Легализация религиозного брака: проблемы и перспективы

(Гавриш И. В.) («Семейное и жилищное право», 2012, N 4)

ЛЕГАЛИЗАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО БРАКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>

И. В. ГАВРИШ

——————————— <*> Gavrish I. V. Legalization of religious marriage.

Гавриш Игорь Витальевич, аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

В работе рассматривается вопрос о возможности государственной легализации религиозного брака при условии его последующей регистрации в органах загса, а также предполагаемые положительные и отрицательные последствия для общества в результате принятия данной новеллы.

Ключевые слова: светский брак, государственный брак, религиозный брак, церковный брак, исламский брак.

The work deals with the question of state legalization of religious matrimony on condition of its subsequent registration in state institution and also possible positive and negative consequences for society as a result of accepting this novelty.

Key words: civil marriage, state marriage, religious marriage, Orthodox marriage, Muslim marriage.

Данная статья продолжает рассмотрение темы, поднятой автором в предыдущей публикации, в которой разбирается значимость религиозного обряда заключения брака для верующего, приводятся зарубежные примеры применения государством института религиозного брака, отражено мнение представителей различных религиозных конфессий и государственных структур <1>. В настоящей работе обсуждается возможность реализации идеи легализации религиозного брака в России. ——————————— <1> См.: Гавриш И. В. Легитимизация (легализация) конфессионального брака в Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 2. С. 101.

Под термином «брак» мы понимаем момент заключения супружеского союза между мужчиной и женщиной с целью создания семьи следующего поколения (в отличие от родительской семьи) и связанные с этим условия. При этом не рассматривается «брак» в другом значении — как духовный союз или как факт совместного продолжительного проживания мужчины и женщины до рождения у них общих детей, что послужило бы поводом к преобразованию такого фактического сожительства в семью (правовое понимание гражданского брака исключает данную трактовку). Нынешнее состояние религиозности в российском социуме детерминировано сменой государственного устройства России, религиозная жизнь в обществе развивается, возросло религиозное самосознание граждан <2>. Одним из характерных феноменов недавнего времени является религиозный брак, который снова стал публичным, — число таких браков медленно, но неуклонно увеличивается. В российском обществе нередки случаи дублирования гражданского брака, регистрируемого органами загса, конфессиональной церемонией бракосочетания/браковенчания, проводящейся приблизительно в одно время со свадьбой. Этими общественными явлениями обусловлена актуальность темы исследования. ——————————— <2> См.: ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1116. Религия в жизни россиян // URL: http://wciom. ru/index. php? id=268&uid;=11099 (дата обращения 05.05.2012).

Целью работы является анализ причин и возможных последствий новеллы государственной легализации брака. Задачами работы являются рассмотрение аргументов как в пользу, так и против принятия новеллы в предлагаемой ниже формулировке, выявление возможной позиции государства, религиозных организаций и верующих. Компромиссное решение, основанное на мнении трех названных сторон, в дальнейшем может оказаться решающим для законодателя. Как писал Л. Соколовский почти двести лет назад о сути развития личности в браке и, как следствие, об изменении самого содержания института брака, «…общая связь истории, ее стремление, заключается в постепенном развитии сознания человеческого духа, а цель ее состоит в утверждении совершенной его свободы…» <3>. Вот и сейчас многие люди находят свободу выражения духа в религии. ——————————— <3> Соколовский Лаврентий. О постепенном развитии идеи брака в древнем мире. СПб.: Тип. Конрада Вингребра, 1843. С. 2.

В статье мы предложим формулировку новеллы, которую, на наш взгляд, можно принять, не нарушая основополагающий принцип светскости государства и его отделения от религиозных объединений (ст. 14 Конституции РФ <4>). Предлагаемый проект предусматривает обязательную государственную регистрацию религиозного брака, только после этого государство гарантирует охрану наступивших личных и имущественных прав, возникающих из брачных отношений. ——————————— <4> URL: http://constitution. garant. ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения 01.05.2012).

Наличествует ли в обществе готовность и желание к принятию новеллы? Или, может быть, данное размышление автора является надуманным? На наш взгляд, нет. Посещение культовых заведений верующими и людьми, склоняющимися в своих убеждениях к религиозному мировоззрению, неуклонно растет <5>. Люди, вовлекаясь в религиозную жизнь, осмысленно считают обязательным для себя и своих детей совершить религиозный обряд брака. ——————————— <5> См.: ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1963. Зачем россияне приходят в храм? // URL: http://wciom. ru/index. php? id=459&uid;=112543 (дата обращения 05.05.2012).

В настоящее время Семейный кодекс РФ <6> (далее — СК РФ) приравнивает религиозный брак к регистрируемому государством браку, но только по отношению к тем религиозным бракам граждан РФ, которые были совершены в годы Великой Отечественной войны на оккупированных территориях до восстановления на этой территории органов загса (п. 7 ст. 169 СК РФ). Тем самым государство частично санкционировало прежнюю религиозную брачную традицию народа. Ведь издревле преобладающим способом заключения брака была религиозная форма, которую Российская империя признавала (православный брак). Советское государство стало рассматривать религиозный брак как личное дело каждого, признавая только свою, светскую форму заключения брака, порождающую права и обязанности супругов. Государство, являясь главенствующим институтом общества, с одной стороны, инициирует новое, а с другой — обязывает общество следовать своей воле. При этом «общество может быть признано нормально существующим при наличии баланса интересов публичных (государства и самого общества) и частных (отдельных членов общества). Иначе говоря, интересы мужчины и женщины будут подлежать правовой защите со стороны государства только при выполнении встречного условия государственной регистрации заключения брака» <7>. С другой стороны, в демократическом сообществе законодатель должен производить юридически значимые преобразования, учитывая мнение общественных представителей. ——————————— <6> См.: Семейный кодекс Российской Федерации // Правовая база «КонсультантПлюс». URL: http:// base. consultant. ru/ cons/ cgi/ online. cgi? req=doc; base=LAW;n=122398; fld=134;dst=4294967295; from=113688-0 (дата обращения 05.05.2012). <7> Ильина О. Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной // Семейное и жилищное право. 2006. N 4. С. 33.

Мы исходим из позиции, что норма закона должна быть однозначной, ясной, краткой. На наш взгляд, Семейный кодекс Российской Федерации мог бы быть изменен следующим образом: п. 1 ст. 10 СК РФ дополняется фразой — «Брак, совершенный по религиозному обряду, регистрируется органами записи актов гражданского состояния на основании религиозного брачного свидетельства, если регистрация не противоречит нормам настоящего Кодекса». Такая расширенная формулировка представляется предпочтительнее, так как яснее отражает суть предлагаемой новеллы. В п. 2 ст. 1 слово «заключенный» необходимо было бы заменить на слово «зарегистрированный». Дополнить ст. 12, 13, 14, 27, 28, 29 и 30 словами «заключение и регистрация брака», чтобы разграничить два понятия: «заключение» и «регистрация» брака. Важнейшим необходимым условием данной новеллы является требование неизменности п. 2 ст. 10, фиксирующей, что права и обязанности супругов наступают после регистрации факта заключения брака в органах загса. То есть государство зарегистрирует брак, не противоречащий правовым нормам и условиям заключения (возраст брачующихся, их дееспособность, моногамия и т. д.). Религиозный брак лица, уже состоящего в светском браке с иным супругом, не может быть зарегистрирован. Ныне предлагаемая новелла присутствует в законодательстве Италии и Испании, где для полного юридического признания брака, заключенного в религиозной форме, требуется его регистрация государственными органами <8>. Аналогия уместна, но более важна готовность общества к данной новелле. ——————————— <8> См.: Залесский В. В. Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные положения. М.: Издания г-на Тихомирова М. Ю., 2004. С. 33 — 34.

Законодатель в действующем СК РФ фактически объединил два понятия: «заключение» и «регистрация» брака. Данная новелла способна разграничить на деле два понятия как разные юридические события, которые в настоящее время объединены. Необходимо также ст. 24 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», гласящую: «Основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак», дополнить словами: «или свидетельство о заключении религиозного брака, если его регистрация не противоречит нормам Семейного кодекса». С целью сделать единообразным свидетельство о заключении религиозного брака, необходимо рекомендовать в последующем его унифицировать. В начале применения данной практики можно допустить абсолютно любую документарную форму религиозного свидетельства брака. Теперь рассмотрим вопрос об установлении временных рамок, в пределах которых должна быть произведена регистрация ранее заключенного религиозного брака. Здесь возможны два варианта «сценария». Первый. Если не оговорить сроки, то возможно обращение после религиозного брака за регистрацией и через десятки лет. Это будет законным. Только после государственной регистрации у супругов возникнут права и обязанности, охраняемые государством. В период, например, десяти лет супруги после заключения религиозного брака по отношению к семейному праву государства будут состоять в фактических брачных отношениях, которые не защищены нормами Семейного кодекса РФ. Семейный же кодекс РФ основной целью ставит именно государственную регистрацию браков. Поэтому следовало бы настаивать на определении срока, в течение которого лица, заключившие религиозный брак, могут его зарегистрировать в органах загса. По истечении данного пресекательного срока государственная регистрация религиозного брака становится недопустимой. В этом случае необходимо будет проходить процедуру, предусматривающую заключение брака в органах загса, т. е. брак будет заключен уже по светскому, а не религиозному обряду. Но в этом случае не будут учтены интересы верующего, например мусульманина, который может обратиться за государственной регистрацией второго религиозного брака, заключенного ранее только по религиозному обряду, в случае возможности его регистрации государством (развод или смерть первой супруги). Поэтому, рассматривая второй вариант и исходя из общего смысла новеллы, нет необходимости строго ограничивать период времени между совершением религиозного брака и его государственной регистрацией. При этом следует понимать, что вероятность возникновения фактических брачных отношений вследствие религиозного брака, как их понимает семейное право, будет увеличиваться. То есть религиозный брак без его государственной регистрации нормами СК РФ интерпретируется как фактические брачные отношения и не охраняется правом. Но разве новелла будет способствовать увеличению фактических браков? На наш взгляд, вовсе нет. Напротив, те религиозные браки, которые сегодня являются по отношению к СК РФ фактическими браками и никаким правом не защищены, будут способны выйти из «правовой тени» государства. Сейчас религиозные браки могут совершаться без последующей регистрации в органах загса. Если РПЦ МП, по устоявшейся традиции, совершает таинство браковенчания только после государственной регистрации брака, то заключение исламского брака никак не увязано по времени с его государственной регистрацией. Поэтому нередки случаи, когда супруги, заключив исламский брак, не торопятся заключать государственный брак и делают это только с рождением ребенка с целью избежать последующих юридических трудностей. Таким образом, широкие или неопределенные временные рамки для регистрации религиозного брака будут в основном в интересах верующих, исповедующих ислам (как представителей второй по численности религиозной конфессии России). Примером страны, в которой подобный срок установлен, является Латвия, где гражданский и религиозный браки легитимно уравнены, представитель религиозной организации сообщает о заключении брака в течение 14 дней в органы загса <9>, но полной аналогии здесь провести нельзя. Вопрос установления пресекательного срока для государственной регистрации религиозного брака не находит однозначного разрешения и требует дальнейшего обсуждения. ——————————— <9> См.: Косарева И. А. Институт брака: Сравнительно-правовое исследование. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 122.

Позитивный результат принятия данной новеллы, на наш взгляд, был бы значителен. Верующие (а к таковым, по данным ВЦИОМ, относят себя большинство граждан России <10>) воспримут решение государства позитивно, так как это шаг государства навстречу их чаяниям. Однозначно одобрят нововведение представители религий, придерживающихся моногамии. Хотя мы и не можем проследить динамику роста венчаний (так как РПЦ сейчас не ведет общероссийского учета венчанных браков <11>), тем не менее их количество явно возрастает. Обряд браковенчания станет единственной торжественной церемонией заключения брака, государственная регистрация при этом выступит формальной процедурой. Сегодняшняя практика венчания в РПЦ МП только после государственной регистрации неизбежно изменится. Мусульмане, внутренние религиозные нормы которых допускают полигамию, также одобрят данное нововведение, так как их брак по нормам фикха будет признан Российским государством. Практика полигамного брака в исламе носит характер канонического исключения <12>. И поэтому вероятность последующих требований о признании государством всех исламских браков невелика, но допускается. ——————————— <10> См.: ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 1116. Религия в жизни россиян // URL: http://wciom. ru/index. php? id=268&uid;=11099 (дата обращения 05.05.2012). <11> См.: Ответ на запрос автора о количестве венчаний в России от 26 мая 2011 г. за подписью заместителя управляющего Московской патриархией игумена Саввы (Тугунова). [Личный архив автора]. <12> См.: Аляутдинов Ш. Семья и Ислам. Москва; СПб.: Диля, 2011. С. 67 — 68.

Принцип моногамии для Российского государства является основополагающим и неизменным. Государство не берет на себя функцию расторжения религиозного брака, а лишь соглашается рассматривать факт религиозного брака основанием для его государственной регистрации. Необходимо четкое разграничение понятий и процедур, включающих в себя религиозный брак и его последующую государственную регистрацию. Сам по себе религиозный брак, как отмечалось выше, не станет основанием для наступления юридических последствий. Отмена государственной регистрации брака не повлечет прекращение религиозного брака, например, согласованного с нормами шариата. Следовательно, вторжения со стороны государства в деятельность религиозных организаций не происходит. Брак создает семью, способствует достижению ее главной цели — приращения потомства и воспитания детей. Многодетность может поощряться религиозными стимулами (одобряться традицией) и оказаться непосредственно связанной с формой заключения брака, особенно в полиэтнической и полирелигиозной социальной среде. Выбор в пользу религиозной церемонии бракосочетания в какой-то мере способен влиять на последующее поведение брачующихся в семье. Так, например, А. Карлсон, исследуя американское общество, отмечал: «Современная религиозная вера имеет значительную, хотя и ограниченную, способность стимулировать к заключению брака и рождению детей» <13>. Схожесть социальных процессов в России и США очевидна. Предлагаемая новелла могла бы стать одним из факторов изменения отрицательного демографического прироста в нашей стране. ——————————— <13> Карлсон А. Общество — семья — личность: социальный кризис Америки. М., 2003. С. 156.

Следует упомянуть и о вероятно основном опасении противников нововведения. Данная новелла способна сместить в светском демократическом обществе (основой в котором выступают не религиозные, а общечеловеческие ценностные критерии) центр равновесия в сторону религии. Тем самым светские позиции в обществе станут слабее, что в последующем может способствовать его дестабилизации вследствие отказа, например, от прогрессивного содержания нынешнего СК РФ. Опасения эти, на наш взгляд, можно считать обоснованными лишь в случае тотальной слабости государственной власти в отстаивании светской основы государства, провозглашенной Конституцией РФ. При отсутствии такой политики и системных институтов, отстаивающих светскость государства, такие опасения не будут напрасны. Другое существенное возражение исходит от представителей религиозных организаций, которые не видят необходимости в такой новелле, поскольку, по их мнению, заключение религиозного брака не приобретет силу и легитимность государственного (как юридически значимого события). Но в поликонфессиональном обществе без объединяющей основы — в нашем случае брачно-семейного права — будет сложно придерживаться конституционного принципа равенства граждан. В развивающемся гражданском обществе государство должно четко обозначить и обосновать свою доктринальную позицию в вопросе соотношения религиозного и светского и снять все противоречия. Опровергая тот аргумент, что новелла ничего нового не привносит, необходимо в ее защиту сказать следующее. Во-первых, на практике произошло бы приравнивание юридически значимого события обряда религиозного брака по статусу к государственному заключению брака (не путать с государственной регистрацией, в настоящее время объединенной с государственным заключением брака). Важность этого шага для верующих нельзя недооценивать, это есть шаг по возвращению лучших традиций духовности дореволюционной России при сохранении прогрессивных завоеваний, зафиксированных в Конституции России, изначально введенных в брачное право в постреволюционный период и уравнявших представителей всех конфессий перед законом. Как известно, религиозные браки представителей иноверческих и инославных конфессий (до этого признавался только православный брак) были признаны царским правительством в предреволюционный период <14>. Религиозному браку придается статус важного морально-духовного события. Предполагается в связи с этим уменьшение разводов, частота которых, на наш взгляд, будет коррелировать со степенью религиозности человека, т. е. его следования религиозному учению. Чем выше религиозность, тем выше степень ответственности за сохранение брака и создаваемую им новую семью. Тем самым ответственность за создаваемый брак у человека возникает не только перед государством (как сейчас), но и перед сакральным авторитетом. ——————————— <14> См.: ст. 90 ч. 1 т. 10 и примечания от 1907 г. к ст. 31 ч. 1 т. 10 Свода законов гражданских Российской империи.

Во-вторых, существенный юридический момент заключается в том, что для лиц, заключивших религиозный брак, нет необходимости ожидать определенное время государственной регистрации брака. На религиозный брак нормы п. 1 ст. 11 о месячном сроке ожидания не распространяются, так как заключение брака уже произошло и требуется лишь его регистрация. Религиозный брак будет зарегистрирован органами загса без временного промежутка. Предполагается, что сам процесс подготовки к религиозному браку даст время брачующимся на размышление о своем жизненном выборе. Существующая сейчас процедура по выявлению причин, препятствующих государственной регистрации, будет обязательна. Главное — предлагаемая новелла законодательства даст возможность свободы выбора человеку. А это является базовым принципом демократического государства, проявлением реализации прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ и международно-правовых пактах. Вывод. Всесторонний анализ предлагаемой новеллы способствует выявлению существующих и формулированию новых обоснованных аргументов как в пользу, так и против нее. Право заключать брак по религиозному обряду для всех очевидно и никем не оспаривается. При этом вызывают обоснованные возражения у сторонников светского государства попытки уравнения его по статусу с браком, заключенным в государственных органах. Их позиция обусловлена внутренним пониманием возможности возникновения в результате этого конфликтов в нашем многоконфессиональном обществе. Представители религиозных организаций отстаивают противоположную позицию. Предложенную форму — заключение религиозного брака с последующей его государственной регистрацией — следует рассматривать как компромиссную, но осуществимую в российском полиэтническом и поликонфессиональном обществе на настоящем этапе развития России. Принятие данной формы облегчит выход религиозного брака как фактических брачных отношений из «тени» государственного брачно-семейного права (в частности, у мусульман).

——————————————————————