Право курсанта на отдых

(Догляд В. Б.)

(«За права военнослужащих», 2006)

ПРАВО КУРСАНТА НА ОТДЫХ

В. Б. ДОГЛЯД

Догляд В. Б., полковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Служебное время и время на отдых — два взаимосвязанных понятия для каждого, кто носит погоны. Не секрет, что в воинских частях проблема реализации права на отдых военнослужащих очень актуальна. При обеспечении постоянной боевой готовности, боевой учебы личного состава всегда возникают вопросы, связанные с организацией правильного, справедливого распределения служебного времени.

Вызывает определенную сложность применение действующего законодательства по данной проблеме в отношении такой категории военнослужащих, как курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования. Речь пойдет о правовых нормах, регулирующих право курсантов на отдых в процессе их служебной деятельности.

Так какими нормативными правовыми актами регулируется право курсантов на отдых?

Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на отдых. Однако необходимо учитывать то обстоятельство, что реализация данного права в отношении курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования приобретает специфические черты в связи с выполнением конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации защищать Отечество.

Согласно ст. 226 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации распределение времени в воинской части в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба части (время для проведения утренней физической зарядки, утреннего и вечернего туалета, вечерней прогулки, поверки и 8 часов для сна). Промежутки между приемами пищи не должны превышать 7 часов. После обеда в течение не менее 30 минут не должны проводиться занятия и работы. Собрания, заседания, просмотр кинофильмов и другие общественные мероприятия должны заканчиваться до вечерней прогулки. Вышеназванные требования (предоставление 8 часов для сна и 2 часов личного времени) не могут распространяться на военнослужащих при несении боевого дежурства и службы в суточном наряде. В условиях корабельной службы — при несении вахты, а также при выполнении по приказу командира в любое время суток срочных мероприятий, непосредственно связанных с боевой готовностью воинской части, военнослужащим предоставляется отдых не менее 4 часов. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы (время прибытия на службу и убытия с нее, время перерыва для приема пищи (обеда), самостоятельной подготовки и т. д.). Распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает командир воинской части, начальник военного образовательного учреждения профессионального образования с учетом вида Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск, задач, времени года, местных и климатических условий. Регламент служебного времени при несении боевого дежурства и службы в суточном наряде определяется воинскими уставами и соответствующими инструкциями.

Привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску. При этом общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно. В отношении сержантов (старшин), солдат (матросов), проходящих военную службу по контракту, компенсация за привлечение к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни в виде дней отдыха не предусмотрена. Это время им может быть присоединено к отпуску.

Из содержания ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вытекает, что общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Исключением являются боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Они проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Полный перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, указан в следующих нормативных правовых актах:

— для военнослужащих органов ФСБ России, проходящих военную службу по контракту, — Приказ ФСБ России от 26 декабря 2001 г. N 685;

— для военнослужащих ФСО России, проходящих военную службу по контракту, — Приказ ФСО России от 18 июня 1999 г. N 197;

— для военнослужащих — Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492.

Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

Особенность ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заключается в том, что по способу изложения она является отсылочной, т. е. при такой форме изложения правовой нормы не приводятся все ее структурные элементы, а подразумевается отсылка к другим родственным статьям, в данном случае к ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В отношении курсантов действуют специальные нормы подзаконных нормативных правовых актов. Так, согласно абз. 3 п. 19 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации 2003 г. N 80 (далее — Руководство), общий объем учебной работы слушателей и курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю, на учениях, в период полевых (морских) выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, тогда как согласно действующему законодательству, что отмечено выше, продолжительность еженедельного служебного времени должна быть не более 40 часов в неделю.

Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности военных образовательных учреждений профессионального образования и включает в себя соответственно организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации, привлечение к несению гарнизонной и караульной служб в гарнизоне. Следует признать, что для обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования учебная работа, реализация профессиональных образовательных программ выступает как один из основных компонентов должностных обязанностей и соответственно протекает в рамках служебного времени. Можно предположить, что в целом учебная работа охватывает не только учебный процесс. Обучение по своей природе является общественно-полезной деятельностью, не поэтому ли ст. 91 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала включение в общий трудовой стаж наравне с работой и обучение в вузах? (В настоящее время п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено включение в общий трудовой стаж обучения в вузах. Вместе с тем Постановлением от 29 января 2004 г. Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что гражданин вправе включить в общий трудовой стаж периоды общественно полезной деятельности, приобретенные им до 1 января 2002 г. по нормам ранее действовавшего законодательства).

Соответственно исполнение должностных обязанностей, как и других функций, курсантами исходя из смысла ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует отнести к случаям, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы. Кроме того, форма контракта о прохождении военной службы едина для всех категорий военнослужащих, первый контракт заключают и военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения и до окончания второго курса обучения.

На необходимость применения норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» и других актов военного законодательства в отношении курсантов указывает п. 88 Руководства, согласно которому права и обязанности слушателей и курсантов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.

Таким образом, можно говорить о распространении правил ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», абз. 7 ст. 225 УВС ВС РФ и на такую категорию, как курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, проходящие военную службу по контракту, т. е. с момента заключения такого контракта.

Возникает вопрос: может ли, например, время, связанное с исполнением обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, быть компенсировано отдыхом?

Статьями 28, 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 1999 г. N 1237, установлены виды отпусков, категории военнослужащих, которым они предоставляются. Основной отпуск предоставляется всем военнослужащим. Каникулярные отпуска военнослужащим, обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, предоставляются на следующие сроки:

а) зимний — 15 суток;

б) летний — 30 суток.

Летний каникулярный отпуск является основным, а зимний — дополнительным.

Сроки отпусков, продолжительность, период их предоставления ограничены учебным планом вуза и зависят от перерывов в учебных занятиях, продолжительности периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий. Учебный год начинается 1 сентября и делится на два семестра.

Таким образом, мы можем говорить о юридической коллизии, т. е. о коллизии между законом (ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и подзаконным актом (п. 19 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации). В силу ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 90, ч. ч. 1 и 2 ст. 115, ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации такая коллизия разрешается в пользу закона, поскольку законы обладают верховенством и высшей юридической силой. При обнаружении коллизий обычно руководствуются принципом иерархии нормативных актов.

Следуя правовой логике, с учетом вышеизложенного можно прийти к выводу, что реально объем служебного времени в отношении курсантов превышает установленную действующим законодательством продолжительность еженедельного служебного времени, значит, и сроки каникулярных отпусков должны быть увеличены. Однако это приведет к необоснованному преимуществу в социальной сфере курсантов перед другими категориями военнослужащих.

Представляется, что для правильного и единообразного применения действующего законодательства по вопросу реализации одного из конституционных прав гражданина Российской Федерации — права на отдых в отношении такой категории военнослужащих, как курсанты, целесообразно на законодательном уровне четко определить их права и обязанности, статус, а также привести подзаконные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством.

——————————————————————