Банковское обеспечение конверсии оборонно-промышленного комплекса в современной России

(Веселов В. А.) («Банковское право», 2006, N 6)

БАНКОВСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНВЕРСИИ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В. А. ВЕСЕЛОВ

Веселов В. А., финансовый директор НАНОО «Институт бизнеса и политики».

Процессы динамичного развития и быстрого обновления экономического базиса человеческого общества конца XX и начала XXI в. вызвали глубокие преобразования всех его сторон, приведя к изменению общественно-воспроизводственного процесса. В условиях развития и укрепления рыночных отношений не остаются в стороне от глубоких преобразований и военно-промышленный комплекс — ВПК (сейчас — ОПК), и банковская сфера России. И хотя ОПК занимает особое место в экономике (достаточно сказать, что в начале 90-х годов XX в. в мире на вооружение шла такая часть общегосударственных расходов, которая на 10% превышала затраты на образование и на 25% — на здравоохранение <1>), его также в значительной степени коснулся системный кризис, связанный со стагнацией крупного производства, переходом к рыночным отношениям, недостаточному финансовому, в частности банковскому, обеспечению. ——————————— <1> Проблемы теории и практики управления. 2001. N 4(100). С. 46.

Новые реалии, наблюдавшиеся в обществе, обусловили интерес экономической науки к ОПК как составляющему звену рыночной экономики, от состояния которого зависит не только обеспечение обороноспособности страны, поддержание и наращивание его научного потенциала, но и перспективы технического перевооружения ряда других ключевых отраслей экономики, а также решение совокупности социально-экономических вопросов. В настоящее время отрасли с высоким технологическим оснащением и научным потенциалом становятся объектом пристального финансового интереса со стороны банков, понимающих эффективность и целесообразность долгосрочных финансовых вложений в их развитие и инновации. Оказавшись перед лицом новых экономических условий, ОПК меняет свои организационные структуры, использует новые формы конкурентной борьбы. Кроме того, реорганизация ОПК через приватизацию связана также с изменением его взаимодействия со всеми отраслями гражданского сектора экономики. Все это свидетельствует о том, что в условиях радикальных преобразований в экономике, ее перевода на рыночную основу появилась острая необходимость глубокой реформы ОПК. Составной частью реформирования ОПК должна стать конверсия, направленная на завоевание рынков наукоемкой продукции, в том числе и военной, на оказание помощи гражданским отраслям в улучшении технологии производства, повышении качества продукции и ее конкурентоспособности. Военная мощь Советского Союза в свое время опиралась на развитый общеэкономический фундамент, мощную финансовую опору со стороны государства. Его экономика с точки зрения возможностей функционирования военного производства была комплексной и самодостаточной. В этих условиях производство всей гаммы самых новейших вооружений практически не ставилось в зависимость от внешнеэкономических причин и связей. Самыми общими и употребляемыми в мировой статистике показателями роли военно-промышленного комплекса этого периода в экономической структуре государства являлся удельный вес военных расходов в ВВП и объем военного производства. Например, в СССР в 80-х годах удельный вес оборонных расходов составлял 9 — 13%. В комплексе в общей сложности было занято примерно 10 млн. человек. Отраслевая структура и высокий научно-технический потенциал промышленности того времени позволяли нашей стране обеспечивать стратегический паритет с такой ведущей в экономическом и военном отношении страной мира, как США (имея приблизительно треть американского объема ВВП). Статистические данные настоящего времени показывают, что и сейчас в России расходы на оборону не превышают 9 — 10%, а доля продукции ОК составляет в общем объеме ВВП 7,5%. Это свидетельствует о том, что в настоящее время по сравнению с бывшим СССР экономические возможности России существенно ухудшились. Сегодня по размеру ВВП Россия отстает от США в 10 раз, Китая — в 6, Японии — в 4, Германии — в 3, Индии, Франции, Великобритании и Италии — в 2 раза (по отношению к каждой из этих стран). По объему ВВП Россия занимает в настоящее время 15-е место в мире, пропустив вперед помимо указанных стран Канаду, Южную Корею, Испанию, Бразилию, Мексику и даже Индонезию. По объему ВВП на душу населения наши позиции еще хуже — приблизительно 100-е место в мире. Но, несмотря на то что Россия сейчас занимает 15-е место по объему ВВП, наши российские военные компании до сих пор входят в рейтинг самых доходных оборонных предприятий мира. Совокупность вышеизложенных факторов обусловила особый интерес ряда исследователей к проблеме конверсии ОПК. Аналитический материал по конверсии ОПК в России, исследованный автором, позволяет этот процесс подразделить на четыре этапа. Предлагаемая этапизация позволяет не только разобраться в сложной системе противоречий конверсионного процесса в условиях рыночных преобразований, но и наметить пути выхода. Первый период: 1989 — 1991 гг. — получил название «административно-командной конверсии». Второй период: 1992 — 1994 гг. — был назван «обвальной конверсией». Третий период: 1995 — 1997 гг. — перенос конверсии на региональный уровень. Четвертый период: 1998 — 2000 гг. — процесс реструктуризации и проведения конверсии в классическом понимании этого слова <2>. ——————————— <2> См.: Перевалов Ю. Конверсия в России: несбывшиеся надежды // Вопросы экономики. 1999. N 7. С. 71. Считаем правомерной позицию авторов, которые разделяют этапы конверсии и этапы адаптации оборонной промышленности в России к рыночной экономике. Отмечая взаимосвязь их между собой, следует в то же время видеть их нетождественность, несовпадение, которые проявляются: а) в разных временных рамках; б) поставленных целях; в) решающих задачах; г) достигнутых результатах. (См.: Рассадин В. Н., Санчес-Андрес А. Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования // Проблемы прогнозирования. 2001. N 6. С. 38 — 39.)

Прежде всего что такое «административно-командная конверсия» и каковы пути ее реализации и особенности этого этапа? История реструктуризации экономики России показывает, что в декабре 1990 г. была утверждена Государственная программа конверсии оборонной промышленности и развития производства гражданской продукции в оборонном комплексе до 1995 г. К сожалению, Программа не соответствовала общей концепции развития национальной экономики, не учитывала хода экономических реформ и необходимости выполнения советско-американских договоров о сокращении вооружений, была слабо увязана с планами и программами конверсии в республиках и областях, не имела эффективных механизмов управления и реальных финансовых источников покрытия огромных запланированных затрат (около 150 млрд. долл.). На этом этапе приоритет отдавался сокращению военного бюджета на 10 млрд. руб. <3> Тем не менее в условиях товарного дефицита на отечественном рынке конверсия способствовала интенсивному наращиванию производства продукции гражданского назначения и товаров народного потребления на оборонных предприятиях. ——————————— <3> См.: Изюмов А. Конверсия и переход к рынку // Вопросы экономики. 1991. N 2. С. 31.

Программой предусматривалось к середине 90-х годов довести долю продукции гражданского назначения в общем объеме производства продукции оборонного комплекса до 65%. Но уже в 1992 г. эта доля составила 71%, увеличившись по сравнению с 1988 г. в 1,7 раза, хотя объемы производства оборонной продукции были сокращены всего на 22% <4>. Цена такой конверсии была очень высокой. Например, согласно Программе КБ «Микояна» разрабатывало устройства для извлечения косточек из абрикосов, объединение по производству авиационных двигателей имени Климова — обувные машины, а Всероссийский НИИ экспериментальной физики (разработчик ядерного и термоядерного оружия) должен был организовывать серийное производство штуцеров молокопроводов для молокоперерабатывающих заводов. Использование мощностей для оборонных отраслей для производства оборудования АПК, простейших товаров народного потребления и т. п. привело к резкому снижению производственного потенциала оборонных предприятий. Первый этап конверсии завершился вместе с распадом СССР. Как видим, первый, начальный, этап носил характер подготовки предпосылок для перехода к более глубокой конверсии, приобретающей всеохватывающий характер, это во-первых; а во-вторых, задача конверсии не должна заканчиваться разрушением, как это было на первом этапе. Основная конечная цель — созидание на новой основе. ——————————— <4> См.: Информационный бюллетень Международного фонда конверсии. 1991. N 1. С. 52. См.: Котов В. Экономические проблемы конверсии военного производства // Конверсия в машиностроении. 1996. N 1. С. 36.

Отсюда потребовалась «обвальная конверсия». Она характеризовалась попытками создания нормативно-правовой базы и нового, соответствующего рыночной экономике механизма управления конверсией. Отметим, что именно на этом этапе разработан Закон РФ «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 20 марта 1992 г. и скорректированный Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288; а также Указ Президента РФ от 6 ноября 1993 г. N 1850 «О стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению государственного оборонного заказа» и другие многочисленные постановления Правительства РФ. К сожалению, значительная часть положений этих документов осталась на бумаге. Цель Государственной программы конверсии оборонной промышленности на 1993 — 1995 гг. была определена как перепрофилирование производства и получение наибольшего эффекта на важнейших направлениях развития экономики России при максимально возможном сохранении численности работающих и использовании производственного и научно-технического потенциала на гражданские нужды и с минимальными затратами. Единая программа включала в свою структуру 14 дополнительных целевых программ, среди которых прежде всего: развитие гражданской авиационной техники, возрождение российского флота и др. Предполагалось, что ее реализация позволит довести объем выпуска гражданской продукции в 1995 г. до 1953,6 млрд. руб. Другая цель — уменьшение доли военных расходов в ВНП на 50%; а экономия бюджета на военные расходы должна составлять 30 млрд. руб. Отметим, что это создало определенные условия для адаптации оборонной промышленности в рыночной экономике. Однако результаты выполнения и этой Программы оказались весьма неудовлетворительными. По отчетным данным, в 1992 — 1994 гг. на предприятиях оборонного комплекса были созданы производственные мощности в объеме 3,9 трлн. руб. по выпуску многих видов гражданской продукции. В то же время в 1991 — 1994 гг. объем производства в ВПК сократился на 60,8%, причем не только военной, но и гражданской продукции (на 47,7%). В 1992 — 1994 гг. численность промышленно-производственного персонала в оборонном комплексе уменьшилась почти на 1,5 млн. человек: из военного производства высвободилось 2,1 млн. человек, в то время как реализация конверсионных проектов позволила создать к 1995 г. лишь 650 тыс. рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников <5>. ——————————— <5> См.: Котов В. Экономические проблемы конверсии военного производства // Конверсия в машиностроении. 1996. N 1. С. 33, 36. См.: Артюхов В. Ход конверсии на предприятиях оборонного комплекса России в 1993 — 1994 гг. // Конверсия в машиностроении. 1995. N 1. С. 6. См.: Изюмов А. Конверсия и переход к рынку // Вопросы экономики. 1991. N 2. С. 31.

Одной из основных причин приведенных результатов считается недостаточное финансирование конверсионных программ. Конверсируемые предприятия получили в 1993 г. лишь 67% предусмотренных Государственной программой конверсии кредитных ресурсов, а в 1994 г. — только 13%. Ввод в действие производственных мощностей в 1994 г. составил 38,7% запланированного. Как видим, опять противоречие. Следующий, третий, этап — перенос конверсии на региональный уровень. Недостатки в ходе реализации Государственной программы конверсии и сложное финансово-экономическое положение конверсируемых предприятий обусловили необходимость разработки новой программы. Федеральная целевая программа конверсии оборонной промышленности на 1995 — 1997 гг. предусматривала перепрофилирование и модернизацию высвобождаемых мощностей для организации разработки и серийного производства высокотехнологической, конкурентоспособной продукции гражданского назначения для переоснащения важнейших отраслей народного хозяйства, развития экспортного потенциала и снижения экономической зависимости от импорта продукции. Сейчас несколько изменились приоритеты новой программы: вместо 14 целевых программ осталось 8. Предполагается создание свыше 400 тыс. рабочих мест для работников, высвобождаемых из военного производства, и введение дополнительных производственных мощностей для выпуска продукции гражданского назначения и товаров народного потребления на 41,1 трлн. руб. <6> ——————————— <6> См.: Сало В. О ходе реализации Целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995 — 1997 гг. // Конверсия в машиностроении. N 3. С. 5; Рассадин В. Н., Санчес-Андрес А. Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования // Проблемы прогнозирования. 2001. N 6. С. 38 — 39 и др.

Отличительной особенностью третьего этапа конверсии стало постепенное свертывание федеральными органами власти и управления своего участия в конверсии с перекладыванием соответствующих проблем на уровень субъектов Федерации. В Миноборонпроме, Минатоме России, Российском космическом агентстве к 1996 г. исчезли подразделения по конверсии. Одновременно Правительство РФ начало подписывать соглашения с субъектами РФ о разграничении полномочий в сфере управления оборонным комплексом и процессами конверсии. Субъективизм в осуществляемых Программах не привел к улучшению положения конверсируемых предприятий. Оно продолжало ухудшаться. Падение производства (в том числе гражданской продукции) составило в 1995 г. 22,7% по сравнению с 1994 г., в 1997 г. по сравнению с 1996 г. — еще 16%. Только за 1995 г. высвобождено 26% работающих в военном производстве. Но в гражданском производстве было создано лишь около 50 тыс. рабочих мест. В 1995 — 1996 гг. введено всего 13% запланированных производственных мощностей <7>. ——————————— <7> См.: Котов В. Экономические проблемы конверсии военного производства. М., 1997. С. 40.

Главная причина, по мнению представителей Минэкономики России, осталась прежней — нехватка финансов, недостаточность финансирования: в 1995 г. ОПК получил 86,4% запланированных дотаций из бюджета, 22,5% — целевого кредита на конверсию, 77,8% — запланированных средств на НИОКР. Из-за ограниченности бюджетных средств и задержки с их выделением вся их сумма была направлена на финансирование 159 переходящих «приоритетных» конверсионных программ. В 1996 г. дотации из бюджета составляли 52,8% плановых, в 1997 г. — 86,3%; финансирование НИОКР в 1996 г. равнялось лишь 47,7% предполагавшейся величины. Не изменилась и ситуация с финансированием конверсии: на конверсионные проекты в 1996 г. было выделено 11% средств, предусмотренных бюджетом, в 1997 г. — 15,5% <8>. В целом «результаты» конверсии «впечатляют»: только в 1992 — 1996 гг. военное производство сократилось почти в шесть раз, общий объем производства продукции ОПК — в семь раз (то есть производство гражданской продукции снизилось еще больше, чем военной), из военной сферы высвобождено, по разным оценкам, от 2 до 3,5 млн. работников. Как видим из цифр, недостатки остались. Конверсия продолжала оставаться незавершенной. ——————————— <8> См.: Материалы парламентских слушаний «О положении дел в ВПК РФ» (апрель 1998 г.). М., 1998. С. 40.

Отсюда — потребность в новом этапе реструктуризации ОПК. Данные показывают, что к середине 1997 г. оборонная промышленность находилась в состоянии глубокого кризиса. Очевидно, что невозможность финансировать государственный оборонный заказ и конверсионные проекты в прежнем объеме, потребность в сохранении пока еще существующего потенциала при невозможности поддержания всех оборонных производств предопределили необходимость кардинального пересмотра концепции развития и конверсии ОПК. Отсюда не случаен следующий, четвертый, этап конверсии. Начатый в 1998 г., он предусматривает «коренную реструктуризацию оборонной промышленности в 1998 — 2000 гг. с формированием «ядра» оборонно-промышленного потенциала — эффективного, конкурентоспособного и финансово устойчивого». Основные подходы к реформированию оборонной промышленности, содержащиеся в Федеральной целевой программе реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 — 2000 гг., включают: — концентрацию оборонно-промышленного потенциала с учетом предусмотренных законодательством форм реорганизации предприятий и организаций на основе их вертикальной и горизонтальной интеграции; — оптимизацию состава предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ, путем его конкурсного размещения; — перевод там, где это целесообразно, производства техники с серийных заводов на опытные производства при ведущих НИИ и КБ; — перепрофилирование высвобождаемых производств на выпуск пользующейся платежеспособным спросом гражданской продукции; — обеспечение социальной защищенности работников, высвобождаемых из военного производства; — проведение целенаправленной политики государственной поддержки градообразующих предприятий и закрытых административно-территориальных образований; — развитие рыночной инфраструктуры и создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций; — углубление интеграции производства посредством использования двойных технологий, формирование наукоемкой, высокотехнологичной, диверсифицированной промышленной базы, обеспечивающей в перспективе техническое перевооружение армии и флота и устойчивое развитие предприятий и организаций оборонной промышленности. На основании вышеизложенного процесса этапизации конверсии в России автором предлагается таблица 1, которая дает обобщенную картину конверсии в России, показывает ее результаты.

Таблица 1. Этапы конверсии в России

Периоды Особенности Базовые нормативные Результаты документы

1989 — Административно-командная Государственная Снижение 1991 гг. программа оборонной производственного промышленности и потенциала развития производства оборонных гражданской продукции предприятий в оборонном комплексе вследствие до 1995 г. использования мощностей оборонных отраслей для производства простейшего гражданского оборудования

1992 — «Обвальная» Закон РФ Созданы 1994 гг. «О конверсии оборонной производственные промышленности в РФ», мощности в объеме Указ Президента РФ «О 3,9 трлн. руб. по стабилизации выпуску экономического гражданской положения предприятий продукции. и организаций оборонной В то же время промышленности и мерах спад объемов по обеспечению производства в ОПК государственного составил 60,8%, в оборонного заказа» т. ч. производство гражданской продукции сократилось на 47,4%, численность ППП сократилась на 1,5 млн. чел. В 1993 г. предприятия получили лишь 67% предусмотренных кредитных ресурсов, в 1994 г. — 13%

1995 — Региональная Федеральная целевая Снижение участия 1997 гг. направленность программа конверсии федеральной власти оборонной в реализации промышленности конверсии, на 1995 — 1997 гг. падение объемов производства в ОК: 1995 г. — 22,7%, 1997 г. — 16%, ввод запланированных мощностей в 1995 — 1996 гг. — 13%, дальнейшее снижение финансирования: в 1995 г. ОПК получил 86,7% запланированных дотаций госбюджета, 22,5% — целевого кредита, в 1996 г. — 52,8% плановых дотаций, в 1997 г. — 86,3%

1998 — Реструктуризация и Федеральная целевая В основу новой настоящее конвертация программа Программы положена время реструктуризации модель конверсии и конверсии оборонной на уровне промышленности предприятий на 1998 — 2000 гг.

Из приведенного материала видно, что идеальной модели конверсии в России не получилось. Каждый из этапов имеет как положительные, так и негативные последствия. И в большей мере они были деформированы исходной конкретной экономической ситуацией и исторической обстановкой, например стабильностью (или нестабильностью), развитостью системы правового регулирования и ее эффективностью (или отсутствием ее), наличием оптимальных условий обеспечения финансами процесса конверсии (или отсутствием таких условий) и т. д. И это оправданно, так как переход от одного качества общества к другому практически невозможен без негативных последствий и противоречий. Кроме того, данные таблицы показывают также, что характерно для конкретного конверсионного этапа ОПК. Во-первых, низкая доходность. Она вызвана тем, что замедленный темп роста в условиях возросшей конкуренции и наличие избытка производственных мощностей не могут не оказать негативного влияния на величину прибыли предприятия этого комплекса. Во-вторых, продолжает наблюдаться в качестве определяющей тенденции падение темпов роста, вызванное прогрессирующим физическим и моральным старением оборудования, что, в свою очередь, порождает острую конкуренцию за свою долю на рынке. При этом в этих условиях все более широкое распространение получает такой новый вид конкуренции, как ценовая конкуренция. В-третьих, на рынках вооружений и военно-технической продукции продолжает усиливаться международная конкуренция, что ставит российский ОПК в сложнейшие условия. В-четвертых, высокая доля государственной собственности при слабом контроле ее использования со стороны органов государственного управления. В-пятых, старение и ухудшение качественного состояния кадров. Отсюда важная задача развития ОПК в условиях конверсии — решение проблемы усиления его инвестиционной привлекательности посредством учета изменяющейся конъюнктуры спроса и предложения как на внутренних, так и внешних рынках. Данные таблицы показывают также, что каждый последующий этап конверсии существенно отличается от предыдущих. Эти многообразные отличия можно спроецировать на критерии, в совокупности которых и отражается существенная сторона и особенности форм конверсионных процессов. Среди них, во-первых, различные временные «лаги», совокупность которых дает картину «активности» или «пассивности» происходящей конверсии, ее результативности или «нулизации». Это отражение общего состояния экономики России в условиях рыночных преобразований, а именно — цикличности, сопровождающейся предкризисной или кризисной ситуацией. Таким образом, ни о каком «линейном» или «мягко волнистом» процессе прохождения конверсии речи быть не может. Во-вторых, на разных этапах по-разному проявляется «эффект масштаба» в проводимой конверсии и несовпадающая в них роль субъекта, когда определенную роль может играть: а) государство; б) государственные или иные организации, отвечающие за проводимую конверсию; в) региональные субъекты; г) индивидуальные собственники и т. д. В-третьих, разная юридическая основа, а следовательно, различные базовые нормативные документы, закрепляющие «жизненность», «жизнеспособность» и «жизнестойкость» конверсии, ее активность или инертность. Добавим, что анализ принимаемых документов показывает, что они, как правило, хронологически делятся на «привычные» и типичные еще для социализма пятилетки. Для подтверждения приведем некоторые из них: первоначально была разработана «концепция» развития вооружения и военной техники (ВВТ). Интервал реализации этого документа подразделяется так: 3 x 5 (общий итог — 15 лет); далее — Государственная программа вооружения, рассчитанная на 10 лет, также детализируется на 2 x 5. И наконец, возрождена идея разработки долгосрочного социально-экономического развития ОПК страны на 20 лет (4 x 5). По сути дела, перечисленные Программы концептуально и хронологически дублируют те, что были характерны предреформенному социалистическому периоду развития, которые, как известно, принимались на пять и семь лет, приобретая характер 5-летних и 7-летних планов развития народного хозяйства. А будет ли это эффективно в период интегрального развития вхождения в рынок? Вопрос не праздный. В-четвертых, перечисленные критериальные особенности этапов и их общая характеристика проявляются в результативности, эффективности того или иного этапа конверсии. Результаты, как видно из таблицы, показывают процессы «взлета» и «падения» ОПК разных периодов. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что задача конверсии состоит прежде всего в необходимости развивать новые формы экономико-организационных структур в ОПК, которые должны отвечать особенностям и интересам новой рыночной экономики и быть прибыльными, а следовательно, обеспечивать «наполняемость» федерального бюджета, рост экспортных поставок, реконверсию. Проводимые реформы ОПК пока не привели к желаемым результатам в этой сфере. Практика показала, что Россия проигрывает в направлении конверсионных процессов, в ориентации на определенные виды военной и гражданской продукции, что мешает ей быть конкурентоспособной на мировом рынке вооружений и военной техники. Отсюда ясно, что основные цели конверсии ОПК, предусматриваемые государственными программами, не были достигнуты. Поэтому совершенствование ОПК как важного звена рыночной экономики следует рассматривать, на наш взгляд, не только необходимым условием развития новых экономических реалий России, но и объективной предпосылкой прогресса глобализированной экономики. В условиях глобализации Россия, как и другие страны, стала частью мировой экономики. Отсюда наиважнейшей ее целью должно быть развитие такой экономики, которая была бы конкурентоспособной и обеспечивала лидерство страны на внешних рынках. Основу конкурентоспособной экономики составляют эффективно функционирующие отрасли, в том числе оборонно-промышленный комплекс, результаты деятельности которого напрямую зависят от конверсии. И следует иметь в виду, что рыночное преобразование ОПК является лишь одной (хотя и важной) из составных частей общей концепции перехода к новой экономической системе, основанной на функционировании цивилизованных рыночных отношений. Параллельно реорганизации ОПК в обществе должны происходить и другие преобразования. При этом поэтапное и эффективное изменение ОПК должно иметь многопрофильный характер, контроль за которым должно осуществлять государство как его главный субъект. Поспешный и стихийный процесс перехода к рыночным условиям недопустим, ибо он не дает положительных результатов.

——————————————————————