К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов

(Радуто В. И.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 1)

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В. И. РАДУТО

Радуто В. И., старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства».

Закрепление нормами права ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов (далее — ИПР) — обозначение соответствующих составов правонарушений представляется важным не только с научной, но и с практической точки зрения в части реализации права инвалидов на реабилитацию, а также развития системы профилактики инвалидности. Отсутствие соответствующих составов правонарушений обусловливает наличие декларативности по вопросу обязательности реализации ИПР различными субъектами правоотношений. ИПР представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» <1> (далее — Федеральный закон «О социальной защите инвалидов»)). ——————————— <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563.

Наступление ответственности за реализацию ИПР презюмируется положениями ч. 3 ст. 8 <2>, ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов». ——————————— <2> С изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607, далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Анализ норм законодательства Российской Федерации показывает, что ответственность в части реализации ИПР в большинстве своем наступает не за реализацию ИПР в целом, а за осуществление отдельных реабилитационных мероприятий в рамках ИПР (медицинские, образовательные услуги <3>), в большинстве своем — гражданско-правовая. ——————————— <3> Раздел XII Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318; п. п. 15 — 20 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 194; п. п. 21 — 25 Правил оказания платных образовательных услуг. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3016.

Нормы ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» неслучайно имеют бланкетный характер, так как нормативные правовые акты соответствующих отраслей права предусматривают различные виды ответственности. В рамках реализации ИПР следует выделить следующие правонарушения: 1) дисциплинарные проступки — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации <4>); ——————————— <4> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

2) деликты — гражданско-правовые правонарушения: — продажа товара надлежащего качества (ст. ст. 18 — 25 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» <5>, далее — Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»)); ——————————— <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 140.

— нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) (ст. 28 <6> Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»); ——————————— <6> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 52 (ч. I). Ст. 5275, далее — Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ, Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 44. Ст. 5282.

— наличие недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (ст. 29 <7> Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»); ——————————— <7> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ.

3) административные проступки: — неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <8>, далее — КоАП РФ); ——————————— <8> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

— отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39 КоАП РФ); — нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ); — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ); — административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ); 4) преступления: — причинение смерти по неосторожности (ст. 109 Уголовного кодекса Российской Федерации <9>, далее — УК РФ); ——————————— <9> Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.

— причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ); — оставление в опасности (ст. 125 УК РФ); — использование рабского труда (ст. 127.2 УК РФ <10>); ——————————— <10> Введена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4848, далее — Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

— незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ); — нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ <11>); ——————————— <11> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

— отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ <12>); ——————————— <12> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

— неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК РФ <13>); ——————————— <13> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, Федеральным законом от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 31. Ст. 3921.

— нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ <14>); ——————————— <14> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

— халатность (ст. 293 УК РФ <15>). ——————————— <15> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ, Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. N 43-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 15. Ст. 1444.

Необходимо отметить, что в рамках наступления определенных видов ответственности существует презумпция возникновения обязательств вследствие причинения вреда (глава 59 ч. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации <16>, далее — ГК РФ): ——————————— <16> Федеральный закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.

— возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (§ 2 главы 59 ГК РФ); — возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг (§ 3 главы 59 ГК РФ); — компенсация морального вреда (§ 4 главы 59 ГК РФ). Правовые нормы при обозначении осуществления конкретных мероприятий в соответствии с ИПР оперируют понятиями «реализация» и «исполнение», в связи с чем принципиально важным при обозначении конкретного состава правонарушения представляется выявление соотношения их смыслового наполнения. Анализ положений ч. 7 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» показывает, что нормы права вкладывают в указанное понятие идентичное наполнение, хотя положения п. 12 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. N 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» <17>, в круг субъектов, реализующих ИПР, включают лишь организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, учреждения государственной службы реабилитации инвалидов <18>, негосударственные реабилитационные учреждения, образовательные учреждения. ——————————— <17> Российская газета от 10 сентября 2008 г. N 190. <18> Институт государственной службы реабилитации инвалидов упразднен нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Не стоит забывать о том, что Федеральное медико-биологическое агентство организует оказание государственных услуг в сфере реабилитации <19>, что на деле подразумевает под собой реализацию или исполнение, а изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан может осуществляться индивидуальными предпринимателями <20>. ——————————— <19> Подпункт 5.10.1 п. 5 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 206 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 16. Ст. 1456) в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 423 «О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства» (Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 23. Ст. 2713). <20> Пункт 1 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 647 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказам граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 46. Ст. 4797.

В перечень предполагаемых составов правонарушений в данной связи могут входить: — неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение ИПР; — ненадлежащая реализация ИПР; — отказ от исполнения (реализации) ИПР. В рамках настоящей работы необходимо определить состав предполагаемого правонарушения при административно — и уголовно-правовой квалификации. Основным объектом правонарушения следует считать общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности реализовать ИПР. Объективная сторона состава правонарушения выражается в неправомерном (необоснованном) отказе (действие или бездействие) от реализации ИПР. Субъектами данного правонарушения могут быть должностное лицо, организация независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальный предприниматель. С субъективной стороны состав правонарушения характеризуется виной в форме прямого или косвенного (при уголовно-правовой квалификации) умысла. Принимая во внимание тяжесть наступивших последствий, в данном случае должно производиться отграничение правонарушений (административных и уголовных). Уголовная ответственность должна наступать, если совершение правонарушения повлекло за собой установление инвалидности без указания срока освидетельствования. В качестве санкций предлагаются: — за административный проступок: штраф, дисквалификация, административное приостановление деятельности; — за преступление: лишение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

——————————————————————