Влияние византийского права на развитие отечественного семейного права: историография вопроса

(Собина И. Ю.)

(«Общество и право», 2009, N 4)

ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИЙСКОГО ПРАВА НА РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

СЕМЕЙНОГО ПРАВА: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА

И. Ю. СОБИНА

Собина Ирина Юрьевна, соискатель кафедры теории и истории государства и права Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Отечественное законодательство, регулирующее семейно-брачные отношения, прошло долгий путь развития. Исследованию действующих в данной сфере правовых норм уделяется пристальное внимание. В то же время проблема генезиса рассматриваемой отрасли, определения внутренних и внешних факторов, повлиявших на ее становление, не получила широкого освещения в литературе. В связи с этим важной задачей современной юридической науки является ретроспективная оценка правовой регламентации семейных отношений в Древней Руси, а также анализ состояния и развития отечественной правовой мысли о значении византийского наследия для развития отечественного законодательства.

Для целей настоящего исследования представляют интерес работы, посвященные, во-первых, истории отечественного права в целом, во-вторых, становлению русского семейного права, в-третьих, истории развития законодательства Византийской империи, в-четвертых, анализу отдельных институтов византийского семейного права.

Значительное место в отечественной историографии занимают труды авторов, занимавшихся изучением истории византийского права в конце XIX — начале XX в.: Д. Азаревича, В. Н. Бенешевича, Ю. А. Кулаковского, Ф. И. Успенского и др. Особенностью дореволюционной литературы по исследуемому вопросу явилось то, что сведения по истории Византийской империи очень часто использовались представителями различных общественных течений (таких, например, как западники и славянофилы) для обоснования их концепций, демонстрации положительного или отрицательного значения византийского наследия для развития Российского государства. По мнению известного русского философа и правоведа К. Леонтьева, «византийское общество… пострадало от равнодушия или недоброжелательности писателей западных, от неприготовленности и долгой незрелости нашей русской науки» [1]. Дореволюционный исследователь с сожалением отмечал, что «нет еще искусных людей, которые сумели бы приручить наше воображение и сердца к образам этого мира, с одной стороны, столь далеко отошедшего, а с другой — вполне современного нам и органически с нашей духовной и государственной жизнью связанного» [2. С. 1].

В дореволюционный период выходило несколько изданий, посвященных вопросам византиноведения, а именно: «Byzantinische Zeitschrift», «Византийский временник», «Известия Русского археологического института в Константинополе», «Летопись Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете. Византийское отделение», «Христианский Восток». Ф. И. Успенский указывал на существовавшую точку зрения относительно того, что поле византиноведения не так обширно, что нельзя надеяться на широкое и продолжительное развитие интереса к византийским занятиям уже потому, что круг источников, имеющих цель поддерживать и возбуждать научное любопытство, весьма ограничен, и едва ли можно надеяться на новые откровения в библиотеках, архивах и монастырских книгохранилищах, западных и восточных, даже самых опытных исследователей рукописей [2. С. 1].

Дореволюционный исследователь исходил из того убеждения, что «утверждение знаний о Византии и выяснение наших к ней отношений в высшей степени обязательно для русского ученого и не менее полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания» [3].

Существующую разницу между западноевропейской и восточноевропейской историей Ф. И. Успенский определял следующим образом: «изучение последней шло гораздо медленнее; во всех отделах истории, которые не имеют ближайшего отношения к Западу, господствует много произвольного и не обоснованного на тщательной обработке материала, который к тому же не вполне общедоступен, а частью и не издан. Вследствие этого постепенно получавшие в науке преобладание теоретические построения о ходе всемирной истории оказываются не совсем пригодными к разъяснению событий восточноевропейской истории» [3].

Особое место среди исследований, посвященных истории Византии, занимает работа известного русского византиниста А. А. Васильева [4]. В 20-х гг. XX в. он иммигрировал в США и по праву считается основателем американской византинистики. Особенность работы А. А. Васильева состоит в соединении достижений западноевропейской, американской и русской науки.

Существенный вклад в разработку проблемы о влиянии византийского права на древнейшее русское право внесли такие дореволюционные ученые, как: И. Д. Беляев, М. Ф. Владимирский-Буданов, А. М. Гуляев, Н. Л. Дювернуа, Н. В. Калачев, К. Д. Кавелин, Е. А. Неволин, В. И. Сергеевич, Н. И. Тиктин и другие.

Важное место в дореволюционной историографии занимает работа известного русского юриста Д. И. Азаревича [5]. Дореволюционный исследователь обратился к изучению следующих источников: Corpus juris civilis, императорские новеллы после Юстиниана до Льва Исавра, Эклога Льва Исавра и Константина Копронима, новеллы императоров от Льва Исавра до Василия Македонянина. Несомненным достоинством работы стало изучение канонического права на Востоке (Постановления Апостольские, Апостольские правила, Правила соборов, Правила Святых Отцов Церкви), а также выяснение вопроса об отношении светского права к церковному и использовании Церковью законодательства Юстиниана.

Во второй части исследования Д. И. Азаревич исследовал такие источники, как Прохирон, Эпанагога, Василики, новеллы императоров, определил их значение, а также охарактеризовал историю правовой науки в период, охватывающий 867 — 1453 гг.

Следует отметить, что в России был опубликован ряд западных исследований, посвященных истории римского права. В этих работах также уделялось внимание регулированию семейно-брачных отношений. Так, в Учебнике римского права, переведенном на русский язык Д. И. Азаревичем [6], наряду с вопросами организации государственного управления, внешних отношений, уголовного права и процесса, большое место было отведено рассмотрению вопросов семьи и брака, а именно: отношения между супругами, отцовская власть, опека.

В дореволюционный период были предприняты первые попытки сравнительного анализа источников древнерусского и византийского права. В качестве примера можно привести исследование Н. И. Тиктина [7]. Рассматриваемая работа открывалась общими замечаниями о рецепции византийского права в Соборное уложение 1649 г., определением ее характера. Дореволюционный исследователь охарактеризовал византийское право как источник уголовных законов Уложения, как источник гражданских законов Уложения. В частности, затронул и вопросы заимствования в сфере регулирования семейных отношений [7. С. 106 — 115]. Н. И. Тиктин также обратился к анализу оснований, «которыми руководилась верховная власть при включении византийского права в число официальных источников Уложения» [7. С. 17 — 22].

Интерес у отечественных исследователей вызывал вопрос о регулировании семейных отношений в первобытном обществе. В качестве примера можно привести работу М. Ковалевского [8]. В ней затронуты такие вопросы, как происхождение брака, древнейшие способы его заключения, брачные подарки. Как писал М. Ковалевский, «едва ли какой вопрос в истории брачного права подвергаем был столь тщательной обработке, как вопрос о древнейшем порядке заключения брачного союза. Мы имеем чуть ли не трехсотлетнюю литературу и могли бы составить целую библиотеку из монографических исследований, написанных на всевозможных языках и посвященных самому детальному его изучению у различнейших народов земного шара. И все же вопрос этот далеко не решен окончательно; разноречия и несогласия продолжают держаться по-прежнему» [8. С. 81]. Автор обращал внимание на то обстоятельство, что учеными было собрано немало данных в доказательство той мысли, что у римлян похищение невесты было признаваемо законным способом заключения брака [8. С. 89].

М. Ковалевский обращался также к исследованию отечественной истории и указывал на то обстоятельство, что «недавние труды собирателей народных обычаев, как в России, так и в югославянских землях, доставляя возможность констатировать факт существования не только обряда, но и обычая уводить невест в местностях, отдаленных нередко друг от друга на расстоянии целых тысяч верст, являются существенным подспорьем исследователю древнейших форм заключения брачного союза» [8. С. 90]. Проанализировав содержание Повести временных лет, М. Ковалевский пришел к выводу, что Нестор намекал на существование у славянских племен двух различных форм заключения брака: одну господствующую и древнейшую, другую позднейшего происхождения и встречающуюся в его время у одних только полян. Первая предполагала добывание себе невесты женихом путем увода — добывание, обозначаемое в тексте словами «хожаше зять (жених) по невесту». Вторая являлась результатом предварительного соглашения между семействами жениха и невесты насчет величины платимого женихом калыма или вена [8. С. 100].

Особо следует сказать о работах известного дореволюционного исследователя И. И. Соколова [9]. Ученый обращался к изучению таких институтов семейного права, как развод и усыновление. Работа И. И. Соколова, посвященная поводам к разводу в Византии [10], открывается анализом положений Номоканона патриарха Фотия. Автор проанализировал поводы к разводу, предусмотренные Эклогой, Прохироном Василия Македонянина, Эпанагогой, остановился на изучении положений Василик о разводе, а также новеллах императора Льва VI Мудрого о причинах расторжения браков. Весьма важную составляющую исследования И. И. Соколова представляет анализ канонического права, в частности определений о поводах к разводу патриархов: Алексия Студита, Михаила Кируллария, Феодота, Василия Каматира, Мануила II и Афанасия I, Иоанна XIII Гликиса, Исаии, Иоанна XIV Калекаса, Антония IV и Матфея.

Разводу в римском праве было посвящено исследование Л. Н. Казанцева [11]. Он охарактеризовал исторические формы римского брака, дал понятие о браке у римлян, исследовал его исторические формы в Риме. Глава вторая монографии непосредственно посвящена прекращению брака с помощью развода по римскому праву.

Среди фундаментальных исследований советского и постсоветского периодов, посвященных истории византийского права, следует назвать работы таких авторов, как Г. Г. Литаврин [12], Е. Э. Липшиц [13], И. П. Медведев [14], И. С. Перетерский [15] и другие.

В своей работе, опубликованной в 1961 г., Е. Э. Липшиц обратилась к изучению развития византийского общества и культуры в VIII — первой половине IX в. В исследовании «Право и суд в Византии в IV — VIII в.» было проанализировано состояние юридической науки указанного периода. Е. Э. Липшиц были определены основные тенденции в развитии гражданского права в Византии IV — V вв., а также в VII — VIII вв., исследована организация гражданского судопроизводства в IV — VI вв. Е. Э. Липшиц обращалась непосредственно к исследованию источников византийского права [16]. В частности, были подвергнуты анализу такие правовые памятники, как Частная распространенная Эклога, Прохирон, Эпанагога, Василики, а также частные юридические сочинения (Новеллы Льва VI, практика магистра Евстафия в Высшем суде Константинополя и др.).

Исследованием отдельных аспектов жизни византийского общества занимались такие ученые, как: Б. Т. Горянов, А. П. Каждан, С. П. Карпов, Г. Л. Курбатов, М. В. Левченко, Н. В. Пигулевская, М. Я. Сюзюмов, Л. А. Тихомиров, К. В. Хвостова и другие. История отечественной византиноведческой литературы советского периода представлена в работах З. В. Удальцовой [17] и Г. Л. Курбатова [18].

Если говорить о современном этапе развития отечественной юридической науки, то проблематика семейно-брачных отношений по-прежнему представляет интерес для отечественных исследователей. Ученые, занимающиеся изучением проблем семейного права Российской Федерации, обращают внимание на отсутствие четкого законодательного определения ключевых понятий [19. С. 2 — 6]. Предлагаются оригинальные определения базовых понятий семейного права, таких как «семья», «брак», «семейная жизнь» и др. [20].

Современные авторы редко обращаются к исследованию представлений о браке в византийском праве и влияния византийского права на становление и развитие отечественного семейного права. Такое положение дел явно не отвечает значению этих вопросов для развития отечественной историко-правовой науки. Как справедливо отмечает Д. А. Макаров, «теоретические основы и принципы правопонимания, правовых институтов по своему уровню разработки иногда не уступают положениям многих современных исследователей и являются основой современного научного знания о праве и государстве» [21. С. 3].

Необходимо отметить, что в последнее время появился ряд работ, связанных с изучением вопросов рецепции римского и византийского права на Руси [22]. К исследованию византийской идеологии и ее влиянию на развитие права Древней Руси обращались О. А. Лядов и И. Е. Романов [23. С. 10 — 15]. Истории изучения византийского и римского права в России посвящена работа В. Г. Графского [24. С. 243 — 265]. Вместе с тем анализ влияния византийского права на развитие семейного права Древней Руси на уровне диссертационных и монографических работ не проводился. Проведенное исследование позволило выявить только две научные статьи по данной проблематике [25], что нельзя признать достаточным. Такое положение дел не отвечает значению этих вопросов для развития отечественной историко-правовой науки.

В настоящее время в литературе не только отсутствуют специальные исследования, посвященные сравнительно-правовому анализу регулирования семейных отношений в Византийской империи и в Древней Руси, но даже нет единого мнения о воздействии византийского права на развитие соответствующих институтов отечественного законодательства.

Современные авторы редко обращаются к изучению представлений о браке в византийском праве. Исключение составляет работа А. И. Горбачевой [26. С. 196 — 205]. Правовому положению женщин посвящена работа Л. Ю. Костогрызовой [27. С. 93 — 98]. Для целей настоящего исследования представляет определенный интерес также работа Н. Л. Пушкаревой, в ней создана целостная картина положения женщины в семье и обществе Древней Руси, проведены некоторые параллели между византийскими и древнерусскими источниками [28].

Среди исследований историко-правового характера особо следует отметить работу Н. С. Нижник [29]. Она посвящена правовому регулированию брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России и охватывает период IX — XX вв. Н. С. Нижник уделяет пристальное внимание формированию первичных регулятивно-охранительных систем в сфере семейно-брачных отношений. Исследователь обращается к вопросу о возникновении брачного права Древней Руси и его развитии в условиях язычества, отмечая при этом, что сведения о семейном укладе народов, населяющих территорию России в дохристианский период, немногочисленны и отрывочны. Н. С. Нижник была определена специфика отраслевого обособления семейно-брачных отношений и правовых регуляторов, действовавших в этой сфере после принятия христианства. Рамки исследования не ограничиваются семейным правом Древней Руси. Н. С. Нижник характеризует правовое регулирование семейно-брачных отношений в Российской империи, уделяя особое внимание организационно-правовым основам обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Объектом диссертационного исследования Т. Ю. Дементьевой [30] явились общие закономерности возникновения, развития и функционирования семейного и наследственного права в Киевской Руси, его основные понятия, категории и принципы. Автором диссертации были поставлены такие задачи, как изучение эволюции законодательного закрепления норм, регулирующих семейно-брачные и наследственные отношения на этапе становления древнерусского права; раскрытие конкретно-исторического содержания и природы института семьи в истории древнерусского права; исследование основных аспектов личных и имущественных взаимоотношений супругов в период становления и развития Древнерусского государства; выявление особенностей прекращения и расторжения брака на Руси, признания брака недействительным; рассмотрение особенностей способов передачи наследства в отношении детей и супругов [30. С. 5]. При этом Т. Ю. Дементьева не ставила перед собой задачи комплексного анализа источников византийского права и определения влияния византийских норм на становление и развитие отечественного семейного законодательства.

Определенный научный интерес представляет работа В. В. Чемеринской [31]. Исследователем было уделено особое внимание византийскому правовому наследию на Руси в X — XV вв., рассмотрены общие вопросы влияния византийских правовых норм на первые юридические памятники Руси, затронуты проблемы рецепции законодательства Византии. Внимание В. В. Чемеринской сфокусировано на рассмотрении византийского права как источника Соборного уложения 1649 г., в частности на сравнительном анализе уголовных и гражданских законов Уложения 1649 года и византийского законодательства.

Подводя итог анализу состояния историографии исследуемого вопроса, можно сделать вывод, что представители отечественной правовой науки наиболее последовательно изучали именно те аспекты истории Византии, которые имели непосредственное отношение к российской истории. В дореволюционный период всплеск интереса к истории семейного права Византии сопровождал обнаружение и публикацию новых источников права. В советский период на первый план вышли проблемы общественно-политического развития и проблематика семейно-брачных отношений затрагивалась лишь эпизодически. Ряд работ, появившихся в последние годы, позволяет, на наш взгляд, говорить о возрождении интереса современных отечественных ученых к изучению древнерусского семейно-правового наследия. В условиях современной России обращение к историко-правовому наследию прошлого продиктовано необходимостью укрепления авторитета и поддержки института семьи и базовых семейных ценностей.

Вместе с тем, сколь ни обширна имеющаяся литература, проблема византийского влияния на генезис отечественного семейного законодательства далеко не исчерпана и ждет своего исследователя.

Литература

1. Леонтьев К. Византизм и славянство. М., 1876 // http://knleontiev. narod. ru/texts/vizantizm. htm. Дата обращения 23.05.09.

2. Успенский Ф. И. Новая струя, вносящая оживление в историю Византии // Византийский временник. 1915. N 22.

3. История Византийской империи Ф. И. Успенского. Т. 1. СПб., б. г.; История Византийской империи Ф. И. Успенского. Т. 2. Первая половина. Л., 1927. http://society. polbu. ru/uspensky_bysantia/ch01_all. html.

4. Васильев А. А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб.: Алетейя, 1998.

5. Азаревич Д. История византийского права. Ч. 1: История греко-римского права, от Юстиниана до Василия Македонянина (534 — 867 гг.); Ч. 2: История византийского права. Период 2 (867 — 1458 гг.). Ярославль: Тип. Г. Фальк, 1876.

6. Паделлетти Г. Учебник истории римского права / Перевод с итальянского Д. И. Азаревича, с изменениями и дополнениями. Одесса: Тип. П. А. Зеленого, 1883.

7. Тиктин Н. И. Византийское право как источник Уложения 1648 г. и новоуказных статей: Опыт историко-сравнительного исследования. Одесса: Тип. Штаба окр., 1898.

8. Ковалевский М. Первобытное общество. Вып. 2: Семья. М., 1886.

9. Соколов И. И. Усыновление и его отношение к браку в Византии и на современном Греческом Востоке: Историко-правовой очерк. Санкт-Петербург, 1910.

10. Соколов И. И. О поводах к разводу в Византии с половины IX до половины XV века: Историко-правовой очерк. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1911.

11. Казанцев Л. Н. О разводе по римскому праву в связи с историческими формами римского брака. Период языческий: Историко-юридическое исследование. Киев, 1892.

12. Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X — XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976 — 1081. М., 1977.

13. Липшиц Е. Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая половина IX века. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. 482 с.; Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV — VIII вв. М.: Наука, 1976.

14. Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб.: Алетейя, 2001.

15. Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956.

16. Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX — XI вв. Историко-юридические этюды / Под ред. В. И. Рутенбург. Л.: Наука, 1981.

17. Удальцова З. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969.

18. Курбатов Г. Л. История Византии: Историография. Л., 1976.

19. Афанасьева И. В. Акценты и приоритеты в дефиниции понятий «брак» и «семья» и их значение для юридической науки и практики // Семейное и жилищное право. 2006. N 1. С. 30 — 33; Шершень Т. В. В год семьи о понятии семьи в современном российском праве // Семейное и жилищное право. 2008. N 5.

20. Воронкова М. А. Правовое и религиозное регулирование семейной жизни: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Владимир, 2007.

21. Макаров Д. А. Система права Византийской империи: историко-правовой аспект: Автореферат дис. … канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2007.

22. Агафонов А. В. О рецепции византийского законодательства в Киевской Руси // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал. 2006. N 4. С. 457 — 461; Милов Л. В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. 1998. N 1 (3). С. 113 — 119; Милов Л. В. Проблемы рецепции византийского права в Древней Руси // Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI — XIX вв.: Сборник статей. М.: Парад, 2000. С. 97 — 107; Ткаченко С. В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории: Дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2006.

23. Лядов А. О., Романов И. Е. Православная (византийская) идеология как один из источников древнерусского права // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 1999. N 4.

24. Графский В. Г. Дигесты Юстиниана: из истории изучения византийского и римского права в России // История права: Англия и Россия. М.: Прогресс, 1990.

25. Головко М. Влияние византийского права на становление русского семейного права (X — XVII вв.) // Современные проблемы совершенствования российского законодательства. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 33 — 34; Доронин А. М., Русинов В. В. Влияние византийского права на брачно-семейные отношения и наследственное право Древней Руси // XXXII Неделя науки СПбГПУ: Материалы межвузовской научно-технической конференции. Ч. 8. СПб., 2004.

26. Горбачева А. И. Эволюция идеи «брак есть общность божественного и человеческого права» в римском и византийском законодательстве // Актуальные проблемы государства и права: Сборник научных статей студентов, аспирантов и молодых ученых юридических вузов. М.: Статут, 2008.

27. Костогрызова Л. Ю. Правовое положение женщины в Византии // Российский юридический журнал. 2001. N 3.

28. Пушкарева Н. Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989.

29. Нижник Н. С. Правовое регулирование брачно-семейных отношений в контексте эволюции государственно-правовой системы России, IX — XX вв.: Дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 2003.

30. Дементьева Т. Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси: IX — XII вв.: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Казань, 2006.

31. Чемеринская В. В. Влияние Византийского права на древнерусское и российское законодательство X — XVII вв. (Опыт сравнительного анализа): Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2003.

——————————————————————