Усыновление (удочерение) ребенка по правилам особого производства

(Беланова Г. О., Михневич А. В.) («Ленинградский юридический журнал», 2013, N 2)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РЕБЕНКА ПО ПРАВИЛАМ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА

Г. О. БЕЛАНОВА, А. В. МИХНЕВИЧ

Беланова Галина Олеговна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Михневич Анна Викторовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

В данной статье анализируются основные этапы процедуры усыновления (удочерения) российских детей гражданами РФ и иностранными гражданами. Излагаются основные вопросы и вносятся предложения по совершенствованию законодательства в этой области.

Ключевые слова: усыновление, процедура усыновления, специальные процедуры, учреждение международного усыновления.

This article analyzes the main steps in the procedure of adoption Russian children by citizens of the RF and foreigners. Outlines key issues and makes suggestions to improve the legislation in this area.

Key words: adoption, the adoption procedure, special proceedings, the institution of international adoption.

Рассматривая и разрешая дела об усыновлении, суды выполняют важную социальную функцию — решают дальнейшую судьбу ребенка. Поэтому в таких делах не может быть мелочей, все обстоятельства дела должны быть подробно исследованы и оценены судом. Процедура усыновления состоит из нескольких этапов, последним из которых является обращение в суд. Поэтому прежде чем осветить в данной статье основные аспекты усыновления (удочерения) ребенка по правилам особого производства, следует обозначить и дать краткую характеристику тем действиям, которые предпринимают усыновители до обращения в суд с заявлением об усыновлении (удочерении) ребенка. Можно выделить следующие этапы процедуры усыновления. Во-первых, лицо, желающее усыновить ребенка, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению необходимо приложить комплект документов, указанных в п. 6 Правил передачи детей на усыновление <1>. Надо отметить, что с 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» введена обязательная психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих стать усыновителями. Документ о прохождении подготовки также прилагается к заявлению в орган опеки и попечительства. ——————————— <1> Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.04.2002 N 217, от 10.03.2005 N 123, от 11.04.2006 N 210, от 12.05.2012 N 474).

Во-вторых, приняв заявление, орган опеки и попечительства обязан обследовать условия жизни заявителя и в течение пяти рабочих дней со дня проведения такого обследования готовит заключение о возможности граждан быть усыновителями. На основании указанного заключения орган опеки и попечительства обязан поставить заявителя на первичный учет как лицо, желающее усыновить ребенка. Орган опеки и попечительства может дать и отрицательное заключение, которое обязан довести до сведения заявителя в пятидневный срок с даты подписания. Такое заключение заявитель вправе обжаловать. В-третьих, лицо, желающее усыновить ребенка, предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Оператор банка данных документирует предоставленную информацию, составляя анкету гражданина. В ней указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью. В-четвертых, на основании этой анкеты оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, подбирает детей. Информация о детях, хранящаяся в банке данных, предоставляется в письменной форме лично кандидату в усыновители. Заявитель выбирает ребенка и получает у регионального или федерального оператора направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О выдаче направления оператор банка данных уведомляет орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. В-пятых, согласно п. 12 Правил передачи детей на усыновление кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт (по смыслу п. 2 ст. 125 СК РФ достаточно однократного личного общения усыновителя с ребенком), изучить документы ребенка и письменно подтвердить факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка. При положительном результате встречи с ребенком гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об усыновлении. В-шестых, дело об установлении усыновления ребенка суд рассматривает в порядке особого производства в соответствии с правилами гл. 29 ГПК РФ. Как было нами отмечено выше, это завершающий этап процедуры усыновления. Содержание заявления об усыновлении должно соответствовать требованиям, установленным в ст. 270 ГПК РФ. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в ст. 271 ГПК РФ. Граждане РФ подают заявления об усыновлении в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка, а граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранцы или лица без гражданства — в суд субъекта РФ по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. На основании п. 1 ст. 125 СК РФ и ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей, представителя органа опеки и попечительства, прокурора и самого ребенка, если ему уже исполнилось 14 лет. В необходимых случаях в заседании участвуют родители, другие заинтересованные лица, а также ребенок, если ему от 10 до 14 лет. Определяя предмет доказывания по каждому конкретному делу, суд должен руководствоваться в первую очередь нормами Семейного кодекса РФ об усыновлении, учитывать обстоятельства, указанные в заявлении усыновителей. Помимо этого, важное значение имеют Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» <2> и обзоры судебной практики Верховного Суда РФ по делам об усыновлении <3>, которые дают конкретные рекомендации по определению круга фактов, имеющих значение для разрешения дела, а также порядку их исследования и оценки. ——————————— <2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6. <3> Обзор Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 г. областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 мая 2012 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi? req=doc;base=LAW.

Несмотря на то что в последнее время ужесточились требования, предъявляемые к лицам, желающим усыновить детей, на наш взгляд, не все обстоятельства, имеющие значение для дела, выявляются и проверяются. Так, в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 20 апреля 2006 г. N 8 указано, что «под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком». Безусловно, суд в первую очередь исследует личность усыновителя, однако ребенок будет жить в семье и поэтому немаловажное значение имеют его взаимоотношения с другими членами семьи, на что указано в Постановлении Пленума. Поэтому полагаем, что в установлении усыновления суд должен отказать, если, например, установит наличие некоторых заболеваний (таких как туберкулез, хронические инфекционные заболевания, некоторые психические заболевания) или наличие судимости у лиц, в одной семье с которыми будет проживать усыновленный ребенок. На наш взгляд, эта проблема требует изучения и Верховный Суд РФ должен дать разъяснения по этому вопросу. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней с этого момента суд обязан направить выписку из решения суда в орган загса по месту вынесения решения. Если усыновители или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не обратятся с заявлением о государственной регистрации усыновления, органы загса обязаны произвести такую регистрацию самостоятельно (п. 2 ст. 41 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Однако по общему правилу государственная регистрация усыновления производится по заявлению усыновителей или уполномоченных ими лиц по предъявлению судебного решения и документов, удостоверяющих личность. Усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения). Для этого необходимо предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя, а также решение суда. Вся процедура усыновления является бесплатной. Никакие сборы, судебные пошлины и издержки с усыновителей не взимаются (подпункт 14 п. 1 ст. 333.36, п. 1 ст. 333.39 Налогового кодекса РФ). В дальнейшем, после вступления решения в законную силу, в целях защиты прав усыновленных детей орган опеки и попечительства по месту жительства усыновленного ребенка проверяет условия его жизни и его воспитания. Контрольные обследования проводятся ежегодно в течение первых трех лет. После истечения этого срока необходимость в указанных действиях определяется по усмотрению органа опеки и попечительства индивидуально (п. 21 — 23 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ). Российское законодательство по вопросам усыновления предусматривает возможность усыновления ребенка — гражданина РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства. При усыновлении ребенка — гражданина России иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, проживающими за рубежом, затрагивается прежде всего частный интерес — интерес усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка <4> усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, только если передача ребенка на воспитание в семью в стране его происхождения невозможна. Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции о правах ребенка, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. ——————————— <4> Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства установлено два предварительных условия: 1) невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственниками этого ребенка (независимо от гражданства и места жительства последних); и несмотря на прямое указание об этом в законе (ч. 4 ст. 124 СК РФ), не всегда предпринимаются все необходимые меры органами опеки, а со стороны суда при рассмотрении дел об усыновлении не выясняются и не проверяются данные обстоятельства. Поэтому полагаем необходимым законодательно установить конкретный перечень необходимых мер, предпринимаемых органами опеки и попечительства для устройства ребенка на воспитание в семьи граждан РФ; 2) истечение шести месяцев со дня поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Если ребенка желают усыновить граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Институт международного усыновления приобрел особую важность после громких судебных разбирательств, связанных либо с жестоким обращением иностранными усыновителями с усыновленными ими детьми — гражданами РФ, либо с их убийством. Следует также отметить, что усыновление детей указанными лицами, как правило, приводит к переезду ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, к смене гражданства. Следовательно, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес России — дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции РФ. В связи с этим Россия была инициатором заключения в июле 2011 г. Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей <5>. У данного Соглашения есть как сторонники, так и противники. Но только время — самый мудрый наставник и советчик — поможет выявить недостатки и достоинства данного документа. ——————————— <5> Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 150-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» // СПС «Гарант». URL: http://www. garant. ru.

Таким образом, несмотря на существенные изменения, которым подверглось законодательство, регламентирующее процедуру усыновления, оно все еще нуждается в корректировке и совершенствовании.

——————————————————————