Международные отношения в контексте общения судей
(Латышева Н.)
(«Мировой судья», 2007, N 8)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНИЯ СУДЕЙ
Н. ЛАТЫШЕВА
Латышева Н., главный специалист-эксперт Управления по организационному обеспечению деятельности мировых судей Архангельской области.
Встреча коллег — это всегда возможность диалога и обмена опытом. Когда встречаются юристы, а тем более судьи, представляющие разные судебные системы, время, отведенное для такого общения, кажется непомерно ограниченным. Американские и российские судьи живут и работают в разных государственно-правовых измерениях. Но тем не менее проблемы, стоящие перед социумом, во многом похожи. Вынося судебное решение, и американский, и российский судья руководствуется идеями восстановления законности и наказания за совершенное противоправное деяние. Общих вопросов для обсуждения, волнующих обе стороны, как выяснилось, не счесть. Предложив для обсуждения темы домашнего насилия и наркомании, представители судебной системы штата Мэн США нашли отклик у судей Архангельской области, в том числе и у мировых.
Идея создания программы «Открытый мир» принадлежит доктору Джеймсу Биллингтону, она заработала с 1999 г. Ее дополнила программа, действующая между городами-побратимами, «Верховенство закона». Многие судьи, осуществляющие правосудие в Российской Федерации, имели реальную возможность ознакомиться с судебной системой США благодаря этим проектам. В Архангельскую область визиты представителей американского правосудия стали уже традиционными. Дэвид Кеннеди, являющийся федеральным судьей, Андерсон Стефании, окружной прокурор, Лупи Фэй, профессор университета Южного Мэна, а также Виггин Сюзан, социальный работник при суде, действительно, позволили сделать новые открытия и узнать альтернативные возможности тех или иных судебных процедур. Этот диалог стал бесценным кладезем информации для всех участвующих в семинарских занятиях, ролевых и деловых играх. Атмосфера открытости и демократического обсуждения позволила достичь высокой информационной насыщенности предлагаемых к обсуждению материалов.
Мировые судьи сталкиваются с социальной проблемой домашнего насилия главным образом через рассмотрение дел частного обвинения. Рост таких дел происходит ежегодно. Частными обвинителями зачастую становятся самые близкие люди: члены семьи, соседи, друзья и знакомые. К сожалению, достаточно часто насилию подвергаются несовершеннолетние. Судебные разбирательства, где затрагиваются интересы детей, как в России, так и в США, проходят с участием педагогов. Например, в России при допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствует педагог. Если же возраст свидетеля уже достиг 14, но не превысил 16 лет, участие педагога зависит от усмотрения судьи. Учитывается и то обстоятельство, что педагогом, присутствующим при допросе несовершеннолетнего свидетеля, не может быть участник этого же судебного процесса либо иное заинтересованное лицо. Педагог может задавать вопросы несовершеннолетнему свидетелю с разрешения судьи и следить за тем, чтобы вопросы, задаваемые ему, не травмировали его психику. В случае если у судьи есть все основании полагать, что в зале судебного заседания оказалось лицо, в присутствии которого несовершеннолетний не может дать правдивых показаний, то оно может быть удалено из помещения путем вынесения соответствующего определения.
В США функционирует специальный суд для рассмотрения дел о домашнем насилии. Институт опекунов-представителей, действующий в судебной системе США, достоин глубокого анализа для изучения возможностей усовершенствования процессуальных механизмов защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан в отечественном судопроизводстве. Опекун-представитель не является штатным работником суда, но действует в качестве представителя суда. Он обязан выстраивать свою деятельность в соответствии с ситуацией каждого ребенка, а также с особенностями судебного дела, связанного с личностью ребенка. При этом он руководствуется только своим пониманием интересов ребенка.
Судебный опекун-представитель должен встречаться с ребенком так часто, как это необходимо для того, чтобы убедиться, что ребенок в безопасности, и чтобы определить, в чем заключается защита его интересов. Кроме того, опекун имеет доступ ко всем документам, которые касаются ребенка или его семьи. Такие документы могут иметься в службах соцобеспечения, психиатрической, психологической, наркологической и медицинской помощи, в правоохранительных органах, учебных заведениях и иных структурах. В американском правосудии сложилась практика выдачи судебного приказа для получения доступа опекуна к необходимым документам. Одной из обязанностей судебного опекуна-представителя является оценка риска физического, эмоционального или сексуального насилия по отношению к ребенку. Взаимодействие и сотрудничество со всеми участвующими в деле сторонами и заинтересованными лицами являются составляющей частью ежедневной работы этого специалиста.
В том случае, если существует объективная потребность, то опекун-представитель в процессе судебного расследования может подавать отчеты, ходатайства, ответы и возражения. Например, он может ходатайствовать о физическом или психическом обследовании ребенка или иного лица, участвующего в деле, об увеличении, уменьшении или прекращении контактов и наложении условий на эти контакты и даже о лишении родительских прав.
Опекун-представитель должен присутствовать на всех судебных слушаниях для представления интересов ребенка. В том случае, если опекун-представитель дает показания, то он приводится к присяге в качестве свидетеля, а также подвергается допросу. Опекун обязан составлять отчеты о своей работе. В том случае, если опекун знает о том, что ребенок подвергается дурному обращению или лишен ухода, он обязан незамедлительно сообщить об этом в Департамент социального обеспечения.
Круг полномочий и действий, которыми обладает опекун-представитель, можно определить следующим образом.
1. Изучение судебных документов в отношении братьев, сестер и иных членов семьи.
2. Установление контактов со сторонами, участвующими в деле для изучения обстоятельств дела.
3. Получение разрешений на представление информации.
4. Опрос лиц, имеющих отношение к ребенку, в том числе учителей и воспитателей в дошкольных учреждениях, родителей и лиц, ухаживающих за ребенком, родственников, соседей, врачей, сотрудников правоохранительных органов и т. д.
5. Знакомство с фотографиями, видео-, аудиозаписями и иными доказательствами.
6. Посещение и участие, где это необходимо, уроков, занятий, связанных с увлечениями ребенка и других подобных мероприятий.
7. Оценка риска физического, сексуального или эмоционального насилия по отношению к ребенку, используя разработанные приемы оценки риска, опросы, отчеты, медицинские записи, наблюдения и опросы.
8. Представление информации другим профессиональным работникам.
Таким образом, опекуны-представители занимают в судебном разбирательстве нейтральную сторону. В том случае, если суд назначает опекуна в делах о разводе и иных семейных спорах, то труд такого лица оплачивается сторонами. Если же в деле рассматриваются случаи насилия над детьми и пренебрежительного к ним отношения, то выплата денежных средств опекуну-представителю оплачивается штатом. Опекун может иметь юридическое образование или обладать специальными знаниями в области психиатрии, педагогики или в иных областях познаний. Правила и стандарты в действиях опекунов-представителей нормативно определяются в документах штата США, в котором они осуществляют свою деятельность.
Конфликты при разводах и расставаниях родителей в России в целом остаются незамеченными для государства и общественности. Эти проблемы принято относить к разряду личных. Говорить об этом считается дурным тоном, и тем более во всеуслышание. К сожалению, это сказывается в первую очередь на детях. В США создаются центры для детей, в которых проходят разнообразные курсы, разработанные в целях помощи родителям в смягчении их расставания или развода. Стандартный курс представляет собой 4-часовой семинар стоимостью 45 долларов с человека. Интересной особенностью таких курсов является то, что участие в них поощряется на возможно более ранних стадиях развода или расставания родителей. Существует также 9-дневная интенсивная программа для родителей, в отношении которых имеется мнение судьи о высоком уровне конфликтности. Через такие программы проходят те родители, в отношении которых имеется судебный приказ о прохождении таких курсов. Заслуживает пристального внимания и изучения организация конференций по урегулированию конфликтов, которые проводятся непосредственно перед судебными слушаниями по делам, в которых иные меры по урегулированию конфликтов не имели успеха. Они проводятся судьей, который не будет участвовать в рассмотрении дела. Как показывает судебная практика, такие конференции имеют очень высокий уровень успехов, так как во время нее происходит нейтральная оценка и анализ ситуации, которая довела стороны до суда.
Для мировых судей Архангельской области, которые так или иначе в своей ежедневной работе ежедневно сталкиваются с проблемами домашнего насилия, информация, полученная на семинаре, оказалась актуальной для организации дальнейшей работы. На некоторые аспекты проблемы удалось посмотреть с иной стороны. Положительные итоги семинара отметили для себя все мировые судьи, которым удалось принять участие в диалоге с американскими коллегами.
Ирина Александровна Дружинина, мировой судья судебного участка N 1 Плесецкого района Архангельской области: «Несмотря на то что мы живем на разных континентах и наши страны имеют значительные отличия в государственном устройстве, в том числе и в судебной системе, проблемы у нас одинаковые. Интересен опыт, позволяющий не привлекать детей для непосредственного участия в судебном процессе. От имени детей выступают социальные педагоги, которые достаточно подробно и обстоятельно изучают возникшую проблему. И самое главное — они принимают меры для устранения причины конфликта и нормализации обстановки в семье, тем самым ограждая ребенка с несформировавшейся нервной системой от психологической травмы. Замечательной кажется идея о создании реабилитационных центров для распадающихся семей, где не только детям, но и родителям помогают найти наиболее приемлемые выходы из сложившейся ситуации. Думаю, что такой опыт вполне может быть использован и у нас. Ведь судья, как правило, видит следствие возникшей в семье проблемы и принимает решение о наказании виновного за содеянное. А вот причина конфликта остается нерешенной. Поэтому конфликты повторяются даже в одной, отдельно взятой, семье. Необходимо говорить о профилактике домашнего насилия, и работать над этой проблемой в комплексе, при участии всех заинтересованных лиц: судов, органов внутренних дел и прокуратуры, педагогов и психологов».
Ирина Александровна Мартынюк, мировой судья судебного участка N 3 г. Котлас Архангельской области: «На мой взгляд, американская система правосудия имеет свои, заслуживающие внимания, методы ведения и разрешения конфликтных ситуаций, которые при внимательной проработке можно внедрить и в российскую систему законодательства. В ходе разрешения дел, возникающих из семейных правоотношений, было бы полезно назначать суду опекуна. В его обязанности могло бы входить проведение бесед с родителями и детьми, выяснения обстоятельств развода, объективное исследование вопроса о желании ребенка проживать с тем или иным родителем. Отчет, который составлялся бы по итогам таких мероприятий, мог бы использоваться в качестве доказательства по делу. Это позволило бы принимать более правильные и взвешенные решения, исключив вызов несовершеннолетних детей в суд. Интересен также вопрос, касающийся издания в США специальных судебных приказов. Например, в штате Мэн, по заявлению лица, которое подвергается насилию, судья может издать защитительный приказ. Согласно его содержанию лицу, которое применяет насилие, запрещается угрожать, оскорблять или иным образом досаждать заявителя. В результате несоблюдения ограничений, которые указаны в приказе, возможно наступление уголовной ответственности. Российский гражданин же видит выход только в подаче заявления частного обвинения. В настоящее время в муниципальном образовании, где расположен мой судебный участок, в г. Котлас, психологическая помощь оказывается только несовершеннолетним в Центре реабилитации, для подростков работает круглосуточный телефон «Доверие». Но этих мер, конечно же, недостаточно. Нам стоит задуматься о том, что нового можно привнести в наш судебный процесс».
Современные процессы развития во многих сферах общества стремительны. Стагнация недопустима, в том числе и в судоустройстве. Бесспорно, мы объективно не готовы к принятию специального суда по домашнему насилию. Такая потребность еще не осознана ни судьями, ни самим обществом. Но возможны проработка и постепенное внедрение рациональных элементов организации судебного процесса. Для этого необходимы внимательный анализ сложившегося мирового опыта, изучение всех его плюсов и минусов. Это в полной мере касается института судебных опекунов-представителей. Реализация данной идеи позволила бы в полной мере защитить права несовершеннолетнего, изучить мотивы его поведения, а также сложившееся на фоне различных факторов мировоззрение молодого человека и, как следствие, оградить формирующуюся личность от дальнейшего негативного влияния.
——————————————————————