Новые полномочия Минюста России: правовая защита результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения

(Ялбулганов А. А.) («Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации», N 12, 1998)

НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНЮСТА РОССИИ: ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

А. А. ЯЛБУЛГАНОВ

Ялбулганов Александр Алибиевич, кандидат юридических наук.

Военно — промышленный комплекс России, несмотря на серьезные трудности, переживаемые сейчас страной, сохранил свой весомый экспортный потенциал. С развитием военно — технического сотрудничества России с иностранными государствами многие связывают перспективы ее выхода из глубокого валютно — финансового кризиса. Ожидается, что торговля оружием принесет России в 1998 г. доход в 3 млрд. долл. США «живыми деньгами». В 1997 году на счета ГК «Росвооружение» из-за рубежа перечислено 2,5 млрд. долл. США, причем доля валютных поступлений выросла с 85,5 до 90% <*>. ——————————— <*> См.: Финансовые известия. 1998. 14 апреля.

Принятый в июле 1998 г. Федеральный закон «О военно — техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <*> (далее — Закон о военно — техническом сотрудничестве) вывел на качественно новый уровень нормативно — правовую базу государственной политики в области военно — технического сотрудничества. Одновременно с этим были выявлены и наиболее уязвимые места этой политики, требующие особого подхода в отношении правового регулирования. Одним из них была названа неудовлетворительная правовая защита результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Всем хорошо известен случай с автоматом Калашникова. Автомат этой конструкции находится на вооружении многих государств, однако правовая незащищенность отечественного изобретения не позволила получить соответствующие финансовые платежи. ——————————— <*> См.: Российская газета. 1998. 23 июля.

Сегодня результаты интеллектуальной деятельности занимают особое место в механизме современного военно — технического сотрудничества. В соответствии со ст. 1 Закона о военно — техническом сотрудничестве военно — техническое сотрудничество представляет собой деятельность в области международных отношений, связанную с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения. В свою очередь к продукции военного назначения законодатель отнес вооружение, военную технику, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и информацию в военно — технической области. Развитие научно — технического прогресса в военно — промышленном комплексе привело к тому, что серьезную конкуренцию традиционной торговле оружием стала составлять торговля военными технологиями и ноу — хау. Одними из наиболее перспективных становятся внешнеторговые контракты, предметом которых являются: — технологии для производства, ремонта, модернизации и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники; — техническая документация (нормативно — техническая, конструкторская, проектная, технологическая, эксплуатационная, программная, инструктивно — методическая), регламентирующая создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения; — научно — техническая документация, регламентирующая безопасность, в том числе экологическую безопасность, производства продукции военного назначения; — стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; — результаты научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ (НИОКР) по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники; — научно — техническая информация на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военного, военно — технического назначения; — специальное программно — математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, НИОКР военного назначения. В качестве особого направления военно — технического сотрудничества в Законе (ст. 1) названы передача (продажа) лицензий, проектной, конструкторской и научно — технической документации на создание, производство, модернизацию, эксплуатацию, боевое применение, ремонт и (или) уничтожение (утилизацию) вооружения и военной техники и оказание содействия в организации этих работ. Разработка и координация проведения в Российской Федерации единой военно — технической политики по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники, защиты интеллектуальной собственности, создаваемой при выполнении государственного оборонного заказа, возложены на Министерство обороны Российской Федерации (п. 7.17 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 г. N 1357). Именно оно выполняет эту функцию в координации с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти — Минюстом России, Миннауки России, Роспатентом, ВЭК России и др. 14 мая 1998 г. Указом Президента Российской Федерации «О правовой защите результатов научно — исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» N 556 на Правительство Российской Федерации было возложено обеспечение проведения организационных мероприятий, направленных на осуществление правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско — правового оборота результатов интеллектуальной деятельности. В целях улучшения координации и взаимодействия организаций — производителей и разработчиков продукции военного назначения было утверждено федеральное государственное унитарное предприятие «Российские технологии», осуществляющее функции государственного посредника во внешнеторговой деятельности в отношении информации и результатов военной и интеллектуальной деятельности в военно — технической области, лицензий на производство вооружения, военной техники и соответствующих технологий (п. 8 Устава федерального государственного унитарного предприятия «Российские технологии», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1998 г. N 660). В соответствии с Уставом предприятие «Российские технологии» имеет право самостоятельно оказывать услуги по патентированию и защите прав на интеллектуальную собственность участников сделок в процессе экспортно — импортных поставок продукции военного и двойного назначения. В Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 556 на Минюст России возложена правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско — правового оборота результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско — правового оборота результатов научно — исследовательских, опытно — конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» Минюст России совместно с федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками, наделен правомочиями по распоряжению от имени Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности. Отныне при заключении государственных контрактов (договоров) на выполнение НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения в их текст должно быть включено положение о том, что право на получение патента на изобретение, промышленный образец, селекционное достижение, свидетельства на полезную модель, исключительное право на использование программы для ЭВМ, для базы данных, топологии интегральных микросхем, а также право на использование иных результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых при выполнении названных работ и охраняемых в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия — исполнителю работ по государственному контракту. Примерные государственные контракты (договоры) утверждаются Минюстом России. Для обеспечения надежной правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности исполнитель НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения обязан заключить с работниками гражданско — правовые договоры о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности. Создание эффективно действующего механизма правовой защиты требует проведения инвентаризации результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения. С этой целью в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 1998 г. N 1613-р федеральным органам исполнительной власти, являющимся государственными заказчиками таких работ, предписано представить до 31 декабря 1998 г. в Минюст России информацию о результатах интеллектуальной деятельности по установленной форме. Представлению и учету подлежит информация о результатах интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении работ, создании продукции, оборудования, технологий, материалов и веществ, экспорт которых контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 (п. 1) было установлено, что права на результаты НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, принадлежат Российской Федерации, если до вступления в силу данного Постановления они не являются объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной. Министерство юстиции Российской Федерации, разрабатывая организационно — правовые формы реализации задач, возложенных на него Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 556, обратилось в Правительство Российской Федерации с предложением об образовании при Минюсте России государственного учреждения — Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее — Федеральное агентство). Такое предложение было одобрено Правительством Российской Федерации, определившим в своем Постановлении от 29 сентября 1998 г. N 1132 основные цели Федерального агентства: — ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности; — контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско — правовой оборот; — организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско — правовой оборот; — осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско — правовой оборот; — подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности; — подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками гражданско — правовых договоров и исполнителями НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности; — обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; — подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско — правовой оборот; — осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации. В Уставе Федерального агентства, утвержденном Приказом Минюста от 30 октября 1998 г. N 152, закреплены основные функции этого государственного учреждения (п. п. 2.4.1 — 2.4.15) <*>. ——————————— <*> См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 32. С. 5 — 13.

Федеральное агентство обеспечивает проведение Минюстом России совместно с государственными заказчиками инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности, представляет на утверждение в Минюст России предложения по порядку ведения единого реестра результатов интеллектуальной деятельности и ведет этот реестр. Кроме того, Федеральное агентство ведет реестр обладателей информации о результатах интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско — правовой оборот. Важное направление деятельности Федерального агентства — нормотворческая работа, подготовка законодательных предложений и экспертиза проектов нормативных правовых актов. Агентство самостоятельно разрабатывает и утверждает методические документы по вопросам, отнесенным к его компетенции. Кроме того, Федеральное агентство разрабатывает проекты решений, принимаемых Минюстом России, об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности; разрабатывает и представляет в Минюст России для последующего внесения в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию законодательства и иных правовых актов в области защиты результатов интеллектуальной деятельности. Федеральное агентство подготавливает и проводит экспертизу проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся проведения внешнеэкономических операций с продукцией военного назначения. Сотрудники Федерального агентства организуют подготовку и по согласованию с государственными заказчиками заключают: — гражданско — правовые договоры с исполнителями НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности; — лицензионные договоры на использование результатов интеллектуальной деятельности. Федеральное агентство организует проведение независимой экспертизы договоров (контрактов) лицензиатов на осуществление внешнеторговой и иной предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, а также иных документов, связанных с обеспечением правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности от недобросовестной конкуренции и утраты их коммерческой ценности. Федеральное агентство совершает юридически значимые действия по получению исключительных прав на объекты промышленной собственности в Российской Федерации и за рубежом, а также может выступать в качестве истца в суде по вопросам о нарушенных правах Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Среди объектов контрольной деятельности Федерального агентства — обеспечение исполнения обязательств о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности, а также обеспечение исполнения контрагентами своих обязательств в соответствии с заключенными лицензионными договорами. Особо следует остановиться на полномочиях Федерального агентства по проведению экспертизы заявлений (обращений, писем) на выдачу заключений о возможности экспорта (передачи, обмена) товаров и услуг, применяемых при создании ракет; химикатов, оборудования, технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании химического оружия; критичной ядерной продукции, оборудования, материалов или технологий двойного назначения, применяемых в ядерных целях; товара или технологий, экспорт которых контролируется в соответствии с российским законодательством. Приказом Минюста России от 4 ноября 1998 г. N 157 утверждена Инструкция о порядке представления документов для согласования Минюстом России заявлений (обращений, писем) на выдачу заключений о возможности экспорта (передачи, обмена) перечисленных товаров. В соответствии с п. 2 Инструкции организация — заявитель направляет в адрес Минюста России обращение, составленное по специальной форме (приложение N 1 к Инструкции); заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации; копию контракта (договора) на экспорт (передачу, обмен) контролируемых продукции, работ, услуг; копию годовой бухгалтерской отчетности предприятия — изготовителя за предыдущий год и на последнюю отчетную дату перед представлением документов. Одновременно с этим в Минюст направляются три справки: 1) об участии предприятия — разработчика (изготовителя) в выполнении работ или осуществлении поставок для государственных нужд (по государственным контрактам) за последние 20 лет; 2) об использовании при выполнении контракта (договора) технической документации, технологий, оборудования и материалов, полученных при выполнении государственного заказа (форма справки в приложении N 2 к Инструкции); 3) о наличии охранных документов на объекты промышленной собственности (авторских свидетельств СССР, патентов Российской Федерации и зарубежных стран), используемых при выполнении контракта (договора). В Федеральном агентстве перечисленные документы изучаются и в установленные сроки готовится проект решения Минюста России о согласовании. Только при его наличии может быть направлено обращение в ВЭК России (иной компетентный орган) о возможности экспорта (передачи, обмена) контролируемых товаров. Для реализации возложенных на него задач Федеральное агентство наделяется соответствующими правами: запрашивать и получать в полном объеме информацию от федеральных органов исполнительной власти, посредников (в том числе федеральных государственных унитарных предприятий ГК «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии»), а также разработчиков и производителей продукции военного, специального и двойного назначения; оказывать консалтинговые услуги, а также услуги по инвестированию инновационных проектов и процедур патентирования (регистрации) объектов интеллектуальной собственности в Российской Федерации и за рубежом; представлять интересы российских юридических лиц за рубежом и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации; заключать и подписывать в пределах своей компетенции договоры, информируя об этом Минюст России, а также другими правами, перечисленными в Уставе Федерального агентства (п. п. 3.1.1 — 3.1.20). Расходы, связанные с осуществлением правовой охраны результатов НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения (включая уплату патентных пошлин, сборов, тарифов), выплатой авторских вознаграждений, проведением экспертиз и иной правовой защитой, осуществляются за счет части денежных средств, полученных Федеральным агентством от распоряжения принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности согласно смете, утверждаемой Минюстом России и согласованной с Минфином России. Федеральное агентство возглавляет генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции Российской Федерации. Для предварительного рассмотрения подготавливаемых проектов нормативных и методических документов, а также для решения вопросов межведомственной координации правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности при Федеральном агентстве образуется экспертный совет из числа ведущих специалистов министерств, ведомств, организаций и ученых.

——————————————————————