Актуальные вопросы правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях

(Акчурин З. Х., Федулова М. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 5)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НЕ НА ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЯХ

З. Х. АКЧУРИН, М. Н. ФЕДУЛОВА

З. Х. Акчурин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, майор юстиции.

М. Н. Федулова, преподаватель Военного университета, капитан.

В свете принятия ряда правовых актов, регулирующих вопросы государственной службы в целом и такого ее вида, как военная служба, вопросы, связанные с прохождением военной службы — особого вида федеральной государственной службы в России, приобретают особую актуальность и значимость, в связи с чем требуют отдельного рассмотрения и разрешения. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ под военной службой следует понимать особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ в ст. 6 определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания. Анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что такая профессиональная деятельность и вид государственной службы, как военная, осуществляется гражданами на воинских должностях с присвоением воинских званий. Вместе с тем указанное определение не вполне соответствует содержанию Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), нормы которых предусматривают возможность прохождения военной службы как на воинских должностях, так и не на воинских должностях. В п. 2 ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закреплено правило о том, что каждой воинской должности (должности) должно соответствовать одно воинское звание. При этом согласно п. 1 указанной статьи Закона военнослужащий может занимать только одну воинскую должность (должность). В частности, ст. 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в п. 4 данной статьи: Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: — нахождения в распоряжении командира (начальника) — не более 3 месяцев; — нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий не более 6 месяцев; — нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу; — прикомандирования к органам, организациям и учреждениям, указанным в п. 1 ст. 44 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; — в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы. С точки зрения авторов, ст. 6 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» следует привести в соответствие с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку исключить прохождение военной службы не на воинских должностях практически невозможно в силу объективного существования вероятности возникновения ряда ситуаций, связанных с прохождением военной службы (организационно-штатные мероприятия, возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего и т. п.). В противном случае можно вести речь об исключении ряда правовых институтов (прикомандирование, зачисление в распоряжение командира (начальника). Кроме того, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» допускает возможность прохождения военной службы не только гражданами России, но и иностранными гражданами, что также требует согласования с нормами Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации». Одним из наиболее ярких примеров прохождения военной службы не на воинских должностях является прохождение военной службы судьями военных судов Российской Федерации. Причем в указанном случае появляется ряд дополнительных вопросов, требующих упорядочения и приведения в соответствие действующему законодательству России. В п. 4 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы закреплено, что военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры, проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ и Положением о порядке прохождения военной службы с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры. Следовательно, на судей военных судов распространяются положения законодательства, регулирующего прохождение военной службы в Российской Федерации, с учетом имеющихся особенностей относительно данной категории граждан. Указанные особенности закреплены, в частности, в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ. В соответствии со ст. 35 указанного Федерального конституционного закона на должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положений вышеупомянутого Федерального конституционного закона. Прикомандирование военнослужащих осуществляется по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Лимиты на прикомандирование военнослужащих к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту устанавливаются за счет численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов пропорционально численности соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации <*>. ——————————— <*> См.: Указ Президента Российской Федерации «О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации. Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации» от 26 апреля 2000 г. N 730 (с изменениями от 17 апреля 2003 г.).

Остановимся на таком правовом понятии, как прикомандирование к органам, организациям и учреждениям по законодательству о воинской обязанности и военной службе. В соответствии с п. 1 ст. 44 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие могут быть прикомандированы к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, 100% акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства. Общая численность прикомандированных военнослужащих и порядок их обеспечения денежным довольствием и другими видами довольствия, а также особенности прикомандирования военнослужащих органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внешней разведки и федеральных органов государственной охраны определяются Президентом Российской Федерации. В настоящее время весьма активно обсуждается вопрос об исключении института прикомандирования из законодательства о воинской обязанности и военной службе. В большей степени это обусловлено вопросами, связанными с прохождением военной службы судьями военных судов, а также сотрудниками органов военной прокуратуры. Собственно сам порядок прикомандирования военнослужащих, особенности прохождения ими военной службы пока определяются ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы. Так, офицеры, проходящие военную службу по контракту, могут быть прикомандированы к органам, учреждениям и организациям. При этом прикомандирование офицеров к органам, учреждениям и организациям осуществляется с их согласия на основании запросов руководителей соответствующих органов, учреждений и организаций руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых офицеры проходят военную службу, с освобождением от занимаемой воинской должности. Заключение новых контрактов с офицерами, прикомандированными к органам, учреждениям и организациям, производится в соответствии с положениями действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе. Право заключения контрактов с прикомандированными офицерами имеют должностные лица, определенные руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Имеется особенность относительно заключения контрактов с прикомандированными офицерами, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, которая выражается в том, что заключение контрактов в указанных случаях осуществляется с учетом мнения руководителей органов, учреждений и организаций, к которым прикомандированы офицеры. Согласно п. 4 ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы присвоение офицерам, прикомандированным к органам, учреждениям и организациям, воинских званий, увольнение их с военной службы, присвоение им звания «Ветеран военной службы» и награждение наградами Министерства обороны Российской Федерации (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) производится на общих основаниях по представлениям органов, учреждений и организаций, к которым они прикомандированы, а в необходимых случаях — по совместному представлению указанных органов, учреждений и организаций, руководителей федеральных органов исполнительной власти, от которых они прикомандированы. Предоставление отпусков офицерам, прикомандированным к органам, учреждениям и организациям, осуществляется на общих основаниях. В п. 6 ст. 18 Положения о порядке прохождения военной службы указано, что офицеры, прикомандированные к органам, учреждениям и организациям и освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от занимаемой должности, по решениям руководителей органов, учреждений и организаций направляются в федеральные органы исполнительной власти, от которых они прикомандированы, для решения вопроса о дальнейшем прохождении военной службы. При этом указанные офицеры, не изъявившие желания продолжать военную службу, увольняются с военной службы с занимаемой должности без назначения на воинскую должность. Увольнение офицеров, прикомандированных к органам, учреждениям и организациям, с военной службы может быть осуществлено непосредственно из органов, учреждений и организаций при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы. Положением о порядке прохождения военной службы установлена еще одна особенность для прикомандированных военнослужащих: днем окончания военной службы указанных военнослужащих является день исключения из Вооруженных Сил Российской Федерации (из федеральных органов исполнительной власти, от которых они были прикомандированы). Особенность увольнения с военной службы прикомандированных военнослужащих, проявляющаяся в возможности увольнения с военной службы при освобождении от занимаемой должности без назначения на воинскую должность по их собственному желанию, с точки зрения авторов, требует определенного анализа на предмет объективности наличия такого положения в действующем законодательстве России и его согласованности со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». По мнению авторов, Положение о порядке прохождения военной службы (п. 6 ст. 18) не устанавливает отдельного основания увольнения с военной службы, а разрешает вопрос, связанный с дальнейшим прохождением военной службы теми категориями военнослужащих, которые освобождаются от занимаемой ими должности в соответствующих органе, учреждении или организации, к которым они прикомандированы. Основания увольнения с военной службы установлены в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Причем основанием увольнения в рассматриваемом случае будет являться подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» — в связи с организационно-штатными мероприятиями, т. е. по тому основанию, которое относится к категории оснований увольнения с военной службы, изначально не зависящих от волеизъявления военнослужащих. Дело в том, что освобожденный от должности в соответствующем органе, учреждении или организации военнослужащий без его согласия может быть назначен лишь на равную должность. С учетом того, что должность, от которой он освобожден, не являлась воинской, подыскать ему равную воинскую должность (как и высшую или низшую) не представляется возможным в силу отсутствия критериев оценки соотношения этих должностей. С точки зрения авторов, этим и объясняется наличие в Положении о порядке прохождения военной службы прямого указания на то, что в подобных случаях продолжение военной службы на воинских должностях возможно лишь при наличии желания военнослужащего, освобожденного от должности в соответствующем органе, учреждении или организации. Следовательно, здесь также проявляется проблема соотношения должностей в соответствующих органах, учреждениях, организациях, к которым могут быть прикомандированы военнослужащие, и воинских должностей, что в очередной раз обусловливает проблему правового регулирования прохождения военной службы не на воинских должностях. Правовое положение военнослужащих, прикомандированных к соответствующим органам, разъяснялось письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 марта 2003 г. N 405-Пр. В частности, при определении правового положения указанной категории граждан были сделаны следующие выводы, с которыми следует согласиться: — правовая природа отношений между прикомандированным военнослужащим и органом, к которому он прикомандирован, заключается в том, что прикомандированный военнослужащий выполняет обязанности по занимаемой в органе прикомандирования должности, оставаясь на военной службе по контракту; — с учетом того, что согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации данный Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, трудовой договор с прикомандированными военнослужащими заключаться не может; — порядок обеспечения указанных военнослужащих денежным и иными видами довольствия установлен Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1991 г. N 141, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 247 и от 31 октября 1996 г. N 1316. Исходя из положений анализируемого законодательства военные судьи назначаются из числа прикомандированных военнослужащих. В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» судьи военных судов и Военной коллегии, а также работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих прикомандировываются соответственно к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту на срок пребывания в соответствующей должности. Следовательно, являясь прикомандированным военнослужащим, военный судья не занимает воинскую должность, а занимает государственную должность судьи военного суда (т. е. судебную должность), что в полной мере соответствует Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», Положению о порядке прохождения военной службы, но не Федеральному закону «О системе государственной службы». Перечень должностей судей военных судов и Военной коллегии и соответствующих этим должностям воинских званий устанавливается Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Работники Судебного департамента из числа военнослужащих, прикомандированных к Судебному департаменту, обеспечивающие деятельность военных судов, назначаются на государственные должности, учреждаемые для Судебного департамента <*>. ——————————— <*> Перечень должностей работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, замещаемых военнослужащими, и соответствующих этим должностям воинских званий утверждается Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Должности судей военных судов и Военной коллегии, а также должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, замещаемые военнослужащими, включаются в соответствующий перечень воинских должностей.

Имеется определенная особенность правового статуса судьи военного суда. Так, согласно п. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность соответственно Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или Президентом Российской Федерации. За судьями военных судов и Военной коллегии сохраняется статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В случае прекращения полномочий судей военных судов и Военной коллегии в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (с последующими изменениями) <*> действие контракта о прохождении военной службы в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» возобновляется. ——————————— <*> Российская газета. 1992. 29 июля.

Вместе с тем, несмотря на наличие в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» указания на то, что контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда, приостанавливает свое действие с момента его назначения на должность и возобновляет свое действие в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», в действительности таких правовых понятий, как «приостановление действия контракта о прохождении военной службы» и «возобновление действия контракта о прохождении военной службы» в данном Федеральном законе не содержится. Нет разъяснений этому и в подзаконном акте — Положении о порядке прохождения военной службы. В данных правовых актах встречается лишь понятие приостановления военной службы. Итак, что же означают данные правовые категории? Означает ли приостановление действия контракта о прохождении военной службы приостановление самой военной службы и, следовательно, прав и обязанностей военнослужащего, в данном случае судьи военного суда? Обратимся к толкованию указанных понятий. «Приостановить» обозначает остановить, задержать на некоторое время <*>. Приостановление — это действие, которое прекращает на какое-то время течение чего-либо или какой-то длящийся процесс. Течение или какой-то длящийся процесс можно назвать объектами приостановления <**>. В данном случае под действием или процессом понимаются контракт о прохождении военной службы и сама военная служба. ——————————— <*> См.: Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1983. Т. 3. С. 431. <**> См.: Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы. М., 2001. С. 38.

Из анализа действующего законодательства следует, что понятие приостановления военной службы отлично от понятия приостановления контракта. В соответствии со ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, избранным депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющим указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащим, осуществляющим полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в указанных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы и зачетом срока приостановления военной службы в выслугу лет военнослужащего. Со дня прекращения оснований для приостановления военной службы военнослужащие заключают новый контракт о прохождении военной службы или увольняются с военной службы по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством о воинской обязанности и военной службе. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, при прекращении оснований для приостановления военной службы увольняются с военной службы, если срок их военной службы по призыву истек, либо продолжают прохождение военной службы по призыву в течение оставшейся части срока, если срок их военной службы по призыву не истек (п. 5 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные правовые нормы определяют следующие характерные правовые особенности приостановления военной службы: — прекращение действия контракта о прохождении военной службы; — освобождение от занимаемой воинской должности; — в период приостановления военной службы военнослужащим не присваиваются очередные воинские звания; — срок приостановления военной службы засчитывается военнослужащим в выслугу лет и в срок службы в присвоенном воинском звании <*>. ——————————— <*> Военнослужащим, исполняющим обязанности по выборной должности в местности, где для военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет, срок, на который приостановлена военная служба, засчитывается в льготном исчислении (абз. 3 п. 3 ст. 19 Положения о порядке прохождения военной службы).

Что же касается понятий «приостановление действия контракта о прохождении военной службы» и «возобновление действия контракта о прохождении военной службы», то они вызывают не совсем однозначное понимание. С одной стороны, военная служба судей военных судов не приостанавливается, а с другой стороны, в период пребывания на должности судьи военного суда контракт о прохождении военной службы не действует, поскольку приостановлен. Логика такого подхода вполне понятна: законодатель не мог нарушить принципа самостоятельности и независимости судебной власти и допустить вмешательство в ее деятельность со стороны органов исполнительной власти; на судей военных судов, опять-таки в силу самостоятельности судебной власти, не могут быть возложены обязанности, обусловленные военной службой, по крайней мере, относящиеся к выполнению приказов органов военного управления и их должностных лиц. Однако не совсем понятно наличие в законодательстве положений о том, что за судьями военных судов сохраняются все права, льготы и преимущества, установленные законодательством для военнослужащих (п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в отношении судей военных судов, об их материальном обеспечении и мерах их социальной защиты» от 17 февраля 1993 г. N 4502-1), а также то, что судьи военных судов приравнены к военнослужащим по правам и льготам, установленным Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (с последующими изменениями), а именно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ст. 2 Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3 декабря 1994 г. N 55-ФЗ (с изменениями от 13 апреля 1998 г.). Указанные моменты обусловливают появление следующего вопроса: являются ли судьи военных судов военнослужащими и должны ли они исполнять обязанности военной службы? Если провести сравнительный анализ положений Федерального закона «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции», Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», то очевидно, что имеется определенная несогласованность и даже противоречивость содержащихся в них правовых норм, поскольку в Федеральном конституционном законе речь идет о том, что за судьями военных судов сохраняется статус военнослужащего, а в других правовых актах говорится о приравнивании данной категории граждан к указанному статусу с сохранением прав, льгот и преимуществ, установленных для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В Федеральном конституционном законе «О военных судах в Российской Федерации» речь идет именно о том, что за судьями военных судов сохраняется (а не они приравниваются по статусу) статус военнослужащих, под которым понимается совокупность не только прав, свобод и гарантий их осуществления, но также обязанностей и ответственности военнослужащих (п. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»). С учетом юридической силы исследуемых правовых актов, безусловно, приоритетными являются положения, содержащиеся в Федеральном конституционном законе и, очевидно, судьи военных судов, согласно им, обладают статусом военнослужащих, однако на них не распространяются все обязанности военнослужащих, за исключением отдельных общих обязанностей. Выходит, что из всей совокупности правового положения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, за ними главным образом сохраняются права, свободы и гарантии их осуществления. Ведь по сути дела нельзя вести речь даже о распространении на них всех общих обязанностей военнослужащих (ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Так, например, вряд ли можно говорить о возложении на судей военных судов такой общей обязанности, как обязанность «беспрекословно выполнять все приказы командиров». В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» судьи военных судов и Военной коллегии, работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих проходят военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» с учетом положений Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». Указанные особенности, в частности, проявляются в следующем: 1) работникам аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих выплачивается единовременное пособие при увольнении с военной службы и все дополнительные денежные выплаты, установленные для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом размер денежных выплат исчисляется исходя из должностных окладов работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих (п. 5 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»); 2) вещевое, продовольственное и иное обеспечение судей военных судов и Военной коллегии, а также работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих осуществляется по основаниям и в размерах, которые установлены для военнослужащих федеральным законом (п. 6 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»); 3) медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, обеспечение жилыми помещениями, вещевое, продовольственное и иное обеспечение, обязательное государственное страхование судей военных судов, а также работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих, предоставление им иных льгот и компенсаций, которые предусмотрены для военнослужащих Федеральным законом «О статусе военнослужащих», производятся соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов за счет средств соответственно Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента (п. 7 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»); 4) работники аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих и члены их семей вправе по своему выбору воспользоваться льготами и компенсациями, предусмотренными федеральным законом либо для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и членов их семей, либо для военнослужащих и членов их семей (п. 8 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»); 5) воинский учет судей военных судов и рабо тников аппаратов военных судов, уволенных с военной службы, и хранение их личных дел осуществляются соответствующими военными комиссариатами в порядке, установленном федеральным законом (п. 9 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»). Кроме того, в отличие от правового положения лица, военная служба которого приостановлена, в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» в период приостановления действия контракта судьям военных судов и Военной коллегии присваиваются очередные воинские звания. При этом высшие воинские звания судьям военных судов и Военной коллегии присваиваются в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, остальные воинские звания — по представлению председателей окружных (флотских) военных судов. Воинские звания работникам аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих присваиваются также в порядке, установленном Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», по представлению: председателя Военной коллегии — работникам аппарата Военной коллегии; председателя окружного (флотского) военного суда — работникам аппаратов соответственно окружного (флотского) и гарнизонного военного суда; Генерального директора Судебного департамента — работникам Судебного департамента. В п. 4 ст. 36 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» закреплено, что назначение на должность и освобождение от должности, а также перевод или перемещение на другую должность работников аппаратов военных судов из числа военнослужащих производятся руководителем соответствующего подразделения Судебного Департамента, а работников аппарата Военной коллегии — председателем Военной коллегии. Об особенностях увольнения с военной службы военнослужащих, прикомандированных к соответствующим органам, организациям и учреждениям, т. е. в том числе и судей военных судов, уже говорилось в настоящей статье, однако следует также отметить, что подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей» предусматривает в качестве оснований прекращения полномочий судьи увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В целом можно сделать вывод о том, что приостановление военной службы и приостановление действия контракта о прохождении военной службы являются понятиями различными и влекут за собой разные правовые последствия. Приостановление действия контракта о прохождении военной службы не означает, что у военнослужащего приостанавливается сама военная служба. Общим в этих двух понятиях является то, что оба эти действия не влекут за собой увольнения военнослужащего из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации. Увольнение военнослужащего с военной службы происходит с исключением его из списков личного состава воинской части (Вооруженных Сил Российской Федерации — для прикомандированных военнослужащих). По мнению авторов, для правильного понимания понятий «приостановление действия контракта о прохождении военной службы» и «возобновление действия контракта о прохождении военной службы» необходимо предусмотреть в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», Положении о порядке прохождения военной службы правовые нормы, которые бы в полной мере раскрывали указанные категории, а также основания их возникновения и их правовые последствия. Как уже отмечалось, в связи с принятием Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» имеется определенная несогласованность содержащихся в нем правовых норм с нормами законодательства о воинской обязанности и военной службе, в частности закрепляющими институт прикомандирования военнослужащих. В связи с этим данное противоречие следовало бы устранить. С учетом изложенного предполагается целесообразным внесение ряда изменений в действующее законодательство Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе. В то же время данные изменения существенно затронут институт прикомандирования, который используется для комплектования военнослужащими военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, а также ряда других органов. Во избежание проблем в будущем необходимо учитывать то, что деятельность военных судов непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности государства, поскольку она направлена на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации. Эти задачи наиболее полно и эффективно в условиях военной службы, с точки зрения авторов, способны решать лишь военные суды. Во время пребывания Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России, в условиях вооруженных конфликтов, в местностях проведения контртеррористических операций, в условиях чрезвычайного и военного положений, по мнению авторов, именно военные суды наиболее качественно подготовлены к успешному решению задач правосудия. При этом, по мнению авторов, для надлежащего выполнения возложенных задач военные суды должны комплектоваться военнослужащими, имеющими специальное образование, подготовку и опыт военной службы и, пожалуй, наиболее приемлемым вариантом при исключении института прикомандирования из законодательства будет являться приостановление военной службы указанной категории военнослужащих. Формирующиеся предпосылки исключения института прикомандирования военнослужащих позволяют вести речь о том, что в тех органах, организациях и учреждениях, к которым военнослужащие в настоящее время прикомандировываются, выполняя задачи по обеспечению обороны и безопасности государства, военнослужащие смогут находиться только при условии приостановления им военной службы. Можно ввести положения, согласно которым наряду с депутатами, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и руководителями муниципальных образований военная служба приостанавливается тем военнослужащим, которые в настоящее время прикомандировываются к органам, учреждениям и организациям, не предусматривающим в своем штате воинских должностей. По крайней мере, подобный вариант разрешения возникающих вопросов, связанных с прохождением военной службы не на воинских должностях, можно применить в отношении военнослужащих, являющихся судьями военных судов, сотрудниками аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокуратуры. Таким образом, изменения, которые могут быть внесены в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», с одной стороны, логичны и соответствуют общей концепции Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации». С другой стороны, как уже отмечалось, исключить прохождение военной службы не на воинских должностях вообще не представляется возможным, в связи с чем сам Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» следует также приводить в соответствие с законодательством о воинской обязанности и военной службе в части, касающейся установления возможных исключений из общего правила.

——————————————————————