Точность никогда не бывает лишней

(Верховодов В. А.) («Право в Вооруженных Силах», N 4, 2003)

ТОЧНОСТЬ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ЛИШНЕЙ

ОБ ЭКОНОМИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПРОЕЗДЕ В ОСНОВНОЙ ОТПУСК И ОБРАТНО

В. А. ВЕРХОВОДОВ

В. А. Верховодов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт войсковой части 63166.

Если вам не интересно, сколько денег вы выбросили на ветер, если вас не волнует, нарушаются ли ваши права или нет, если вам нравится платить там, где за вас это может сделать государство, можете смело, не читая, перейти к следующей теме. Настоящая статья — для тех военнослужащих, кто хочет узнать, как после удачно проведенного отдыха можно вернуть свои кровно заработанные деньги, потраченные на проезд к месту проведения основного отпуска и обратно. Несмотря на то что волшебная пора отпусков давно уже осталась позади и теперь смутно припоминается из-за череды зимних праздников, отпускной вопрос, да простят меня читатели за тавтологию, никогда не перестанет быть актуальным. И каждый раз — до отдыха, во время и после — военнослужащие сталкиваются с написанием рапортов, спорами и зачастую даже с ущемлением своих прав. Это происходит потому, что наше общество или не знает закона, что в принципе поправимо, или не верит в его силу, что уже весьма скорбно. Попробуем разобраться в некоторых проблемных и спорных вопросах, возникающих при оформлении перевозочных документов, а также при следовании военнослужащих и членов их семей к местам проведения основного отпуска и обратно. Обратимся к основным нормам. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (п. 1 ст. 20) закрепляет за военнослужащими право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, а также по некоторым другим основаниям. Аналогичное право бесплатного проезда один раз в год к месту использования отпуска и обратно имеют члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. К ним относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих <*>. Грамотное использование этой информации не замедлит сказаться на сохранении или восполнении семейного бюджета, как правило, сильно страдающего в период отпусков. ——————————— <*> См.: п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями) и п. 37 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200.

Приобретение билетов вне очереди

Очень часто мы сталкиваемся с проблемой приобретения билетов из-за нехватки последних, особенно в сезон отпусков. А ведь мало кто знает, что военнослужащие имеют право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди для проезда к месту использования отпуска и обратно, а также при следовании в служебную командировку и на новое место военной службы (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Воспользоваться этим правом зачастую мешает совесть и элементарное порядочное отношение к окружающим, свойственное военнослужащим. Однако эта норма введена законодателем не случайно: даже в отпуске военнослужащий остается таковым, и ему необходимо как можно скорей воспользоваться своим правом на отдых, так как в любой момент он может быть отозван из отпуска для выполнения своих непосредственных обязанностей. Ведь статус военнослужащего помимо общего правового статуса личности, принадлежащего всем гражданам и включающего в себя общие права и обязанности, предполагает наличие специального (особого) правового статуса — общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности. И последние не должны препятствовать исполнению военнослужащими обязанностей в сфере обороны и безопасности, связанных с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди в указанных случаях осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность (удостоверение личности, военный билет), и документов, подтверждающих факт следования: в служебную командировку — командировочное удостоверение, к новому месту военной службы — предписание, в отпуск — отпускной билет.

Когда не принимают ВПД

Не секрет, что для удобства расчетов с перевозчиками, а также для удобства самих военнослужащих были созданы воинские перевозочные документы (далее — ВПД). Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 20 апреля 2000 г. N 354 Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, было предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим и членам их семей (близким родственникам), имеющим это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза. В указанном Постановлении также говорится, что проездные и перевозочные документы для проезда военнослужащих и членов их семей (близких родственников), а также перевоза их личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в обмен на воинские перевозочные документы установленной формы выдаются транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Расходы, с этим связанные, возмещаются Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти за счет средств, выделяемых им из федерального бюджета, на основании счетов, предъявляемых транспортными организациями. Порядок таких расчетов определяется уставами воинских перевозок. Несмотря на четкость выделенной формулировки, исключающую какую-либо двусмысленность, подавляющая часть авиакомпаний все еще отказываются принимать ВПД для выдачи билетов. Мотивируют это по-разному, но совершенно очевидно — противозаконно и безнаказанно, так как вряд ли военнослужащий, который спешит уехать в отпуск, начнет отстаивать в суде свои права. Он скорее влезет в долги и приобретет проездные и перевозочные документы за свой счет, зная, что потом эти расходы ему компенсируют в установленном порядке <*>. ——————————— <*> Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет. Порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти.

Вышеназванным Постановлением Правительство Российской Федерации установило, что порядок возмещения военнослужащим и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходов при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет определяется федеральным органом исполнительной власти. В связи с этим в Министерстве обороны Российской Федерации и ряде других федеральных органов исполнительной власти были изданы соответствующие приказы, наиболее удачный среди которых, по мнению автора, — приказ ФПС России. Приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 8 июня 2000 г. N 300 (в редакции Приказа министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2001 г. N 426) предписано заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, командующему Воздушно-десантными войсками, командующим объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников) <*>. ——————————— См.: п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300.

Вышеназванным Приказом были установлены следующие категории проезда: а) высшим офицерам: железнодорожным транспортом — в мягких вагонах с двухместными купе (СВ) любой категории поезда; морским транспортом — в каютах I категории судов транспортных линий; речным транспортом — в каютах «люкс» судов транспортных линий; воздушным транспортом — самолетами в салонах 1-го класса при проезде в служебные командировки и обратно, в остальных случаях — самолетами экономического (низшего) класса (в редакции Приказа министра обороны Российской Федерации от 19 октября 2001 г. N 426); автомобильным транспортом — в мягких автобусах; б) полковникам, подполковникам, капитанам 1 и 2 ранга: железнодорожным транспортом — в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; морским транспортом — в каютах II категории судов транспортных линий; речным транспортом — на местах I категории судов транспортных линий; воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом — в мягких автобусах; в) остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту: железнодорожным транспортом — в купейных вагонах с четырехместными купе любой категории поезда; морским транспортом — в каютах III категории судов транспортных линий; речным транспортом — на местах II категории судов транспортных линий; воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом — в мягких автобусах; г) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву: железнодорожным транспортом — в плацкартных вагонах любой категории поезда; морским транспортом — в каютах IV категории судов транспортных линий; речным транспортом — на местах III категории судов транспортных линий; воздушным транспортом — самолетами в салонах экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом — в автобусах, а при их отсутствии — в мягких автобусах; д) членам семей военнослужащих (близким родственникам) — в соответствии с теми же категориями проезда, установленными для военнослужащих. В ФПС России возмещение расходов производилось в соответствии с Инструкцией о порядке возмещения расходов военнослужащих Пограничной службы Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, при приобретении ими проездных и перевозочных документов за свой счет <*>. Причем хотелось бы обратить внимание на отличительную черту этой Инструкции — наличие в ней двух интересных положений, о которых, по мнению автора, «умолчали» другие федеральные органы исполнительной власти, рассчитывая, наверное, на то, что суть их очевидна. ——————————— <*> Утверждена Приказом ФПС России от 28 сентября 2000 г. N 493 (с последующими изменениями).

Так, наверное, отдыхавший в круизе на каком-нибудь теплоходе военнослужащий вряд ли когда-либо задумался о том, чтобы возместить себе транспортные расходы. А между тем в этой и другой подобной ситуации имеет место проезд к месту проведения отпуска и обратно. Это и подтверждено п. 10 вышеназванной Инструкции, который гласит: при следовании военнослужащих (членов семей военнослужащих) к местам использования отпусков речным или морским транспортом по туристическим путевкам возмещение расходов производится по тарифу проезда морскими или речными судами транспортных линий в пределах соответствующих категорий проезда. В ФПС России вопрос расчета размера денежных средств, потраченных военнослужащим при проезде к месту проведения отпуска и обратно, если проездной или перевозочный документ был приобретен им в валюте другой страны, решался следующим образом: при приобретении военнослужащими проездных или перевозочных документов в валюте других стран расходы возмещаются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату приобретения перевозочных документов, а в случае отсутствия в перевозочных документах даты приобретения — на день выезда, указанный в перевозочных документах.

Что нужно знать о ВПД

В соответствии с п. 305 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации <*> военнослужащие, оформившие билеты для проезда на транспорте по ВПД или за наличный расчет, имеющие командировочные удостоверения, предписания или отпускные билеты Министерства обороны Российской Федерации, а также члены их семей, указанные в этих документах, являются воинскими пассажирами. ——————————— <*> Утверждено Приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. N 10.

Командир воинской части отвечает за законность и целесообразность использования денежных средств, выделенных на оплату воинских перевозок, а также за правильность учета, хранения, оформления и использования ВПД. Ранее оформление, использование, хранение и обращение с ВПД в Вооруженных Силах регулировалось уже названным Приказом министра обороны СССР 1984 г. N 200, сейчас эти вопросы изложены в соответствующем Руководстве, утвержденном Приказом министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. N 200. Согласно данному Руководству ВПД выдаются военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования. ВПД изготовляются в установленном порядке по заказам Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации. ВПД существуют в виде требований, различающихся по форме в зависимости от предназначения. Так, например, требование по форме 1 — для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Требования формы 1 обмениваются на пассажирские билеты в билетных кассах транспортных предприятий (организаций), а выдаются на проезд в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения — с наименьшим количеством пересадок в соответствии с указателями пассажирских маршрутов в кратчайшем сообщении, которые разрабатываются и рассылаются воинским частям начальниками службы военных сообщений военных округов, флотов. При отсутствии беспересадочного сообщения требования формы 1 выдаются на каждый участок пути. Требования формы 3 — для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд автомобильным (за исключением такси) транспортом. Такие требования обмениваются на пассажирские билеты в билетных кассах станций (вокзалов) отправления. ВПД могут быть переданы из одной воинской части в другую только с разрешения довольствующего органа, их выдавшего, по накладной в порядке, установленном названным Руководством. Воинские части обязаны иметь запас ВПД в количестве годовой потребности. Должностные лица, оформляющие ВПД, обязаны правильно указывать названия станций и наименования железных дорог, не допускать употребления сокращенных названий станций. Нельзя указывать вместо названий станций названия населенных пунктов, если ближайшие станции имеют другие названия. ВПД заполняются на русском языке под копирку черной, фиолетовой или синей пастой для шариковых ручек или такого же цвета чернилами. Строки, не требующие заполнения, прочеркиваются. Серия и номер выданного ВПД указываются на его копии. Должностные лица, подписывающие ВПД, несут ответственность за законность их выдачи, правильность оформления и точность указанных в них сведений. Воинские перевозочные документы подписываются: в главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации — начальниками финансовых отделов Управления финансово-экономической деятельности центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации, их заместителями, помощниками или лицами, ответственными за выдачу ВПД; в штабах округов, флотов, флотилий, объединений и соединений — лицами, ответственными за выдачу ВПД; в военных образовательных учреждениях профессионального образования — начальниками строевых отделов (отделений); в воинских частях — начальниками штабов или их заместителями; на складах, базах, в арсеналах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации — начальниками складов, баз, арсеналов и организаций, их заместителями. ВПД и их копии подписываются без указания должности и воинского звания, но с указанием фамилии должностного лица, их подписавшего. Подписанный документ заверяется мастичной гербовой печатью воинской части по условному наименованию, а при отсутствии условного наименования — по действительному наименованию. Исправления, дописки, подчистки в ВПД не разрешаются, неправильно заполненные документы заменяются на новые. Оформленные ВПД выдаются лицам, которым они выписаны, под расписку на оборотной стороне копии (корешка) каждого документа. Серии и номера выданных ВПД указываются в командировочных удостоверениях, предписаниях или отпускных билетах. ВПД действительны в течение трех месяцев со дня выдачи. ВПД, не имеющие подписи, даты выдачи, оттиска гербовой мастичной печати, с неясным оттиском гербовой печати, с исправлениями, дописками, подчистками, неправильно оформленные или просроченные, считаются недействительными. Приказом командира воинской части из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации назначается ответственное лицо за получение, учет, хранение, оформление, подписание и выдачу воинских перевозочных документов. В некоторых воинских частях иногда при убытии в отпуск военнослужащий не может получить ВПД по причине того, что лицо, ответственное за оборот ВПД, болеет, находится в отпуске, служебной командировке или по каким-либо причинам долгое время отсутствует. В таких случаях ВПД, книги учета и другие материалы передаются по акту другому лицу, временно назначенному приказом командира воинской части ответственным за ВПД. Выдача ВПД или денежных средств производится во всех случаях перед осуществлением проезда и перевозки личного имущества, а окончательный расчет — после их осуществления. Военнослужащим ВПД выдаются на проезд от места военной службы до одного из пунктов проведения основного (каникулярного) отпуска и обратно от одного из пунктов проведения основного (каникулярного) отпуска до места военной службы один раз в календарном году на основании приказа командира воинской части. Военнослужащий имеет право на получение ВПД для проезда в отпуск за истекший год в первом квартале следующего года, если в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы основной отпуск за истекший год предоставлен военнослужащему в первом квартале следующего года. Военнослужащие имеют право на использование ВПД только в пределах сроков, указанных в отпускном билете. ВПД выдаются к месту использования той части отпуска, которая увеличена на дополнительное количество суток, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно. В случае отзыва военнослужащего из отпуска по решению должностного лица, от командующего объединением, ему равного и выше, являющегося его прямым начальником, и последующего использования им оставшейся части отпуска <*> воинские перевозочные документы выдаются для проезда к месту использования оставшейся части отпуска, но не далее пункта, из которого он был отозван. ——————————— <*> Оставшаяся часть отпуска должна составлять 10 суток и более (ст. 33 Положения о порядке прохождения военной службы).

Расходы по проезду в дополнительный отпуск, установленный Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещаются за счет средств бюджетной статьи 4523 Классификации расходов по смете Министерства обороны Российской Федерации, причем ВПД для проезда в указанный отпуск не выдаются. Также для проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в год при следовании совместно с военнослужащим или раздельно ВПД выдаются членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. ВПД могут быть использованы ими до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим. Члены семей военнослужащих могут использовать ВПД для проезда к месту использования отпуска и обратно за истекший год в первом квартале следующего года при совместном следовании с военнослужащим в случае, когда в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы основной отпуск за истекший год предоставлен военнослужащему в первом квартале следующего года. В случае использования за текущий год ВПД для проезда детей военнослужащих в детские оздоровительные лагеря повторная выдача ВПД на проезд их к месту отдыха в том же календарном году не производится. Члены семей военнослужащих, постоянно проживающие отдельно от военнослужащих, используют для проезда ВПД от места своего постоянного жительства в случаях, предусмотренных данным Руководством. При этом воинские перевозочные документы выдаются по месту военной службы военнослужащего. В году увольнения с военной службы военнослужащий и члены его семьи используют ВПД к месту проведения отпуска и обратно до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Использованные воинские проездные документы по прибытии к месту военной службы (работы, жительства) сдаются в воинскую часть (военный комиссариат) в трехдневный срок. Лицам, проходящим военную службу по контракту (работающим) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, один раз в два года возмещаются затраты по проезду личным транспортом к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно.

Автомобиль и топливо <*>

——————————— <*> В этой части статьи высказывается мнение автора по данной проблеме.

Интересным представляется вопрос: как военнослужащие могут возместить себе те денежные средства, которые были потрачены при проезде в отпуск на собственном автомобиле? Кому-то нравится путешествовать на своем авто, кто-то отдыхает на даче, куда проще доехать на машине, кому-то проще воспользоваться автомобилем, чтобы добраться до места отдыха, — приоритеты в выборе места проведения отпуска у всех разные. Но редко кто задумается возместить себе соответствующие расходы на топливо. Нормативно-правовая база для возмещения военнослужащим таких расходов возникла еще в 1984 г. Руководством, введенным в действие Приказом министра обороны 1984 г. N 200 <*>, было установлено, что военнослужащим и другим лицам, имеющим право на проезд или перевозку домашних вещей за счет средств Министерства обороны, но не получившим и не использовавшим воинские перевозочные документы, расходы на проезд возмещаются по фактически произведенным затратам, но не выше норм, предусмотренных вышеупомянутым Руководством. Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являлся рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или на перевозку домашних вещей за счет средств Министерства обороны (командировочное удостоверение, предписание, отпускной билет с соответствующими отметками о пребывании в пунктах служебной командировки или отпуска, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т. п.), и документы о произведенных расходах (билеты, плацкарты, квитанции о доплатах, накладные, копии багажных или грузобагажных квитанций), неиспользованные воинские перевозочные документы. При документированном подтверждении нахождения в пункте служебной командировки, отпуска, лечения и т. п., но отсутствии документов о расходах возмещение расходов на проезд производилось: ——————————— <*> См.: Приказ министра обороны СССР «О введении в действие Руководства по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них» 1984 г. N 200.

при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу общего жесткого вагона пассажирского поезда; при наличии только морского сообщения — по тарифу каюты низшей категории судна транспортной категории (кроме авиакресел); при наличии только речного сообщения — по тарифу места IV «б» категории судна транспортной линии или тарифу скоростной линии; при наличии только автомобильного сообщения — по тарифу автобуса общего типа. Расходы по проезду в указанных случаях возмещались за счет тех средств, из которых следовало оплатить стоимость проезда <*>. ——————————— <*> Приказ министра обороны СССР 1984 г. N 200 признан недействующим в Вооруженных Силах Российской Федерации Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 54.

В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации подобные вопросы урегулированы, в частности, Приказами министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 300 и 2001 г. N 200. Указанными нормативными правовыми актами командирам соединений и воинских частей предписано возмещать военнослужащим и другим лицам, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу, в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих и других лиц. Основанием для возмещения расходов в указанных случаях являются рапорт (заявление), документы, подтверждающие право на проезд или перевозку личного имущества за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (предписание, отпускной билет, командировочное удостоверение с соответствующими отметками о пребывании в пунктах проведения отпуска или служебной командировки, справка о пребывании в санатории, доме отдыха, госпитале и т. п.), и документы о произведенных расходах (проездные билеты, квитанции о доплатах, накладные, багажные и грузобагажные квитанции и др.), неиспользованные воинские перевозочные документы или справки, выданные на бланке требования формы 1, с указанием в нем, что льгота по проезду или перевозке личного имущества не была использована. Приведу простой пример. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в воинском звании «полковник» и трое членов его семьи (г. Москва) решили провести отпуск в Санкт-Петербурге. Добираются они до места проведения основного отпуска на собственном автомобиле. Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга чуть более 700 километров. При следовании на автомобиле расходы на топливо составят около 1600 рублей, на автобусе с мягкими креслами около 2800 рублей <*>. Последняя сумма будет являться «предельной нормой» для такой поездки. Военнослужащему в итоге должны возместить 1600 рублей. ——————————— <*> Для расчета применялись следующие приблизительные цены: — стоимость 1 билета на автобус с мягкими креслами — 350 рублей; — стоимость 1 билета в общем (плацкартном) вагоне — 440 рублей; — стоимость 1 литра бензина — 11 рублей.

В других федеральных органах исполнительной власти <*> дело обстоит иначе. Здесь при документированном подтверждении нахождения в пункте служебной командировки, отпуска, лечения и т. п., но отсутствии документов о расходах возмещение расходов на проезд производится: при наличии железнодорожного сообщения — по тарифу общего жесткого вагона пассажирского поезда. ——————————— <*> В частности, в ФПС.

В данном случае при следовании на автомобиле расходы на топливо останутся прежними, а на поезде составят около 3500 рублей. Последняя сумма будет являться «предельной нормой» для такой поездки. Ее-то и возместят военнослужащему. Следует обратить внимание на то, что возмещение расходов должно производится не только на военнослужащего, но и на членов его семьи <*> — он же не один отправился в отпуск на автомобиле. ——————————— <*> Для документального подтверждения пребывания в пункте проведения отпуска для членов семьи можно воспользоваться институтом «временного пребывания» (например, это может быть штамп гостиницы, дома отдыха, санатория и т. д.) или вписать членов своей семьи в отпускной билет.

По мнению автора, указанное положение противоречит законодательству Российской Федерации. Закономерный вопрос: почему военнослужащему, имеющему воинское звание «полковник», возмещают средства по тарифу общего жесткого вагона пассажирского поезда? Ведь он имеет право на проезд в купейном вагоне. И второе: военнослужащий имеет право на бесплатный проезд автомобильным (за исключением такси) транспортом, а не на его компенс ацию в большем или меньшем размере, тем более если не учитываются категории проезда. Само по себе понятие «автомобильный транспорт» очень емкое. Собственный автомобиль не является такси, значит, военнослужащий имеет право на бесплатный проезд на собственном автомобиле при следовании в основной отпуск и обратно. Этот факт косвенно также подтверждается следующим обстоятельством. Законодатель в абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» сделал специальную оговорку, согласно которой военнослужащие имеют право на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), т. е. если военнослужащий использует личный транспорт для того, чтобы добраться до места работы и обратно, то такие расходы возмещению не подлежат (за исключением случаев использования личного транспорта в служебных целях), так как собственный автомобиль не является «общественным транспортом» <*>. Но это не касается проезда в основной отпуск. Таким образом, если бы законодатель предусмотрел подобную норму, то расходы, связанные с использованием собственного автомобиля при проезде в основной отпуск и обратно, возмещению не подлежали бы. ——————————— <*> В соответствии со ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

В Министерстве обороны Российской Федерации ошибку 1984 г. исправили, но она, к сожалению, остается в ФПС. В указанных федеральных органах исполнительной власти можно возместить расходы, реально превышающие произведенные, а это представляется незаконным. По мнению автора, при возмещении затрат военнослужащему должны быть соблюдены по крайней мере два основных принципа: возмещение расходов военнослужащим в соответствии как с категориями проезда, так и с видами транспорта.

Судебная практика

Судебная практика по вопросу бесплатного проезда, к сожалению, далека от совершенства. Зачастую суды первой инстанции неправильно применяют норму права или применяют норму, не подлежащую применению. И, как факт, в последующем судам более высокого уровня приходится исправлять ошибки своих коллег. Так, например, решением военного суда Челябинского гарнизона жалоба военнослужащего М. на действия помощника начальника военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации и начальника финансовой службы воинской части, связанные с невыплатой денежной компенсации за проезд к месту проведения отпуска и обратно на личном транспорте, оставлена без удовлетворения. Однако определением военного суда Уральского военного округа по кассационной жалобе М. решение суда первой инстанции отменено, а по данному делу вынесено новое решение, согласно которому требования заявителя были удовлетворены. Действия довольствующего финансового органа признаны противоречащими законодательству, и суд обязал выплатить офицеру и членам его семьи компенсацию за проезд на личном транспорте к месту проведения отпуска и обратно. При судебном разбирательстве дел, связанных с бесплатным проездом военнослужащих в основной отпуск и обратно, необходимо также обратить внимание на то, что само по себе указание в приказах об убытии в отпуск с выездом в определенные населенные пункты является недостаточным основанием для установления факта реальности поездки членов семей. Так, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации было отменено решение нижестоящего суда в связи с тем, что в материалах рассматриваемого им дела не было данных о том, что члены семей офицеров реально выезжали в населенные пункты, указанные в приказах об убытии в отпуск. В частности, не были представлены отпускные билеты с указанием, кто следует с военнослужащими, железнодорожные билеты и другие документы, подтверждающие факт реальной поездки членов семей к месту проведения отпуска. Нижестоящий суд эти обстоятельства не исследовал. По смыслу же п. 2 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на оплату проезда членов семей к месту проведения отпуска и обратно только в случае реального осуществления такой поездки. Без исследования доказательств, подтверждающих этот факт, у суда не было оснований для удовлетворения жалоб военнослужащих в этой части <*>. ——————————— <*> Из материалов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Теперь еще об одной проблеме. Случается, что военнослужащему все-таки удается добиться осуществления своих прав и документы у него принимают, но ждет он этой компенсации порой годами. Деньги за это время теряют свою покупательскую способность. Возникает вопрос: кто-нибудь должен возместить подобные потери? Мнения судов по этому поводу неоднозначны. Военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы (денежные средства) перед осуществлением перевозки либо использовать для приобретения билетов и иных проездных документов свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Министерства обороны Российской Федерации. Так как право военнослужащих на бесплатный проезд и перевоз имущества п. 1 Приказа министра обороны Российской Федерации N 300 не нарушается, инфляционные потери, связанные с возмещением военнослужащим произведенных расходов, по смыслу ст. 15 ГК РФ <*> не могут быть признаны убытками, подлежащими возмещению <**>. ——————————— <*> В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. <**> См.: решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2001 г. N ВКПИ 01-77.

Решением военного суда Московского гарнизона от 1 июня 1999 г. была удовлетворена жалоба заявителя К. в части возмещения понесенных затрат на проезд заявителя и членов его семьи за 1996, 1997 и 1998 гг. к местам проведения отпуска и обратно в пределах территории бывшего Союза ССР, а именно в города Ташкент и Могилев. Кроме того, удовлетворены требования заявителя об индексации данных денежных сумм на основании свободного индекса потребительских цен на товары и услуги по г. Москве с момента возникновения у него права на получение денежных сумм по момент их фактической выплаты соответствующим финансовым органом. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9, сводный индекс потребительских цен, рассчитанный государственными органами статистики, может применяться в качестве повышающего коэффициента при определении размера убытков, причиненных заявителю в результате инфляции, для полного возмещения причиненного ему ущерба и восстановления его нарушенных прав. Указанные убытки возмещаются по общим правилам возмещения вреда, установленным гражданским законодательством, поэтому принятие такого решения, в том числе о перерасчете суммы задолженности с учетом сводного индекса потребительских цен, не является прямой обязанностью суда, а допускается только при наличии четко выраженного требования заявителя. При этом факт причинения убытков, их размер и основания возмещения подлежат доказыванию в судебном заседании, а обязанность по представлению доказательств, подтверждающих (опровергающих) расчеты заявленных в жалобе сумм, возлагается на стороны в деле. Здесь следует обратить внимание на то, что если военнослужащему возмещают расходы, связанные с его затратами при следовании в основной отпуск и обратно, скажем, через год после подачи соответствующих документов, то эта сумма, по мнению автора, должна подлежать возмещению с учетом сводного индекса потребительских цен, так как в данном случае нарушается право военнослужащего, установленное п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354. Названный пункт говорит о том, что денежные средства военнослужащим выдаются во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза. А так как деньги в нашем примере компенсируются после проведения отпуска, то, естественно, инфляционные потери должны быть возмещены в полном объеме.

Если вы отдыхаете за рубежом

Согласно ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие и члены их семей имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту использования основного отпуска (один раз в год) и обратно. Какие-либо оговорки об оплате проезда только по территории Российской Федерации в Законе отсутствуют, поэтому можно сделать только один вывод: если военнослужащий и члены его семьи решат отдохнуть в основном отпуске за рубежом, воинские части должны им возместить средства, затраченные на приобретение билетов к месту проведения отпуска и обратно, а также другие расходы, о которых говорилось ранее. Косвенно данный факт подтверждается тем, что в соответствии со ст. 5 Протокола <*> (Москва, 25 января 2000 г.) к Соглашению между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. военнослужащие и члены их семей государств Содружества имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом по территориям государств Содружества при следовании один раз в год к местам использования отпуска и обратно. ——————————— <*> Протокол вступил в силу 21 сентября 2001 г. и подписан Россией, но по состоянию на 15 июня 2002 г. не вступил для России в силу.

Еще Авиценна говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Чью сторону возьмешь, та и победит». Такая же картина проявляется при защите своих прав: и здесь 3 стороны — вы, справедливость (законность) и беззаконие. Конечно, если сидеть сложа руки и только сетовать на судьбу: «Знаем мы эти суды — волокита, никому это не нужно, лучше подожду, авось выплатят!», то положительный исход дела становится весьма сомнительным. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих. В таком деле активность нужна, особенно если это касается возмещения денег. Действуйте!

——————————————————————