Инвестирование накоплений негосударственными пенсионными фондами
(Апиков Р. С.) («Банковское право», 2007, N 4)
ИНВЕСТИРОВАНИЕ НАКОПЛЕНИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ
Р. С. АПИКОВ
Апиков Р. С., консультант Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике Федерального Собрания Российской Федерации, аспирант кафедры гражданского права Современной гуманитарной академии.
Современная пенсионная система Российской Федерации основана на сочетании принципов перераспределения (социальной солидарности) и накопления (индивидуальной ответственности). Накопительный элемент в обязательном пенсионном страховании является принципиально новым явлением для отечественной системы социального обеспечения. Несмотря на то что реальное установление накопительной части трудовой пенсии начинается с 2013 г., уже сейчас необходимо искать ответы на вопросы, с которыми неизбежно столкнутся правоприменители в будущем. Одним из проблемных вопросов является правовое регулирование деятельности по инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации. Инвестирование средств пенсионных накоплений (а также инвестиционный доход, получаемый за счет этих накоплений) является одним из источников увеличения той части пенсионного капитала, из которой впоследствии будет финансироваться накопительная часть пенсии. Правовое регулирование инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации осуществляется на основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» <1>. Данный Федеральный закон, как указано в его преамбуле, устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора. ——————————— <1> Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 ноября 2003 г., 28 июля, 28 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ в ст. 2 предусмотрена система нормативно-правовых актов, в своей совокупности образующих законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений. Данная система выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»; федеральные законы, регулирующие отношения в сфере обязательного пенсионного страхования (например, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» <2>, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <3>); другие федеральные законы; нормативные правовые акты Российской Федерации (в случаях, предусмотренных федеральными законами); нормы законодательства РФ об инвестициях и инвестиционной деятельности (применяются к отношениям по инвестированию пенсионных накоплений в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ); международные договоры Российской Федерации. ——————————— <2> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп. от 12 февраля 2001 г., 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 2 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г.) // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071. <3> Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд. Это право в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» можно было реализовать начиная с 1 января 2004 г. Соответственно с 2004 г. Пенсионный фонд Российской Федерации начал осуществлять передачу средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в доверительное управление частным управляющим компаниям, государственной управляющей компании и негосударственным пенсионным фондам, допущенным к работе со средствами государственного обязательного пенсионного страхования. В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) средства пенсионных накоплений передаются Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным на конкурсной основе. Начиная с 2004 г. к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды. В настоящее время 95% обладателей накопительной части по умолчанию оставили свои деньги во Внешэкономбанке (государственной управляющей компании). В настоящее время во Внешэкономбанке, которому переданы функции государственной управляющей компании, находится 267 миллиардов рублей. Выбор же в пользу частных управляющих сделали примерно 5% граждан. В результате на сегодняшний день частные управляющие компании управляют средствами пенсионных накоплений в размере 9,3 миллиарда рублей. Необходимо констатировать: граждане, доверившие инвестирование средств своих пенсионных накоплений частным пенсионным фондам, оказались в выигрыше. В среднем капиталы, помещенные в негосударственные пенсионные фонды, за 2006 г. выросли на 20,7%, более чем в два раза опередив официальный показатель инфляции. При этом будущие пенсионеры, оставившие свои пенсионные накопления в государственной управляющей компании, наоборот, потеряли часть своих сбережений: за 2006 год их будущие пенсии увеличились на 5,7%, и этот рост был моментально уничтожен девятипроцентной инфляцией. Причины столь сильного различия в уровне доходности заключаются в наборе инструментов для инвестиций, которые доступны частным пенсионным фондам и государственной управляющей компании. Для государственной управляющей компании этот набор гораздо меньше. Дело в том, что согласно законодательству государственная управляющая компания имеет право инвестировать полученные от будущих пенсионеров средства только в государственные или ипотечные ценные бумаги, которые обеспечены гарантией России. Однако эти способы инвестирования не относятся к числу самых выгодных, что и подтвердили финансовые результаты 2006 г. Между тем, как мы уже отмечали в тексте настоящей статьи, около 95% населения по тем или иным причинам выбирает именно государственную управляющую компанию. В настоящее время негосударственные пенсионные фонды являются слабыми участниками рынка. 63% негосударственных пенсионных фондов имеют низкие объемы собственного имущества, которые не превышают 1,4% в общей доле имущества, поэтому они ограничены в возможности получения высокого инвестиционного дохода и полноценного развития в условиях конкуренции с фондами-миллиардерами. Рынок частного пенсионного страхования является крайне неоднородным, на нем доминируют несколько десятков крупных игроков, которые подавляют более мелких участников. Так, на сегодняшний день, по информации Федеральной службы по финансам и рынкам, из 289 негосударственных пенсионных фондов у 41 фонда собственное имущество превышает 500 миллионов рублей. У 29 фондов из них собственное имущество превышает 1 миллиард рублей и составляет 92,7% от собственного имущества всех фондов. Совокупность средств пенсионных резервов этих 29 крупнейших фондов в сумме составляет более 288,9 миллиарда рублей, или 93,9% от суммы пенсионных резервов всех НПФ. Таким образом, на рынок негосударственных пенсионных фондов существенно влияют всего 10 процентов крупных организаций от их общего числа. Практически у всех негосударственных пенсионных фондов, входящих в группу крупных, наблюдается положительная динамика по показателю «пенсионные резервы» — средства, предназначенные для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Это позволяет предположить, что именно из этой группы фондов будет формироваться основной состав претендентов на участие в обязательном пенсионном страховании и профессиональных пенсионных системах. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании; деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Пункт 2 этой же статьи Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ закрепляет, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам. Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом. В соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ сторонами договора об обязательном пенсионном страховании являются: страхователь (физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на формирование накопительной части трудовой пенсии) и застрахованные лица (физические лица, заключившие договор об обязательном пенсионном страховании). Источники выплаты накопительной части пенсии — пенсионные накопления, которые формируются за счет страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления передаются в доверительное управление по договору, заключаемому на один год между НПФ и управляющей компанией. Неотъемлемой частью такого договора является инвестиционная декларация, которая определяет требования к целям инвестирования, составу и структуре инвестиционного портфеля управляющей компании. Основные требования к структуре инвестиционного портфеля содержатся в ст. 36.15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ. Пенсионные накопления могут быть размещены в государственные ценные бумаги, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, ипотечные ценные бумаги. В частности, ст. 36.15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ гласит, что структура инвестиционного портфеля фонда должна удовлетворять следующим основным требованиям: максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле фонда не должна превышать 5%, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10% инвестиционного портфеля фонда; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг, эмитированных аффилированными лицами фонда, управляющей компании, специализированного депозитария и актуария, не должна превышать 5%; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда облигаций одного эмитента не должна превышать 10% совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации; максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 15% капитализации данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также не должна превышать 15% выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда денежных средств в рублях и иностранной валюте на счетах и депозитах в кредитных организациях не должна превышать 20%. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20%. Максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда прочих видов разрешенных активов определяется Правительством Российской Федерации. В частности, п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 <4> установлено, что максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, должна составлять: ——————————— <4> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями от 9 февраля, 30 сентября, 12 ноября 2004 г., 12 сентября 2006 г.) // СЗ РФ. 2003. N 27 (часть II). Ст. 2804.
а) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации — 40 процентов; б) облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации): облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, — 40%; облигации российских хозяйственных обществ: в 2004 г. — 50%, в 2005 г. — 60%, в 2006 г. — 70%, с 2007 г. — 80%; в) акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами: в 2004 г. — 40%, в 2005 г. — 45%, в 2006 г. — 55%, с 2007 г. — 65%; г) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, — 40%. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 379 установлено, что доли активов в инвестиционном портфеле негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, определяются в процентах от его стоимости (в рублях), рассчитанной исходя из суммы средств на счетах и депозитах в кредитных организациях и рыночной стоимости ценных бумаг, составляющих соответствующий инвестиционный портфель. Рыночная стоимость ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель, сформированный за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации в доверительное управление управляющей компании, рассчитывается в соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Рыночная стоимость ценных бумаг, составляющих инвестиционный портфель негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего обязательное пенсионное страхование, рассчитывается в соответствии со ст. 36.14 «Обязанности управляющей компании, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений» Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время Порядок определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, утвержден Постановлением ФКЦБ от 18 февраля 2004 г. N 04-6/пс <5>. ——————————— <5> Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 февраля 2004 г. N 04-6/пс «Об утверждении Порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений» // Вестник ФКЦБ. 2004. N 4; см. также: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 апреля 2005 г. N 05-9/пз-н «Об утверждении Порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах» // Вестник ФСФР. 2005. N 5.
Статья 36.15 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ гласит также, что структура инвестиционного портфеля фонда или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса (индексов). Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом. В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля из-за изменения рыночной или оценочной стоимости активов и (или) изменения в структуре имущества эмитента управляющие компании обязаны скорректировать структуру активов в соответствии с требованиями к структуре инвестиционного портфеля фонда в течение шести месяцев с даты обнаружения указанного нарушения. В случае нарушения требований к максимальной доле определенного класса активов в структуре инвестиционного портфеля фонда в результате умышленных действий управляющей компании она обязана устранить это нарушение в течение 30 дней с даты обнаружения указанного нарушения. Кроме того, она обязана возместить фонду ущерб, являющийся следствием отклонения от установленной структуры активов, и ущерб от сделок, произведенных для корректировки структуры активов. Расчет величины инвестиционного портфеля фонда проводится по рыночной стоимости. Порядок и методика расчета показателей в целях контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля фонда определяются Правительством Российской Федерации. Правила расчета показателей в целях осуществления специализированным депозитарием контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 января 2004 г. N 30 <6>. ——————————— <6> Постановление Правительства РФ от 22 января 2004 г. N 30 «Об утверждении Правил расчета показателей в целях осуществления специализированным депозитарием контроля за соблюдением требований к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда» // СЗ РФ. 2004. N 5. Ст. 369.
Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. N 63 <7>, в п. 5 установлено, что пенсионные резервы НПФ могут составлять: ——————————— <7> Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. N 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» // РГ. 2007. 7 февраля.
а) денежные средства, включая иностранную валюту, размещенные на банковских счетах и в банковских депозитах с учетом условия, установленного п. 11 Правил (банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков могут составлять пенсионные резервы фонда при условии, что банк является участником системы страхования вкладов); б) государственные ценные бумаги Российской Федерации; в) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; г) муниципальные облигации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; д) депозитные сертификаты российских банков; е) акции российских открытых акционерных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; ж) облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; з) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах и допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; и) инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ; к) инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством РФ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг; л) ценные бумаги правительств иностранных государств с учетом условий, установленных п. 7 указанных Правил: а) иностранное государство является членом Организации экономического сотрудничества и развития; б) эмитенту ценных бумаг присвоен рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «BBB-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Baa3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). При этом такой рейтинг должен быть присвоен как минимум двумя из указанных рейтинговых агентств; м) ценные бумаги международных финансовых организаций, включенные в перечень, утвержденный Федеральной службой по финансовым рынкам; н) акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций с учетом условий, установленных п. 8 и 9 Правил; о) акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов с учетом условий, установленных п. 10 Правил. Согласно п. 6 Правил пенсионные резервы фонда не могут составлять активы, не предусмотренные п. 5 Правил. Пункт 8 Правил гласит, что акции иностранного акционерного общества и облигации иностранной коммерческой организации могут составлять пенсионные резервы фонда при соблюдении условия, предусмотренного п. 9 Правил, а также следующих условий: а) акции (облигации) прошли процедуру листинга на фондовой бирже, включенной в перечень фондовых бирж, утвержденный Федеральной службой по финансовым рынкам; б) иностранное государство, в котором учреждено юридическое лицо — эмитент акций (облигаций), является членом Организации экономического сотрудничества и развития. Пункт 9 Правил устанавливает, что условием, при соблюдении которого облигации иностранной коммерческой организации могут составлять пенсионные резервы фонда, является также присвоение эмитенту облигаций рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «BBB-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Baa3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Такой рейтинг должен быть присвоен как минимум двумя из указанных рейтинговых агентств. Согласно п. 10 Правил акции (паи, доли) иностранного инвестиционного фонда могут составлять пенсионные резервы фонда при соблюдении следующих условий: а) иностранный инвестиционный фонд создан в соответствии с законодательством государства, являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития, которое регулирует институты коллективного инвестирования; б) акции (паи, доли) иностранного инвестиционного фонда допущены к обращению на торгах фондовой биржи, включенной в перечень фондовых бирж, утвержденный Федеральной службой по финансовым рынкам; в) активы иностранного инвестиционного фонда, который является индексным фондом, инвестируются в ценные бумаги иностранных эмитентов в соответствии с инвестиционным индексом, включенным в перечень, утвержденный Федеральной службой по финансовым рынкам. Пункт 12 Правил гласит, что пенсионные резервы фонда не могут составлять ценные бумаги, эмитентами которых являются управляющая компания (управляющие компании), специализированный депозитарий, аудитор или актуарий фонда, а также их аффилированные лица, за исключением ценных бумаг, включенных в котировальные списки фондовых бирж. Взаимоотношения НПФ и управляющей компании строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы пенсионного фонда на финансовом рынке. В свою очередь, управляющие компании обязаны иметь лицензию на те виды деятельности, по которым она осуществляет операции со средствами пенсионных фондов. Размещение пенсионных резервов фонда должно удовлетворять следующим требованиям к их составу: стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 10% общей стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, не имеющих признаваемых котировок, не должна превышать 20% стоимости пенсионных резервов; общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев, когда указанные ценные бумаги включены в Котировальный лист РТС первого уровня; в федеральные государственные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50% стоимости пенсионных резервов, за исключением случаев их приобретения в результате проведения новации; в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50% стоимости пенсионных резервов; в акции и облигации предприятий и организаций допускается размещать суммарно не более 50% стоимости размещенных пенсионных резервов; в векселя допускается размещать не более 50% стоимости размещенных пенсионных резервов; в банковские вклады и недвижимость допускается размещать суммарно не более 50% стоимости размещенных пенсионных резервов. Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Так, например, если общая стоимость размещенных пенсионных резервов фонда не превышает 1,5 миллиона рублей, то процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков не накладываются. Также, если приобретаются паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнение правил и требований, предъявляемых к НПФ, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещенных в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются. Как мы уже отмечали, на основании Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» специализированные депозитарии имеют право участвовать в пенсионной реформе, обслуживая негосударственные пенсионные фонды, выступающие в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию. При этом согласно ст. 3 этого Закона специализированным депозитарием является акционерное общество либо общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. При этом согласно п. 2 ст. 26 указанного Федерального закона услуги специализированного депозитария в каждый момент времени могут оказываться негосударственному пенсионному фонду только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии. Кроме того, в ст. 36.18 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ указано, что специализированный депозитарий при обслуживании НПФ, выступающих в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, обязан не совмещать свою деятельность с другими видами лицензируемой деятельности, кроме депозитарной и банковской. Но, как показывает практика, банки в большинстве своем имеют также лицензии брокера/дилера и соответственно не удовлетворяют указанным требованиям Закона касательно совмещения видов деятельности на рынке ценных бумаг. Следовательно, теоретически с НПФ, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, может работать лишь ограниченное количество специализированных депозитариев, не являющихся совместителями указанных видов деятельности. В настоящее время существует ряд специфических проблем, касающихся непосредственно специализированных депозитариев и их участия в деятельности негосударственных пенсионных фондов. Одной из таких проблем является значительное отставание в принятии соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов. Пенсионные накопления были переведены на счета негосударственных пенсионных фондов 30 декабря 2004 г. и должны были быть переданы в доверительное управление с 1 февраля 2005 г. В то же время типовые формы договоров со специализированным депозитарием и управляющими компаниями были утверждены Постановлением Правительства N 65 только 9 февраля 2005 г. <8>. ——————————— <8> Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2005 г. N 65 «Об утверждении типовых форм договора об оказании специализированным депозитарием услуг негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией и договора об оказа нии специализированным депозитарием услуг управляющей компании, осуществляющей доверительное управление средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию» // СЗ РФ. 2005. N 7. Ст. 567.
Отсутствуют также нормативно-правовые акты, регулирующие отчетность специализированного депозитария перед управляющими компаниями, негосударственными пенсионным фондами и Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и ряд других аспектов деятельности, на которые есть ссылки в типовых договорах. Так, в соответствии с типовыми формами договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора со спецдепозитарием ФСФР не установлены порядок расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, переданные в доверительное управление управляющей компании; порядок предоставления специализированным депозитарием в негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию и ФСФР информации о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель управляющей компании, и о стоимости чистых активов, составляющих инвестиционный портфель НПФ; порядок и сроки информирования негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний и ФСФР об изменении учредительных документов специализированного депозитария; об изменении численного и персонального состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов; об изменении численного и персонального состава работников, непосредственно обеспечивающих деятельность специализированного депозитария по обслуживанию пенсионных накоплений; об изменении состава аффилированных лиц. До недавнего времени законодателем также не были установлены порядок и сроки представления специализированным депозитарием в ФСФР, НПФ и управляющие компании отчетности о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 мая 2006 г. N 06-48/пз-н <9> были утверждены формы отчетов управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также о доходах от инвестирования. ——————————— <9> Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 мая 2006 г. N 06-48/пз-н «Об утверждении форм отчетов управляющих компаний негосударственных пенсионных фондов об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также о доходах от инвестирования» // Вестник ФСФР России. 2006. N 7.
Представляется, что с целью решения обозначенной проблемы в процессе осуществления деятельности в качестве специализированного депозитария в сфере негосударственного пенсионного обеспечения необходимо активное участие в разработке законодательной, нормативно-правовой и технологической базы, касающейся инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, всех заинтересованных сторон — самих негосударственных пенсионных фондов, федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, саморегулируемых организаций и непосредственно профессиональных участников рынка ценных бумаг.
——————————————————————