Особенности наследования жилых помещений, находящихся в совместной собственности супругов
(Тимофеева С. В.)
(«Юрист», 2006, N 12)
ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ
В СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУПРУГОВ
С. В. ТИМОФЕЕВА
Тимофеева С. В., Самарская гуманитарная академия, аспирант.
Наследование жилого помещения, находящегося в совместной собственности супругов, является сложным гражданским правоотношением, носящим характер гражданско-правовых правоотношений с элементами семейно-правовых правоотношений, осложненных особым объектом — жилым помещением.
Имущество, приобретенное в браке, является общей совместной собственностью супругов (п. 1 ст. 33, ст. 34 СК РФ, п. 1 ст. 256 ГК РФ). Дело в том, что в соответствии с законным режимом имущества супругов имущество, нажитое в период брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно оформлено, является совместной собственностью.
Вопрос о наследовании жилого помещения, принадлежавшего супругам на праве общей собственности, решается особо. Заметим, что применительно к жилым помещениям отношения общей собственности возникают чаще всего. Так, подавляющее число объектов государственного и муниципального жилого фонда приватизируется в общую собственность проживающих в них граждан. Кроме того, квартиры очень часто передаются по наследству не одному, а нескольким лицам. Нередко жилье приобретается совместно, в общую собственность. Наконец, право общей совместной собственности на приобретенное жилище обычно возникает у супругов при отсутствии брачного контракта.
Наследование жилого помещения, находящегося в совместной собственности супругов является сложным правоотношением, носящим характер гражданско-правовых правоотношений с элементами семейно-правовых и жилищных правоотношений.
Тот факт, что наследодатель состоял в браке, учитывается при определении объема наследственной массы. Доля умершего супруга в нажитом во время брака имуществе входит в состав наследства и переходит к его наследникам, а доля пережившего супруга в наследство не включается (ст. 1150 ГК РФ).
На практике по-прежнему приходится сталкиваться с мнением, что после смерти кого-то из супругов их общее жилье автоматически переходит в единоличную собственность вдовы (вдовца). Действительно, ранее оформление права собственности пережившего супруга на находившуюся в совместной собственности недвижимость производилось именно так, по аналогии со ст. 560 ГК РСФСР 1964 г., которая имела отношение только к наследованию имущества в колхозном дворе. Конституционный Суд РФ 16 января 1996 г. принял решение о неконституционности этой статьи.
Доля умершего супруга в праве на жилое помещение наследуется по общим правилам наследственного правопреемства. Переживший супруг имеет право собственности на свою долю в этом жилом помещении независимо от того, призван он к наследованию или нет, а если призван, то не имеет значения, по какому основанию — по закону или по завещанию, и принял ли он наследство, а потому вправе определить эту долю в общем имуществе, нажитом в период брака.
Необходимо отметить, что переживший супруг должен выразить свое согласие на определение доли умершего супруга. Доля пережившего супруга может быть определена нотариусом путем выдачи свидетельства о праве на долю в общем имуществе супругов. Свидетельство подтверждает право пережившего супруга на одну вторую доли перечисляемых в свидетельстве вещей и имущественных прав. В соответствии с принципом диспозитивности (п. 2 ст. 1, ст. 9 ГК РФ) переживший супруг может не определять свою долю в общем жилом помещении, оформленном на имя умершего супруга. В случае спора между пережившим супругом и наследниками умершего супруга, а равно его кредиторами супружеская доля в общем имуществе может быть определена в судебном порядке.
Необходимо отметить, что со смертью одного из участников совместной собственности и с появлением нового участника собственности — наследника совместная собственность прекращается, поскольку п. 3 ст. 244 ГК по общему правилу предусматривает долевую собственность пережившего супруга и наследника.
В том случае, когда на день открытия наследства брак с наследодателем расторгнут, а раздел общего имущества не произведен или не установлены доли бывших супругов в праве общей собственности, они могут быть определены по соглашению между бывшим супругом и наследниками умершего, принявшими наследство. В случае спора он разрешается в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что к требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, по заявлению стороны в споре судом применяется трехлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК РФ). В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» было разъяснено, что течение этого срока начинается не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). В том случае, когда срок исковой давности по указанному требованию был пропущен еще наследодателем, он не может быть восстановлен судом по заявлению наследников или кредиторов умершего, требующих определения его доли в общем имуществе, нажитом в браке. Жилое помещение может относиться как к делимым, так и к неделимым вещам. Если оно состоит из нескольких изолированных комнат, то вполне возможен раздел дома или квартиры без ущерба для их целевого использования, так как и после раздела каждая из комнат сохранит свое функциональное назначение. В случае, когда жилое помещение состоит из одной комнаты или двух-трех смежных и планировка его такова, что эти комнаты не могут быть превращены в изолированные (такое имеет место, например, в трехкомнатной квартире, в которой вход в две комнаты — из одной), его следует отнести к неделимым вещам. Согласно ст. 133 ГК РФ это вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Согласно п. 1 ст. 1168 ГК РФ, если в состав наследства входит жилое помещение, раздел которого в натуре невозможен, при разделе наследства преимущественное право на получение этого жилого помещения в счет наследственной доли имеет наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на данное жилое помещение. Причем независимо от того, пользовался ли он этим жильем при жизни наследодателя. Если жилое помещение, раздел которого в натуре невозможен, принадлежало только наследодателю, то преимущественное право на его получение имеют наследники, проживавшие в этом жилом помещении ко дню открытия наследства и не имеющие другого жилого помещения (п. 3 ст. 1168 ГК РФ). Эта норма согласуется с правилом о наследовании любой другой неделимой вещи: при отсутствии участников общей с наследодателем собственности преимущественное право на получение данной вещи имеет наследник, постоянно пользовавшийся ею (п. 2 ст. 1168 ГК РФ).
По смыслу п. 2 ст. 1168 ГК РФ наследник должен длительное время пользоваться вещью до смерти наследодателя. Учет фактора проживания при решении вопроса о передаче наследнику жилого помещения вполне понятен и социально оправдан. Жилое помещение — это не обычная вещь, а жизненно необходимая, поэтому она должна доставаться тому из наследников, который ранее проживал в нем и не имеет другого жилья. При этом следует напомнить, что при выборе из нескольких наследников закон в первую очередь учитывает все же интересы сособственника данного жилого помещения, независимо от того, пользовался ли он помещением до открытия наследства.
Важно помнить, что наследование жилого помещения может быть ограничено с целью материального обеспечения отдельных категорий граждан, нуждающихся в силу их возраста или состояния здоровья в особой защите. Круг лиц, которые не могут быть полностью лишены наследства и наследуют обязательную долю в имуществе, устанавливает ст. 1149 ГК РФ. Это несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг, родители (усыновители) и (или) иждивенцы.
Пункт 4 ст. 1149 ГК РФ допускает возможность уменьшения обязательной доли и ее лишения в связи с наследованием жилого помещения или имущества, которое использовалось наследником по завещанию в качестве основного источника средств к существованию. Однако если осуществление права на обязательную долю в наследстве влечет невозможность передать наследнику по завещанию данное жилое помещение (например, все имущество состоит из неделимой квартиры), которым наследник, имеющий право на обязательную долю, при жизни наследодателя не пользовался, а наследник по завещанию пользовался жилым помещением для проживания, то в соответствии с п. 4 упомянутой статьи суд, рассмотрев имущественное положение наследников, имеющих право на обязательную долю, может уменьшить размер последней или отказать в ее присуждении. Такая позиция законодателя представляется нам достаточно спорной, ибо позволяет недобросовестным наследникам по завещанию оспаривать в судебном порядке правомерность возникновения обязательной доли в наследстве.
Права лиц, имеющих право на обязательную долю в наследственном имуществе, схожи с правами отказополучателя по завещательному отказу. Схожесть их правового положения заключается в том, что и тот и другой приобретает то или иное право на жилое помещение, составляющее наследственную массу, а жилое помещение как объект данного правоотношения может быть делимым, а может быть и неделимым в натуре. И в результате оказываются ограниченными права пережившего супруга сособственника.
Особенно актуален этот вопрос в ситуации, когда наследодатель, которым является умерший супруг, предоставляет отказополучателю право пожизненного пользования принадлежащим ему жилым помещением. Однако следует учесть, что наследодателю принадлежит лишь часть жилого помещения, так как жилое помещение приобреталось в браке, следовательно, возникает ситуация, требующая законодательного разъяснения: имеет ли право отказополучатель на пользование всем жилым помещением, состоящим из одной комнаты, совместно с пережившим супругом или только частью, составляющей наследственное имущество наследодателя. В первом случае отказополучатель приобретает права пользования жилым помещением наравне с пережившим супругом, однако очевидно, что права пережившего супруга в отношении указанного жилого помещения окажутся ущемленными, ограниченными правами третьих лиц. В результате складывается ситуация, при которой ни один субъект, имеющий право на спорное жилое помещение, не может пользоваться им полноценно, не ущемляя при этом права третьих лиц. Во второй ситуации пользование жилым помещением также может оказаться затруднительным.
Отношения супругов — сособственников жилого помещения носят доверительный характер, поскольку вытекают из брачно-семейных отношений. Когда то же неделимое жилое помещение становится объектом прав одного или двух собственников, не являющихся супругами, да еще и ограниченных правами отказополучателя, ситуация возникает неразрешимая. Противоречия очевидны, и выход из сложившейся ситуации приходится искать в суде или сторонам искать компромиссные решения, поскольку исполнение завещательного отказа оказывается практически невозможно.
Вообще супругам — совладельцам общей собственности на жилище следует заблаговременно позаботиться о завещаниях. В противном случае после смерти одного из них пережившие совладельцы и пользователи жилого помещения могут столкнуться при наследовании квартиры с серьезной проблемой — исками неожиданно объявившихся наследников. Удовлетворение таких исков может превратить отдельные квартиры в коммуналки: в результате не только ухудшатся жилищные условия собственников, но и их права на жилище будут ограничены в сравнении с теми, которые они имели.
——————————————————————