Ювенальное правосудие и перспективы современной педагогической культуры
(Киричек Л. В.)
(«Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 4)
ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л. В. КИРИЧЕК
Киричек Л. В., старший преподаватель кафедры педагогики Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Автономная Республика Крым, Украина.
Постановка проблемы. Процесс введения ювенальной юстиции в Украине требует исследования и разработки психолого-педагогических условий коррекционной работы, учитывающей конкретные условия и обстоятельства жизни подростков с целью профилактики правонарушений, воспитания и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
Принятый в 2001 г. Закон Украины «Об охране детства» потребовал разработки и создания механизмов для обеспечения реализации прав ребенка на жизнь, охрану здоровья, социальную защиту и развитие каждого четвертого жителя Украины. В этом Законе нуждается и тот несовершеннолетний житель, который в свои годы успел совершить преступление и находится в местах лишения свободы. Ежегодно в Украине около 20 тысяч несовершеннолетних осуждаются за совершение преступлений, около 3 тысяч из них лишаются свободы.
Судебная система обладает значительным арсеналом различных видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, — штраф, исправительные работы, возмещение ущерба, обязательные работы, арест, лишение свободы, но, к сожалению, решением любого судебного разбирательства в отношении подростка, совершившего правонарушение, часто является либо его изоляция от общества, т. е. лишение свободы, либо условное осуждение. Это значит, что и в том и в другом случае процессами социализации подростка не будут заниматься ни суды, ни внесудебные инстанции. Нынешняя система правосудия, помещая подростка в концентрированно криминальную среду, в период его активной социализации, уже не в состоянии вернуть несовершеннолетнего в общество. Использование карательного подхода в борьбе с детской преступностью приводит к росту количества осужденных, так как более половины несовершеннолетних правонарушителей возвращаются на скамью подсудимых повторно. Сложившаяся криминогенная ситуация среди несовершеннолетних требует изменения подходов в решении этой проблемы.
Психологи и педагоги (Л. Н. Выготский, Б. Ф. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) выдвигают в качестве ведущей задачи формирование развивающейся личности подростка на основе взаимосвязи между внешними и внутренними условиями развития индивида. Создание концепции формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя и предупреждение девиантного поведения рассматривались в работах Л. И. Божович, Л. С. Славина, Д. И. Фельдштейн, актуальность педагогических взглядов и практики перевоспитания трудных детей раскрыта в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. П. Кащенко, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, экспериментально изучавших развитие трудных детей, что позволило ученым разработать авторский подход в их воспитании. Гуманное, внимательное, добросердечное отношение к детям, провозглашенное в работах Я. А. Коменского, Н. И. Пирогова, П. П. Блонского, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, особенно актуально в работе с трудными подростками сегодня.
Вопросы роли педагогического воздействия на подростков, совершивших правонарушение, в условиях создания охранительного и восстановительного правосудия (О. В. Зыков, Н. Л. Хананашвили, Н. Ю. Данилова, А. В. Лихтенштейн) в постсоветских странах психологами и педагогами еще недостаточно изучены.
В развитых странах Европы, США, Австралии, Новой Зеландии, Скандинавских странах мероприятия по предупреждению преступности несовершеннолетними осуществляются в условиях ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция — это система правосудия для несовершеннолетних, которая базируется не на репрессивно-карательных, а на восстановительно-реститутивных правовых средствах и проявляется в усилении восстановительной и компенсационной функций права.
Главным принципом ювенальной юстиции является главенство правонарушителя над самим правонарушением, так как в силу своих возрастных особенностей несовершеннолетние еще не в состоянии осознавать свои поступки; несовершеннолетний может перевоспитаться и тем самым предотвратить повторное правонарушение.
Первый «детский суд» был создан в Чикаго в 1899 г., в Великобритании — в 1908 г., во Франции — в 1914 г. В дореволюционной Украине суды для малолетних были в Киеве, Харькове, Николаеве, Одессе, Екатеринославе и многих городах западной части Украины, которая входила тогда в состав Австро-Венгерской империи. За содеянные правонарушения несовершеннолетних привлекали к общественно полезной деятельности и параллельно с судами строились мастерские, сельскохозяйственные колонии и другие заведения для трудоустройства несовершеннолетних.
Ювенальная юстиция в Украине существует пока на уровне концепции, которую разрабатывала совместная рабочая группа в составе представителей Верховного Суда Украины, Министерства юстиции Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Фонда защиты прав детей, Украинского центра «Согласие». Ее созданию предшествовало создание собственных проектов в Автономной Республике Крым, в Киеве, Одессе, Львове, Луганске, Харькове, Черновцах, Сумах. Определены функции системы ювенальной юстиции: восстановительная и примирительная (восстановление прав и свобод потерпевшего от правонарушения, возмещение причиненного ущерба и примирение сторон); охранительная (первенство воспитания и перевоспитания над наказанием, оказание защиты несовершеннолетнему); реабилитационная (реабилитация пострадавшего).
Но в рамках национального плана действий по реализации Конвенции о правах ребенка, принятой ООН, до 2016 г. ювенальные суды должны начать работу в каждой области, районе, городе. Предусматривается сотрудничество государственных и гражданских структур общества, что позволит применить технологию восстановительного правосудия. Ювенальный суд как центральная фигура ювенальной юстиции должен рассматривать все дела, где потерпевшей стороной является ребенок, преступления и административные нарушения, совершенные несовершеннолетними. Суд наделяется полномочиями социализации несовершеннолетних правонарушителей, осуществлять надзор за запущенными и склонными к правонарушению детьми. Таким образом, его главной задачей является не только наказать, но и предупредить от повторного желания нарушить закон, т. е. ювенальная юстиция в первую очередь призвана перевоспитывать несовершеннолетнего.
Суть восстановительного подхода заключается в привлечении сторон конфликта к восстановлению «доконфликтной» ситуации и нахождении компромисса. Правоприменительная практика в странах, где система ювенальной юстиции существует уже давно, предусматривает целый ряд способов привлечения несовершеннолетних правонарушителей к возмещению материального ущерба, нанесенного потерпевшему, — погашение нанесенного материального ущерба, как в денежной форме, так и в виде предоставления определенных услуг, например в виде ремонта поврежденного имущества или приобретения нового имущества; общественные работы в виде уборки улиц, работа в домах престарелых, домах инвалидов, посещение лиц преклонного возраста на дому, чтение лекций или посещение курса лекций правонарушителями и т. д.
Главной задачей ювенальной юстиции должна быть реабилитация и ресоциализация правонарушителей. Для этого в процесс должны быть вовлечены родители, близкие, друзья, представители общественности, потерпевшая сторона. Часть несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, будут перевоспитываться в условиях лишения свободы. Никакие суды не смогут справиться с ростом числа преступлений среди несовершеннолетних до тех пор, пока не будет налажена профилактическая работа.
Перед правосудием стоит две глобальные задачи: уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду, и уменьшить долю несовершеннолетних, приговариваемых к лишению свободы.
Для решения этих двух задач нужно учесть причины, вызывающие отклонения в поведении ребенка. Это не только экологическая и социально-экономическая нестабильность общества, но и неблагоприятные семейные отношения (у ребенка, который имеет несчастье воспитываться в условиях насилия, больше шансов стать преступником), большая занятость родителей и отсутствие контроля за поведением детей, рост неполных (около 30 детей, совершивших преступление, воспитывались в семьях с одним родителем) и неблагополучных семей, влияние псевдокультуры, потеря нравственных идеалов и многие другие причины. Чтобы уменьшить долю несовершеннолетних, привлекаемых к суду, необходимо наличие такой службы, которая бы занималась с такими подростками и выводила бы их из сложных жизненных обстоятельств, препятствующих нормальной социализации, и помогала бы в формировании полноценных членов общества, что могло бы вывести подростка из зоны действия криминализирующих общество процессов, т. е. проводить первичную профилактику правонарушений. Пока эти дети находятся на улице между школой и комиссией по делам несовершеннолетних и «ждут» решения ювенального суда по их социализации. Эта служба должна иметь профессиональных специалистов: психологов — для определения состояния психического развития и уровня адаптированности ребенка, педагога — для составления индивидуальной программы коррекции и юриста. Большая проблема заключается в том, что не только сами дети не знают своих прав, но их не знают и специалисты, работающие с детьми, а ведомственная разобщенность различных государственных органов, занимающихся вопросами защиты прав ребенка, не способствует решению сложившейся проблемы. Большая и сложная работа должна быть возложена на плечи педагога, который в первую очередь должен стать хорошим другом для подростка, оказывать ему поддержку, способствовать его развитию. Для этого педагог должен обладать высокой педагогической культурой, что даст возможность «не затушевывать и не замазывать суровые черты истинного «неудобства» детства, но возможно резче и чаще сталкивать ребенка с этим неудобством и заставлять его побеждать».
Совместная работа педагогов, психологов, юристов сможет оказывать адресную помощь семьям, детям и обеспечить: восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних; устранение явлений беспризорности; контроль над безнадзорностью детей со стороны родителей или лиц, их заменяющих; препятствие совершения правонарушений со стороны несовершеннолетних благодаря владению информацией о сложившейся ситуации по месту жительства подростка; постоянный контроль над условиями воспитания и обучения в проблемных семьях и детских колониях; координационную работу учреждений, связанных с воспитанием несовершеннолетних; работу по предупреждению повторных правонарушений.
Такая служба должна: а) иметь постоянный статус в каждом районе, чтобы знать всех детей своего территориального участка; б) иметь вневедомственный статус, так как ведомственный характер таких служб будет ориентирован не на ребенка, а на интересы ведомства с границами его полномочий; в) сотрудничать с ювенальными судами.
Такая совместная работа сможет показать, что государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо по отношению к несовершеннолетним и в состоянии их защитить.
Литература
1. Выготский Л. Н. Педагогическая психология. М.: АСТ; Астрель; ЛЮКС, 2005.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. М.: Изд. УРАО, 1998.
3. Про Концепцiю вдосконалення судiвництва для утвердження справедливого суду в Украiнi вiдповiдно до европейських стандартiв: Указ Президента Украiни вiд 10 червня 2006 р. // URL: www. rada. gov. ua.
4. Ювенальна юстицiя Украiни: проблеми створення, законодавча база, коментарi, судова практика. Харкiв: Право, 2004.
——————————————————————