Наставление о доставлении
(Мошкович М.)
(«ЭЖ-Юрист», 2009, N 28)
НАСТАВЛЕНИЕ О ДОСТАВЛЕНИИ
М. МОШКОВИЧ
Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».
На прошлой неделе Минюст зарегистрировал Приказ МВД России от 01.04.2009 N 248 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав милиции в дежурной части органа внутренних дел Российской Федерации после доставления граждан». Примечательно, что действия стражей порядка при доставлении граждан в ОВД уже давно регламентированы различными законными и подзаконными актами. Наставление же, по сути, имеет целью защитить «доставляемого» человека от беззакония со стороны правоохранительных органов, обеспечить соблюдение его гражданских прав и свобод.
Понятие «доставление» определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях как принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении, если таковой невозможно составить на месте. Доставление относится, во-первых, к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в числе которых также задержание, личный досмотр, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, задержание транспортного средства и др. Во-вторых, данная мера может быть применена в связи с задержанием лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений.
Наставление подробно расписывает порядок действий сотрудников милиции на том этапе, когда «принудительно препровождаемый» уже доставлен в отделение милиции. При этом акцент делается на проверке законности такого доставления, строгом соблюдении процессуальных норм и уважении к человеческому достоинству. С ним полезно будет ознакомиться и самим гражданам (Наставление опубликовано на сайте МВД), поскольку в некотором роде оно аналогично многочисленным инструкциям, которыми пестрит Интернет, разъясняющим, «что вправе делать милиция при доставлении и задержании».
Так, Наставление обязывает регистрировать всех доставленных граждан и составлять протоколы о доставлении (эти правила, как мы знаем, особенно часто нарушаются во избежание последующих претензий), информировать граждан о порядке проведения с ними процессуальных действий (путем оснащения соответствующих помещений выдержками из нормативно-правовых актов) и о номерах телефонов должностных лиц, которым можно пожаловаться.
В документе приведены возможные сроки административного задержания, порядок содержания задержанных и другие аспекты (в частности, он обязывает оперативного дежурного в кратчайшие сроки по просьбе гражданина уведомить о задержании его родственников, администрацию по месту работы или учебы, защитника), регламентирует особенности работы с отдельными категориями граждан (несовершеннолетними, иностранцами, пьяными, наркоманами, лицами, нуждающимися в медицинской помощи, и др.).
Очевидно, что причиной появления подобного документа стали многочисленные жалобы (а иногда и выигранные суды) на незаконные действия милиции при задержании и доставлении участников демонстраций, журналистов, призывников и других граждан. Он, как и другие недавно принятые документы (Инструкция о порядке отбора граждан на службу в ОВД, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД), направлен на повышение профессионально-нравственного уровня работников милиции и улучшение их репутации.
Напомним, что кампания по возвращению доверия к милиции была в числе первых шагов министра внутренних дел РФ Рашида Нургалиева на этом посту. Однако особого успеха здесь пока достичь не получается. Результаты многочисленных социологических опросов показывают, что доверия у населения к правоохранительным органам не прибавляется. И неудивительно: ежедневной информации о случаях незаконного задержания и арестов, физического насилия и пыток, да и просто о пренебрежительном, оскорбительном отношении милиции к людям настолько много, что даже те граждане, которые никогда не имели негативного опыта общения с силовыми структурами, при виде милиционера спешат от греха подальше перейти на другую сторону улицы. А с учетом последних событий, скоро будут и из магазинов уходить…
Глубину проблемы демонстрирует и сам текст Наставления — чего стоит, к примеру, положение о том, что «исполнение обязанностей и реализация прав милиции… не должны представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство». И подобные вещи приходится разъяснять нормативно работникам органа, который по определению призван защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан согласно ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции»! Однако, может быть, такие шаги и имеют смысл в данной ситуации, ведь известно же, что стражам порядка, как и любым людям в погонах, ближе и понятнее приказы ближестоящего начальника, чем нормы Конституции.
Наставление, в частности, обязывает оперативного дежурного, который принимает доставленного в отделение гражданина «быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым», разъяснять доставленному «основание и повод ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности». Если же (вдруг!) выясняется, что человек доставлен в дежурную часть или задержан незаконно, то его необходимо незамедлительно освободить и извиниться перед ним. О факте же неправомерного доставления нужно тут же доложить руководителю ОВД для принятия последним необходимых мер.
Смешно предполагать, что существующие проблемы можно враз исправить подобными инструкциями. Рыба тухнет, как известно, с головы, и если стражи порядка позволяют себе незаконные действия и хамское отношение к людям, то только потому, что на это есть воля или по крайней мере согласие начальства.
В противном случае наставления о необходимости соблюдения норм закона не понадобились бы.
Но осталась еще надежда, что кто-то в рядах силовиков все же пытается исполнять свои обязанности должным образом, невзирая на давление системы. Им такие наставления, безусловно, будут подспорьем — и это уже плюс.
——————————————————————