Служебное жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в системе жилищного обеспечения и принципы, которыми необходимо руководствоваться при его реализации
(Гаврилова Ю. О.) («За права военнослужащих», 2006)
СЛУЖЕБНОЕ ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, В СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ПРИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Ю. О. ГАВРИЛОВА
Гаврилова Ю. О., капитан, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России.
Анализ современного законодательства позволил автору прийти к выводу, что жилищное обеспечение военнослужащих можно представить следующим образом. Во-первых, это социальное жилищное обеспечение. Жилыми помещениями обеспечиваются граждане до поступления на военную службу по контракту (на основании договора социального найма) и после увольнения с военной службы по контракту (возвращаются в ранее занимаемые жилые помещения). Во-вторых, самостоятельное жилищное обеспечение. Под ним автор понимает приобретение жилых помещений в собственность различными способами. В-третьих, служебное жилищное обеспечение военнослужащих. Понятие «обеспечение» предложено автором не случайно <*>, поскольку в настоящее время действует накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения. Сохранение терминологии представляется целесообразным и в связи с тем, что используются понятия «продовольственное обеспечение» и «вещевое обеспечение», закрепленные в Федеральном законе «О статусе военнослужащих». ——————————— <*> Обеспечить — снабдить (т. е. предоставить в чье-либо пользование, распоряжение что-либо нужное, требуемое, необходимое) в достаточном, удовлетворяющем количестве // Словарь синонимов: Справочное пособие / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1975. С. 533.
Субъективное право военнослужащего на служебное жилое помещение в соответствии с законодательством должно возникать не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы. До предоставления служебного жилого помещения жилищная проблема может быть решена одним из трех способов предоставления жилых помещений, которые, по сути, не являются служебными. В связи с вышесказанным служебное жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не может быть сведено к понятию права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на служебные жилые помещения. Оно шире и требует самостоятельного определения. Предоставление служебных жилых помещений и иных жилых помещений является одним из необходимых условий для исполнения военнослужащими обязанностей военной службы наряду с вещевым обеспечением и другими видами обеспечения. При этом предоставляемые помещения должны отвечать требованиям жилищного законодательства, предъявляемым к жилым помещениям, соответствовать установленным нормам. Одновременно с этим государство гарантирует предоставление жилых помещений военнослужащим лишь на период прохождения военной службы. Это означает, что после ее окончания жилые помещения, которые были предоставлены военнослужащим, подлежат освобождению, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Таким образом, под служебным жилищным обеспечением автором предлагается понимать создание государством надлежащих жилищных условий военнослужащим на период прохождения военной службы. Служебное жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, включает в себя обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями, пригодными для временного проживания, жилыми помещениями, арендованными специально для военнослужащих воинскими организациями — юридическими лицами, и выплату денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений, т. е. оно состоит из права на служебное жилое помещение и иных прав, одно из которых подлежит реализации в первые три месяца с момента прибытия военнослужащего к новому месту военной службы при отсутствии необходимого служебного жилого помещения. С принятием ЖК РФ сменились акценты в системе жилищного обеспечения военнослужащих. Социальное жилищное обеспечение сохранилось. Однако порядок социального жилищного обеспечения претерпел значительные изменения, повлекшие существенное уменьшение его роли в системе жилищного обеспечения граждан. Социальное жилье предоставляется малоимущим гражданам и по своим условиям удовлетворяет лишь минимальные потребности граждан в жилье. С учетом последних тенденций в социальной политике государства, направленной на возможно большую замену предоставляемых им льгот и взятых на себя обязательств денежными компенсациями или вообще их отмену, социальное жилье, по-видимому, будет такого качества, что ни одному нормальному человеку не захочется попасть в число малоимущих граждан и жить в таких помещениях. Следующий вид жилищного обеспечения связан с самостоятельным решением гражданами своих жилищных проблем. Здесь можно выделить следующие моменты, которые изменились с принятием ЖК РФ. Во-первых, жилищные или жилищно-строительные кооперативы, в которых все члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные кооперативом жилые помещения, подлежат до 1 января 2007 г. преобразованию в товарищества собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока непреобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке. Во-вторых, всем иным гражданам, которые не обеспечиваются государством социальными жилыми помещениями, в ЖК РФ предусмотрена возможность получения жилья в собственность или по договору коммерческого найма. Государство обещает лишь оказывать помощь в приобретении гражданами жилья путем создания рынка доступного жилья. Возникают сомнения в том, будет ли жилье доступным. Автор уверен, что большая часть населения, с учетом размеров заработной платы, в настоящее время так и не сможет самостоятельно приобрести жилье даже при использовании ипотечных кредитов <*>. ——————————— <*> По данным аналитического центра «Индексы рынка недвижимости», индекс стоимости жилья «застыл» на отметке 1805 долларов США за квадратный метр. Жилье в монолитных и панельных домах высокой степени готовности — от 1300 до 1700 долларов США за квадратный метр (см.: Ступин И. Неустойчивое равновесие: незначительное снижение и увеличение предложения свободных квартир — таковы основные тенденции московского рынка жилья // Эксперт. 2004. N 39. С. 141.). См. также: Бараненков В. В. Формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации и его влияние на жилищное обеспечение военнослужащих // Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих: Российский военно-правовой сборник. М., 2005. N 4. С. 30 — 36; Гаврилова Ю. О. Основные тенденции развития жилищного обеспечения граждан и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Закон и армия. 2005. N 4. С. 29 — 31.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, самостоятельный вид жилищного обеспечения нашел свое отражение в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих. Следующий вид жилищного обеспечения — это служебное жилищное обеспечение. Существенным отличием является то, что в соответствии с ЖК РФ под служебные жилые помещения должны выделяться отдельные квартиры <*>. Следовательно, необходимо будет существенно увеличить суммы денежных средств, выделяемых на строительство и приобретение жилых помещений для создания служебного жилищного фонда, поскольку возможность предоставления общежитий в качестве служебных жилых помещений исключена. ——————————— <*> Напомним, что в соответствии с ЖК РСФСР в качестве служебного жилого помещения могли быть предоставлены квартиры или общежития.
Таким образом, прослеживается тенденция, ориентированная на приобретение жилья в собственность и касающаяся всех граждан России, в том числе военнослужащих. В связи с вышесказанным возникает необходимость создания условий для реализации норм права, регулирующих отношения в сфере самостоятельного жилищного обеспечения, а кроме того, устранения юридических коллизий в нормативной правовой базе, регулирующей отношения, связанные с обеспечением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями <*>. ——————————— <*> См. подробнее, например: Гаврилова Ю. О. Некоторые проблемы, возникающие при обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в федеральной пограничной службе Российской Федерации, служебными жилыми помещениями // Сборник научных статей МПИ ФСБ России. М., 2003. N 9. С. 1 — 29.
В настоящее время военнослужащие, приезжающие на новое место службы, не обеспечиваются служебными жилыми помещениями в установленные сроки из-за ряда причин. Правонарушения в любой сфере связаны с нарушениями не только норм права, но и принципов. Поскольку служебное жилищное обеспечение и право военнослужащих на служебные жилые помещения подпадают под действие различных отраслей права, то при их реализации необходимо соблюдать комплекс принципов. В ходе эволюции служебного жилищного обеспечения и права военнослужащих на служебные жилые помещения в России сформировались специальные принципы <*>. Эти принципы не утратили актуальность в настоящее время и нашли практическое применение в зарубежных государствах <**>. Однако они пока не нашли законодательного закрепления в отрасли военного права. Итак, какие же это специальные принципы? ——————————— <*> Гаврилова Ю. О. Некоторые проблемы, возникающие при обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в федеральной пограничной службе Российской Федерации, служебными жилыми помещениями. <**> Подробнее см.: Гаврилова Ю. О. Нормативное регулирование обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями и возможные перспективы развития законодательства // Сборник научных статей МПИ ФСБ России. М., 2004. N 11. С. 24 — 34; Она же. Право военнослужащих на служебные жилые помещения как составная часть обеспечения пограничной безопасности // Актуальные проблемы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2005. С. 187 — 190.
Во-первых, предоставление служебных жилых помещений ограничено сроком прохождения военной службы в населенном пункте, в котором у военнослужащих нет иных жилых помещений, сроком несения военной службы по контракту, т. е. принцип срочности. Во-вторых, каждый военнослужащий, имеющий право на служебное жилое помещение, должен быть уверен в том, что государство обеспечит его служебным жилым помещением независимо от каких-либо условий, т. е. принцип абсолютности. В-третьих, принцип полноты реализации права. Это означает, что служебное жилищное обеспечение военнослужащих должно быть реализовано в полном объеме (денежные выплаты за наем (поднаем) жилых помещений должны компенсировать все расходы военнослужащих на пользование нанимаемыми жилыми помещениями). В-четвертых, принцип своевременности. Служебные жилые помещения должны быть предоставлены военнослужащим не позднее трех месяцев со дня прибытия к новому месту военной службы; а при их отсутствии иные жилые помещения — незамедлительно. Произведенный автором анализ позволил прийти к следующим выводам: — во-первых, жилищное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, состоит из системы социального жилищного обеспечения, накопительно-ипотечного жилищного обеспечения и служебного жилищного обеспечения, включающего право на служебные жилые помещения; — во-вторых, с принятием ЖК РФ существенным образом обновилось жилищное законодательство. Акцент делается на самостоятельное приобретение гражданами жилых помещений и создание для этого условий государством; — в-третьих, необходимо соблюдение комплекса принципов — общеправовых, жилищного законодательства и введение специальных принципов реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на служебные жилые помещения — срочности, абсолютности, полноты реализации права, своевременности, требующих законодательного закрепления.
——————————————————————