Статус военнослужащих десять лет спустя
(Кудашкин А. В., Фатеев К. В.) («Право в Вооруженных Силах», N 4, 2003)
СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ…
А. В. КУДАШКИН, К. В. ФАТЕЕВ
А. В. Кудашкин, кандидат юридических наук, профессор Военного университета.
К. В. Фатеев, кандидат юридических наук, профессор Военного университета <*>. ——————————— <*> В 1998 г. был опубликован первый и к настоящему времени еще дважды переизданный «Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих», подготовленный указанными авторами.
22 января 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Пять лет спустя, 27 мая 1998 г., был принят Федеральный закон «О статусе военнослужащих», который за последующие 5 лет неоднократно изменялся и дополнялся в части изменения количества и качества предоставляемых военнослужащим прав, льгот, компенсаций. Действующая редакция Федерального закона «О статусе военнослужащих» включает следующие декларации гарантий неприкосновенности и реализации статуса военнослужащих: «… На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В СВЯЗИ С ОСОБЫМ ХАРАКТЕРОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ИМ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ (выделено авторами)» (п. 2 ст. 1).
Комментарий
В последнее время встречаются публикации, в которых высказывается мнение, что отличия военной службы от других видов государственной службы не столь существенны и это позволяет объединить ее с другими видами государственной службы (см., например: Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. М.: Статут, 1999. С. 53), т. е. военная служба не носит особого характера. С таким мнением вряд ли можно согласиться, хотя оно не лишено определенного смысла. Указанная позиция обусловлена особенностями структуры военной организации Российской Федерации, включающей, помимо организаций, предназначенных для решения задач обороны и военной безопасности военными методами в специфических формах (проведение операций, ведение боевых действий и др.) для сохранения суверенитета, территориальной целостности государства, его неприкосновенности (Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск), иные организации и органы, играющие при этом обеспечивающую роль, что соответственно не требует особой специфики их деятельности <*>. Военная организация государства является частью государственного механизма, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности военными методами и средствами вооруженной борьбы. ——————————— <*> См. подробнее: Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации. М.: Воен. ун-т, 2001. С. 8 — 29.
Указанная позиция нашла отражение в проекте Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», который в настоящее время рассматривается Государственной Думой и согласно которому военная служба является видом федеральной государственной службы. Предложенное в проекте определение военной службы не в полной мере отражает ее сущностное содержание. Во-первых, военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Особенность отражает ее существенные отличия от всех других видов государственной службы, которыми являются: 1) ее предназначенность — возможность применения специальных (военных) методов для решения поставленных задач, т. е. использование для этого средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется другим видам государственной службы; 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву, т. е. в форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы и др. Дальнейшее «уравнивание» военной службы с другими видами государственной службы уже приводит к снижению уровня льгот, гарантий и компенсаций по сравнению с ранее действовавшими, что неизбежно приведет к еще большему снижению престижа военной службы.
«…Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, ЗАКЛЮЧЕНИИ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ КОНТРАКТА О ПРОХОЖДЕНИИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, А ТАКЖЕ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАСТОЯЩИМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ И ИНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (выделено авторами)» (п. 5 ст. 3).
Комментарий
Выделенная норма является образцом несовершенства законодательной техники, поскольку ее буквальное толкование позволяет сделать вывод о том, что государство гарантирует свои обязательства, т. е. выполнение принятых на себя обязанностей по соблюдению прав граждан, только на двух стадиях: при возникновении военной службы (призыв на военную службу и заключение контракта о прохождении военной службы) и прекращении военной службы в форме увольнения с нее, т. е. из нормы «выпадает» основное звено — исполнение военной службы. Правообязанности на стадии возникновения военной службы включают прохождение гражданами медицинского освидетельствования, освобождение от призыва и предоставление отсрочек, присвоение воинских званий и назначение на воинские должности, минимальное денежное и иное материальное обеспечение до фактического начала исполнения военной службы. Правообязанности на стадии увольнения с военной службы включают обеспечение увольняемых всеми положенными видами довольствия. Следовательно, вышеуказанная норма Закона не гарантирует исполнение обязательств государства перед военнослужащими, в том числе в вопросах реализации их статуса, предоставления прав, льгот, компенсаций, гарантий при прохождении военной службы. Указанная позиция уже апробирована на практике. Она заключается хотя бы в том, что приоритетной обязанностью государства перед военнослужащими является обеспечение жильем и положенными видами довольствия увольняемых военнослужащих, в то время как военнослужащие, проходящие военную службу, вынуждены надеяться на получение какого-либо жилья в необозримом будущем, а «реформирование» системы обеспечения иными видами довольствия только ухудшает материальное обеспечение военнослужащих. По нашему мнению, норма Закона должна быть сформулирована следующим образом: «При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, исполнении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
«1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. 2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон» (ст. 4).
Комментарий
В п. 2 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплено принципиальное положение, в соответствии с которым права, в том числе на льготы и компенсации, их гарантии могут быть отменены или снижены только указанным Федеральным законом. Данное положение, с одной стороны, позволяет защитить интересы военнослужащих от попыток снижения уровня льгот и компенсаций принятием других законодательных актов или подзаконных нормативных правовых актов, снижающих уровень льгот, гарантий и компенсаций, а с другой — все-таки предполагает их возможное снижение или даже полную отмену. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ исключил абз. 2 п. 2 ст. 12 из Федерального закона «О статусе военнослужащих», который гарантировал, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Дальнейшее «реформирование» денежного довольствия военнослужащих общеизвестно. Однако такое положение противоречит Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 55), которая декларирует, что «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Отмена прав военнослужащих осуществляется, как правило, не прямо, т. е. путем отрицания признания их защиты, а в скрытой форме, т. е. путем умаления — принижения значения военной службы как особого вида федеральной государственной службы, необоснованного ограничения объема прав, их действия по кругу лиц, во времени и в пространстве, сокращения гарантий их обеспечения и защиты либо создания таких процессуальных процедур и механизмов, которые могут свести на нет сами права военнослужащих. Что «осталось» от статуса военнослужащих и как он реализуется в действующем законодательстве, судить вам, уважаемые читатели.
Норма Федерального закона Ее «развитие» в других законах «О статусе военнослужащих» и нормативных правовых актах
Статья 6 Пункт 13 Правил, утв. Постанов — 3. Военнослужащие, проходящие лением Правительства Российской военную службу по контракту, Федерации от 6 сентября 1998 г. при увольнении с военной службы N 1054 имеют право на выбор постоянно — …к рапорту прилагаются: го места жительства В ЛЮБОМ НА — документы подтверждающие право СЕЛЕННОМ ПУНКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕ — на получение жилья в населенном ДЕРАЦИИ (выделено авторами) или пункте с особыми условиями ре — в другом государстве в соот — гистрации. ветствии с федеральными зако — нами, иными нормативными право — выми актами Российской Федера — ции и международными договорами Российской Федерации.
Статья 10 Федеральный закон 4. Супругам военнослужащих, «О государственном пенсионном проходящих военную службу по обеспечении в Российской контракту, в общий трудовой Федерации» от 15 декабря 2001 стаж, необходимый для установ — г. N 166-ФЗ (с изменениями от ления пенсии, засчитываются 25 июля 2002 г.) весь период проживания с супру — Статья 20. Трудовой стаж гами до 1992 года вне зависи — В случае, если для назначения мости от мест дислокации воинс — соответствующей пенсии, предус — ких частей, с 1992 года — в мотренной настоящим Федеральным местностях, где они не могли законом, требуется трудовой стаж трудиться по специальности в определенной продолжительности, связи с отсутствием возможности в него включаются периоды работы трудоустройства и были признаны и другой общественно полезной в установленном порядке безра — деятельности, засчитываемые в ботными, А ТАКЖЕ ПЕРИОД, КОГДА страховой стаж, необходимый для СУПРУГИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ БЫЛИ ВЫ — получения трудовой пенсии, пре — НУЖДЕНЫ НЕ РАБОТАТЬ ПО СОСТОЯ — дусмотренной Федеральным законом НИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, СВЯЗАННОМУ «О трудовых пенсиях в Российской С УСЛОВИЯМИ ПРОЖИВАНИЯ ПО МЕСТУ Федерации». ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ СУПРУГОВ, ЕСЛИ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРА — Федеральный закон «О трудовых ВООХРАНЕНИЯ ИХ ДЕТИ НУЖДАЛИСЬ В пенсиях в Российской Федерации» ПОСТОРОННЕМ УХОДЕ (выделено ав — от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ торами). Указанные периоды не (с изменениями от 25 июля прерывают трудовой стаж, необ — 2002 г.) ходимый для получения пособий Статья 10. Периоды работы и по социальному страхованию. В (или) иной деятельности, включа — указанные периоды супругам во — емые в страховой стаж еннослужащих, если они утратили 1. В страховой стаж включаются право на пособие по безработи — периоды работы и (или) иной дея — це, выплачивается ежемесячное тельности, которые выполнялись пособие в порядке и размерах, на территории Российской Федера — которые определяются Правитель — ции лицами, указанными в части ством Российской Федерации. первой статьи 3 настоящего Феде — рального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. 2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполня — лись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Феде — рального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законо — дательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Фе — дерации в соответствии со стать — ей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страхо — вании в Российской Федерации».
Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1) период прохождения военной службы, а также другой прирав — ненной к ней службы, предусмот — ренной Законом Российской Феде — рации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной систе — мы, и их семей»; 2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3) период ухода одного из роди — телей за каждым ребенком до дос — тижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в об — щей сложности; 4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных рабо — тах и период переезда по направ — лению государственной службы за — нятости в другую местность для трудоустройства.
Статья 10 Трудовой кодекс Российской 6. Супруги военнослужащих при Федерации от 30 декабря 2001 г. прочих равных условиях имеют N 197-ФЗ преимущественное право на пос — Статья 179. Преимущественное тупление на работу в государс — право на оставление на работе твенные организации, воинские при сокращении численности или части и на оставление на работе штата работников организации в государственных организациях, При сокращении численности или воинских частях при сокращении штата работников организации численности или штата работни — преимущественное право на остав — ков, а также на первоочередное ление на работе предоставляется направление для профессиональ — работникам с более высокой про — ной подготовки, повышения ква — изводительностью труда и квали — лификации и переподготовки с фикацией. отрывом от производства с вып — При равной производительности латой в период обучения средней труда и квалификации предпочте — заработной платы. ние в оставлении на работе отда — ется: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нет — рудоспособных членов семьи, на — ходящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других ра — ботников с самостоятельным зара — ботком; работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное за — болевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Оте — чества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от рабо — ты. Коллективным договором могут предусматриваться другие катего — рии работников организации, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Статья 11 Трудовой кодекс Российской 11. Супругам военнослужащих от — Федерации пуск по их желанию предоставля — Статья 128. Отпуск без сохране — ется одновременно с отпуском ния заработной платы военнослужащих. При этом про — По семейным обстоятельствам и должительность отпуска супругов другим уважительным причинам ра — военнослужащих может быть по их ботнику по его письменному заяв — желанию равной продолжительнос — лению МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДОСТАВЛЕН ти отпуска военнослужащих. (выделено авторами) отпуск без Часть отпуска супругов военнос — сохранения заработной платы, лужащих, превышающая продолжи — продолжительность которого опре — тельность ежегодного отпуска по деляется по соглашению между ра — основному месту их работы, пре — ботником и работодателем. доставляется без сохранения за — Работодатель обязан на основании работной платы. письменного заявления работника предоставить отпуск без сохране — ния заработной платы: участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году; работающим пенсионерам по ста — рости (по возрасту) — до 14 ка — лендарных дней в году; родителям и женам (мужьям) воен — нослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполне — нии обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением воен — ной службы, — до 14 календарных дней в году; работающим инвалидам — до 60 ка — лендарных дней в году; работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней; в ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, ПРЕДУСМОТРЕН — НЫХ НАСТОЯЩИМ КОДЕКСОМ, ИНЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ ЛИБО КОЛ — ЛЕКТИВНЫМ ДОГОВОРОМ (выделено авторами).
Статья 14 Федеральный закон 1. Продовольственное обеспече — «О федеральном бюджете на 2003 ние военнослужащих осуществля — год» от 24 декабря 2002 г. ется по нормам и в сроки, кото — N 176-ФЗ рые устанавливаются Правитель — Установить, что в 2003 году вып — ством Российской Федерации, в лата военнослужащим денежной порядке, определяемом Минис — компенсации взамен продовольст — терством обороны Российской Фе — венного пайка… осуществляется дерации (иным федеральным орга — в размере 20 рублей в сутки ном исполнительной власти, в (абз. 1 ст. 97). котором федеральным законом предусмотрена военная (служба), Федеральный закон в одной из следующих форм: «О федеральном бюджете на 2003 … (абз. четвертый) год» от 24 декабря 2002 г. выплата денежной компенсации N 176-ФЗ взамен положенного продовольст — Перечень законодательных актов венного пайка (питания) в раз — Российской Федерации, действие мере его стоимости — по просьбе которых приостанавливается в военнослужащих, проходящих во — 2003 году: енную службу по контракту, а Приостановить с 1 января по 31 для военнослужащих, проходящих декабря 2003 года действие сле — военную службу по призыву, — дующих законодательных актов: только за время нахождения в 34) абзаца четвертого пункта 1 местах использования отпус — статьи 14 в части размера выпла — ка… ты денежной компенсации взамен продовольственного пайка, а так — же в части выплаты этой компен — сации по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (приложение 20).
Статья 14 Федеральный закон Военнослужащие, проходящие во — «О федеральном бюджете на 2003 енную службу по контракту, име — год» от 24 декабря 2002 г. ют право на получение вместо N 176-ФЗ положенных по нормам снабжения Установить, что в 2003 году во — предметов вещевого имущества еннослужащие и приравненные к денежной компенсации в размере ним лица, проходящие военную и стоимости указанных предметов приравненную к ней службу по (абз. 2 п. 2). контракту, имеют право на полу — чение денежной компенсации вза — мен положенных по нормам снабже — ния предметов вещевого имущества в размере стоимости указанных предметов, но не более 3000 руб — лей в год (абз. 3 ст. 97). Правительство Российской Федера — ции обеспечивает поэтапное пога — шение задолженности по выплате денежной компенсации вместо по — ложенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества во — еннослужащим, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, предус — мотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О во — инской обязанности и военной службе», за счет средств феде — рального бюджета, предусмотрен — ных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также средств от предпринима — тельской и иной приносящей доход деятельности, поступающих на счета этих органов, в следующие сроки: задолженности по состоянию на 1 января 2000 года — в 2003 году; задолженности по состоянию на 1 января 2003 года — в 2004 году. Погашение указанной задолженнос — ти осуществляется в порядке, оп — ределяемом руководителями соот — ветствующих федеральных органов исполнительной власти (ст. 135).
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году: Приостановить с 1 января по 31 декабря 2003 года действие сле — дующих законодательных актов: 34) …абзаца второго пункта 2 статьи 14 в части размера выпла — ты денежной компенсации стоимос — ти предметов вещевого имущества (приложение 20).
Статья 15 (Федеральным законом Противоречит п. 1 Соглашения от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ пункт между государствами — участника — исключен) ми Содружества Независимых Госу — 10. Военнослужащие, проходящие дарств о социальных и правовых военную службу по контракту, и гарантиях военнослужащих, лиц, совместно проживающие с ними уволенных с военной службы, и члены их семей, а также гражда — членов их семей, подписанного в не, уволенные с военной службы г. Минске 14 февраля 1992 г. по достижении ими предельного За военнослужащими, лицами, уво — возраста пребывания на военной ленными с военной службы и про — службе, состоянию здоровья или живающими на территории госу — в связи с организационно-штат — дарств — участников Содружества, ными мероприятиями, общая а также членами их семей сохра — продолжительность военной служ — няется уровень прав и льгот, ус — бы которых составляет 20 лет и тановленных ранее законами и более, а при общей продолжи — другими нормативными актами быв — тельности военной службы 25 лет шего Союза ССР. и более вне зависимости от ос — ОДНОСТОРОННИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ УКА — нования увольнения и совместно ЗАННЫХ ПРАВ И ЛЬГОТ ВОЕННОСЛУЖА — проживающие с ними члены их се — ЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ мей оплачивают в размере 50 СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ НЕ ДО — процентов: ПУСКАЮТСЯ (выделено авторами). общую площадь занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных Льготы по оплате жилья военнос — помещениях — жилую площадь). лужащими были установлены Поста — Кроме того, в размере 50 про — новлением ЦИК и СНК СССР от 17 центов оплачиваются нанимателя — апреля 1936 г. N 53/736. ми жилых помещений содержание, ремонт и наем жилых помещений, а собственниками жилых помеще — ний и членами жилищно-строи — тельных (жилищных) кооперативов — содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквар — тирных жилых домах; коммунальные услуги (водоснаб — жение, водоотведение, вывоз бы — товых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энер — гия) независимо от вида жилищ — ного фонда; абонентскую плату за пользование радиотрансляци — онными точками, коллективными телевизионными антеннами. В домах, не имеющих центрально — го отопления, указанным лицам предоставляется скидка в разме — ре 50 процентов по оплате топ — лива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки. Расходы, связанные с предостав — лением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, топлива и его доставки, абонентской плате за пользование радиотрансляци — онными точками, коллективными телевизионными антеннами, про — изводятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федераль — ной собственности, — за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Прави — тельством Российской Федерации; по иному жилищному фонду — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок компенсации указанных расходов субъектам Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Военнослужащим, а также гражда — нам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, предоставля — ются льготы по оплате установки квартирных телефонов и абонент — ской плате за пользование ими в размере 50 процентов. Расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, производятся за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Феде — рации.
Статья 15 Федеральный закон При невозможности предоставить «О федеральном бюджете на 2003 жилые помещения по установлен — год» от 24 декабря 2002 г. ным нормам в трехмесячный срок N 176-ФЗ органы местного самоуправления до их предоставления обязаны Перечень законодательных актов разместить граждан, уволенных с Российской Федерации, действие военной службы, и членов их се — которых приостанавливается в мей в других жилых помещениях 2003 году: или ежемесячно выплачивать им Приостановить с 1 января по 31 денежную компенсацию за счет декабря 2003 года действие сле — средств федерального бюджета в дующих законодательных актов: порядке и размерах, которые оп — 34) …абзаца второго пункта 14 ределяются Правительством Рос — статьи 15 в части выплаты денеж — сийской Федерации (абз. 2 п. ной компенсации за счет средств 14). федерального бюджета (приложение 20).
Статья 16 Инфляция в 2002 г. составила 4. Военнослужащие, проходящие 15,1% военную службу по контракту (за исключением курсантов военных образовательных учреждений про — фессионального образования), и члены их семей во время отпус — ка, но не более одного раза в год, обеспечиваются санатор — но-курортным лечением и органи — зованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лаге — рях, на туристских базах Минис — терства обороны Российской Фе — дерации (иного федерального ор — гана исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие опла — чивают 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки, за исключением случа — ев, когда в соответствии с фе — деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. При этом указанным военнослужащим еже — годно независимо от приобрете — ния путевки выплачивается де — нежная компенсация В РАЗМЕРЕ 600 РУБЛЕЙ на самого военнослу — жащего и В РАЗМЕРЕ 300 РУБЛЕЙ (выделено авторами) на супруга и каждого несовершеннолетнего ребенка. Денежная компенсация на ребенка, на содержание кото — рого военнослужащим отчисляются алименты, выплачивается получа — телю алиментов. Указанным воен — нослужащим и членам их семей при направлении в санатории для продолжения госпитального лече — ния в соответствии с заключени — ем военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.
Статья 17 Федеральный закон «О внесении 4. Военнослужащие и граждане, изменений и дополнений в уволенные с военной службы по некоторые законодательные акты достижении ими предельного воз — Российской Федерации по раста пребывания на военной вопросам денежного довольствия службе, состоянию здоровья или военнослужащих и предоставления в связи с организационно-штат — им отдельных льгот» от 7 мая ными мероприятиями, имеющие об — 2002 г. N 49-ФЗ щую продолжительность военной службы 20 лет и более, освобож — отмена освобождения от уплаты даются от уплаты земельного на — подоходного налога (налога на лога и налогов на имущество фи — доходы физических лиц) зических лиц.
Статья 24 Федеральный закон Члены семей военнослужащих, по — «О федеральном бюджете на 2003 терявшие кормильца, имеют преи — год» от 24 декабря 2002 г. мущественное право на получение N 176-ФЗ земельных участков для индиви — дуального жилищного строитель — Перечень законодательных актов ства, на прием в садоводческие Российской Федерации, действие товарищества (кооперативы). Им которых приостанавливается в предоставляются льготные креди — 2003 году: ты на строительство индивиду — Приостановить с 1 января по 31 альных жилых домов, строитель — декабря 2003 года действие сле — ство, ремонт садовых домиков и дующих законодательных актов: благоустройство садовых участ — 34) …абзаца второго пункта 2 ков в порядке, определяемом статьи 24 в части предоставления Правительством Российской Феде — льготных кредитов (приложение рации (абз. 2 п. 2). 20).
Статья 28 Федеральный закон «О введении 3. За административные правона — в действие Кодекса Российской рушения (нарушение правил до — Федерации об административных рожного движения, правил охоты, правонарушениях» от 30 декабря рыболовства и охраны рыбных за — 2001 г. N 196-ФЗ пасов, таможенных правил) воен — п. 3 ст. 28 признан утратившим нослужащие несут ответствен — силу с 1 июля 2002 г. ность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены ад — министративные взыскания в виде штрафа, лишения права на управ — ление транспортными средствами, исправительных работ и адми — нистративного ареста. За ос — тальные административные право — нарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общево — инскими уставами.
Таким образом, можно констатировать следующее: 1) в Российской Федерации отсутствует концепция реформирования военной организации государства и, как следствие, продуманная политика в отношении правового обеспечения как военной службы — специфической вооруженной деятельности части населения — в целом, так и регулирования статуса военнослужащих; 2) гарантии неприкосновенности статуса военнослужащих носят декларативный характер, и, как следствие, права, льготы, компенсации, гарантии военнослужащих являются предметом «торга» органов государственной власти, что обусловлено относительно «легкой» процедурой внесения изменений в обычные (ординарные) федеральные законы, в том числе Федеральный закон «О статусе военнослужащих»; 3) нестабильность, несовершенство, пробельность законодательства, особенно в части процедур реализации статуса, порождает нестабильность, «текучесть» личного состава военной организации государства, что в конечном счете сказывается на эффективности решаемых ею задач.
Выводы
Поскольку военная служба предназначена для решения задач по сохранению неприкосновенности и целостности государства, защите его суверенитета средствами вооруженной борьбы, требует от личного состава беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, постольку правовое регулирование статуса военнослужащих должно иметь конституционные гарантии, т. е. Конституция Российской Федерации должна гарантировать неприкосновенность статуса военнослужащих и предусматривать его регулирование федеральным конституционным законом, как принимаемым в «усложненном» порядке по сравнению с ординарным федеральным законом, так и предусматривающим усложненную процедуру внесения в него изменений, что уже является гарантией от влияния политической конъюнктуры в вопросах предоставления и реализации прав и законных интересов военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 и ст. 108) предусматривает, что федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения Российской Федерации, которые перечислены в ст. 71 Конституции. К указанным предметам ведения относятся вопросы обороны и безопасности (п. «м») и федеральной государственной службы (п. «т»). Поскольку военная служба является особым видом федеральной государственной службы, предназначенной для решения задач в области обороны и военной безопасности, постольку ее регулирование может осуществляться федеральными конституционными законами. Статус военнослужащих представляет собой относительно обособленную совокупность правовых норм правового института военной службы. Следовательно, для регулирования вопросов статуса военнослужащих федеральным конституционным законом не требуется специальное указание на это в Конституции Российской Федерации. На принятый Федеральным Собранием Российской Федерации федеральный конституционный закон не может быть наложено вето Президентом Российской Федерации, в отличие от ординарных федеральных законов, т. е. глава государства даже при наличии у него возражений по принятому федеральному конституционному закону обязан в течение четырнадцати дней подписать его и обнародовать. Исключение составляют только случаи нарушения процедуры принятия такого закона.
——————————————————————