Конституционно-правовые аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации

(Радуто В. И.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 4)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В. И. РАДУТО

Радуто В. И., старший научный сотрудник Отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Объективная необходимость правовой регламентации отношений в сфере реабилитации инвалидов признана нормами международных правовых актов <1>. В Российской Федерации стимулом к формированию соответствующей нормативной правовой базы явилось принятие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <2> (далее — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов»). ——————————— <1> Всемирная программа действий в отношении инвалидов от 3 декабря 1982 г. // Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1983. С. 1 — 61; Конвенция N 159 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» от 20 июня 1983 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2031 — 2035. Примечание: СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8694-XI «О ратификации Конвенций Международной организации труда N 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и N 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 14. Ст. 223). Рекомендация от 20 июня 1983 г. N 168 Международной организации труда «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 2037 — 2045; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов от 20 декабря 1993 г. // Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1994. <2> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

Принимая во внимание межотраслевой характер правового регулирования в указанной области <3>, анализ предмета должен осуществляться в первую очередь сквозь призму конституционных положений, которые позволяют вкупе с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов», иных законодательных актов определить структуру, пределы, субстанциональную наполняемость и направленность анализа, а также в силу своей юридической силы, наличия принципа прямого действия <4> обозначить определенность при ответах на возникающие в процессе анализа вопросы. ——————————— <3> Части 2, 3 ст. 9, ст. 15, ч. ч. 8, 10 ст. 17, ч. 2 ст. 18, ч. 3 ст. 19, п. 5 ст. 20, ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». Примечание: ст. 9 в редакции Федерального закона от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 43. Ст. 4108. Далее — Федеральный закон от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ; ст. 17 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25. Далее — Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ; ст. 21 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5024. <4> Часть 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1996. N 1.

Среди положений Конституции Российской Федерации, которые так или иначе корреспондируют с положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов» в области реабилитации инвалидов, следует выделить положения, закрепляющие: основы правового статуса личности; федеративное устройство; разграничение предметов ведения; структуру органов государственной власти; гарантии местного самоуправления; основы деятельности организационно-правовых формирований. При этом следует учитывать приоритетность норм главы 1 по отношению к иным положениям Конституции Российской Федерации <5>. ——————————— <5> Часть 2 ст. 16.

Основы правового статуса личности, являющегося структурообразующей составляющей правового статуса инвалида <6>, закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации. В рамках последнего чрезвычайно важным представляется установление гарантий признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина <7>, запрета на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности <8>. ——————————— <6> К основополагающим правовым актам, регламентирующим отношения в области установления правового статуса инвалида, помимо Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует отнести Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 9. Ст. 1018, а также классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 38. <7> Статья 2, ч. ч. 1, 2 ст. 17, ст. 18. <8> Часть 2 ст. 19.

Среди конституционно закрепленных прав инвалидов следует обозначить права, реализация которых может осуществляться в рамках отношений в сфере реабилитации, подвергнутых (подлежащих) регламентации нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов», иных законодательных актов <9>, соответствующей подзаконной базы, в частности, в области труда и занятости <10>, социального обеспечения <11>, жилищных отношений <12>, здравоохранения <13>, образования <14>, участия в культурно-досуговых мероприятиях <15>. ——————————— <9> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318; Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании») // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198. <10> Статья 37. <11> Статья 39. <12> Часть 3 ст. 40. <13> Статья 41. <14> Статья 43. <15> Часть 2 ст. 44.

Для целей реализации основных прав инвалиды наделены правом личного обращения, а также направления индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления <16>, получение квалифицированной юридической помощи (в случаях, предусмотренных законом, бесплатно) <17>, создания общественных объединений <18>, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц <19>. ——————————— <16> Статья 33. <17> Часть 1 ст. 48. <18> Статья 30. <19> Статья 53.

При анализе предмета правового регулирования в сфере реабилитации инвалидов чрезвычайно важным представляется выявление соотношения понятий «реабилитация инвалидов», «социальная защита», «социальное обеспечение» и «социальное обслуживание». Положения Конституции Российской Федерации, нормативное закрепление дефиниции «социальная защита инвалидов» нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов» <20> не дают четкого представления о ее смысловом наполнении. Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов включает в себя регламентацию отношений в области реабилитации, здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания, материального обеспечения <21>, т. е. носит межотраслевой характер. Данная посылка прослеживается и в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, устанавливающей гарантии социальной защиты. Вместе с тем в рамках буквального толкования при определенной позиции толкователя словосочетание «иные гарантии социальной защиты» может относиться как ко всем, так и к отдельным понятиям, закрепленным в ч. 2 ст. 7, например к положениям «развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В подтверждение сказанного положения п. «е» и п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ устанавливают градацию вопросов образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включающего социальное обеспечение. ——————————— <20> Часть 1 ст. 2. <21> Главы III — V Федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Социальное обеспечение при любом токовании будет оставаться частью социальной защиты. Буквальное толкование норм ст. 39 Конституции Российской Федерации отождествляет социальное обеспечение с различными видами предоставлений, выраженных, как правило, в денежном эквиваленте. Положения международных правовых актов, с одной стороны, воспроизводят данную посылку <22>, с другой — закрепляют широкое толкование понятия «социальное обеспечение», включая в него помимо денежных предоставлений мероприятия в области труда и занятости, образования, здравоохранения, культуры и спорта <23>. ——————————— <22> Конвенция от 28 июня 1952 г. N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 — 1086; Конвенция Международной организации труда от 21 июня 1982 г. N 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 — 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1971 — 1982. <23> Хартия социального обеспечения от 15 февраля 1982 г. (документ опубликован не был).

Сложившееся в правовой науке отраслевое деление системы права, выделяющее самостоятельное структурное образование — право социального обеспечения <24>, позиция правотворческих органов <25> позволяют говорить о широком толковании понятия «социальное обеспечение», включающего в себя предоставления, выраженные в денежном эквиваленте (пенсии, пособия, компенсационные выплаты), медицинскую помощь, социальное обслуживание и т. д. ——————————— <24> Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1974; Буянова М. О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001; Право социального обеспечения: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. К. Н. Гусова. М.: ПБЮЛ Грачев С. М., 2001 и др. <25> Специальность 12.00.05 — Трудовое право, право социального обеспечения. Номенклатура специальностей научных работников. Утверждена Приказом Минпромнауки России от 31 января 2001 г. N 47 «Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников» (документ опубликован не был).

Положения Конституции Российской Федерации не обозначают понятие «социальное обслуживание». Однако выделение нормами ч. 2 ст. 7 в ряду гарантий социальной защиты развития системы социальных служб, которые по смыслу положений ст. 1, подп. 1 ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» <26> призваны осуществлять деятельность в области социального обслуживания, позволяет говорить о включении последнего в предмет социального обеспечения. Вместе с тем представляется, что конституционные нормы вкладывают в понятие «социальные службы» более широкий смысл, нежели нормы указанного Федерального закона <27>. ——————————— <26> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4872. <27> При данном подходе к социальным службам следует относить службы, осуществляющие деятельность в области реабилитации инвалидов (педиатрическая, профессиональной (социальной) реабилитации и др.).

По смыслу норм Федерального закона «О социальной защите инвалидов» <28> предмет правового регулирования в области реабилитации инвалидов является частью предмета в области социальной защиты инвалидов — определенной социальной группы и, соответственно, социальной защиты населения <29>, а также социального обеспечения в широком понимании этого понятия. ——————————— <28> Часть 1 Преамбулы, п. п. 4, 10 ст. 4, п. 4 ч. 2 ст. 8 во взаимосвязи с п. 9 ст. 4 и п. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 7, глава III. Примечание: в ст. 4: п. 10 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607. Далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; п. 4 ч. 2 ст. 8 в редакции Федерального закона от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ; ст. 5 в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10. Далее — Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. <29> Часть 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов и социальное обслуживание являются отдельными частями предмета правового регулирования в области социального обеспечения. Градацию в данном случае следует производить главным образом в части определения круга предоставлений (социальные услуги, реабилитационные услуги) и субъектов предоставлений (учреждения и предприятия социального обслуживания, реабилитационные организации). Предоставление учреждениями и предприятиями социального обслуживания реабилитационных услуг, а реабилитационными организациями — социальных услуг носит факультативный характер. При анализе предмета правового регулирования в области реабилитации инвалидов особое значение приобретают обозначение субъектов регулирования, разграничение предметов ведения, вопросы формирования и деятельности организационного механизма. Положения Конституции Российской Федерации позволяют определить структуру нормативной правовой базы в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов. Структурообразующими в данном случае следует признать положения, закрепляющие наличие законодательства субъектов Российской Федерации <30>, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации <31>, полномочия Президента Российской Федерации <32> и Правительства Российской Федерации <33> в части правотворческой инициативы в указанной области. Положения Конституции Российской Федерации устанавливают также вертикаль соответствующих нормативных правовых актов <34>. К нормативной правовой базе в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов следует отнести также и правовые акты органов местного самоуправления <35>. ——————————— <30> Часть 2 ст. 5. <31> Пункт «е» ст. 71, п. п. «е», «ж», «к» ч. 1 ст. 72. <32> Часть 3 ст. 80, ч. 1 ст. 90. <33> Пункт «в» ч. 1 ст. 114, ч. 1 ст. 115. <34> Часть 2 ст. 4, ч. ч. 1, 2, 4 ст. 15, п. «а» ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 76. <35> Часть 1 ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 36. Ст. 4466. Примечание: Россия ратифицировала Хартию (Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 15. Ст. 1695. Статья 12, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации; ч. 1 ст. 4, ч. ч. 1, 4 ст. 7, п. п. 11, 12, 22 ч. 1 ст. 15, п. п. 13, 14, 19, 20, 30 ч. 1 ст. 16, глава 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822. Примечание: в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: в ч. 1 ст. 15: п. 12 с изменением, внесенным Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 30. Ст. 3296, далее — Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 120-ФЗ; п. 22 введен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ; в ч. 1 ст. 16: п. 14 с изменением, внесенным Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 120-ФЗ; п. 19 в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ; п. 30 введен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ.

Частью предмета правового регулирования в сфере реабилитации инвалидов являются отношения в области создания и функционирования организационно-функционального механизма. Положения ст. 12 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» <36> устанавливали основы правового статуса Государственной службы реабилитации инвалидов, которая представляла собой совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Принимая во внимание положения ч. 1 ст. 9, ч. ч. 2, 7 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», вопросы организации деятельности в области реабилитации инвалидов следует рассматривать в ракурсе применения принципа системности, продуцируя тем самым функционирование государственной и муниципальной систем реабилитации инвалидов с соответствующими структурными элементами: органы государственной (муниципальной) власти и организационно-правовые формирования, осуществляющие мероприятия в части реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. ——————————— <36> Признана утратившей силу нормами п. 11 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В данной связи чрезвычайно важными представляются положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционно-правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, в частности: принцип разделения государственной власти <37>; ——————————— <37> Статья 10.

самостоятельность органов местного самоуправления <38>; ——————————— <38> Статья 12.

наличие двух подсистем (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) органов государственной власти <39>; ——————————— <39> Часть 3 ст. 5, ст. 11, п. «г» ст. 71, п. «н» ч. 1 ст. 72, ч. 1 ст. 77.

презумпцию: функционирования единой системы органов исполнительной власти по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации <40>, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти <41>; ——————————— <40> Часть 2 ст. 77. <41> Часть 1 ст. 78.

передачи осуществления части полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации <42>; ——————————— <42> Части 2, 3 ст. 78.

наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств <43>. ——————————— <43> Часть 2 ст. 132.

Анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что к управленческому звену организационного механизма в области реабилитации инвалидов следует относить соответствующие органы исполнительной власти (на федеральном уровне — Правительство Российской Федерации (координационные и совещательные органы) <44>, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти) <45>. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации <46>. ——————————— <44> Наиболее детально правовой статус Правительства Российской Федерации регламентирован нормами Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 51. Ст. 5712. <45> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П «По делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 6. Ст. 866. <46> Часть 1 ст. 112 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 90 Конституции Российской Федерации. Примечание: структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945; Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти от 24 сентября 2007 г. N 1274 // Российская газета. 2007. 26 сент.

Положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания и деятельности организационно-правовых формирований в сфере реабилитации инвалидов <47>, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности <48>; многообразие форм собственности <49>; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности <50>; запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию <51>; гарантии частной собственности <52>; гарантии свободы научного, технического и других видов творчества, защиты интеллектуальной собственности <53>; соответствующее разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области валютного, кредитного, таможенного регулирования, основ ценовой политики <54>, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности <55>, технического регулирования, статистики <56>, административного и административно-процессуального законодательства <57>, запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств <58>. ——————————— <47> Пункты 6 — 8, 14, 20 ст. 4, ч. 4 ст. 8, ч. ч. 2, 3, 7 ст. 11. Примечание: в ст. 4: п. 6 с изменениями, внесенными Федеральными законами от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; п. п. 7, 8 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 167; п. 20 введен Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 29. Ст. 3693; ч. 4 ст. 8 с изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; ч. 3 ст. 11 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. <48> Часть 1 ст. 8. <49> Часть 2 ст. 8. <50> Часть 1 ст. 34. <51> Часть 2 ст. 34. <52> Статья 35. <53> Часть 1 ст. 44. <54> Пункт «ж» ст. 71. <55> Пункт «о» ст. 71. <56> Пункт «р» ст. 71. <57> Пункт «к» ч. 1 ст. 72. <58> Часть 1 ст. 74.

——————————————————————