получение некоторых поощрительных выплат, проблемы с трудоустройством на должности государственной службы и т. п. Можно с большой долей вероятности предположить, что, получив такое мощное средство воздействия на подчиненного военнослужащего, как лишение его права на выбор основания увольнения, многие командиры (начальники) попытаются воспользоваться данным внешне вполне законным способом избавления от своих подчиненных, особенно от тех, кто длительное время находится в распоряжении. Как указывалось выше, найти поводы для того, чтобы «подвести» военнослужащего под увольнение в связи с неисполнением условий контракта, особого труда не представляет. Таким образом, вполне справедливая на первый взгляд норма закона в руках недобросовестного должностного лица вполне может стать средством беззакония и несправедливости, тем более что превышение сроков нахождения военнослужащих в распоряжении в подавляющем большинстве случаев происходит не по вине самих этих военнослужащих, а вследствие неспособности военного ведомства своевременно обеспечить их жилыми помещениями, несмотря на бодрые заверения о скором окончательном и бесповоротном решении жилищной проблемы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Безусловно, это только прогноз. Как будет складываться правоприменительная практика — покажет время.

——————————————————————