Правовое регулирование предоставления государственных пособий военнослужащим женского пола по беременности и родам

(Титов А. В.) («За права военнослужащих», 2006)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ЖЕНСКОГО ПОЛА ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ

А. В. ТИТОВ

Титов А. В., помощник командира войсковой части 52806 по правовой работе, лейтенант юстиции.

Одним из основных принципов правового государства является надлежащее и неукоснительное исполнение нормативных правовых актов, вступивших в законную силу. Парламентом Российской Федерации за последний год принят значительный пакет нормативных правовых актов, которые напрямую или косвенно затронули вопросы материального (в частности, финансового) обеспечения военнослужащих. Данные тенденции должны свидетельствовать о том, что в принципе материальное положение военнослужащих постепенно улучшается, но практическая работа в частях (полк, дивизия) доказывает обратное — ряд законов, принимаемых государством, невозможно исполнить по вполне объективным и субъективным причинам. Особенно много вопросов вызывают нормативные правовые акты, призванные улучшить финансовое положение военнослужащих по наиболее социально значимым проблемам. К таким проблемам, в частности, относятся порядок и размеры обеспечения пособиями военнослужащих, имеющих детей. В статье приводится анализ одного из вида пособий военнослужащих, имеющих детей, — пособия по беременности и родам. Конституцией Российской Федерации гарантируется, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации приведены положения по защите государством детства и семьи. Российская Федерация принимает на себя обязательство по социальному обеспечению детей путем выплаты социальных пособий, размер и порядок получения которых устанавливаются законом, а также путем поощрения добровольного социального страхования и создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Законом, принятым в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяющим виды, порядок и размеры социальных пособий, является Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (далее — Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей). Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей <*>: ——————————— <*> Статья 3 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 3) единовременное пособие при рождении ребенка; 4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; 5) ежемесячное пособие на ребенка. В части, не определенной Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий регламентирован в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883. Что касается порядка и размеров пособия по беременности и родам женщин-военнослужащих, то в соответствии со ст. 6 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, из числа граждан, имеющих статус военнослужащих, правом на получение пособия по беременности и родам обладают: — женщины, проходящие военную службу по контракту; — женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; — женщины, указанных категорий при усыновлении ими ребенка (детей).

Порядок обеспечения пособием

Размер данного вида государственного пособия поставлен в прямую зависимость от периода отпуска по беременности и родам. Пособие выплачивается только за период данного отпуска. Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет <*>: ——————————— <*> Статья 7 Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей.

а) 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов; б) 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов. Таким образом, отпуск по беременности и родам состоит из двух составных частей — отпуска дородового и отпуска послеродового, каждый из которых имеет свое целевое назначение. Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов, т. е. если роды наступили ранее предполагаемой даты, то вычет неиспользованных дней дородового отпуска не производится. Согласно п. 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится с 30 недель беременности (при многоплодной беременности с 28 недель) единовременно суммарно на 140 (при многоплодной беременности на 180 дней) календарных дней. Порядок предоставления послеродового отпуска регламентируется: — Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом (Постановлением) Минздравмедпрома России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 19 октября 1994 г. N 206/21 (далее — Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан); — Инструкцией Минздрава России «О порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах» от 23 апреля 1997 г. N 01-97 (далее — Инструкция о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах). В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления послеродового отпуска при осложненных родах к осложненным родам, при которых послеродовый отпуск предоставляется продолжительностью 86 (при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов, относятся: а) многоплодные роды; б) роды, которые сопровождались или которым непосредственно предшествовала тяжелая нефропатия, преэклампсия, эклампсия; в) роды, сопровождавшиеся следующими акушерскими операциями: кесаревым сечением и другими чревосечениями во время родов, классическим или комбинированным поворотом плода на ножку, наложением акушерских щипцов, извлечением плода с помощью вакуум-экстрактора, плодоразрушающими операциями, ручным отделением последа, ручным или инструментальным обследованием полости матки; г) роды, сопровождавшиеся значительной потерей крови, вызвавшей вторичную анемию; д) роды, сопровождавшиеся разрывом шейки матки III степени, разрывом промежности III степени, расхождением лонного сочленения; е) роды, осложнившиеся послеродовыми заболеваниями: эндометритом, тромбофлебитом, воспалением тазовой брюшины и клетчатки, сепсисом, гнойным маститом; ж) роды у женщин, страдающих заболеваниями сердца и сосудов — все формы многоклапанных пороков сердца, все формы врожденных пороков сердца вне зависимости от степени нарушения гемодинамики, ревматизм и все формы ревматических пороков сердца, сопровождающиеся во время беременности активностью ревматического процесса, недостаточностью кровообращения, легочной гипертензией, нарушениями ритма сердца, тромбоэмболическими осложнениями во время беременности или в анамнезе, с атрио — или кардиомегалией, состояние после операции на сердце, гипертоническая болезнь (IIа-IIб-III ст.), кардиомиопатия; з) роды у женщин, страдающих другими экстрагенитальными заболеваниями: хронические заболевания легких, сопровождающиеся легочно-сердечной недостаточностью или амилоидозом внутренних органов, заболевания мочеполовой системы, сопровождавшиеся гипертензией, острой или хронической почечной недостаточностью, заболевания единственной почки и поликистоз почек, заболевания крови и кроветворных органов — гипопластическая и гемолитическая анемии, острый и хронический лейкоз, лимфогрануломатоз, болезнь Верльгофа и другие капилляротоксикозы, диффузные заболевания соединительной ткани — системная красная волчанка и системная склеродермия, миастения, активные формы туберкулеза любой локализации, болезни эндокринной системы тяжелой и средней тяжести течения (диффузный или узловой токсический зоб, гипотиреоз, не — и сахарный диабет и др.), паренхиматозный гепатит с выраженным нарушением функции печени, перенесенный во время беременности вирусный гепатит, ВИЧ-инфицирование и СПИД. При других заболеваниях, не указанных в данном перечне, при которых роды представляют угрозу жизни или ущерба для здоровья роженицы и родильницы, вопрос о продлении послеродового отпуска решается комиссией в учреждении, где произошли роды (лечащий врач, руководитель отделения (учреждения), врач-специалист по профилю заболевания); и) преждевременные роды и роды незрелым плодом вне зависимости от срока беременности, если родильница выписалась с живым ребенком. Незрелость плода определяется комиссионно соответствующим актом с записью в истории развития новорожденного; к) роды у женщин после экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКОиПЭ). Предоставление послеродового отпуска дополнительно на 16 дней (при рождении двух и более детей — на 40 дней) оформляется врачом женской консультации, поликлиники, сельской врачебной амбулатории по рекомендации лечебного учреждения, в котором произошли роды. В этом случае в «Обменной карте родильного дома, родильного отделения больницы» (форма N 113/у, утверждена Минздравом СССР 4 октября 1980 г. N 1030), в разделе «Сведения родильного дома, родильного отделения больницы о родильнице», п. 15 «Особые замечания» записывается: «послеродовый отпуск 86 (110) дней» или «дополнительный послеродовый отпуск на 16 (40) дней». В случаях если женщина временно выехала с места постоянного жительства в период дородового отпуска, листок нетрудоспособности на дополнительный период послеродового отпуска должен выдаваться лечебным учреждением, в котором произошли роды, независимо от места постоянного жительства женщины. Если осложненные роды произошли вне лечебного учреждения, то при предоставлении послеродового отпуска на 86 (110) дней лечащий врач может в необходимых случаях консультироваться с медицинским работником, принимавшим роды. В исключительных случаях, когда женщина впервые обращается в медицинское учреждение при сроке беременности, превышающем 30 недель (28 недель), или поступает в родовспомогательное учреждение в родах, то листок нетрудоспособности ей оформляется по решению клинико-экспертной комиссии в день обращения в медицинское учреждение со дня наступления страхового случая, т. е. со срока 30 недель (28 недель) согласно п. 2.4 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. При этом причины несвоевременного обращения женщины в лечебно-профилактическое учреждение за оформлением отпуска по беременности и родам должны быть отражены в медицинской документации. Если женщина добровольно отказывается от оформления в установленном порядке отпуска по беременности и родам и продолжает исполнять свои трудовые обязанности еще в течение некоторого периода времени до родов, то она должна быть проинформирована о том, что листок нетрудоспособности является документом, подтверждающим временное освобождение от работы, в том числе на период беременности и родов (п. 1.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан) <*>. ——————————— <*> Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 8 октября 2004 г. N 02-10/11-6671 (текст письма официально опубликован не был).

Следовательно, если женщина имеет право на отпуск по беременности и родам, но не оформляет отпуск по беременности и родам, то основания для выплаты пособия по беременности и родам за этот период времени отсутствуют.

Размеры пособия по беременности и родам

Пособие по беременности и родам выплачивается по правилам п. 7 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883: — женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами Российской Федерации, в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам; — женщинам, проходящим военную службу по контракту, в размере денежного довольствия. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году» от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ, максимальный размер пособия по беременности и родам женщинам за полный календарный месяц не может превышать 15000 руб. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к денежному довольствию, максимальный размер пособия по беременности родам определяется с учетом этих коэффициентов. Женщины-военнослужащие, которые в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам прослужили фактически менее трех месяцев, пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (т. е. 1100 руб.) <*>, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов. ——————————— <*> Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту службы также в случаях, когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения со службы в случае: а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа; б) болезни, препятствующей продолжению службы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами III степени. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам женщинами указанных выше категорий представляется медицинская справка установленной формы, таким документом в соответствии с п. 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, является лист нетрудоспособности. Со дня представления всех необходимых документов пособие по беременности и родам выплачивается не позднее 10 дней за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. В заключение следует сказать о том, что, к сожалению, нормы права в части выплаты женщинам-военнослужащим пособий по беременности и родам носят отсылочный характер, что, в свою очередь, ставит участников получения данной выплаты в заведомо неудобное положение, а зачастую лица, имеющие право на получение пособия, не в силах реализовать его.

——————————————————————