О проблеме правового неравенства в сфере оказания медицинской помощи военным пенсионерам России на территории иностранного государства

(Москвин Д. И.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 2)

О ПРОБЛЕМЕ ПРАВОВОГО НЕРАВЕНСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА

Д. И. МОСКВИН

Москвин Д. И., юрист.

Рассмотрены вопросы бесплатного медицинского обеспечения лиц, уволенных с военной службы по выслуге лет.

Ключевые слова: военные пенсионеры, медицинское обеспечение, иностранное государство.

The problem of legal inequality in the provision of medical care to military pensioners Russia on the territory of a foreign state D. I. Moskvin

The questions of free medical care of persons discharged from military service on superannuation.

Key words: retired military personnel, health care, foreign country.

На сегодняшний день право на медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации имеют около 7 млн. человек. Из них: военнослужащие — 16%, военные пенсионеры — 13%, лица гражданского персонала Вооруженных Сил — 11%, члены семей военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны — 60% <1>. ——————————— <1> Белевитин А. Б. Перспективы медицинской службы Вооруженных Сил России при переходе на новый облик // Экспорт вооружений. 2010. N 4.

Среди перечисленных категорий граждан бесплатное медицинское обеспечение приобретает особое значение для лиц, уволенных с военной службы по выслуге лет. Так, по данным мониторингов социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, число военных пенсионеров пожилого и старческого возраста, нуждающихся в длительном и дорогостоящем специализированном лечении, ежегодно растет <2>. Это связано с тем, что на здоровье указанных лиц сказываются не только последствия напряженных, а порой экстремальных условий военной службы, но и невысокий уровень качества жизни после увольнения в запас (отставку). ——————————— <2> Ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М., 2009. С. 73.

На военных пенсионеров, выполнявших в прошлом задачи профессиональной защиты Отечества, распространяются гарантии социальной защиты в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» об охране здоровья и медицинской помощи. Кроме того, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение согласно п. 5 ст. 16 названного Закона. Амбулаторно-поликлиническая и стационарная медицинская помощь гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, оказывается во исполнение Федерального закона «О статусе военнослужащих», требований Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 N 20 «Об организации медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации», Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного Приказом начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместителя Министра обороны Российской Федерации от 15 января 2001 N 1. Следует отметить, что в юридической литературе написано множество страниц о медицинском обеспечении действующих военнослужащих, членов их семей, военных пенсионеров <3>. Однако не всегда уделяется должное внимание военно-медицинскому обеспечению лиц, находящихся за границей, например, в бывших союзных республиках, в которых дислоцируются медицинские учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Подобное положение дел представляется весьма несправедливым, поскольку за пределами территории России проживает немало наших соотечественников, в том числе и российских военных пенсионеров. Такую ситуацию можно наблюдать в Украине, где базируется Черноморский флот России. ——————————— <3> См.: напр.: Старцун В. Н. О медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы // Рос. военно-правовой сб. 2006. N 7; Он же. Правовое регулирование лекарственного обеспечения граждан, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. 2008. N 1; Он же. Зарубежный опыт социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, — проблемы использования в Российской Федерации // Право и политика. 2005. N 9.

Примечательно, что после распада Советского государства и раздела флота можно выделить две категории военных пенсионеров в зависимости от их гражданства (подданства), места получения пенсии и постоянного места проживания: Первая категория: военные пенсионеры России — граждане Российской Федерации, зарегистрированные по месту жительства на территории России. К первой категории относятся те бывшие военнослужащие, которые, отслужив на Черноморском флоте, увольняются с военной службы в один из регионов России и возвращаются на прежнее место, например в г. Севастополь. Будучи военными пенсионерами, данные лица работают в структурных подразделениях флота по причине нахождения в г. Севастополе близких родственников. Данные лица должны обладать всем спектром прав и социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в том числе и правом бесплатного медицинского обеспечения в российских военно-медицинских учреждениях, дислоцированных на территориях иностранных государств. Вторая категория: военные пенсионеры Украины, ранее проходившие службу на Черноморском флоте, — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Украины. Особый интерес вызывает вторая категория военных пенсионеров ввиду несоответствия гражданства России данных лиц и места получения пенсионного обеспечения в Украине. В существующих на сегодняшний день руководящих нормативных правовых документах специальных оговорок о медицинском обеспечении военных пенсионеров Украины — граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Украины, не предусмотрено. Указанная категория находится вне действующего военно-социального законодательства Российской Федерации. Тем не менее случаи оказания медицинской помощи таким лицам являются далеко не редким исключением. Показательным примером организации оказания медицинской помощи военным пенсионерам Украины, которые одновременно являются гражданами России, постоянно проживающими на территории Украины, могут служить указания начальника медицинской службы Черноморского флота от 5 июня 2008 N 76/789. Согласно данному документу оказание бесплатной медицинской помощи и лечение в военно-лечебных учреждениях флота производятся офицерам, прапорщикам и мичманам, уволенным из Вооруженных Сил Российской Федерации и СССР, имеющим право на льготы согласно подп. «б» п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 N 20. В соответствии с вышеназванными указаниями медицинское обеспечение производится лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, постоянно проживающим в Украине и получающим пенсионное обеспечение Министерства обороны Украины. Прием указанной категории граждан осуществляется на основании пенсионного удостоверения Министерства обороны Украины с отметкой о праве на льготное медицинское обеспечение и действующего заграничного или общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации. Представляется актуальным проанализировать правовые основы вопроса законности медицинского обеспечения в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Украине и получающих пенсионное обеспечение Министерства обороны Украины. В соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества Независимых Государств и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемого законодательством государств — участников Содружества Независимых Государств в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992 г. «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательством и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. В соответствии с разъяснениями начальника Службы экономики и финансов Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2005 N 180/4/1-122, начальника Главного военно-медицинского управления от 17 мая 2004 N 161/2/1/2742 прием граждан в медицинские учреждения осуществляется при наличии действующего заграничного или общегражданского паспорта гражданина Российской Федерации. Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и членов их семей осуществляются государствами — участниками Содружества Независимых Государств за счет их бюджетов без взаимных расчетов между этими государствами. Таким образом, пенсионное обеспечение военных пенсионеров, проживающих на территории Украины, в том числе уволенных военнослужащих, проживающих в г. Севастополе, осуществляется в соответствии с украинским законодательством и за счет средств Украины <4>. Бывшие военнослужащие СССР и Российской Федерации, проживающие в Украине и являющиеся пенсионерами Министерства обороны Украины, пользуются правами и льготами в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992 г. между государствами — участниками Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей». Согласно этому Соглашению лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей права и льготы, установленные ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, в том числе и на медицинское обеспечение, предоставляются теми государствами, на территории которых они проживают. ——————————— <4> См. также: письмо начальника Службы экономики и финансов от 26 марта 2005 N 180/4/1-222 на N 140 от 11 августа 2004 г. в адрес Севастопольского Комитета ветеранов войны и Вооруженных Сил.

По смыслу ст. 5 Соглашения государств — участников СНГ от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств» лицам, постоянно проживающим в государстве временного пребывания на основании вида на жительство и являющимся гражданами других государств Содружества, плановая медицинская помощь на территории государства временного пребывания оказывается на платной основе, а скорая и неотложная медицинская помощь — бесплатно. Следует также отметить, что в соответствии с российским законодательством военно-медицинские учреждения Министерства обороны Российской Федерации могут оказывать бесплатную медицинскую помощь бывшим военнослужащим СССР и Российской Федерации, постоянно проживающим в Украине, но только гражданам Российской Федерации, в том числе имеющим двойное гражданство. Это следует из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», согласно которому лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых — российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что военно-медицинские учреждения Министерства обороны Российской Федерации могут оказывать бесплатную медицинскую помощь бывшим военнослужащим СССР и Российской Федерации, постоянно проживающим в Украине, но только гражданам Российской Федерации, в том числе имеющим двойное гражданство <5>, получающим пенсию Министерства обороны Российской Федерации. ——————————— <5> В соответствии с украинским законодательством гражданину Украины запрещается иметь двойное гражданство (Закон Украины от 8 октября 1991 года N 1636-XII «О гражданстве Украины»).

В связи с вышесказанным, складывается весьма странная ситуация, при которой украинским пенсионерам оказывается медицинская помощь в российских военно-медицинских учреждениях на бесплатной основе, с учетом того, что они получают пенсионное обеспечение от иностранного государства (Украины). Данный факт выглядит еще более парадоксальным в связи с тем, что финансирование медицинского обеспечения производится за счет средств российского федерального бюджета, образуемого, в частности, посредством отчислений российских налогоплательщиков. По логике международно-правовых норм если российский гражданин, постоянно проживающий за границей, застрахован по системе обязательного пенсионного страхования иностранного государства и производит отчисления в его Пенсионный фонд (в Украине граждане России, постоянно проживающие в Украине, производят отчисления в Пенсионный фонд Украины в соответствии с Законом Украины от 26 июня 1997 г. N 400 «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование»), то медицинское обеспечение в отношении данного гражданина должно быть организовано прежде всего в иностранных военно-медицинских учреждениях. Однако в действительности рассматриваемая категория лиц пользуется услугами медицинской помощи в лечебных учреждениях как Украины, так и России, что представляется не вполне рациональным и обоснованным. Вероятно, указанное обстоятельство должно стать предметом пристального внимания со стороны Счетной палаты Российской Федерации, в компетенцию которой входит контроль за законностью движения средств федерального бюджета, а также определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств <6>, принимая во внимание тот факт, что ответственность за достоверность учета прикрепленных контингентов и законность предоставления бесплатной медицинской помощи возлагается на начальников медицинской службы видов, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации и начальников военно-медицинских учреждений центрального и окружного подчинения. ——————————— <6> См. ст. 2 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Не случайно в указаниях начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2011 г. N 161/2/2/300 «О введении в действие Порядка организации амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» отмечается, что в деятельности военно-медицинских учреждений Министерства обороны Российской Федерации продолжают иметь место нарушения в организации контроля за законностью предоставления бесплатной медицинской помощи; из-за отсутствия достоверного учета прикрепленных на медицинское обеспечение контингентов в ряде военно-медицинских учреждений создаются предпосылки для незаконного предоставления бесплатной медицинской помощи. По смыслу нормативных правовых актов в сфере медицинского обеспечения в российских военно-медицинских учреждениях, находящихся за границей, должны прежде всего лечиться военные пенсионеры, связавшие свою дальнейшую судьбу с Россией. Однако в практической деятельности это не всегда реализуется. Так, возникают случаи, когда офицеры медицинской службы, уволившись из Вооруженных Сил и приобретя статус военных пенсионеров Министерства обороны Украины, остаются на прежних местах, продолжая осуществлять свою трудовую деятельность в российских военно-медицинских учреждениях. Они отказывают в оказании бесплатной медицинской помощи лицам, принадлежащим к первой категории — военным пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации, за исключением случаев необходимости оказания скорой и неотложной медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях и состояниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях и травмах согласно ст. 2 Соглашения от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников Содружества Независимых Государств». В обоснование своих действий представители военной медицины ссылаются на территориальный принцип организации оказания медицинской помощи, установленный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 N 20, по смыслу которого бесплатное медицинское обслуживание для российского военного пенсионера якобы непосредственно связано с его регистрацией по месту жительства. Отметим, что при обязательном условии регистрации по месту жительства бесплатная медицинская помощь в российских военно-медицинских учреждениях оказывается предпочтительно бывшим российским военнослужащим, но уволенным с военной службы на территорию Украины и получающим пенсионное обеспечение от Министерства обороны Украины. Почему же российские военные пенсионеры, посвятившие многие годы служению Отечества, а некоторые пожертвовавшие своим здоровьем в ходе военных действий, не могут реализовать свое заслуженное право на охрану здоровья? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, в чем же суть территориального принципа медицинского обеспечения, на основании которого военным пенсионерам Российской Федерации предлагают обращаться к платным медицинским услугам и медицинской помощи в соответствии с программой добровольного медицинского страхования или же бесплатно по месту своей постоянной регистрации на территории России. Еще в 2008 г. бывшим начальником Главного военно-медицинского управления В. В. Шаппо отмечалось, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим возмещаются военным округом (флотом), где проходят военную службу военнослужащие на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций) <7>. Считается, что территориальный принцип медицинского обеспечения устанавливается в целях равномерного закрепления контингентов Министерства обороны Российской Федерации за военно-медицинскими учреждениями, создания оптимальной нагрузки на лечебное учреждение, позволяющей максимально эффективно обслуживать прикрепленный контингент. ——————————— <7> Шаппо В. В. Перспективы совершенствования медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации // Военно-медицинский журнал. 2008. N 8. С. 24.

Закономерно возникает недоумение по поводу наличия правовой связи между медицинским обеспечением и институтом регистрации по месту жительства. Статья 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гласит: «…гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию». Как видим, регистрация по месту жительства гражданина является лишь правовой формой управления населением в миграционной сфере. Следовательно, какая-либо правовая связь между институтом регистрации по месту жительства и оказанием медицинской помощи гражданам отсутствует. К тому же в самом Приказе Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 20 о регистрации по месту жительства военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы, как об обязательном условии оказания медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях в пределах военного округа (флота) не сказано ни слова. Посредством последующего правового анализа действующего законодательства приведем еще несколько аргументов неправомерности отказа в оказании медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях Черноморского флота российским военным пенсионерам, временно проживающим на территории Украины. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основным актом, регулирующим отношения в области охраны здоровья граждан, до 1 января 2012 г. являлись Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 N 5487-1, в соответствии со ст. 17 которых государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств <8>. ——————————— <8> С 1 января 2012 г. вступили в силу большинство положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», с этой же даты утратили силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья.

В ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей определяется как функция государства, которая предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Кроме того, на бесплатную медицинскую помощь, как уже было отмечено, имеют право члены семей военнослужащих и граждане, уволенные с военной службы, указанные в ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в оказании медицинской помощи гражданину, уволенному с военной службы и имеющему право на бесплатное медицинское обслуживание. Возможно, принцип территориальности является организационной основой построения всей современной системы лечебно-диагностической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации и ведет к повышению эффективности системы медицинского обеспечения всех контингентов Министерства обороны Российской Федерации. Однако реализация этого принципа должна в исключительном порядке быть отнесена к системе расходования материальных ресурсов, а не служить «привязкой» к регистрации и месту постоянного проживания лица, уволенного с военной службы. В ином случае бывшие военнослужащие, проходившие военную службу на Черноморском флоте, а ныне военные пенсионеры России, обращающиеся за бесплатной медицинской помощью в военно-медицинские учреждения, находящиеся за границей, но зарегистрированные по месту жительства на территории Российской Федерации, могут быть лишены гарантированного им ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» права на охрану своего здоровья. Согласно п. 105 Порядка организации амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного указаниями начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2011 г. N 161/2/2/300, оказание медицинской помощи офицерам запаса (в отставке) Министерства обороны Российской Федерации, проживающим в бывших союзных республиках, осуществляется в соответствии с межправительственными соглашениями. В то же время ст. 7 Соглашения государств — участников СНГ от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ», действующего в отношении Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Республики Казахстан, Республики Армения, Украины, Кыргызской Республики, Республики Молдова, предусмотрено, что плановая медицинская помощь гражданам, работающим по контракту (трудовому договору) в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и объемах, предусмотренных контрактом, либо за счет личных средств граждан. В соответствии со ст. 3 того же Соглашения оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания осуществляется на платной основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или действующим прейскурантам. На практике российским военным пенсионерам, работающим в структурных подразделениях Черноморского флота, нередко приходится «поправлять» свое здоровье на платной основе вопреки тому, что в соответствии с уже упомянутым Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации (формируемому за счет численности Вооруженных Сил Российской Федерации) на время постоянной трудовой деятельности в составе органа военного управления, воинской части, учреждения, военно-учебного заведения предоставляется право на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях. С учетом того что медицинское обеспечение является одним из основных видов социального обеспечения и особо востребованным в среде граждан, уволенных с военной службы, относительно значительная доля семейного бюджета военных пенсионеров расходуется на лечение и покупку лекарств. Ранее проблема усугублялась также отсутствием действия на территории Украины полиса обязательного медицинского страхования, являющегося формой социальной защиты интересов российского населения в охране здоровья. Дело в том, что страховой медицинский полис имел силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российская Федерация имела соглашения о медицинском страховании граждан. Однако подобного рода соглашений между Россией и Украиной до сих пор не существует. Медицинские учреждения Черноморского флота, в частности 1472 Военно-Морской клинический госпиталь, в системе обязательного медицинского страхования не работали в связи с их нахождением на территории иностранного государства. Следовательно, военные пенсионеры России, осуществляющие, к примеру, трудовую деятельность в структурных подразделениях Черноморского флота, постоянно зарегистрированные в России и нуждающиеся, в частности, в стоматологическом или кардиологическом лечении, не могли реализовать гарантированное Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья в военно-медицинских учреждениях Черноморского флота. Таким образом, граждане Российской Федерации, временно находящиеся в Украине, лишались гарантий получения медицинской помощи в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании. После вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» указаниями начальника Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации от 14 марта 2011 N 161/2/2/300 был конкретизирован Порядок организации амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с названным Порядком для оказания медицинской помощи военным пенсионерам Российской Федерации в военно-медицинских учреждениях Черноморского флота требуется полис обязательного медицинского страхования. Помимо него, прикрепление к амбулаторно-поликлиническим филиалам, структурным подразделениям военно-медицинских учреждений и оказание медицинской помощи офицерам, прапорщикам (мичманам) запаса (в отставке) осуществляется на основании следующих документов: пенсионного удостоверения (с отметкой о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинском учреждении) или справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинском учреждении; военного билета офицера запаса; паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства; открепительного талона (для офицеров, состоявших на момент увольнения с военной службы на медицинском обеспечении в другом военно-медицинском учреждении). Обращает на себя внимание введение в качестве обязательного условия оказания бесплатной медицинской помощи открепительного талона. По всей видимости, его установление стало очередным выражением территориального принципа медицинского обслуживания в Вооруженных Силах Российской Федерации. Примечательно, что в отличие от российских пенсионеров военным пенсионерам Украины для амбулаторно-поликлинического обеспечения медицинской помощи требуетс я лишь предоставить паспорт гражданина Российской Федерации, пенсионное удостоверение и выписку из приказа об увольнении с военной службы. С учетом суммарного количества запрашиваемых документов очевиден вывод, что военные пенсионеры Украины находятся в более выгодном положении при реализации права на медицинскую помощь. При таких обстоятельствах актуальным представляется вопрос: как могут быть прикреплены к поликлиникам Министерства обороны Российской Федерации лица — военные пенсионеры, постоянно проживающие на территории Украины, при отсутствии российского полиса обязательного медицинского страхования? Заданный вопрос продолжает оставаться открытым. В сложившейся обстановке российские и украинские военные пенсионеры, являющиеся одновременно гражданами России, служившие в свое время в одной стране, находятся в неравном положении при реализации права на охрану здоровья. Подобное положение в сфере оказания бесплатной медицинской помощи находится в противоречии с принципами социальной справедливости и равенства, которые являются основополагающими при построении правового государства и гражданского общества. Кроме того, принудительное прикрепление медицинского обслуживания военных пенсионеров к медицинским учреждениям Министерства обороны Российской Федерации в пределах регистрации по месту жительства вполне можно расценивать как нарушение конституционного права данных лиц на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих») <9>. Как представляется, отказывая в бесплатном лечении указанным лицам, медицинские работники возвращаются к «крепостному праву», нарушая п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и препятствуя реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод. ——————————— <9> Более подробно см.: Фортушин В. Е. Право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Существующее положение дел провоцирует превышение полномочий или злоупотребление со стороны «чиновников от медицины», а также создает предпосылки для их коррупционного поведения. Не случайно еще в начале 2011 г. Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев отмечал: «Если взглянуть на статистику приговоров, вынесенных судами самых разных инстанций в России по делам о коррупции, и взять такой сегмент конкретно, как взятки, то получается, что у нас на первом месте медики» <10>. Подобные случаи, к сожалению, встречаются и в Вооруженных Силах Российской Федерации. ——————————— <10> Интервью Председателя Верховного Суда В. М. Лебедева от 26 февраля 2011 г. URL: http:// www. vsrf. ru/ vscourt_detale. php? id= 7055.

В заключение отметим, что политика, проводимая государством в отношении военных пенсионеров, является одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность армии и флота. Ведь забота о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей после увольнения в запас — залог успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом сегодня и в долгосрочной перспективе. Именно поэтому качественное медицинское обеспечение военнослужащих и военных пенсионеров должно стать одной из приоритетных задач в государстве. Очевидно, что за многолетнюю и добросовестную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, связанную с большими физическими и психологическими нагрузками, риском для жизни и здоровья, сложными климатическими и социально-бытовыми условиями для жизни своих семей, офицеры, прапорщики (мичманы) запаса и находящиеся в отставке заслуживают от государства, которое они защищали, большей заботы. Но, как отмечает В. Н. Старцун, именно реализация дополнительных прав и гарантий бывших активных защитников Отечества чаще всего выступает объектом ограничений <11>. ——————————— <11> Старцун В. Н. О медицинском обеспечении граждан, уволенных с военной службы. С. 179 — 184.

Практика свидетельствует о том, что, несмотря на гарантированное государством правовое положение указанной категории граждан, их права постоянно нарушаются. Главной причиной в таких случаях выступает недостаточность финансирования отдельных статей Федерального закона «О статусе военнослужащих», из-за чего на местах издаются многочисленные подзаконные акты, ущемляющие права военнослужащих запаса (в отставке). Как правило, восстановление справедливости происходит в судебном порядке, однако не все ветераны военной службы готовы добиваться этого таким образом. Ошибочное понимание медицинскими работниками смысла территориального принципа медицинского обеспечения приводит в конечном счете к правовой дискриминации российских военных пенсионеров, находящихся за границей. Подобное положение дел не соответствует государственной политике сегодняшнего дня, ориентированной на защиту российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территориях государств временного пребывания. Так, В. В. Путин, еще будучи Президентом России, в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. отмечал, что «сотни тысяч людей, проживающих и работающих за пределами своей страны, должны быть уверены, что Россия не бросит их, если они оказались в трудной ситуации, защитит их личные права, их семьи от возможного произвола и незаконного давления, поможет отстоять человеческое и гражданское достоинство». В связи с вышеизложенным необходимо изменить сложившуюся ситуацию путем предоставления российским военным пенсионерам преимущественного права на бесплатное оказание медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, находящихся за границей, вне зависимости от их места регистрации и постоянного проживания. В противном случае не исключена возможность неоправданного ограничения прав российских пенсионеров, временно находящихся за пределами Российской Федерации. Представляется необходимым урегулировать на ведомственном уровне порядок оказания медицинской помощи гражданам, имеющим законодательное право на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территориях иностранных государств. В Приказе Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. N 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» необходимо установить более конкретный круг лиц, которым гарантирована бесплатная лекарственная помощь, в том числе и в отношении лиц, уволенных с военной службы по выслуге лет. Прием на амбулаторное и стационарное лечение в военно-медицинских учреждениях военных пенсионеров Украины — граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Украины, следует осуществлять без ущерба для российских военных пенсионеров, пользующихся правом на бесплатную медицинскую помощь и имеющих полисы обязательного медицинского страхования.

——————————————————————