К вопросу об обеспечении инвалидов Великой Отечественной войны спецтранспортом (по материалам докладной записки Министра социального обеспечения РСФСР Н. А. Муравьевой в ЦК КПСС от 29 июня 1957 г. N 1-433-7/14)
(Капустина О. В.) («История государства и права», 2013, N 18)
К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНВАЛИДОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СПЕЦТРАНСПОРТОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ МИНИСТРА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР Н. А. МУРАВЬЕВОЙ В ЦК КПСС ОТ 29 ИЮНЯ 1957 Г. N 1-433-7/14) <*>
О. В. КАПУСТИНА
Капустина Ольга Владимировна, руководитель группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области, кандидат исторических наук.
В статье на основе анализа информации, содержащейся в докладной записке Министра социального обеспечения РСФСР Н. А. Муравьевой в ЦК КПСС от 29 июня 1957 г., определены основные проблемы в снабжении инвалидов Великой Отечественной войны специализированным транспортом, показаны способы решения данных проблем.
Ключевые слова: инвалид Великой Отечественной войны, Министерство социального обеспечения, автомобиль, мотоколяска, жалоба (письменное обращение).
The analysis of the information contained in the report of the Minister of Social Security, made by N. A. Muravyova to the Central Committee on June 29, 1957 reveals the main problems in the providing of invalids of the Great Patriotic War with specialized vehicles; there are also shown some ways how to solve these problems.
Key words: Great Patriotic War invalids, the Ministry of Social Security, car, motocycle wheel chair, a complaint (written request).
Вследствие тяжелых ранений многие инвалиды Великой Отечественной войны испытывали трудности с передвижением, в т. ч. и на протезах, поэтому государство взяло на себя обязательства по обеспечению их дополнительными техническими средствами — мотоколясками. Позднее к мотоколяскам добавились автомобили. Однако, несмотря на государственные гарантии, дополнительный специализированный транспорт был предоставлен далеко не всем нуждающимся в нем инвалидам войны. В настоящее время принято обвинять советское социальное обеспечение в недостаточном внимании к этой проблеме. Интересная информация по данному вопросу содержится в докладной записке в адрес ЦК КПСС от 29 июня 1957 г. N 1-433-7/14 <1>, составленной Министром социального обеспечения РСФСР Н. А. Муравьевой (Нонна Александровна Муравьева возглавляла российское социальное обеспечение в период с 1952 по 1961 г. Именно при ней был разработан и введен в действие с 1 октября 1956 г. Закон «О государственных пенсиях в СССР», положивший начало созданию в СССР системы всеобщего пенсионного обеспечения). ——————————— <1> ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2922. Л. 14 — 15.
Обращение Министра российского социального обеспечения в ЦК Коммунистической партии было вызвано большим количеством жалоб со стороны инвалидов войны. Сразу нужно заметить, что в советское время вопросы, связанные с назначением пенсий или предоставлением социальных льгот, не подлежали рассмотрению в судебном порядке, поэтому советские граждане искали правду путем составления жалоб на действия чиновников из низовых государственных структур в вышестоящие организации или партийные органы. Письменные обращения строго учитывались и рассматривались государственными учреждениями в обязательном порядке. По данным журнала «Социальное обеспечение», за первую половину 1957 г. в приемную Министра социального обеспечения РСФСР с жалобами и заявлениями обратилось 36 тысяч человек <2>. Конечно, основная масса писем была связана с пенсионными вопросами (Закон 1956 г. только что вступил в силу), однако ряд обращений содержали просьбы решить транспортную проблему. Кроме письменных жалоб практиковались и личные обращения. Конкретным поводом для создания вышеупомянутой докладной записки явилось посещение Министерства социального обеспечения РСФСР 27 июня 1957 г. группой недовольных инвалидов войны «с настойчивыми требованиями ускорения выпуска доброкачественной малолитражной четырехколесной машины» <3>. ——————————— <2> Назаров А. 36 тысяч посетителей. Почему? // Социальное обеспечение. 1957. N 10. С. 36. <3> ГАРФ. Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2922. Л. 15.
В начале своей докладной записки Н. А. Муравьева кратко обрисовала историю проблемы: «В 1948 г. был организован выпуск трехколесной мотоколяски «К1В» открытого типа на Киевском мотоциклетном заводе, а в 1953 г. — трехколесных мотоколясок «С1Л» закрытого типа на Серпуховском мотоциклетном заводе, по своей идее наиболее отвечающих требованиям инвалидов. Однако в течение всего 1953 г. поступали массовые жалобы от инвалидов на неудовлетворительные конструктивные и эксплуатационные качества мотоколяски «С1Л» <4>. ——————————— <4> Там же. Л. 14.
Сегодня многим трудно представить, как выглядела советская мотоколяска. Мотоколяска Серпуховского завода — это небольшое транспортное средство с мотоциклетным двигателем, сначала от мотоцикла «Москва», потом «ИЖ». Первоначально у нее было три колеса и брезентовая крыша, впоследствии она все же получила четвертое колесо и ее крыша стала железной. В итоге мотоколяска, более известная в народе как «инвалидка», стала выглядеть как маленький двухместный автомобильчик. Мотоколяска отличалась плохой проходимостью, не имела печки, поэтому не могла использоваться в зимнее время. Ее максимально допустимая скорость составляла 40 километров в час. Это транспортное средство выдавалось инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата бесплатно сроком на пять лет. В свободную продажу мотоколяска не поступала. В докладной записке Н. А. Муравьевой четко отражены несколько этапов борьбы Минсобеса с отечественным автопромом. Конечно же, Минсобес действовал не напрямую, а через посредников. Схема этого противостояния выглядела следующим образом: многочисленные жалобы побуждали Министерство социального обеспечения обращаться в правительственные органы, которые, в свою очередь, издавали распоряжения, обязывающие министерство автотранспорта выполнять конкретные задания по выпуску продукции, необходимой для инвалидов войны. Итак, результатом массовых жалоб инвалидов войны, поступавших в российский Минсобес в 1953 г., стало распоряжение Совета Министров СССР от 8 сентября 1954 г. N 9823-р, которое обязало Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР разработать конструкцию двухместной коляски с более мощным двигателем воздушного охлаждения. Названное распоряжение не было выполнено. Жалобы продолжали поступать в Министерство. 28 мая 1956 г. Советом Министров СССР было издано новое распоряжение N 3015-р, которое обязало Министерство автомобильной промышленности с июля этого года организовать на Серпуховском заводе выпуск мотоколясок улучшенной конструкции, а с 1957 г. обеспечить выпуск мотоколясок с новой формой кузова. Кроме этого, предприятию предписывалось ежегодно выпускать 500 мотоколясок для водителей с ограниченными функциями одной руки. В итоге распоряжение полностью не было выполнено: форма кузова не изменена, коляска с управлением для левой руки не освоена, а коляска с управлением для правой руки была выпущена в недостаточном количестве. 13 декабря 1956 г. Совет Министров СССР распоряжением N 7200-р обязал Министерство автомобильной промышленности СССР со второго полугодия 1957 г. наладить выпуск четырехколесных мотоколясок. Однако серпуховский мотозавод к освоению производства не приступил, ссылаясь на ряд производственных трудностей <5>. При этом выпускаемая заводом трехколесная мотоколяска марки СЗЛ имела дефекты в ходовой части и быстро выходила из строя. ——————————— <5> Там же. Л. 15.
В итоге Н. А. Муравьева обратилась к ЦК КПСС с двумя просьбами: поручить Госплану СССР рассмотреть вопрос о выпуске в ближайшее время качественного малолитражного автомобиля, а для нуждающихся в транспортных средствах инвалидов выделить автомобили «Москвич» с ручным управлением: 1500 автомобилей — в 1957 г. и еще 3000 — в первом полугодии следующего, 1958 г. При этом Министр попросила «Москвичи» для того, чтобы выдать их в первую очередь жителям Москвы и Московской области. Вероятно, именно инвалиды из этих регионов, в силу территориальной близости к министерству, были наиболее активными его посетителями. Автомобилем с ручным управлением, за выпуск которого ратовала Н. А. Муравьева и которым с 1 января 1964 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 29 декабря 1963 г. <6> (уже при новом Министре — Л. П. Лыковой (1961 — 1967)) стали обеспечиваться инвалиды войны и другие инвалиды-военнослужащие при наличии медицинских показаний, стал двухдверный автомобиль «Запорожец» с двигателем Мелитопольского моторного завода. Согласно данным Советского энциклопедического словаря, «Запорожец», легковой автомобиль особо малого класса, выпускаемый Запорожским автозаводом «Коммунар» с 1960 г., имел кузов типа купе, мощность двигателя 30 кВт (40 л. с.) и скорость до 120 км/ч <7>. Официальная цена запорожского автомобиля в 1964 г. составляла 2200 руб. <8>, а в 1980-х — 3 тыс. руб. <9>. «Запорожец» выдавался бесплатно сроком на 10 лет, по истечении которых предполагалась его замена на новый. Впоследствии, согласно Положению о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих от 28 февраля 1981 г. <10>, срок владения «Запорожцем» с ручным управлением был сокращен до семи лет. По истечении названных сроков старые средства передвижения возвращались в службу социального обеспечения, а инвалид должен был получить новый транспорт. ——————————— <6> Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1963 г. N 1277 «Об обеспечении инвалидов автомобилями с ручным управлением» // URL: http://www. libussr. ru/doc_ussr/usr_6033.htm. <7> Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Совет. энцикл., 1983. С. 451. <8> Для блага человека // Социальное обеспечение. 1964. N 7. С. 3. <9> Интервью работника советской торговли (Владимирская область) из личного архива автора. <10> Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1981 г. N 209 «Положение о льготах для инвалидов войны и семей погибших военнослужащих» // Справочник нормативных документов по социальному обеспечению. М.: Финансы и статистика, 1981. С. 395.
Вышеназванное Постановление Совмина 1963 г. уже в следующем, 1964 г., обещало инвалидам войны (впрочем, на все союзные республики) 6 тысяч «Запорожцев» с ручным управлением. По официальным данным, за первую полную пятилетку после начала выпуска нового автомобиля (VIII — 1966 — 1970 гг.) в РСФСР инвалидам войны и другим инвалидам из числа военнослужащих государство бесплатно выдало 48 тысяч автомобилей «Запорожец», а также продало 7,5 тысяч «Запорожцев» и 5,4 тысячи «Москвичей» <11>. Конечно, не все нуждающиеся инвалиды войны в СССР были обеспечены необходимым транспортом. Очереди на его приобретение сохранялись и до распада государства, однако благоприятная тенденция смены неудобных мотоколясок на «Запорожцы» стала очевидной. ——————————— <11> Булычев Г. Итоги минувшего пятилетия // Социальное обеспечение. 1971. N 5. С. 4.
Подводя итоги, можно сказать, что государственная система социальных льгот не была в достаточной мере подтверждена возможностями советской автомобильной промышленности. Кроме этого, стоит отметить активность советских инвалидов Великой Отечественной войны в деле защиты своих прав и, соответственно, позитивную роль в развитии советской автомобильной промышленности их письменных и личных обращений в соответствующие государственные органы.
——————————————————————