Конституционные правовые гарантии права граждан на возмещение ущерба, причиненного вследствие радиационных аварий и катастроф
(Емельянов В. Ю.) («Экологическое право», 2008, N 2)
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ВСЛЕДСТВИЕ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ
В. Ю. ЕМЕЛЬЯНОВ
Емельянов В. Ю., главный специалист-эксперт отдела социально-правовой защиты Департамента развития инфраструктуры МЧС России.
Статьи 2, 17, 42 Конституции Российской Федерации <1> установили, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. ——————————— <1> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С изм. и доп., внесенными Указами Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679 и от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ и от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ // Рос. газ. N 237. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; 1996. N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 30. Ст. 3745.
Но недостаточно лишь простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, необходимо также четкое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни. Человек, подвергшийся экологическому правонарушению (радиационному воздействию), нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на меры социальной поддержки. Основные вопросы возмещения ущерба, причиненного здоровью от экологических правонарушений, урегулированы Федеральными законами «Об охране окружающей среды» <2> и «О радиационной безопасности населения» <3>. ——————————— <2> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ и от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; 2006. N 1. Ст. 10; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 27. Ст. 3213. <3> См.: Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения». С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141; 2004. N 35. Ст. 3607.
Меры государственной поддержки лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие основных крупномасштабных катастроф и инцидентов (испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, радиоактивное загрязнение в результате деятельности производственного объединения «Маяк», авария на Чернобыльской АЭС), унесших жизни и здоровье непосредственных участников событий, создавших потенциальную угрозу здоровью людей, участвовавших в восстановительных работах, а также жителей территорий, загрязненных радионуклидами, получили свое отражение в следующих Федеральных законах: Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» <4>, Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <5>, Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» <6>. ——————————— <4> См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128. <5> См.: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699. <6> См.: Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5850.
В России на протяжении нескольких лет особое внимание уделяется социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе к проблеме возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу радиационным правонарушением. Научные исследования координировали и проводили многие научно-исследовательские институты, в том числе и институты РАН и РАМН. Многие исследования продолжаются. Существует опыт, накопленный рядом зарубежных стран в области социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Много полезных результатов получено в работах по соглашениям между США и Францией, странами СНГ, а также после реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций <7>. ——————————— <7> См.: ИБРАЕ РАН Российский национальный доклад. 10 лет Чернобыльской катастрофы. Итоги и проблемы преодоления ее последствий в России. М., 1996.
Несмотря на то что правотворческий подход к указанным вопросам по законодательству некоторых иностранных государств более эффективен, все-таки Россия по ряду объективных и субъективных причин в данной области стоит не на последнем месте. Использовать положительный опыт развитых государств при принятии тех или иных нормативных актов в области охраны окружающей среды и предоставления социальных гарантий гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, необходимо, но с учетом национальных и исторических особенностей народа России. Несмотря на богатый опыт в данной области в некоторых зарубежных странах, в национальных работах не была сформулирована целостная (единая) теория социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Проблемы социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на современном этапе недостаточно разработаны и требуют дополнительного изучения и научного осмысления. Нормативные правовые акты, принятые во исполнение вышеуказанных статей Конституции Российской Федерации, по данному вопросу недостаточно эффективны и имеют противоречия. Вследствие этого многие граждане подают исковые заявления в суды общей юрисдикции. Это говорит о том, что проблемы в данной области существуют и их надо решать, чтобы предупредить повторение подобных случаев. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение обязательств государства, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод <8>. ——————————— <8> См.: Ковлер А. И. Европейское право прав человека и Конституция России // Журнал российского права. 2004. N 1.
Для совершенствования судебной защиты конституционного права граждан, подвергшихся радиационному воздействию, а также учитывая, что решения судов общей юрисдикции не однозначны и противоречат друг другу, представляется целесообразным Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику данной категории дел и вынести данные вопросы на обсуждения Пленума Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения материалов дел и предоставления руководящих разъяснений судам по вопросам применения в указанных делах действующего законодательства. Подводя итог, следует отметить, что необходимо совершенствовать нормативную правовую базу в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, путем принятия единого государственного стандарта, закрепленного законодательно, социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию, который позволит убрать все существующие различия и более эффективно подойти к решению задач по решению реабилитационных мероприятий. Для более эффективного подхода к природоохранительной деятельности государству также нужно вовлекать граждан и их общественные объединения в охрану окружающей среды. Государственная стратегия в данной области должна строиться на минимизации повреждающего воздействия. Конституция Российской Федерации (ст. 41) провозглашает, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия. Здоровье есть высшее основополагающее благо человека.
——————————————————————