Налог на имущество физических лиц

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2007, NN 47, 48)

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

/»Налоги» (газета), 2007, N 47/

В. В. СЕМЕНИХИН

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налог на имущество физических лиц отнесен в состав местных налогов.

В настоящее время объектом обложения налогом на имущество физических лиц выступают лишь строения, помещения и сооружения. Транспортные средства, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, как известно, являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1) объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома;

2) квартиры;

3) дачи;

4) гаражи;

5) иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии со статьей 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица — собственники вышеперечисленного имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если же указанное имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Статьей 4 Закона N 2003-1 и Инструкцией МНС России от 2 ноября 1999 года N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Инструкция N 54) установлен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:

«Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней».

Для подтверждения права на получение льготы нужно представить:

— книжку Героя Советского Союза или Российской Федерации;

— орденскую книжку;

«инвалиды I и II групп, инвалиды с детства».

Для подтверждения права на получение льготы нужно представить удостоверение инвалида.

Признание граждан инвалидами осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее — Постановление N 95):

«2. Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала (пункт 3 Постановления N 95).

Как указано в пункте 20 Постановления N 95, медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ). В случае обжалования гражданином решения бюро (главного бюро), а также по направлению бюро (главного бюро) в случаях, требующих специальных (особо сложных специальных) видов обследования, медико-социальная экспертиза проводится в главном бюро (в Федеральном бюро) (пункты 21, 22 Постановления N 95).

Медико-социальная экспертиза в соответствии с пунктом 24 Постановления N 95 проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) в бюро с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Условия признания гражданина инвалидом перечислены в пункте 5 Постановления N 95:

«а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию».

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года N 535, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения), либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности (пункт 8 Постановления N 95).

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина согласно пункту 29 Постановления N 95 составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение. Акт заверяется печатью.

Гражданину, признанному инвалидом, согласно пункту 36 Постановления N 95 выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Форма справки утверждена Постановлением Минтруда России от 30 марта 2004 года N 41 «Об утверждении форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы, и рекомендаций по порядку их заполнения». Форма индивидуальной программы реабилитации утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.11.2004 N 287 «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

«участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан».

Для подтверждения права на получение льготы нужно представить удостоверение участника гражданской или Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы;

«лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии».

Для получения льготы представляется удостоверение участника Великой Отечественной войны или удостоверение о праве на льготы;

«лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 13 Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, льготой по налогу на имущество могут воспользоваться следующие категории граждан:

«1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

4) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;

5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;

6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;

8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;

9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;

10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;

12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом».

Граждане, непосредственно принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, имеют право на льготы при наличии удостоверения, выданного в соответствии с Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 8 декабря 2006 года «Об утверждении порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

«а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Правом на льготу обладают следующие категории граждан (Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации впоследствии аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»):

— граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

— граждане, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации, из числа:

— граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

— граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах;

— граждан, эвакуированных (переселенных), а также добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированных в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.

К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

— граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);

— граждан, проживавших в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);

— граждан, проживавших в 1949 — 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);

— граждан, добровольно выехавших на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Обратите внимание!

В случае если указанные граждане прибыли после 26 мая 1993 года для проживания (работы) в населенные пункты, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), льготы по налогам на имущество физических лиц не предоставляются;

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;

— граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванные на специальные сборы, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах.

— Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Данные категории граждан имеют право на льготы и компенсации при наличии удостоверения, выданного в соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденным Приказом МЧС России от 24 апреля 2000 года N 229.

Обратите внимание!

В своем письме от 29 декабря 2006 года N 03-06-01-05/18 Минфин России указал на то, что в настоящее время правовых оснований для предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на федеральном уровне не имеется. Вместе с тем такие льготы могут предоставляться указанной категории граждан решением представительных органов муниципального образования.

/»Налоги» (газета), 2007, N 48/

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налог на имущество физических лиц отнесен в состав местных налогов.

В настоящее время объектом обложения налогом на имущество физических лиц выступают лишь строения, помещения и сооружения. Транспортные средства, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, как известно, являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1) объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества:

1) жилые дома;

2) квартиры;

3) дачи;

4) гаражи;

5) иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии со статьей 1 Закона N 2003-1 плательщиками налога на имущество признаются физические лица — собственники вышеперечисленного имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если же указанное имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Статьей 4 Закона N 2003-1 и Инструкцией МНС России от 2 ноября 1999 года N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Инструкция N 54) установлен перечень категорий лиц, полностью освобожденных от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:

«военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более».

Статьей 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено понятие военной службы:

«Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

Прохождение военной службы осуществляется:

— гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

— иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Данные о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащими являются:

— офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;

— офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

— сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Военнослужащим обязательно выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и их правовое положение. К документам, удостоверяющим личность военнослужащих, относятся:

— удостоверение личности — для генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы;

— военный билет — для солдат, матросов, сержантов и старшин срочной службы, военных строителей и курсантов военно-учебных заведений.

Удостоверение личности и военный билет должны быть составлены на бланках установленного образца, изготовленных в типографиях, в которые обязательно вклеивается фотография, и должны содержать необходимые реквизиты: воинское звание и воинскую должность.

Льготы предоставляются военнослужащим, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, на основании удостоверения воинской части или справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших Министерства обороны СССР и Комитета государственной безопасности СССР, Министерства внутренних дел СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (подпункт «з» пункта 5 Инструкции МНС России от 2 ноября 1999 года N 54 «О применении Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»);

«лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах».

Для установления права на получение данной льготы следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 года N 958 «О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска».

К критериям непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска относятся:

— непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и в учениях с применением такого оружия до 1 января 1963 года при выполнении служебных обязанностей:

— в составе частей, служб и подразделений в период проведения испытаний, учений в районе, определенном в установленном порядке;

— в период проведения испытаний, учений в составе экипажей самолетов-носителей, самолетов-лабораторий, самолетов (вертолетов) прикрытия, радиационной разведки, аэрофотосъемки, пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, а также в качестве авиаспециалистов по технической эксплуатации, комплексной подготовке, ремонту и дезактивации этих самолетов (вертолетов) на основных и вспомогательных аэродромах базирования;

— в составе подразделений, проводивших анализ проб радиоактивных продуктов вз рывов и медико-биологические исследования с радиоактивно загрязненными биообъектами на территории полигонов, на которых проводились испытания ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ;

— в составе частей, служб и подразделений, работавших на боевых полях после проведения взрывов, включая строительные, монтажные, демонтажные и восстановительные работы, эвакуацию объектов испытаний с боевых полей, их дезактивацию, уничтожение (захоронение) разрушенных объектов, дезактивацию технических средств;

— непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций (согласно перечню, определяемому Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии) и действия других поражающих факторов ядерного оружия в составе:

— государственных комиссий по проведению испытаний;

— экипажей самолетов (вертолетов) пробоотбора радиоактивных продуктов взрыва, вертолетов, кораблей, судов экстренной эвакуации и других обеспечивающих подразделений;

— групп съема материалов регистрации;

— групп обслуживания аппаратурных комплексов;

— групп радиационных и медико-биологических исследований с радиоактивно загрязненными биообъектами;

— групп отбора радиоактивных проб и их лабораторной обработки;

— групп радиационной разведки;

— групп живучести;

— групп проведения демонтажа техники и аппаратурных комплексов из радиоактивно загрязненной зоны с последующей их дезактивацией;

— групп обеспечения режима и охраны командного пункта и приустьевых площадок.

Выполнение гражданами служебных обязанностей во время взрыва в районе испытаний в составе указанных комиссий, экипажей и групп относится к действиям в подразделениях особого риска;

— непосредственное участие в ликвидации радиационных аварий, зарегистрированных в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах при выполнении служебных обязанностей в составе:

— экипажей подводных и надводных кораблей с ядерными установками с постоянным или периодическим нахождением в зоне строгого режима с момента возникновения радиационных аварий до их ликвидации;

— персонала технических баз и вспомогательных служб флота, принимавшего участие в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках подводных кораблей и других военных объектах;

— государственных и ведомственных комиссий, назначенных для расследования причин возникновения радиационных аварий и работавших на аварийных объектах;

— непосредственное участие в работах по сборке ядерных зарядов при выполнении военнослужащими служебных обязанностей до 31 декабря 1961 года в составе:

— персонала инженерно-технических служб (сборочные бригады, поверочные лаборатории, службы хранения);

— персонала хранилищ узлов ядерных зарядов;

— специалистов военных представительств, непосредственно осуществлявших контроль за изготовлением компонентов ядерных зарядов и за сборкой этих зарядов;

— непосредственное участие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ определяется при выполнении служебных обязанностей:

— в подразделениях научно-исследовательских учреждений Министерства обороны Российской Федерации, проводивших работы в районе эпицентра подземного ядерного взрыва;

— в подразделениях, проводивших радиационную разведку штольни, демонтаж оборудования и его дезактивацию после извлечения из штольни;

— в подразделениях, осуществлявших проходку в полость подземного ядерного взрыва в штольне;

— в подразделениях, проводивших работы по сбору и захоронению радиоактивных веществ, образовавшихся в результате любых видов ядерных взрывов, испытаний боевых радиоактивных веществ, эксплуатации и аварий ядерных энергетических установок средств вооружения.

Для получения льготы представляется удостоверение, выданное Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации. Удостоверение выдается на основании заключения медико-социальной экспертной комиссии.

Инструкция о порядке и условиях оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска утверждена Приказом министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2005 года N 354.

Аналогичная точка зрения содержится и в письме Минфина России от 14 августа 2007 года N 03-05-07-01/16;

«члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего».

Для получения льгот представляется пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. Кроме того, льготу могут предоставить на основании справки о гибели военнослужащего. На основании указанной справки льгота предоставляется в том случае, если указанные члены семьи не являются пенсионерами (подпункт «и» пункта 5 Инструкции N 54).

Кроме того, пунктом 2 статьи 4 Закона N 2003-1 установлено, что налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

«пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации».

В письме Минфина России от 4 октября 2007 года N 03-05-07-01/23, в частности, сказано, что:

«…налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Для получения указанной льготы необходимо представить пенсионное удостоверение в налоговый орган».

С 1 января 2002 года основания и порядок реализации права на пенсионное обеспечение регулируются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ). Данными Законами вводятся понятия «трудовая пенсия» и «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», которые отличаются по источникам и порядку финансирования и по категориям граждан, имеющих право на такие пенсии.

В соответствии со статьей 2 Закона N 173-ФЗ:

«Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Правом на получение трудовой пенсии обладают граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

Нетрудоспособные члены семей данных лиц в случае их смерти имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статьей 5 Закона N 173-ФЗ установлены следующие виды трудовых пенсий:

«1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца».

Статьей 2 Федерального закона N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что:

«пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию».

Право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют (пункт 1 статьи 3 Закона N 166-ФЗ):

— граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом N 166-ФЗ для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 166-ФЗ или международными договорами Российской Федерации.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют (статья 4 Закона N 166-ФЗ):

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие;

— участники Великой Отечественной войны;

— граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— нетрудоспособные граждане.

Члены семей указанных граждан имеют право на пенсию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 166-ФЗ.

Статьей 5 Закона N 166-ФЗ предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

— пенсия за выслугу лет;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— социальная пенсия.

Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет средств федерального бюджета.

Для получения льготы по налогу на имущество представляется пенсионное удостоверение.

Отметим, что действующим налоговым законодательством ограничений для пенсионеров по их освобождению от уплаты налога на имущество в зависимости от количества принадлежащих им на праве собственности строений, помещений и сооружений не установлено;

«гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации».

Обратите внимание!

В письме от 26 декабря 2006 года N 03-06-01-02/55 Минфин России в отношении возможности использования этой льготы налогоплательщиками, выполнявшими задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также на других территориях Северного Кавказа, указывает на то, что для указанной категории граждан оснований для предоставления льгот по налогу на имущество на федеральном уровне не имеется.

Вместе с тем такая льгота может быть предоставлена указанной категории граждан органом местного самоуправления.

Пример 1.

Военнослужащий Российской Федерации выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Имеет ли он право на льготу по уплате налога на имущество физических лиц в соответствии с Законом N 2003-1?

Законом N 2003-1 льгот по уплате налога на имущество физических лиц военнослужащими, выполнявшими задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, не предусмотрено.

Однако, если в ходе боевых действий военнослужащий стал инвалидом вследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны (статья 5 Закона РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»).

Таким образом, они вправе применить льготу по уплате налога на имущество физических лиц по иным основаниям: или как инвалиды I или II групп, или как инвалиды III группы, которые приравниваются к категории «пенсионеры»;

«родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак».

Таким образом, если супруг(-а) военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, вступил(-а) в повторный брак, то льготой по налогу на имуществу он(-а) не вправе воспользоваться. Налог уплачивается им (ей) на общих основаниях;

«со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования».

Для получения льготы должна быть предоставлена справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений под указанные цели.

Условием предоставления льготы является использование таких помещений исключительно в указанном выше качестве. Если жилое помещение используется и для жилья, и в качестве творческой студии, и тому подобное, то льгота не предоставляется;

«с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров».

Основанием для предоставления льготы является справка, выданная органами технической инвентаризации.

Обратите внимание!

Предоставление в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение льготы, является обязанностью граждан.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона N 2003-1 органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками. То есть данной нормой предоставлено право органам местного самоуправления уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогу на имущество.

Отметим, что на практике бывают случаи, когда имущество, например дорогостоящую квартиру, с целью не платить налог оформляют в собственность гражданина, пользующегося какой-либо льготой из вышеперечисленных.

И в заключение отметим, что в соответствии с пунктом 7 статьи 5 Закона N 2003-1 при возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налога перерасчет суммы налога производится не более чем за три года. Перерасчет суммы налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

——————————————————————