О праве граждан на «вторую пенсию»

(Мананников Д. Ю.) («Социальное и пенсионное право», 2008, N 2)

О ПРАВЕ ГРАЖДАН НА «ВТОРУЮ ПЕНСИЮ»

Д. Ю. МАНАННИКОВ

Мананников Д. Ю., курсант 4-го курса военно-юридического факультета.

1 января 2002 года в Российской Федерации вступило в силу новое пенсионное законодательство, коренным образом изменившее структуру организации пенсионного обеспечения. Казалось бы, о какой «второй пенсии» может идти речь, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом право на одновременное получение двух пенсий имеет ограниченный круг лиц, нуждающихся в особой социальной защите. К ним, к примеру, относятся инвалиды вследствие военной травмы; участники Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы; вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступившие в новый брак <1>. Однако речь пойдет отнюдь не об этих лицах и не о государственных пенсиях, ведь наиболее значительным изменением пенсионной системы явилось формирование нового института — негосударственных пенсионных фондов (НПФ), посредством которых любой гражданин может реализовать свое право на получение «второй пенсии». Примечательно, но несмотря на довольно продолжительное существование НПФ в нашей стране, они по причине своей малоизвестности не пользуются особой популярностью среди простых людей. Удивляться тут нечему, государство не рекламирует деятельность негосударственных пенсионных фондов, Пенсионный фонд России не поддерживает своими информационными ресурсами, а сами фонды не могут солидарно провести рекламную кампанию. По данным социологического обследования в г. Москве, осведомлены о существовании НПФ лишь 38% из числа опрошенных <2>. Таким образом, 2/3 опрошенных ничего не знают о деятельности НПФ в городе-миллионнике. А если взять во внимание российскую глубинку? В то же время по состоянию на 1 октября 2006 г. в Российской Федерации уже работало 425 негосударственных пенсионных фондов, пенсионные резервы которых превышали 307691,804 млн. рублей. Общее число участников НПФ — 6,1 млн. человек, из них дополнительную негосударственную пенсию получали более 790 тыс. человек; 113 негосударственных пенсионных фондов участвовали в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионные накопления превысили 9086 млн. рублей. Количество застрахованных лиц — более 902 тысячи человек <3>. ——————————— <1> См.: п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». <2> Семенов В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации. М.: Издательство «Гроссмедиа», 2007. С. 15. <3> См.: www. interfax. ru.

Необходимо отметить, что помимо негосударственных пенсионных фондов существуют также и иные способы накопления на старость: наличные сбережения, депозит в банках, покупка паев паевых инвестиционных фондов (ПИФ), страхование в страховых компаниях, передача своих денежных средств для хранения и преувеличения в управляющую компанию, вложение свободных средств в акции или в недвижимость. Но при сравнении этих способов негосударственный пенсионный фонд представляется целенаправленно созданной структурой для будущих пенсионеров. Появление НПФ впервые определило возможность хоть как-то влиять на свои доходы в старости. Инициативой создания НПФ в нашей стране послужил Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года, N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Однако до 1998 года не было создано необходимой правовой базы, регламентирующей механизм реализации данного нововведения. Именно с этого года Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» были урегулированы правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и ликвидации указанных фондов, а также были определены основные принципы государственного контроля за их деятельностью. Итак, что же из себя представляет негосударственный пенсионный фонд? Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Такой некоммерческий статус НПФ не дает им возможности произвольно наращивать собственный капитал за счет дохода от инвестирования пенсионных денег. Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что на расходы для осуществления своей деятельности НПФ могут использовать не более 15 процентов дохода от инвестирования денежных средств вкладчиков. Остальные 85 процентов инвестиционного дохода НПФ должны распределять по пенсионным счетам граждан и предприятий пропорционально размерам этих счетов. Согласно Закону НПФ осуществляют три вида деятельности: по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию <4>. Специфика деятельности пенсионных фондов состоит в том, что их обязательства являются очень долгосрочными. Люди копят себе на пенсию в течение десятилетий, а то и всей трудовой жизни. Затем НПФ выплачивают своим участникам дополнительные негосударственные пенсии по достижении ими пенсионного возраста, то есть женщинам — 55 лет, мужчинам — 60 лет. Какой будет эта дополнительная пенсия, зависит от срока накопления и перечисляемых сумм. ——————————— <4> См.: п. 1 ст. 2 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

В создании пенсионных накоплений может принять участие физическое лицо, которое делает взносы в свою пользу и потом получает вторую пенсию, другое физическое лицо, делающее взносы в пользу первого (к примеру, родственник), или это может быть работодатель. Перечисляемые взносы работодателя могут быть на общий, солидарный счет компании в негосударственном пенсионом фонде, из которого по достижении пенсионного возраста и завершении трудовой карьеры на личный именной счет работника работодатель перечислит определенную сумму. Кроме того, работодатель может также перечислить пенсионные взносы прямо на личный именной пенсионный счет своего работника в течение определенного времени до достижения пенсионного возраста работника. Или это может быть паритетный план: когда на именной счет работника работодатель перечисляет определенную сумму, такую же, какую перечислил работник сам себе. Иными словами, работник и работодатель поровну формируют пенсионные накопления работнику на «вторую пенсию». Это называют совместной программой работодателя и работника. Существует несколько схем формирования «второй пенсии». Это значит, что при заключении пенсионного договора с негосударственным пенсионным фондом гражданину необходимо определить условия, затрагивающие порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Прежде всего это может быть как «срочная», так и «пожизненная» схемы пенсионного обеспечения. Так, в срочных схемах можно самостоятельно выбрать количество лет, которые будут делить пенсионный капитал на части для выплаты. Например, пять или десять лет, меньше пяти лет нельзя по закону — это законодатель борется с обналичиванием средств. В пожизненной же схеме период выплат негосударственной пенсии продолжается до конца жизни участника. При этом учитываются таблицы смертности для мужчин и женщин того или иного региона и соответственно средняя продолжительность предстоящей жизни. Как правило, при пожизненной схеме в случае смерти участника остаток пенсионного капитала не наследуется, а при срочных схемах остаток пенсионного капитала отходит правопреемникам <5>. ——————————— <5> Семенов В. В. Как получить вторую пенсию в Российской Федерации. М.: Издательство «Гроссмедиа», 2007. С. 105.

В пенсионных договорах граждане вправе самостоятельно определить время уплачиваемых взносов. К примеру, можно платить ежемесячно, ежеквартально, разрешается вносить сумму и единовременно. Эти суммы будут лежать на именном пенсионном счете гражданина и прирастать от инвестиционного дохода до момента выхода на пенсию. Кстати, инвестированием средств НПФ занимается профессиональная управляющая компания, действующая на основании лицензии, а хранение активов и ежедневный контроль за составом и структурой портфеля НПФ осуществляет специализированный депозитарий. НПФ обязаны ежегодно публиковать в СМИ отчет о своей деятельности, а также информировать вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов. Негосударственные пенсионные фонды действуют под контролем государства в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Согласно Постановлению Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669 государственное регулирование деятельности НПФ, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, а также надзор и контроль за деятельностью НПФ, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам <6>. НПФ на регулярной основе предоставляют в ФСФР России специальную, финансовую и бухгалтерскую отчетность. ——————————— <6> См.: Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2003 г. N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью».

ФСФР обладает широким перечнем полномочий по отношению к фондам. Среди них, к примеру, установление: — порядка регистрации правил негосударственного пенсионного фонда и изменений, вносимых в такие правила; нормативного размера пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами; — порядка подачи негосударственным пенсионным фондом заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика, его регистрации и публикации сведений о регистрации такого заявления; — порядка определения рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, сформированные в негосударственных пенсионных фондах, и др. Важным полномочием Федеральной службы по финансовым рынкам является лицензирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также установление нормативного размера страхового резерва и порядка его формирования. Наличие страхового резерва позволяет при неблагоприятном развитии событий выполнить обязательства Фонда перед участниками <7>. Помимо государственного контроля за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, осуществляется общественный надзор со стороны Попечительского совета, в который включаются уполномоченные представители вкладчиков и участников. ——————————— <7> Бончик В. Обеспечение финансовой устойчивости НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции. 2006. N 3. С. 5.

Фонд, кроме того, вправе участвовать в объединенных гарантийных фондах, создаваемых на добровольной основе, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств Фонда перед его участниками <8>. Помимо этого, участники негосударственных пенсионных фондов защищены от банкротства. Согласно Федеральному закону N 75-ФЗ на средства пенсионных резервов, из которых выплачивают пенсии, не может быть обращено взыскание по долгам Фонда, нельзя накладывать на них арест. ——————————— <8> См. ст. 23 ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Необходимо помнить и то, что НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Это означает, что для выплаты пенсии данный финансовый институт обязан отдать все, что у него есть, — если не хватает денежных средств на счете, то реализуются автомашины, компьютеры, здания и сооружения. В Законе «О негосударственных пенсионных фондах» существует понятие «выкупная сумма», под которой понимаются денежные средства, выплачиваемые Фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора. Таким образом, предусматривается две альтернативы: перевести в другой негосударственный пенсионный фонд либо принять решение о расторжении пенсионного договора. Во втором случае на счете участника находятся пенсионный взнос и плюс инвестиционный доход за прошедшее время. Все эти средства обязаны вернуть. Исключением является инвестиционный доход за текущий год, так как он еще не определен, — так принято в правилах большинства фондов. Отсюда следует, что выгодней расторгать пенсионный договор по истечении календарного года. Все вышеперечисленные гарантии свидетельствуют о привлекательности НПФ в системе пенсионного обеспечения РФ. В связи с этим по праву возникает вопрос: «Почему же все-таки люди преимущественно не доверяют негосударственным пенсионным фондам?». Наверно, это связано не только с недостатком информированности лиц о существовании НПФ. Среди большинства российских граждан, как правило, бытует мнение о невозможности предсказания предстоящих событий через 10 — 20 лет. Кто даст гарантию, что, если к власти придут новые политические силы, они не начнут снова переделывать пенсионную систему и все предыдущее накопление денег потеряет смысл? После негативных экономических явлений 90-х гг. XX в. (высокая инфляция, дефолт и др.) люди не верят созданным структурам, зачастую представляют их в качестве очередных финансовых пирамид. Будущее финансовой системы России вызывает до сих пор сомнение, да и система пенсионного обеспечения реформируется не всегда понятно. К тому же нельзя не иметь в виду, что общая продолжительность жизни российских мужчин, по данным Росстата в 2006 г., составила 57 — 58 лет, а женщин — 71 — 72 года <9>. Как видим, большинство пенсионеров среди мужского населения даже не может дожить до пенсионного возраста. Таким образом, существует множество нюансов, сопряженных с риском, которые необходимо учитывать гражданину при заключении пенсионного договора с негосударственным пенсионным фондом. ——————————— <9> http://www. gks. ru/, Росстат.

——————————————————————