Об учебном пособии «Ювенальное право»

(Пронин А. А.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2012, N 1)

ОБ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ «ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО»

А. А. ПРОНИН

Пронин А. А., доцент кафедры правового и документационного обеспечения управления Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург), член РАЮН, кандидат исторических наук.

В прошедшем году в издательстве «Феникс» вышло в свет учебное пособие «Ювенальное право» <1>. Книга допущена Учебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников, однако предназначена также студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция», специалистам различных ведомств, работающим с детьми. ——————————— <1> Пронин А. А. Ювенальное право: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 282, [1] с. (Высшее образование.) ISBN 978-5-222-17561-3. Тираж 2500 экз.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН в качестве основы для самого широкого спектра вопросов защиты детей была принята Конвенция о правах ребенка. На 2010 г. 193 страны стали участниками Конвенции в результате ратификации, принятия или присоединения к ней. Для России Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 г. и приобрела на ее территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет Комитет ООН по правам ребенка в составе десяти экспертов. В 1996 г. было решено ежегодно отмечать 20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции — как День прав ребенка. В Конвенции подтверждаются права всех детей на выживание, охрану здоровья и образование через создание для них благоприятных условий жизни, позволяющих оградить детей от эксплуатации, жестокого обращения и насилия, а также гарантии права на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. С принятием в 1998 — 1999 гг. Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <2> и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <3> в отечественной юридической науке все чаще стали звучать предложения о выделении новой отрасли права, которая регулировала бы особый предмет — правоотношения с участием несовершеннолетних. Такая отрасль получила название ювенальной (лат. juvenis — молодой, юный). ——————————— <2> Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Рос. газ. 1998. 5 авг. <3> Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер. закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ // Рос. газ. 1999. 30 июня.

С точки зрения профессора кафедры образовательного права РГППУ С. А. Ветошкина (и она разделяется нами), задачами ювенального права являются: — установление правового статуса несовершеннолетнего (прав, обязанностей, ответственности); — установление правового статуса субъектов, обеспечивающих права, обязанности и ответственность несовершеннолетнего; — установление правил поведения между несовершеннолетними и субъектами, обеспечивающими их права, обязанности и ответственность; — установление правил поведения между субъектами, обеспечивающими права, обязанности и ответственность несовершеннолетних. Такими субъектами могут быть как физические лица (родители, педагоги и т. д.), так и юридические лица (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы МВД, прокуратуры, юстиции и т. д.) <4>. ——————————— <4> Ветошкин С. А. Ювенальное право: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 229 с.

Обособление ювенального права как самостоятельной юридической отрасли находится в стадии становления. Не все ученые-правоведы видят смысл в выделении ювенального права из других отраслей российского права. Наиболее важным в изучении ювенального права представляется понимание необходимости повышенной правовой защиты детей на основе научных знаний, обосновывающих принципы и методы данной деятельности, и участие в ней квалифицированных специалистов. Пособие содержит богатый учебно-теоретический материал, существенно дополняющий изданный в России учебник для вузов по ювенальному праву <5>. Автором рассмотрены актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения, включая их следствие — социальное сиротство; социально-правовые аспекты профилактики наркозависимости несовершеннолетних; вопросы ювенального судопроизводства и ювенальной юстиции (понятие и нормативные основы ведения, отечественный и зарубежный опыт, законодательные инициативы и первые практические шаги, детская адвокатура). Особое внимание уделяется теме развития общественных инициатив в сфере уголовной юстиции и восстановительному правосудию, попыткам привлечь ребенка, его внутренние ресурсы к активной работе по преодолению собственных проблем (карательная и восстановительная модели уголовной юстиции, международное движение за восстановительное правосудие, особенности практики уголовного преследования несовершеннолетних в России, применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, нормативное регулирование института примирения в российском уголовном процессе и технологии организации примирения правонарушителей и их жертв). Приводится много примеров нарушения прав детей в России, судебная практика, опыт международной деятельности по защите прав детей. ——————————— <5> Ювенальное право: Учеб. для вузов / Под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. 317 с.

Основные понятия и определения, используемые в пособии, можно эффективно закрепить, обратившись к тексту глоссария (прил. 1). Библиографический список и приводимый в качестве приложения к пособию перечень основных нормативно-правовых и судебных документов по защите детства в Российской Федерации, вобравший в себя действующие в нашей стране международно-правовые акты, федеральные законы, указы Верховного Совета РСФСР, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, акты Конституционного и Верховного судов РФ, Генеральной прокуратуры (прил. 2), будут представлять интерес и значимость как для студентов, изучающих ювенальное право, так и для лиц, осуществляющих научные изыскания по схожей проблематике, и практикующих специалистов, работающих с детьми. Учитывая, что объект ювенального права — общественные отношения с участием несовершеннолетних — весьма обширен, перечень вопросов, рассмотренных в тексте пособия и составляющих предмет науки ювенального права, не является исчерпывающим. За рамками настоящей книги остались вопросы правового регулирования в следующих областях, также относимых нами с С. А. Ветошкиным к регулируемым ювенальным правом: — стимулирования рождаемости населения; — социальной защиты семьи; — статуса несовершеннолетнего в конституционном, гражданском, трудовом и образовательном праве; — иных общественных отношений, связанных с защитой прав несовершеннолетних и их юридической ответственности; — юридической ответственности физических и юридических лиц за нарушения ювенального законодательства. Задача автора была скромной: актуализировать проблемы в сфере социально-правовой защиты детства и очертить известные на сегодня возможные пути постепенного их решения. В 2005 г. Президент РФ обнародовал несколько национальных проектов, направленных на улучшение условий жизни тех граждан, которые находятся в наиболее неблагополучном положении. Эти проекты дают возможность улучшить и социальное обеспечение детей. Реализуемые в рамках проектов меры направлены на: 1) улучшение критической демографической ситуации в стране (увеличение пособия на детей в возрасте до полутора лет; предоставление матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, отпуска по уходу за ребенком с оплатой в размере 40% от предыдущего заработка; компенсация расходов семей на оплату пребывания ребенка в дошкольном учреждении; наделение «материнским капиталом» семей, где рождается второй ребенок <6>); ——————————— <6> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: Федер. закон от 05.12.2006 N 207-ФЗ // Рос. газ. 2006. 12 дек.; О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федер. закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ // Рос. газ. 2006. 31 дек. и др.

2) улучшение здоровья детей и подростков (в федеральной целевой программе «Дети России» предусмотрены обеспечение охраны материнства и нормальных родов, охрана здоровья детей и подростков, меры по сокращению заболеваний, инвалидности и смертности среди детей и подростков <7>); ——————————— <7> О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 N 172 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. N 14. Ст. 1688.

3) расширение поддержки детям, оставшимся без родительского попечения, и уменьшение числа детей, воспитывающихся в государственных интернатных учреждениях <8>; ——————————— <8> Об опеке и попечительстве: Федер. закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 апр.

4) создание благоприятных условий для совершенствования системы образования (восстановление роли общедоступного дошкольного образования; постепенное увеличение финансирования образования; вовлечение социально уязвимых групп детей в образовательный процесс, снижение неравенства в доступе к образованию детей в городах и сельской местности; адаптация содержания образования к текущим потребностям российского общества и экономики, а также разработка долгосрочной стратегии приведения образования в соответствие требованиям рынка труда). Образование дает возможность детям в полной мере реализовать свой потенциал, когда они станут взрослыми. Несмотря на порождающие умеренный оптимизм перечисленные меры, один из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка — приоритет интересов детей для общества — в России остается скорее далеким от реальности благим пожеланием, нежели четко поставленной целью. Этому можно найти немало оправданий. Однако очень многое зависит от гражданской позиции и правильного понимания своего профессионального долга тех специалистов, которые работают с детьми. Никто не выполнит за них то, что они могут и должны сделать. Автор пособия надеется, что знания, полученные из данной книги, помогут в этом. Материалы книги прошли апробацию в ходе преподавательской и консультационной деятельности автора в ряде вузов и образовательных центров Екатеринбурга и области, на всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Думается, что они могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений при изучении таких дисциплин, как «Ювенальное право», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Педагогико-правовая работа со спецконтингентом», «Юридическая психология», «Педагогическая и юридическая антропология».

——————————————————————