Правовое регулирование вопросов подготовки ребенка к усыновлению: опыт Англии

(Татаринцева Е. А.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 9)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К УСЫНОВЛЕНИЮ: ОПЫТ АНГЛИИ

Е. А. ТАТАРИНЦЕВА

Татаринцева Елена Александровна, кандидат наук кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Светлоградского филиала института дружбы народов Кавказа, директор Светлоградского филиала.

В качестве профилактической меры отмены усыновления автором обосновывается необходимость введения в российское законодательство норм о подготовке детей, оставшихся без попечения родителей, к усыновлению; анализируется положительный опыт английского законодательства, закрепившего обязанность органов местного самоуправления и агентств по усыновлению по предоставлению информационных и консультационных услуг детям, подлежащим усыновлению, с целью реализации и сохранения их права жить и воспитываться в семье.

Ключевые слова: юриспруденция, правовое регулирование, усыновляемые, усыновление, подготовка, услуги, консультации, информация, агентства по усыновлению, право ребенка.

Legal regulation of the issues regarding preparation of a child for an adoption: the English experience E. A. Tatarintseva

Tatarintseva Elena Aleksandrovna — PhD, Department of Humanities, Social and Economic Disciplines of the Svetlograd Filial Office of the Peoples’ Friendship Institute of the Caucasus, Director of the Svetlograd Filial Office.

The author supports the position that there is need to introduce into the Russian legislation the norms on preparation of children left without care of their parents for an adoption, which may serve as a prophylactic measure against termination of adoption. The author analyzes a positive experience of the English legislation, providing for an obligation of the local municipal bodies and adoption agencies to provide information and consultation services for the prospective adoptive children in order to implement and protect their right to live and be raised in a family.

Key words: jurisprudence, legal regulation, adoptee, adopter, preparation, services, consultations, information, adoption agencies, rights of a child.

Усыновление ребенка влечет за собой важные правовые последствия не только для него самого, но и для его усыновителей, которые как фактически, так и юридически приобретают статус родителей ребенка <1>. Однако, в отличие от родителей, которые по российскому законодательству не могут добровольно отказаться от своих родительских прав в случае, когда не могут или не хотят исполнять свои обязанности по воспитанию ребенка надлежащим образом, усыновители вправе обратиться в суд с просьбой об отмене усыновления ребенка по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 2 ст. 141 СК РФ). К их числу законодатель относит обстоятельства, когда как по зависящим, так и не зависящим от усыновителя причинам не сложились отношения, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка, в частности отсутствует взаимопонимание в силу личных качеств усыновителя и (или) усыновленного, в результате чего усыновитель не пользуется авторитетом у ребенка либо ребенок не ощущает себя членом семьи усыновителя <2>. Такая интерпретация отношений между усыновленным и усыновителем влечет за собой, на наш взгляд, целый ряд негативных последствий не только для ребенка, который утрачивает полноценный социальный статус, что, несомненно, противоречит его интересам, но и в целом подрывает престиж социального родительства — института, роль которого на современном этапе развития семьи и общества невозможно недооценивать. По данным судебной статистики, в период с 2010 — первая половина 2012 г. из 2016 поступивших дел об отмене усыновления ребенка судами были удовлетворены требования по 1313 делам. Таким образом, только по официальным данным, за истекшие два с половиной года обратно на государственное попечение было возвращено 1313 ранее усыновленных российскими гражданами детей <3>. ——————————— <1> См.: Бахтиаров И. П. Физические лица как субъекты семейных правоотношений: Монография / Под ред. О. Ю. Ильиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. С. 46. <2> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», абз. 2, п. 19 // Российская газета. N 92. 03.05.2006. <3> Судебный департамент при Верховном Суде РФ // URL: http://www. cdep. ru/index. php? id=79&item;=1309 (последнее посещение — 30 марта 2013 г.).

Вместе с тем нельзя отрицать, что ситуации, о которых говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, на практике не являются редкими, поскольку «часто презюмируется, что дети готовы для их передачи в семью усыновителей» <4>. Однако воспитание — это процесс, предполагающий не только совершение определенных действий родителями, но и определенную реакцию со стороны детей. Как отмечает М. В. Антокольская, праву родителей на воспитание детей противостоит обязанность детей «претерпевать воспитание» <5>. Учитывая тот факт, что сегодня подавляющее большинство детей, подлежащих усыновлению в Российской Федерации, — это дети старшего возраста, испытавшие на себе крайние проявления семейного неблагополучия, которым зачастую не были привиты даже элементарные навыки самообслуживания, дети, страдающие различного рода физическими и психическими заболеваниями, их воспитание в новой семье представляет серьезную проблему для усыновителей, нерешенность которой приводит к серьезным последствиям, вплоть до отмены усыновления ребенка. Статистические данные свидетельствуют о сохраняющейся негативной тенденции к снижению числа усыновлений детей в Российской Федерации по всем возрастам, однако хуже всего обстоят дела с усыновлением детей от 7 лет и старше. Так, в 2009 г. было усыновлено всего 610 детей, в 2010 г. — 500 детей, в 2011 г. — 460 детей школьного возраста старше 7 лет <6>. ——————————— <4> Henry D. L. The 3-5-7-Model: Preparing Children for permanency // Children and Youth Serviced Review. 2005. Vol. 27. P. 208. <5> Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 278. <6> Усыновление в России // URL: http://www. usynovite. ru/statistics/ (последнее посещение — 31 марта 2013 г.).

Чтобы изменить такое критическое положение, на наш взгляд, необходимо не только решать важную государственную задачу улучшения «качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа» <7>, но и готовить самих детей к усыновлению в социально благополучной семье, подвергнув данный вопрос правовому регулированию. Сегодня Семейный кодекс РФ и подзаконные нормативные акты <8> особое внимание уделяют подготовке лиц, желающих усыновить ребенка (п. 4 ст. 127 СК РФ). Однако наряду с этим следует помнить о том, что ребенок, согласно Конвенции ООН о правах ребенка, является самостоятельным субъектом права, мнение которого, в зависимости от возраста и степени зрелости, необходимо учитывать, в т. ч. и по вопросам усыновления (ст. 57 СК РФ). ——————————— <7> Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг.» // СЗ РФ. 04.06.2012. N 23. Ст. 2994. <8> См., напр.: Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (в ред. от 14.02.2013) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 10.04.2000. N 15. Ст. 1590.

Поэтому следует говорить не только о создании «системы профессионального сопровождения усыновителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка» <9>, но и о создании такой системы для детей, подлежащих усыновлению. Как отмечает американский автор Д. Л. Генри, «основным для успешного перехода ребенка из состояния неопределенности к постоянству является способность понимать и оценивать готовность ребенка к этому постоянству» <10>. Следует возложить на органы опеки и попечительства, или специально созданные службы по поддержке семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обязанности по подготовке ребенка к процедуре усыновления, предусмотрев соответствующие нормы в российском законодательстве. Учет мнения ребенка по вопросу его будущего усыновления, выяснение его желаний и чувств должны стать гарантией получения от усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, осознанного согласия на свое усыновление. Кроме того, такое положение в полной мере соответствует требованиям ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 Семейного кодекса РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также праве быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, в том числе касающегося и процесса усыновления. Правовой основой подготовки ребенка к усыновлению должно стать создание системы открытого усыновления, которая указана в качестве одной из первоочередных мер, направленных на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг. (далее — Национальная стратегия) <11>. ——————————— <9> Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг.» // СЗ РФ. 04.06.2012. N 23. Ст. 2994. <10> Henry D. L. The 3-5-7-Model: Preparing Children for permanency. P. 198. <11> См.: Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг.» // СЗ РФ. 04.06.2012. N 23. Ст. 2994.

Следует подчеркнуть, что в Национальной стратегии указывается на необходимость совершенствования российского законодательства по защите прав и интересов детей посредством распространения на территории РФ положительного опыта европейских стран. В этой связи представляет интерес опыт правового регулирования вопросов подготовки ребенка к усыновлению в Англии, где усыновление, как и в Российской Федерации, признано приоритетным способом семейного воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, и где существуют аналогичные проблемы с усыновлением детей и подростков из социально неблагополучных семей. Согласно статистическим данным, в Англии и Уэльсе в 2010 г. наибольшее число усыновленных пришлось на детей в возрасте от одного года до четырех лет, составив 58% от общего числа всех усыновленных детей, от 5 до 9 лет было усыновлено 26% детей, от 10 до 14 — 10%, хотя еще в 2000 г. этот показатель составлял 18% от числа всех усыновленных <12>. Вместе с тем, благодаря производимым реформам в сфере усыновления, сегодня в Англии наблюдается рост числа усыновлений детей в целом. Так, если в 2010 г. был усыновлен 4481 ребенок, то в 2011 г. этот показатель составил 4734 детей, или на 6% выше по сравнению с предыдущим годом. ——————————— <12> Office for National Statistics. Table 2a. Adoptions by date in Adopted Children Register (numbers and percentages): sex and age, 2001 — 2011 // URL: (последнее посещение — 31 марта 2013 г.).

Впервые вопрос о подготовке ребенка к усыновлению нашел свое отражение в Циркуляре Министерства здравоохранения Англии — Национальные стандарты усыновления для Англии 2001 г. <13> (далее — НСУ). НСУ придавали особое значение выяснению желаний и чувств каждого ребенка, передаваемого на усыновление, которые должны были быть услышаны, записаны и приняты во внимание. Каждому усыновляемому ребенку должен быть назначен конкретный социальный работник, который нес за него ответственность в течение всего процесса усыновления. ——————————— <13> Local Authority Circular: National Adoption Standards for England. Department of Health. Number 22. 7 August, 2001 // URL: http://webarchive. nationalarchives. gov. uk/+/www. dh. gov. uk/en/Publicationsandstatistics/Lettersandcirculars/LocalAuthorityCirculars/AllLocalAuthority/DH_4004610 (последнее посещение — 29 марта 2013 г.).

Стандарты устанавливали, что дети должны получить понятную им информацию об усыновлении, с указанием того, что будет происходить на каждой стадии процесса усыновления (включая судебную) и как долго будет длиться каждая стадия в каждом конкретном случае. На агентства по усыновлению НСУ возлагали обязанность хорошей подготовки детей «для встречи с новой семьей». Это означало как предоставление ребенку понятной и надлежащей информации о его кровной семье и его жизни до усыновления, так и информации об усыновителях и их семье. Предусматривалось также право ребенка быть ознакомленным с конфиденциальной информацией, предоставленной его кровной семьей, обязанность по сохранению которой возлагалась как на агентство по усыновлению, так и на самих усыновителей. Раскрытие содержания такой информации усыновленным детям или усыновленным лицам по достижении ими совершеннолетия допускалось, согласно стандартам, в то время и тем способом, которые соответствовали бы возрасту и степени зрелости усыновленных. Обязанность органов местного самоуправления предоставлять услуги в сфере усыновления в отношении детей, подлежащих усыновлению, их родителей и опекунов <14>, а также выполнять оценку потребностей указанных лиц в услугах по поддержке усыновления <15> стала инновацией Закона об усыновлении и детях 2002 г., вступившего в силу 30 декабря 2005 г., — основополагающего нормативного акта в сфере усыновления детей в Великобритании. Закон впервые предусмотрел обязанность органов местного самоуправления по подготовке плана по оказанию услуг по усыновлению, подлежащего систематическому пересмотру <16>. Тем самым необходимость подготовки ребенка к усыновлению была подтверждена на законодательном уровне. ——————————— <14> Adoption and Children Act 2002. s. 3(1) (a) // URL: http://www. legislation. gov. uk/ukpga/2002/38/schedules (последнее посещение — 28 марта 2013 г.). <15> Ibid. s. 4(1) (b). <16> Ibid. s. 4(5) (b). S. 5.

В 2005 г. в Англии были приняты новые Правила агентств по усыновлению, которые прямо предусмотрели обязанность агентств по усыновлению предоставлять детям консультации, обеспечивать их информацией и выяснять желания и чувства ребенка при его подготовке к усыновлению <17>. Данная обязанность должна выполняться агентством по усыновлению еще на этапе планирования усыновления, когда агентством решается вопрос о том, является ли усыновление, по сравнению со всеми остальными формами семейного воспитания, способом, наилучшим образом обеспечивающим интересы данного ребенка. При положительном решении вопроса агентство по усыновлению заводит на ребенка личное дело и оказывает ряд услуг ребенку с целью его подготовки к будущему усыновлению. Они включают в себя: предоставление ребенку консультационных услуг; объяснение ему процедуры усыновления и его правовых последствий и предоставление ему надлежащей письменной информации по этим вопросам; выяснение пожеланий ребенка и его чувств в отношении: возможности передачи его в новую семью и его последующего усыновления; религиозного и культурного воспитания; контакта с его родителями, опекуном или другими родственниками и лицами, общение с которыми агентство считает обоснованными <18>. ——————————— <17> The Adoptions Agencies Regulations 2005, reg. 13 // URL: http://www. legislation. gov. uk/uksi/2005/389/contents/made (последнее посещение — 27 марта 2013 г.). <18> The Adoptions Agencies Regulations 2005, reg. 13 // URL: http://www. legislation. gov. uk/uksi/2005/389/contents/made (последнее посещение — 27 марта 2013 г.).

Руководство по усыновлению Закона об усыновлении и детях 2002 г. предусматривает, что: «Консультации должны помочь ребенку в зависимости от его возраста, происхождения и развития, с течением времени осознать, что будет означать для него усыновление сейчас и в будущем. Ребенку следует помочь понять, почему агентство считает, что ему не следует оставаться в своей собственной семье или под опекой временно заботящегося о нем лица, и почему усыновление является наиболее желаемым вариантом его воспитания в семье. Ребенку необходимо также знать, как повлияет усыновление на его общение с родителями, родственниками и другими лицами <19>. ——————————— <19> Prime Minister’s review of adoption: report from the Performance and Innovation Unit. Local Authority Circular. Department of Health, Number 16. July, 2000 // URL: (последнее посещение — 27 марта 2013 г.).

Подготовка ребенка к усыновлению продолжается и на последующем пробационном этапе усыновления, когда ребенок передается в семью кандидатов в усыновители для установления их соответствия друг другу до момента принятия окончательного приказа суда об усыновлении ребенка. Наиболее детальное отражение эти вопросы получили в новых английских Национальных минимальных стандартах усыновления <20> (далее — НМС), принятых в марте 2011 г., в соответствии со ст. 23 и 49 Закона о стандартах попечения 2000 г. Вопросы подготовки ребенка для вхождения его в новую семью рассматриваются целой группой стандартов, предназначенных для агентств по усыновлению и агентств по поддержке усыновления. Так, например, стандарт N 1 «Желания и чувства ребенка» устанавливает, что дети не только знают, что их взгляды, желания и чувства, имеющие отношение к вопросам их воспитания, принимаются во внимание, но их также учат понимать, что не во всех обстоятельствах является возможным действовать так, как они того желают. Последнее, на наш взгляд, является очень важным для соблюдения баланса прав и интересов усыновленных детей и усыновителей, поскольку позволяет избежать конфликта их интересов. Не менее важным в этом стандарте является также возможность обращения ребенка за помощью к адвокату, Уполномоченному по правам ребенка, без боязни наступления неблагоприятных для него последствий, право ребенка подавать жалобы и быть информированным о ходе процесса усыновления. ——————————— <20> Adoption: National Minimum Standards. Department for Education. March 2011 // URL: https://www. education. gov. uk/publications/standard/Childrenandfamilies/Page6/DFE-00028-2011 (последнее посещение — 27 марта 2013 г.).

Стандарт N 3 «Содействие положительному поведению и взаимоотношениям» предполагает установление позитивных отношений кандидатов в усыновители с подлежащими усыновлению детьми и надлежащее поведение самих усыновленных. С этой целью Стандарт предусматривает подготовку и поддержку кандидатов в усыновители, обучение их методике управления вызывающим поведением ребенка, понимание ими причин такого поведения, оказание потенциальными усыновителями помощи ребенку в понимании и управлении им своим собственным поведением, уважение и сохранение конфиденциальной информации о частной жизни ребенка. Стандарт N 4 «Безопасность детей» предусматривает оказание содействия безопасности, благосостоянию детей и защиту их от насилия и других форм значительного вреда (в т. ч. сексуальной и трудовой эксплуатации). Кандидаты в усыновители при поддержке агентств по усыновлению прививают детям понимание того, что определенный риск является нормальной частью их роста и развития, и помогают им понять, как уберечь себя от опасности, включая ситуации, когда они находятся вне дома или используют Интернет и другие средства общения. Обеспечение безопасности детей основано на эффективной работе агентств по усыновлению и агентств по поддержке усыновления со всеми службами, в обязанности которых входит защита ребенка, включая: органы местного самоуправления, школы, больницы, практикующих врачей, юристов и т. д. Стандарт N 8 «Общение» содержит положения о том, что порядок общения ребенка со своими родителями, братьями и сестрами, другими членами его семьи и теми лицами, которые для него важны, должен быть согласован и поддержан, если это в интересах ребенка. Такое общение предполагает письменное соглашение между агентством по усыновлению, кровными родственниками ребенка и кандидатами в усыновители о порядке общения с ребенком, с учетом его потребностей. Кандидатам в усыновители посредством обучения и практической помощи помогают осознавать важность общения ребенка с его родителями и родственниками, а также решать трудные эмоциональные вопросы, связанные с таким общением. Всем участникам агентство по усыновлению помогает осознавать вред от несогласованных контактов между собой, включая контакты через социальные сети. Кандидатов в усыновители обучают, как действовать в таких случаях и какая помощь будет им оказана, если общение с ребенком будет осуществляться несанкционированно. Стандарт N 13 «Подбор и помещение ребенка к кандидатам в усыновители, которые могут наилучшим образом удовлетворить его потребности» предполагает, что, когда осуществлен подбор кандидата в усыновители и ребенка, за ними закрепляется социальный работник, в обязанности которого входит подготовка доклада о кандидате в усыновители и доклада о воспитании ребенка в постоянной семье. Для того, чтобы ребенок и кандидаты в усыновители могли быть хорошо подготовлены для совместного проживания, ребенок посещает дом и знакомится с потенциальными усыновителями до того, как будет проживать в их семье. Подготовка ребенка включает предоставление ему информации о кандидатах в усыновители, их доме, если необходимо, их детях, родственниках, домашних животных. Ребенок уже предварительно знает, будет ли у него своя комната, в какую школу он будет ходить, в какой местности, какой деятельностью будет заниматься вне школы, как он может общаться со своим социальным работником, родителями, родственниками, друзьями. Целым рядом английских подзаконных актов, таких, как Правила услуг по усыновлению органов местного самоуправления 2003 г., Правила добровольных агентств по усыновлению и агентств по усыновлению (с различными изменениями) 2003 г., и Правилами агентств по поддержке усыновления (Англия) и агентств по усыновлению (с различными изменениями) 2005 г. предусматривается Руководство по усыновлению для детей, содержание которого раскрывается в стандарте N 18 «Заявление о целях и руководстве для детей». Согласно данному стандарту после принятия решения о помещении ребенка на усыновление и предоставления ему соответствующих консультаций, органы местного самоуправления выдают ребенку копию Руководства по усыновлению для детей. В определенной части содержание Руководства повторяет требования Национальных стандартов усыновления для Англии 2001 г., предусматривая, что консультации должны соответствовать возрасту ребенка и его пониманию; ребенку должно быть объяснено, что будет происходить на каждой стадии процесса усыновления, включая судебную, и длительность каждой из стадий. Вместе с тем Руководство содержит положения о том, как ребенок может защитить свои права, обратиться к закрепленному за ним социальному работнику, осуществляющему проверку, Уполномоченному по правам ребенка, независимому адвокату. Помимо Руководства по усыновлению для детей, стандарт также предусматривает Руководство по поддержке услуг по усыновлению для детей, которые предоставляются ребенку агентством по усыновлению или агентством по поддержке усыновления. Содержащаяся в нем информация зависит от возраста и степени понимания ребенка и включает перечень конкретных услуг, предоставляемых детям или их представителям. Таким образом, подготовка ребенка к будущему усыновлению регламентируется в Англии на законодательном уровне, определена целым рядом стандартов, которым должны следовать все службы, занимающиеся вопросами усыновления, что, с одной стороны, позволяет ребенку в полной мере реализовать свое право жить и воспитываться в постоянной семье, а с другой — выступает действенной профилактической мерой отмены усыновления, которая возможна в Англии лишь на пробационном этапе усыновления.

Библиография:

1. Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; Инфра-М, 2010. 432 с. 2. Бахтиаров И. П. Физические лица как субъекты семейных правоотношений: Монография / Под ред. О. Ю. Ильиной. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011. 119 с. 3. Henry D. L. The 3-5-7-Model: Preparing Children for permanency // Children and Youth Serviced Review. 2005. Vol. 27. P. 197 — 212.

References (transliteration):

1. Antokol’skaya M. V. Semeynoe pravo: Uchebnik. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Norma; Infra-M, 2010. 432 s. 2. Bakhtiarov I. P. Fizicheskie litsa kak sub’ekty semeynykh pravootnosheniy: Monografiya / Pod red. O. Yu. Il’inoy. M.: YuNITI-DANA; Zakon i pravo, 2011. 119 s. 3. Henry D. L. The 3-5-7-Model: Preparing Children for permanency // Children and Youth Serviced Review. 2005. Vol. 27. P. 197 — 212.

——————————————————————