Предмет договоров о воспитании детей

(Звенигородская Н. Ф.) («Нотариус», 2011, N 2)

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРОВ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ <*>

Н. Ф. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

——————————— <*> Zvenigorodskaya N. F. Subject of contracts on child-rearing.

Звенигородская Наталья Федоровна, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Крестьянского государственного университета им. Кирилла и Мефодия, кандидат юридических наук, доцент.

Актуальной проблемой в науке семейного права и правоприменительной практике является правильное определение такого элемента договора о воспитании детей, как его предмет.

Ключевые слова: родители, супруги, договор, родительские обязанности, воспитание.

The topical problem in the science of family law and law-application practice is the correct definition of such element of contract of child-rearing as its subject.

Key words: parents, spouses, contract, parental duties, child-rearing.

Предметом соглашения родителей о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 1 ст. 24, п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ (далее — СК)) <1> является определение места проживания несовершеннолетних детей. При этом не предполагается лишение другого родителя его родительских прав. Он сохраняет все свои родительские обязанности по отношению к ребенку и права по отношению к другому родителю и третьим лицам. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ним <2>, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не вправе препятствовать этому (п. 1 ст. 66 СК, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей») <3>. Данное требование закона имеет большое значение с учетом значительного количества несовершеннолетних детей, оставшихся при расторжении брака с одним из родителей. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст. 61 СК), в связи с чем не допускается ущемление прав кого-либо из родителей. ——————————— <1> См.: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 30 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 1997. N 46. Ст. 5243; 1998. N 26. Ст. 3014; 2000. N 2. Ст. 153; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 11; 2006. N 23. Ст. 2380; 2008. N 27. Ст. 3124. <2> См.: Лялина Н. В. Защита права родителя на общение с ребенком по законодательству РФ // Право и политика. 2004. N 7. <3> См.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по гражданским делам. М., 1999. С. 522.

Стороны договора — родители (разводящиеся супруги или раздельно проживающие родители) при его заключении исходят из наличия возможности у каждого из них создать необходимые условия для нормального воспитания и развития детей. Никто из родителей не имеет преимущественного права при заключении данного вида соглашения. В свое время в правовой литературе ученые предлагали установить в законодательстве презумпцию в пользу матери в отношении детей младшего возраста <4>. Данная позиция была поддержана судебной практикой. Так, суд, следуя этой презумпции, удовлетворяя иск о передаче ребенка матери, в обоснование своего решения сослался на то, что «мальчику 4 года и в этом возрасте лучшее воспитание ему может дать мать» <5>. Однако данное решение было отменено судебной коллегией Верховного Суда РФ. Полагаем, что именно присоединение России в 1990 г. к Конвенции о правах ребенка потребовало изменить подход к решению данной проблемы и исходить прежде всего из интересов ребенка. Однако следует признать, что большинство судебных решений об определении места жительства ребенка с матерью достаточно мотивировано судом и не вызывает сомнения, что суд исходил не из презумпции в пользу матери в отношении детей младшего возраста, а учитывал совокупность обстоятельств с тем, чтобы более полно учесть и правильно определить интересы ребенка. «Статистика свидетельствует, что в 90% случаев ребенок (дети) все же остается с матерью» <6>. Судебная практика также свидетельствует о том, что предпочтение в решении данного вопроса отдается матери, что нередко вызывает справедливое возмущение отцов. Объем прав родителей не зависит от того, с кем, согласно договору, будет проживать ребенок. ——————————— <4> См.: Соколовская Ю. С. Споры о детях по советскому праву: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 1950. С. 11. <5> БВС РСФСР. 1991. N 10. С. 1. <6> Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. Т. 3. С. 413.

Необходимо различать «место жительства ребенка как обстоятельство, характеризующее правовой статус, и право на избрание места жительства как элемент содержания гражданской и семейной правоспособности» <7>. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК)). При расторжении брака или при раздельном проживании родители по взаимному согласию могут определить в договоре место жительства своего ребенка. Этим договором прежде всего реализуется право ребенка совместно проживать с родителями. В то же время обязанность родителей совместно проживать с детьми, да и право родителей тоже, прямо в СК не закреплена. Лишь в отношении несовершеннолетних родителей установлено их право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании (п. 1 ст. 62 СК). Однако реализация семейных прав ребенка, в том числе на совместное проживание с родителями, предполагает прежде всего возложение на последних соответствующих обязанностей. Из смысла семейного законодательства (родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, а обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей, при расторжении брака супругов должно быть определено место жительства их детей и т. д.), гражданского законодательства (местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их законных представителей — родителей), да и вообще жизненной необходимости (дети в силу физической и умственной незрелости нуждаются в заботе родителей, воспитание осуществляется путем личного примера и непосредственного воздействия на ребенка при совместном проживании), можно предположить право и обязанность родителей на совместное проживание с ребенком как составляющую часть родительского права на воспитание своих детей. «Право на совместное проживание с ребенком является усеченным вариантом правомочия на личное воспитание ребенка, которое содержится в праве и обязанности родителей по воспитанию своих детей» <8>. ——————————— <7> Гордеюк Д. В. Место жительства ребенка: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7. <8> Величкова О. И. Реализация прав ребенка несовершеннолетних родителей // Семья и право (к 10-летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации): Материалы научно-практической конференции (Москва, 5 — 6 декабря 2005 г.): Сб. / Отв. ред. Л. Ю. Михеева. М., 2005. С. 123.

Договорные отношения, предметом которых является определение места жительства ребенка, выстраиваются по схеме двух обязательственных правоотношений, имеющих относительный характер, в которых управомоченной стороной является ребенок и один из родителей (двухсубъектное родительское правоотношение). Ребенок обязанным субъектом в родительском правоотношении быть не может, поэтому недопустима структура такого правоотношения, где родитель был бы по отношению к ребенку управомоченной стороной, а следовательно, если он имеет право-обязанность совместно проживать с ребенком, то он управомоченной стороной будет выступать только по отношению к другому родителю, который как обязанный субъект должен не препятствовать родителю, с которым определено совместное проживание ребенка, осуществлять это уникальное родительское право-обязанность. Поэтому не исключается возможность в данном случае и трехсубъектного родительского правоотношения, в котором участвуют ребенок и оба родителя. Тогда таким договором реализуется также право родителей на совместное проживание с ребенком, включаемое в более широкое право-обязанность родителей воспитывать своих детей. При заключении договоров о воспитании детей следует иметь в виду, что по достижении ребенком возраста 10 лет по общему правилу подлежит учету мнение и самого ребенка, если это не будет противоречить его интересам (ст. 57 СК). Анализ судебной практики свидетельствует, что при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей суды не всегда объективно оценивают мнение ребенка. Так, суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции по иску о расторжении брака и определении места жительства ребенка, пояснил: суд не учел, что несовершеннолетний сын сторон достиг 11-летнего возраста и в беседе с представителем органа опеки и попечительства, а также в судебном заседании четко выразил свое желание проживать с отцом. Суд же, вопреки желанию несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, определил его место жительства с матерью, при этом не указал, в чем оставление его с отцом противоречит интересам ребенка, не учел и мнение органа опеки и попечительства о возможности определить место жительства ребенка с отцом. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что оставление ребенка на воспитание отцу противоречит интересам ребенка, не установлено, между отцом и ребенком сложились более дружеские отношения, чем с матерью. Исходя из этого, решение суда нельзя считать законным и обоснованным <9>. ——————————— <9> См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 7 октября 2004 г., дело N 33-7729/2004. Обзор судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (четвертый квартал) // СПС «Гарант».

Не случайно законодатель в п. 3 ст. 65 СК на первое место в числе обстоятельств, определяющих судьбу иска о месте жительства ребенка, поставил привязанность ребенка к родителям и другим членам семьи. После этого отмечены личные качества родителей, их взаимоотношения. И лишь на последнем месте указаны материальные условия для воспитания и развития ребенка. Родители, заключая договор об определении места жительства ребенка, должны прежде всего учитывать привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам, возраст ребенка, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможности создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.). В случае, когда родители не достигли соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, спор о месте жительства детей разрешается в судебном порядке. Такие споры являются наиболее сложными в судебной практике, так как каждый из спорящих родителей желает проживать с ребенком. Поэтому, считает С. Б. Селецкая, суд должен, во-первых, исходить из равенства прав и обязанностей отца и матери по осуществлению своих родительских прав, во-вторых, из интересов детей с учетом мнения детей <10>. Однако такой подход представляется ошибочным и противоречит международным нормам (ст. 3 Конвенции о правах ребенка) и российскому законодательству (п. 3 ст. 65 СК), требующим во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. ——————————— <10> См.: Комментарий к СК РФ (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Низамиева. М.: Проспект, 2010. С. 248.

При этом само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться определяющим условием для передачи ему ребенка. Судебные органы правомерно постановляют судебные решения, которыми место жительства ребенка определяется с родителем, проживающим в более скромных жилищных условиях и имеющим меньший доход, однако во главу угла такого решения ставится привязанность такого ребенка к этому родителю, направленность действий последнего прежде всего на обеспечение интересов ребенка. В правовой литературе встречаются рекомендации судам выявлять психологическую предпочтительность одного из родителей для ребенка с учетом сходства (или различия) их темперамента, наличия или отсутствия у каждого из родителей другой семьи, причин распада брака и т. п. <11>. В. А. Рясенцев утверждал, что при равенстве всех прочих условий воспитания материально-бытовые условия могут оказать влияние на исход дела, если это диктуется интересами ребенка <12>. С. А. Иванова полагает, что при рассмотрении дел указанной категории суд должен учитывать, во-первых, материальные условия и, во-вторых, взаимоотношения между родителями (матерью и отцом) и ребенком <13>. Представляется, что родительская любовь, а равно и любовь детей к родителям не может быть делом второстепенным или третьестепенным, поскольку нормальное воспитание ребенка, как его представлял В. Г. Белинский <14>, не состоится. Если ребенок любит мать, привязан к ней, но родители по договору определяют место жительства ребенка с состоятельным отцом, думаем, о нормальном воспитании ребенка говорить проблематично. Полагаем, что уровень дохода родителя не является определяющим, так как родитель имеет право на получение содержания на ребенка от другого родителя. Поэтому и при заключении договора родители должны учитывать прежде всего интерес ребенка. ——————————— <11> См.: Драгунская Л. Кому передать на воспитание ребенка? (Против любых стереотипов судебных решений) // Российская юстиция. 1996. N 10. С. 51 — 52. <12> См.: Рясенцев В. А. Семейное право. М., 1971. С. 190. <13> См.: Иванова С. А. Судебные споры о праве на воспитание детей. М.: Юрид. лит., 1974. С. 29. <14> См.: Белинский В. Г. О воспитании детей вообще и о детской книге: Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987.

Не исключено, что впоследствии родители пожелают изменить условия договора и определить место жительства взрослеющего ребенка уже не с матерью, получающей скромную бюджетную зарплату, а с состоятельным отцом, который сможет подготовить его к получению престижного образования и предоставить больше возможностей для его физического здоровья. Особенность родительских прав и обязанностей, которая как раз и заключается в том, что «реализация их должна осуществляться исключительно с учетом интересов детей (выражаясь языком Конвенции о правах ребенка, «the best interests of the child»). Этот принцип имеет отнюдь не декларативный характер. Дело в том, что предусмотреть все варианты осуществления родительских прав и обязанностей невозможно. В каждой семье существуют свои традиции воспитания, свои принципы распределения семейных обязанностей и т. д.» <15>. Сторонам, заключающим договоры о воспитании детей, семейным законодательством предоставлена возможность учесть при согласовании условий договора семейные традиции воспитания, распределения семейных обязанностей и прочие обстоятельства, действуя при этом в интересах ребенка. ——————————— <15> Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 3. С. 410.

Возраст ребенка назван законодателем одним из главных факторов, подлежащих учету судом при решении вопроса о месте жительства ребенка. Его следует также учитывать родителям при заключении договора об определении места жительства ребенка. «Малолетние дети нуждаются прежде всего в материнском уходе, а по мере их взросления необходимость мужского и женского участия в воспитании ребенка выравнивается» <16>. Поэтому договор в связи с взрослением ребенка может изменяться его сторонами, и родители, первоначально определившие место жительства малолетнего ребенка с матерью, впоследствии могут определить его место жительства с отцом, так как потребность в материнском уходе перестала быть необходимой. Существенным фактором, подлежащим учету родителями при заключении договоров об определении места жительства детей, является привязанность детей к братьям и сестрам. «Часто родители по тем или иным причинам делят детей. Скажем, мальчик-подросток остается с отцом, а малолетняя девочка — с матерью. И в таких ситуациях, — считает А. П. Сергеев, — суд должен все взвесить. Если у родителей нет достаточно обоснованных аргументов в пользу такого решения, а дети друг к другу привязаны, разлучать их нельзя, ибо это нанесет им душевную травму» <17>. Права М. В. Антокольская в том, что, «если один из родителей создал новую семью и у ребенка складываются неприязненные отношения с его новым супругом, помещение ребенка в такую семью нежелательно» <18>. В случае изменения уже после заключения договора условий жизни одного из родителей, в том числе семейного, материального положения, а также в случае серьезного изменения взаимоотношений между родителями и ребенком может возникнуть вопрос о передаче ребенка другому родителю и в связи с этим о внесении изменений в соглашение о воспитании детей. ——————————— <16> Нечаева А. М. Споры о детях. М., 1989. С. 22. <17> Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 3. С. 413. <18> Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 200.

На определение места жительства ребенка не влияет наличие или отсутствие у него права на жилое помещение. Ребенок может быть членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения, членом семьи собственника, нанимателем и т. д. Его место жительства является одним из обстоятельств, характеризующих его правовое положение. А поскольку в силу ст. 18 ГК право избирать место жительства является элементом содержания гражданской правоспособности, то под правом ребенка на место жительства Т. В. Шершень предлагает понимать юридическую возможность ребенка в возрасте до 14 лет через законных представителей, а в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно, но с их согласия определять место своего жительства в пределах Российской Федерации <19>. Поэтому если ребенок с 14-летнего возраста не желает проживать ни с одним из родителей, а желает, например, проживать с бабушкой, дедушкой, готовыми помогать своим детям в воспитании внуков, то его родители вправе соглашением о месте жительства ребенка определить его место жительства у других родственников (бабушки, дедушки). Тогда, полагаем, они должны быть также наряду с ребенком в возрасте от 14 лет стороной договора родителей об определении места жительства ребенка. Такой договор по-прежнему будет носить семейно-правовой характер, так как будет опосредовать семейно-правовые отношения. ——————————— <19> См.: Шершень Т. В. Некоторые проблемы защиты жилищных прав и интересов ребенка // Защита прав ребенка в современной России: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. д. ю.н., проф. А. М. Нечаева. М., 2004. С. 106.

По общему правилу родители обязаны проживать совместно со своими детьми до 14 лет. Однако они вправе помещать детей в детские воспитательные или образовательные учреждения или, как мы уже сказали, передавать на воспитание чаще всего близким родственникам. Одним из способов осуществления родителями права на воспитание является принятие решений о передаче детей на воспитание данным учреждениям, однако они ответственны за их выбор и не освобождаются от обязанности по воспитанию ребенка. В случае помещения ребенка в образовательное учреждение (в настоящее время состоятельные родители нередко отправляют детей на учебу за границу) родители наряду с семейно-правовым договором о воспитании детей должны заключить с образовательным учреждением гражданско-правовой договор об оказании платных образовательных услуг, регулируемый гражданским законодательством. Предметом договора родителей об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК), является определение порядка осуществления родительских прав. Семейные личные неимущественные права родителей являются одновременно и обязанностями, они представляют собой не только закрепленную в семейном законодательстве совокупность их прав, но и предполагаемую совокупность их обязанностей, проистекающую из семейных личных прав детей, поскольку реализация семейных прав ребенка предполагает возложение в первую очередь на родителей обязанностей по обеспечению физического и психического благополучия, социализации несовершеннолетнего. «Право родителя на воспитание ребенка относится к собирательным понятиям, состоящим из целого ряда правомочий, среди которых главенствует возможность лично воспитывать своих несовершеннолетних детей» <20>. ——————————— <20> Фомина Е. А. Споры о праве на воспитание детей (материально-правовые и процессуально-правовые проблемы): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 6.

Так, помимо главного права на воспитание своих детей в комплекс личных семейных прав родителя следует включать право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детей с учетом их мнения, обязанность родителей проживать совместно со своим ребенком. Эти права реализуются в рамках относительного родительского правоотношения, включающего в свой состав договорное правоотношение по осуществлению родительских прав, названное нами договором о воспитании детей. Последний может иметь разный объем. Договор может определять только место жительства ребенка, может содержать лишь условие о выборе образовательного учреждения и формы получения образования, договор с более широким объемом может регулировать общий процесс воспитания, включающий в себя и проживание ребенка с одним из родителей или поочередно с каждым из них, выбор образовательного учреждения, формы, способы, методы воспитания. Однако каждый из трех вариантов договора связан с процессом воспитания ребенка, не может существовать в отрыве от воспитания ребенка, связан с реализацией главного родительского права — права на воспитание в рамках внутренних семейных правоотношений. В абсолютных внешних правоотношениях различной отраслевой принадлежности реализуются личные права ребенка, нуждающегося в представительстве, защите своих прав и интересов с любыми физическими и юридическими лицами, а также право родителей на защиту прав и интересов своих детей без специальных полномочий, право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, право родителя, не проживающего вместе с ребенком, на получение информации о нем из воспитательных и др. учреждений, а также иные права родителей: право выбора имени и фамилии, право давать согласие на усыновление, право управлять имуществом ребенка. При этом в договоре об осуществлении родительских прав можно предусмотреть, кто будет осуществлять физическую, а кто юридическую опеку. Осуществление последней целесообразно закрепить за родителем, владеющим правовыми навыками, имеющим юридическое образование.

——————————————————————