К вопросу об увольнении военнослужащих с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (право или обязанность командира?)

(Тараненко В. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2005, N 2)

К ВОПРОСУ ОБ УВОЛЬНЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫМИ МЕРОПРИЯТИЯМИ (ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ КОМАНДИРА?)

В. В. ТАРАНЕНКО

В. В. Тараненко, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук.

Судебная практика по разрешению спорных правоотношений, возникающих по поводу увольнения военнослужащих с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, свидетельствует о складывающейся позиции некоторых судей, заключающейся в том, что даже при наличии у командования возможности и намерения назначить военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями на равную должность тот вправе отказаться от назначения на такую должность и досрочно уволиться с военной службы на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» <*>. ——————————— <*> Примечание редакции: Так, Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц приведен следующий пример. Офицер Б. обжаловал в суде действия соответствующего командира, отказавшего заявителю в представлении к досрочному увольнению с военной службы на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. Решением 77-го гарнизонного военного суда жалоба Б. удовлетворена. Определением Балтийского флотского военного суда данное решение отменено и вынесено новое решение — об отказе в удовлетворении жалобы. Постановлением президиума Балтийского флотского военного суда определение кассационной инстанции отменено и оставлено в силе решение 77-го гарнизонного военного суда. В надзорной жалобе в Военную коллегию должностное лицо просило постановление президиума Балтийского флотского военного суда отменить в связи с существенным нарушением норм материального права. По мнению данного должностного лица, суд ошибочно, вне контекста с другими правовыми нормами, истолковал подп. «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, определяющий порядок досрочного увольнения военнослужащего с военной службы. В определении об отказе в истребовании данного гражданского дела в Военную коллегию указано следующее. Как видно из имеющихся материалов, воинская должность, на которой Б. проходил военную службу по контракту, подлежала сокращению. Будучи не согласен с назначением на другую равную воинскую должность, Б. обратился к командованию с просьбой о досрочном увольнении в запас в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями. Однако в этом ему было отказано. Подпунктом «а» п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями и при отсутствии других оснований для увольнения при сокращении занимаемой им воинской должности и отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность. Все перечисленные условия имеют место по делу Б. и сторонами не оспариваются. В соответствии с подп. «б» п. 15 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы назначение военнослужащего на другую равную воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями действительно осуществляется без его согласия. Однако поскольку данная норма Положения регулирует иные отношения, связанные с назначением военнослужащих на воинские должности, а ст. 34 Положения — с увольнением военнослужащих с военной службы, применению в данном случае (после обращения военнослужащего с рапортом об увольнении) подлежит последняя из указанных статей. Поэтому отказ в представлении Б. к увольнению по указанному основанию является незаконным.

Целью данной статьи является анализ норм действующего законодательства для того, чтобы оценить состоятельность и обоснованность вышеуказанной позиции. Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что в последнее время институт назначения военнослужащего на равную должность стал использоваться отдельными командирами как средство избавления от «неугодных» либо «неудобных» военнослужащих. К «неугодным» относят, например, тех военнослужащих, которые пытаются в судебном порядке восстановить нарушенные права. К «неудобным» относят, например, тех военнослужащих, которые создают проблемы командованию, настаивая на предоставлении жилья по договору социального найма при увольнении с военной службы по «льготным» основаниям, особенно в центральных регионах Российской Федерации. Очень показательной является резолюция командира в/ч 0000 на рапорте майора П. Офицер написал рапорт командиру с просьбой предоставить ему и членам его семьи общежитие, служебное жилье либо арендованное жилое помещение в связи с тем, что размер выплачиваемой компенсации за поднаем жилья не позволяет ему решать проблему самостоятельно без ущерба для семейного бюджета. Командир в/ч 0000, несмотря на обязанность, установленную законом по обеспечению жильем, пошел по пути наименьшего сопротивления, наложив на рапорте резолюцию: «Начальнику штаба — подыскать офицеру равную должность в регионе, где его просьба будет удовлетворена». Для достижения вышеназванной цели данной статьи мы последовательно подвергнем правовому анализу институт увольнения с военной службы, институт зачисления в распоряжение, институт назначения на должность, институт перевода военнослужащих, после чего сделаем определенные выводы. При этом следует заметить, что данные институты мы рассмотрим в части, касающейся рассматриваемой проблемы. Институт увольнения военнослужащих с военной службы установлен ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). В теории военного права все основания увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, содержащиеся в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», делятся на три группы. Критерий деления оснований увольнения — волеизъявление субъектов правоотношения (военнослужащего, с одной стороны, и должностного лица органов военного управления, с другой стороны), основывающегося на заключенном контракте о прохождении военной службы. Первая группа оснований увольнения не зависит от волеизъявления субъектов военно-служебных отношений. Ключевое словосочетание для всех оснований увольнения, попавших в первую группу, — «подлежит увольнению». Данное словосочетание является обязательным велением законодательных органов и не зависит от воли ни военнослужащего, ни командира (начальника). Вторая группа оснований увольнения полностью зависит от волеизъявления должностного лица органов военного управления, которое имеет право издавать приказ об увольнении военнослужащего с военной службы. Ключевое словосочетание для всех оснований увольнения, попавших во вторую группу, — «может быть уволен». При этом желание военнослужащего не выступает в качестве юридически значимого обстоятельства и не может служить препятствием для увольнения. Третья группа оснований увольнения полностью зависит от волеизъявления самого военнослужащего. Ключевое словосочетание для всех оснований увольнения, попавших в третью группу, — «имеет право на увольнение». Если военнослужащий в подобной ситуации написал рапорт на увольнение, у командования возникает обязанность его уволить. При этом следует указать, что законодательные органы, устанавливая вышеизложенный подход к основаниям увольнения с военной службы, прежде всего исходили из интересов государства. Институт зачисления военнослужащих в распоряжение установлен п. 4 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Порядок, основания и сроки зачисления военнослужащих в распоряжение определены в ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями). Прежде всего, по нашему мнению, следует заметить, что целью зачисления военнослужащего в распоряжение является решение вопросов дальнейшего прохождения им военной службы. При этом применение данного института военного права законодатель связал только с волеизъявлением командиров (начальников). Об этом свидетельствует использование в норме права словосочетания — «могут быть зачислены». Зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий не более чем на шесть месяцев. Следовательно, можно сделать вывод о том, что, будет ли военнослужащий зачисляться в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, определяет командир (начальник). При этом в статье четко указывается, что зачисление в распоряжение допускается при наличии в совокупности двух обстоятельств: объективно присутствуют организационно-штатные мероприятия; военнослужащий освобожден от воинской должности. Институт назначения военнослужащих на должности установлен ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом нормы права данной статьи Федерального закона отсылают к ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с п. 11 ст. 11 данного Положения военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность. При этом законодательные органы обязывают командиров (начальников) учитывать волеизъявление военнослужащего только при назначении на высшую либо низшую воинские должности. При назначении военнослужащего на равную должность по общему правилу его волеизъявление не учитывается. Исключение сделано лишь для случая, когда на равную должность военнослужащий назначается по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. В указанной ситуации назначение может произойти только при наличии согласия военнослужащего. Законодатель определяет, что воинская должность, на которую назначают военнослужащего, считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с ранее занимаемой воинской должностью. Однако вышесказанное вовсе не означает, что воля командира (начальника) не имеет ограничений по назначению на равную должность военнослужащего после выяснения того, что штатная категория и должностной оклад у новой должности совпадают с занимаемой. Следует заметить, что при назначении на равную должность должны соблюдаться ряд обязательных условий, а именно: — назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воинской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные вышеназванным Положением; — назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности; — при необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка; — на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; — военнослужащие женского пола назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей; — комплектуемые офицерами вакантные должности профессорско-преподавательского состава и научных работников в высших военно-учебных заведениях, в научно-исследовательских организациях и на испытательных полигонах замещаются на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса на замещение указанных вакантных должностей определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба; — назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не позднее срока, установленного ст. 13 вышеназванного Положения; — военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но не годным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольняется с военной службы; — в случае если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы; — военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому; — назначение на воинские должности военнослужащих (за исключением высших офицеров) производится приказом по личному составу (по строевой части) должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности; — военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров и прапорщиков (мичманов), заключившие контракт и направляемые на обучение (переподготовку), перед направлением на обучение (переподготовку) назначаются на вакантные воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин. Институт перевода военнослужащих установлен п. 2 ст. 44 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». При этом нормы права данной статьи Федерального закона отсылают к ст. ст. 15, 16, 17 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с п. 2 ст. 15 данного Положения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Перевод данного военнослужащего к новому месту военной службы с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия, за исключением следующих случаев: а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Как видно, законодательные органы Российской Федерации, как и в ситуации со второй группой оснований увольнения с военной службы, связали перевод военнослужащего на равную воинскую должность только с волеизъявлением должностного лица органа военного управления, которое имеет право назначить военнослужащего на должность. При этом волеизъявление военнослужащего учитывается лишь в трех вышеуказанных случаях. Таким образом, анализ института увольнения с военной службы, института зачисления в распоряжение, института назначения на должность, института перевода военнослужащих позволяет прийти к следующим выводам: — если командир (начальник) назначает военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями на равную должность, не связанную с переводом к новому месту военной службы, согласия последнего не требуется. Однако при назначении на равную должность командир (начальник) обязан выполнить все условия, содержащиеся в ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы; — если командир (начальник) назначает военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями на равную должность, связанную с переводом к новому месту военной службы, согласие последнего требуется лишь в трех случаях, указанных выше при анализе института перевода. При этом при назначении на равную должность командир (начальник) обязан в любом случае выполнить все обязательные условия, содержащиеся в ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы. Следует заметить, что, несмотря на общий подход законодательных органов к институтам назначения на равную должность и перевода на равную должность в связи с переводом к новому месту военной службы, связанный с волеизъявлением командира (начальника), основанием для признания судом неправомерными действий, связанных с изданием приказа о назначении военнослужащего на равную воинскую должность, могут послужить обстоятельства несоблюдения обязательных условий, содержащихся в ст. ст. 11, 15, 16, 17 Положения о порядке прохождения военной службы. Мы считаем, что военнослужащий вправе оспорить действия командира (начальника), связанные с назначением в связи с организационно-штатными мероприятиями на равную должность. В этом случае суд рассматривает гражданское дело по правилам гл. 25 ГПК РФ. Что же касается нашего мнения относительно права у военнослужащего на увольнение с военной службы в соответствии с подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то отрицать его нельзя, однако возникнуть такое право может при наличии в совокупности следующих обстоятельств: — при назначении на равную должность в связи с организационно-штатными мероприятиями командиром (начальником) не были соблюдены условия, обязательные для института назначения на воинскую должность, предусмотренные Положением о порядке прохождения военной службы; — военнослужащий оспаривает действия по изданию приказа о назначении на равную должность в связи с нарушением вышеуказанных условий; — истек шестимесячный срок со дня зачисления военнослужащего в распоряжение в связи с организационно-штатными мероприятиями либо истек срок проведения самих организационно-штатных мероприятий, если назначение на равную должность состоялось без зачисления в распоряжение. С учетом анализа норм права можно сделать вывод: позиция некоторых судей, заключающаяся в том, что даже при наличии у командования возможности и намерения назначить военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями на равную должность тот вправе отказаться от назначения на такую должность и досрочно уволиться с военной службы на основании подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», основана на законе, но лишь применительно к ситуации, которая связана с назначением военнослужащего на равную должность и в которой присутствуют в совокупности три обстоятельства, указанные в предыдущем абзаце.

——————————————————————