Правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения
(Рукин О. А.)
(«Имущественные отношения в Российской Федерации», 2014, N 1)
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ОБОРОТА РЕЗУЛЬТАТОВ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ВОЕННОГО,
СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
О. А. РУКИН
Олег Александрович Рукин, юрист, специалист в области гражданского права (г. Москва).
Автор статьи анализирует понятие правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР) военного, специального и двойного назначения. Рассматривает истоки возникновения, развития и становления указанного понятия в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации. Проводит анализ состава субъектов, принимающих участие в процессе экономического и гражданско-правового оборота НИОКТР. По результатам анализа автор предлагает свою трактовку понятия «правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, ОПК, правовая защита интересов государства, результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, НИОКТР, результаты интеллектуальной деятельности, РИД.
Legal protection of state interests in economic and civil circulation resulting from the research, development and technological works military, special and dual
O. A. Rukin
The author analyzes the concept of legal protection of the interests of the state in economic and civil circulation results of research, development and technological works military, special and dual-purpose. Examines the origins of the origin, development and establishment of the concepts in the relevant regulations of the Russian Federation. Analyzes of actors involved in the process of economic and civil circulation of research, development and technological works. According to the analysis the author offers his own interpretation of the concept of «legal protection of interests of the state in economic and civil circulation results of research, development and technological work».
Key words: military-industrial complex, the legal protection of state interests, the results of research, development and technological works, the results of intellectual activity.
Выражение «правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИОКТР) военного, специального и двойного назначения» применяется к определенному виду результатов, созданных при выполнении государственных контрактов.
Значительный массив таких результатов НИОКТР находится в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), деятельность которых неразрывно связана с созданием производственной и научно-технической продукции в ходе выполнения по государственным контрактам НИОКТР военного, двойного и специального назначения, и проблема их оборота тесно связана с общими вопросами гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД), то есть с гражданско-правовым выражением экономического оборота, которое опосредуется договорными и внедоговорными институтами обязательственного права.
Причем в отношении результатов НИОКТР гражданского назначения выражение «правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота» не применяется либо ввиду отсутствия интереса к таким результатам государства, либо в силу отсутствия необходимости их правовой защиты в процессе экономического и гражданско-правового оборота.
Так в чем же интерес государства именно в отношении результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения и необходимость их правовой защиты?
Чтобы ответить на эти вопросы, представляется необходимым прежде всего выяснить особенности таких результатов НИОКТР, отличающие их от обычных результатов НИОКТР.
Так, в соответствии со статьей 769 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами НИОКТР являются научные исследования, образцы новых изделий, конструкторская документация на них или новые технологии.
При этом результаты НИОКТР, созданные за бюджетные средства, обладают рядом специфичных, принадлежащих только им признаков, а именно:
— такие результаты создаются при выполнении НИОКТР, полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств;
— обязательно одним из субъектов правоотношений, в рамках которых создаются эти результаты, является государство, от имени которого выступают государственные заказчики;
— государство — обязательный субъект в этих отношениях, выступает в двойном качестве: с одной стороны, оно выполняет властную роль, устанавливая правила и нормативное регулирование в этой области, с другой — выступает равноправным участником договорных гражданско-правовых отношений в рамках контракта по государственному заказу в лице государственного заказчика;
— результаты НИОКТР создаются в рамках выполнения государственных контрактов, в интересах государственных нужд и обеспечения функций государства, выполнение которых регулируется специальными нормами;
— распределение прав на результаты, созданные при выполнении таких НИОКТР, а также распоряжение ими регулируются специальными нормативными правовыми актами, имеющими императивную форму и предписывающими государственным заказчикам строго определенные действия.
В общей совокупности результатов НИОКТР, созданных за бюджетные средства, отдельные группы таких результатов могут быть обособлены, например результаты НИОКТР военного назначения, результаты НИОКТР специального назначения или результаты НИОКТР двойного назначения.
На результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения распространяются общие правила оборота, установленные для гражданских результатов НИОКТР, в частности положения о правах сторон на результаты НИОКТР, субъектный состав участников правоотношений, договорная природа прав субъектов на результаты НИОКТР и т. п.
Специфические нормы, отличающие результаты НИОКТР военного, специального или двойного назначения, касаются порядка и условий использования таких прав на них в процессе гражданско-правового оборота, участником которого в ряде случаев может являться и государство.
Так, в отношении понятия «результаты НИОКТР военного назначения» наряду с общим регулированием в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено специальное регулирование отношений, возникающих при выполнении НИОКТР по государственному оборонному заказу и в целях военно-технического сотрудничества, которое осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
Использование понятия «результаты НИОКТР двойного назначения» с точки зрения его юридического содержания ограничивается рамками института экспортного контроля, который сформирован в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». В настоящее время это отлаженный и отработанный механизм государственного контроля за оборотом товаров ограниченного применения. В этой области принят специальный Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации утверждены списки товаров и технологий, экспорт которых контролируется, а соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации определен конкретный порядок осуществления экспортного контроля.
Используемое в том числе в нормативных правовых актах понятие «результаты НИОКТР специального назначения» в федеральных законах не используется, за исключением законов о федеральных бюджетах, куда указанное понятие переносится автоматически и не имеет правовых последствий для регулирования рассматриваемых отношений. В связи с этим на базе анализируемого понятия какая-либо устойчивая совокупность правовых норм не сформирована и его применение не связано с юридическими целями.
Поскольку юридически закрепленное определение понятия «правовая защита интересов Российской Федерации в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения» до настоящего времени не сформировано, а также учитывая важность, которую придает государство именно этим вопросам, представляется необходимым проанализировать смысловое понимание этого понятия и сформулировать его определение.
Правовое понимание термина «защита» несколько отличается от понимания его синонима «охрана». Охрана — более широкое понятие, включающее меры, направленные на предупреждение возможного нарушения. Защита — это меры правоохранительного характера, принимаемые с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
В законодательстве Российской Федерации под защитой права понимается применение способов и средств для устранения нарушений права, а также меры, предпринимаемые в случаях нарушения или оспаривания прав.
Защита прав на результаты НИОКТР рассматривается как обеспечение соответствующей охраной этих результатов и самой защиты уже юридически оформленных прав на них.
Впервые выражение «правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» появилось в Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 года N 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» (Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 признан утратившим силу). В развитие Указа N 556 было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года N 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», согласно которому за государством закреплялись все права на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета, если до вступления в силу Постановления они не являлись объектами исключительного права физических или юридических лиц, а также если информация об указанных результатах не являлась общедоступной.
Вопросы правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота указанных результатов НИОКТР в соответствии с Постановлением N 1132 непосредственно возлагались на созданное при Министерстве юстиции Российской Федерации государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» (далее — ФАПРИД), и их решение обеспечивалось выполнением следующих основных задач и функций:
— ведение единого реестра результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— контроль за использованием таких результатов НИОКТР;
— организация учета результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на указанные результаты НИОКТР;
— подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров с исполнителями НИОКТР военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к таким результатам;
— обеспечение правовой охраной результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в том числе получение исключительных прав на них;
— подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения таких результатов НИОКТР;
— осуществление функций правопреемника в части прав на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, принадлежащих государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации.
Перечисленные задачи и функции, вероятно, и составляли основу понятия «правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения». Впоследствии они дополнялись другими задачами, получившими развитие в ряде нормативных правовых актах.
Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» на Министерство юстиции Российской Федерации было возложено осуществление правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 года N 1109 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения» при подготовке и подписании контрактных документов субъектами военно-технического сотрудничества Министерству юстиции Российской Федерации предписывалось осуществлять контроль за наличием в контрактах положений, касающихся защиты государственных интересов при передаче иностранным заказчикам результатов НИОКТР военного назначения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности» обязывало включать представителей Министерства юстиции Российской Федерации в состав рабочих инвентаризационных комиссий при проведении инициативных и обязательных инвентаризаций прав на результаты, полученные при выполнении НИОКТР, полностью или частично финансировавшихся за счет средств федерального бюджета в организациях ОПК и организациях, выполнявших работы, связанные с обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» на Министерство юстиции Российской Федерации возлагались функции по координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по государственному учету результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, общее методическое и организационное обеспечение работ по ведению единого реестра результатов НИОКТР, а также ведение государственной базы данных, представляющей раздел единого реестра, содержащий данные о результатах НИОКТР, передаваемых иностранным заказчикам, используемых для целей, не связанных с государственными нуждами, и сведения о единых технологиях военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации и переданы для использования на территориях иностранных государств.
В дальнейшем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 правопреемником Министерства юстиции Российской Федерации в части, касающейся вопросов правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, становится Федеральная служба по интеллектуальной собственности (далее — Роспатент).
Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФАПРИД» распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 1347-р передается в ведение Роспатента.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации, определенные в указанных Постановлениях Правительства Российской Федерации, также возлагаются на Роспатент.
Позднее полномочия Роспатента в рассматриваемой сфере дополняются рядом других нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» Роспатенту предписано:
— осуществлять проверку в установленном порядке деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение НИОКТР за счет средств федерального бюджета;
— подтверждать урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;
— осуществлять ведение единого реестра результатов НИОКТР, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 233 Роспатенту за предоставление права использования РИД военного, специального и двойного назначения поручается устанавливать порядок взимания лицензионных платежей, их предельные размеры, сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты платежей, уменьшения их размеров или возврата.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» на Роспатент также возлагаются следующие функции:
— контроль закрепления в установленном законодательством Российской Федерации порядке за Российской Федерацией прав на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— контроль за охраной и защитой прав Российской Федерации на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— реализация мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению действий, нарушающих права Российской Федерации на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, в том числе за рубежом;
— участие совместно с государственными заказчиками в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, включая представление интересов Российской Федерации в отношении таких прав, в том числе за рубежом.
В свете этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1292 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года N 1132, уточняющие основные цели деятельности «ФАПРИД» в отношении НИОКТР военного, специального и двойного назначения, каковыми стали являться:
— техническое и информационно-аналитическое обеспечение ведения Роспатентом единого реестра результатов НИОКТР, права на которые принадлежат Российской Федерации;
— техническое и информационно-аналитическое обеспечение выполнения Роспатентом полномочий по подтверждению урегулирования вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;
— участие в судебно-претензионной работе по защите прав Российской Федерации на результаты НИОКТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, право использования которых предоставляется государственными заказчиками исполнителям государственных контрактов на основании лицензионных договоров.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 233 на государственных заказчиков возлагается управление правами Российской Федерации в отношении РИД военного, специального и двойного назначения, которое осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:
— оформление прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов на НИОКТР;
— государственный учет результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения;
— организация работ по оценке стоимости и принятию на бухгалтерский учет прав на указанные РИД военного, специального и двойного назначения;
— распоряжение правами Российской Федерации на такие РИД;
— организация использования РИД военного, специального и двойного назначения.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации государственным заказчикам также предписывается при осуществлении военно-технического сотрудничества урегулировать с Роспатентом вопросы правовой защиты интересов государства при использовании РИД военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации 14 января 2002 года N 7 обязывает включать представителей государственных заказчиков в состав рабочих инвентаризационных комиссий при проведении инициативных и обязательных инвентаризаций прав на результаты, полученные при выполнении НИОКТР в организациях ОПК. А Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года N 131 гласит, что государственный учет результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения проводят государственные заказчики, являющиеся ответственными за ведение разделов единого реестра таких результатов. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» устанавливает, что государственные заказчики при заключении государственных контрактов на выполнение НИОКТР обязаны предусматривать в них условия о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау):
1) за Российской Федерацией:
— если такие результаты изъяты из оборота;
— если Российская Федерация приняла на себя осуществление финансирования работ по доведению указанных результатов до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на производство, включающим подготовку производства, изготовление установочной серии и квалификационные испытания;
— если исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания НИОКТР совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на такие результаты;
— если результаты созданы в ходе НИОКТР, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации;
2) за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и организацией — исполнителем НИОКТР, если такие результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.
Таким образом, мероприятия, осуществляемые государственными заказчиками при управлении правами на РИД, практически полностью повторяют функции по правовой защите интересов государства в отношении результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, ранее возлагавшиеся на ФАПРИД.
На российские организации (исполнителей государственных контрактов, разработчиков и поставщиков продукции, участников внешнеэкономической деятельности, субъектов военно-технического сотрудничества) также возлагаются определенные задачи по осуществлению правовой защиты интересов государства в отношении результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года N 1062 российским организациям, получившим право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, предписывается согласовывать с Министерством обороны Российской Федерации и Роспатентом и выполнять планы мероприятий по обеспечению правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предлагаемой для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации. В соответствии с этим же Указом субъектам военно-технического сотрудничества для получения лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения требовалось урегулировать с Роспатентом вопросы правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов НИОКТР военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации (в настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2013 года N 808 это положение утратило силу).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2012 года N 341, утвердившего Положение о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года, уполномоченные организации — поставщики продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, на этапе подготовки к заключению контрактов обязаны представлять в Роспатент документы, необходимые для урегулирования на безвозмездной основе вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи результатов НИОКТР военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации, которые содержатся в данной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии участникам внешнеэкономической деятельности необходимо представлять в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю копию документа, подтверждающего направление в Роспатент документов, необходимых для урегулирования вопросов правовой защиты результатов НИОКТР, использованных при создании передаваемой иностранному лицу контролируемой продукции, права на которые принадлежат государству.
В рамках выполнения мероприятий по оформлению прав Российской Федерации на РИД, используемые и (или) созданные при выполнении государственных контрактов, организациям — исполнителям государственных контрактов Постановлением Правительства Российской Федерации N 233 полагается направлять в адрес соответствующих государственных заказчиков:
— отчеты о патентных исследованиях;
— уведомления о получении РИД, способных к правовой охране (с обоснованием предлагаемого порядка их использования и предложениями по их правовой охране).
А в случае принятия государственными заказчиками решения о сохранении сведений о РИД в режиме коммерческой тайны организации-исполнители обязаны оформлять секреты производства (ноу-хау) на Российскую Федерацию и передавать такие ноу-хау государственным заказчикам.
Таким образом, выполнение задач, касающихся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения, российским законодательством в различной степени возложено на Роспатент, государственных заказчиков и соответствующие организации.
Учитывая изложенное, можно резюмировать: правовая защита интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — это созданная и контролируемая государством система, направленная на осуществление соответствующими государственными органами и организациями мер по своевременному выявлению, закреплению, учету и оформлению прав, в том числе за рубежом, на результаты НИОКТР, созданные за счет средств государственного бюджета и непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности государства, в целях недопущения их бесконтрольного использования в гражданском обороте.
Литература
1. Федеральный закон от 26 января 1996 года N 14-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)».
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
3. Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».
4. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
5. Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
6. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 года N 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 года N 1132 «О п ервоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
9. Указ Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 года N 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 1999 года N 1109 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти военно-технического сопровождения и контроля разработки, производства и поставок продукции военного назначения».
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 года N 7 «О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года N 131 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения».
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 года N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности».
14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 года N 1347-р «О передаче в ведение Федеральной службы по интеллектуальной собственности федерального бюджетного учреждения «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения» при Министерстве юстиции Российской Федерации».
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности».
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения».
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N 402 «Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ».
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года N 1292 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
19. Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2013 года N 808 «О признании утратившими силу некоторых положений актов Президента Российской Федерации».
20. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2012 года N 341 «Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».
——————————————————————